Административное право - составная часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и иные отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении разных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере исполнительной власти.
39. Предмет и метод административного права. Управленческие отношения.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно-управленческой деятельностью, а потому в обобщенном виде называется управленческой.
Метод административного права-совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.
- Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
- Запреты – фактически те же предписания, но иного характера, а именно, возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
- Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Методы правового регулирования, характерные для административного права:
– метод власти – подчинения, или метод прямого распорядительства – отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;
– метод рекомендаций – рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления;
– метод согласования – регулирует отношения между участниками, не находящимися
между собой в подчинении;
– метод равенства – субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.
Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от конкретных целей их возникновения на две группы:
1) внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.;
2) внешние – связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).
40. Система административного права. Система административного права - это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм. Административно-правовой институт - есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих группу управленческих отношений. Нормы административного права подразделяются на нормы Общей и Особенной частей.
В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления (нормы, регулирующие государственную службу; нормы, обеспечивающие законность управления; и т д).
Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. Эта часть состоит из трех блоков: 1) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством и т. д.); 2) управление социально-культурной сферой (образованием, наукой, культурой и т.д.); 3) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью и т.д.).
41. Источники административного права. Понятие и виды. Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм и правил.
Виды источников административного права:
– законы России (Конституция РФ и акты Федерального Собрания РФ)
– подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, распоряжения министерств и других федеральных органов исполнительной власти)
– законы субъектов Федерации ( конституции, уставы и законы)
– подзаконные акты субъектов Федерации (указы, распоряжения президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств и т.д.;)
– акты местного самоуправления;
– международные договоры
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.