Древнегреческая философия: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), элейская школа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИИ .. 3

1. Древнегреческая философия: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), элейская школа. 3

2. Особенности софистической мудрости (Протагор, Горгий) 5

3. Космология Платона, космология Аристотеля. 6

4. Эллинистическая философия: стоики, скептики. 8

5. Эллинистическая философия: эпикурейцы, неоплатоники. 9

6. Александрийская и антиохийская школы, каппадокийские отцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) 9

7. Латинская патристическая философия 4-6 вв. (Блаженный Августин и Боэций) 10

8. Восточная патристическая философия 5-8 вв. (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин) 11

9. Схоластика 13 в. (Фома Аквинский) 12

10. Номинализм 13-14 вв. (Уильям Оккам). 13

11. Общая характеристика эпохи Возрождения, натурфилософия (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно). 14

12. Наука нового времени (Г. Галилей, Р. Декарт) 15

13. Наука нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс. 16

14. Философия Нового времени: Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 17

15. Общая характеристика эпохи Просвещения. 19

16. Немецкая классическая философия: И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг. 20

17. Немецкая классическая философия: Г. В. Ф. Гегель. 22

18. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса. 23

19. Философское направление позитивизма О. Конта. 24

20. Философия 20 века: феноменология, экзистенциализм.. 24

ПРАКТИКИ.. 27

1. Первоначало в древнегреческой философии (избранные фрагменты Гераклита) 27

2. Феномен Сократа на фоне софистов (фрагмент диалога «Гиппий больший» Платона) и отличие философии Платона от философии досократиков. 27

3. Платон о душе и знании (2-я речь Сократа в диалоге «Федр»). 28

4. Соотношение познания и истины (образ пещеры в 7 кн. «Государства» Платона) 29

5. Основные положения физики Аристотеля. 30

6. Антропология и онтология Григория Нисского (по избранным главам «Об устроении человека», гл. 12) 31

7. Аврелий Августин: исповедь как путь самопознания («Исповедь», 10, 11 главы) 32

8. Два образа человеческого бытия в «Вопросы и ответы» Максима Исповедника (вопрос XLIII). 33

9. Ренессансное осмысление человеческой природы («Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы). 33

10. Метод познания Р. Декарта («Рассуждение о методе»). 34

11. Первый принцип философии Р. Декарта и доказательство бытия Бога («Рассуждение о методе»). 35

12. Немецкая классическая философия: И. Кант (введение к «Критика чистого разума»). 35

13. Отчужденный труд и коммунизм в "Экономическо-философских рукописях 1844" К. Маркса. 37

14. Сущность техники в «Вопрос и техника» М. Хайдеггера. 38

 



ЛЕКЦИИ

Древнегреческая философия: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), элейская школа

Милетская школа: Фалес

Фалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик.

По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его математические и астрономические знания, которые он приобрел в Финикии и Египте и перенес в Грецию. Самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то, что он предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 года до н. э. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими научным духом связана его попытка найти иной, немифологический, ответ на вопрос о последних основах вещей.

Фалес выдвинул идею единства мироздания, о субстанции – начале, первооснове всего. Такую первооснову он усмотрел во влаге. Фалес попытался найти естественное объяснение природы без посредства мифов. Вода как естественное начало признавалась веществом, из которого все возникло и все состоит, носителем всех изменений и превращений. Он говорил также, что Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое пребывание в центре мира. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды. По всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил в духе древней религии природы как нечто аналогичное человеческой душе. На это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (то есть жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным – воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо «гилозоизмом» (от греч. hyle – «вещество», «материя» и zoe – «жизнь»).

Милетская школа: Анаксимен

Анаксимен (ок. 585–525 гг. до н. э.) считается учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.

Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

В своей физической теории Анаксимен уклоняется от Анаксимандра в том отношении, что в качестве первоначала он признает не безграничное вещество без какого-либо определения, подобно Анаксимандру, а вместе с Фалесом – качественно определенное вещество. С другой стороны, он примыкает к Анаксимандру в том отношении, что выбирает такое вещество, которое, по-видимому, обладает существенными свойствами первоначала: безграничностью и непрерывным движением.

То и другое присуще воздуху. Он не только простирается в беспредельность, но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является основой всей жизни и всякого движения в живых существах: «Как воздух, в качестве нашей души, держит нас, так веющее дыхание и воздух объемлет весь мир». В силу своего безначального и бесконечного движения воздух претерпевает изменение, которое бывает двояким: разрежением или размягчением и сгущением или уплотнением. Первое есть вместе с тем нагревание, последнее – охлаждение. Через разрежение воздух становится огнем, через сгущение – ветром, далее – тучами, водой, землей, камнями. Эту мысль Анаксимен извлек из наблюдения атмосферных процессов и осадков. При возникновении мира сначала образовалась Земля, которую Анаксимен представлял себе плоской, наподобие диска, и потому висящей в воздухе. Поднимающиеся от нее испарения, разряжаясь, становятся огнем. Части этого огня, сжатые воздухом, суть звезды; имея форму, подобную Земле, звезды, витая в воздухе, вращаются вокруг Земли боковым движением.

Элейская школа: Парменид

Парменид (кон. VI – сер. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.

Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы ты Единое изучил», – и указывает ему три пути:

1) путь абсолютной истины;

2) путь изменчивых мнений, ошибок и фальши;

3) путь мнений, достойных похвалы.

Наиважнейшим принципом Парменида является принцип истины: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть.

Бытие, в контексте размышлений Парменида, есть чистая позитивность, небытие – чистая негативность. Первое есть абсолютная противоположность второго. Этот принцип Парменид аргументировал так: все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе как думая (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто – все равно, что не думать, говорить о ничто – значит ни о чем не говорить. Ничто немыслимо и невыразимо.

Парменид считал невозможным сосуществование противоречащих друг другу суждений: если есть бытие, необходимо, чтобы не было небытия.

Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо.

Бытие не имеет прошедшего и будущего, оно есть вечное настоящее, без начала и конца.

Бытие неизменно и неподвижно, во всем равно, не может быть «более бытия» или «менее бытия».

Бытие является для Парменида «законченным» и «совершенным», представленным в форме сферы как самой совершенной фигуры.

Путь правды есть путь разума, путь ошибок есть неизбежно данные чувства. В чувствах точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства. Путь заблуждений объемлет все позиции, осмысляющие и применяющие небытие, ибо небытия нет, оно немыслимо и неразрешимо.

Парменид полагал, что и позитивное начало (бытие), и негативное начало (небытие) принадлежат бытию. Они могут быть поняты, лишь будучи включенными в высшее единство бытия.

Возникновение софистики

Софисты – «учителя мудрости» – учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все что угодно и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

Платон в трактате «Горгии» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения».

Учение Аристотеля о бытии

Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

Самобытное единичное бытие, то есть такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии и существует в самом себе, Аристотель называет субстанцией. Мир – совокупность субстанций. Каждое единичное бытие – сочетание материи и формы. Материя – это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма.

Аристотель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Душа – это проявление активной жизненной силы. В ряде своих работ он приходит даже к таким выводам: «Деятельность души обусловлена состоянием тела», «Душа не существует без материи».

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность – это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познаваемым бытием. Вторые сущности – производные от первых. Они являются видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

Четыре вида причин бытия:

Материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;

Формальные – в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия;

Действующие, или производящие, – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;

Целевые, или конечные, – отвечающие на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

Натурфилософия

Если Бог есть бесконечное единство бытия, то мир как демонстрация божественного бытия, простираемость бесконечно сущего.

Всё есть Бог.

Николай Кузанский не соединяет бесконечность Бога и безграничность мира. Разрушает конечный космос античности.

Николай Коперник (1473 - 1543). Земля вращается вокруг своей оси. Земля вращается вокруг солнца, которое находится в центре мира.

Ж. Бруно (1548 - 1600). Опирается на учение Кузанского и Коперника. Бесконечный космос. Природа Бога не отличается от природы мира.

Снимает границу между творцом и творением. Между формой и материей.

Диалектика Гегеля

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество – внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.

Качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

2. Закон о взаимопроникновении противоположностей. Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество выражает равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга.

3. Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития.

Отрицание – единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

ПРАКТИКИ

1. Первоначало в древнегреческой философии (избранные фрагменты Гераклита)

Начиная с античности, в первую очередь, благодаря свидетельствам Аристотеля, Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:

(30) КЛИМЕНТ АЛЕКС: Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий. - Огонь есть начало или первоначальная материальная причина мира. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.

(Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.)

26 (50) ИППОЛИТ: Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно.

23 (114+2 DK) СЕКСТ ЭМПИРИК. Большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок.

Он считал, что Логос правит над всем, он вездесущ и всеобъемлющ, все скрепляет и удерживает в едином порядке и гармонии. Он является собой и закон Вселенной, и закон государства, но это не означает, что он легко доступен и понятен, напротив, даже авторитетные люди не способны постичь его суть, подменяя истинную мудрость простым многознайством.

37 (9) АРИСТОТЕЛЬ: “ослы солому предпочли бы золоту”.

Солома-мнение, золото - истина, собственное мнение, знания

2. Феномен Сократа на фоне софистов (фрагмент диалога «Гиппий больший» Платона) и отличие философии Платона от философии досократиков.

Сократ и софист Гипий ставит вопрос о прекрасном, но Гипий вопрошает конкретные красивые вещи, а Сократ о прекрасном (что нельзя представить). Сократ спрашивает о существовании прекрасном, и том, что он спрашивает- умножаемо. С. Вводит нас в сферу метафизики. С. Ищет меру, образец, идею прекрасного, на основании которой можно рассуждать/судить по его чувственным проявлениям. Говорит о необходимости измерительного искусства, кот у всех людей есть, иначе невозможно познание.

Материя и форма

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: о материи и форме, действующей причине и цели, возможности и осуществлении.

Материя — многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Бог-источник бытия.

|

Ум

|

Природа

|

Вещество

Именно ум - онтологическая ступень, которая может расторгнуть связь иерархии: т.е. отвернуться от Бога и обратиться к тому, что ниже него.

Но когда ум обращается к природе или веществу, тогда возможно какое-либо зло или греховность, которая появляется в результате недостатка оформления, поскольку происходит обрыв с источником оформления.

В этическом плане: вместо того, чтобы заботиться о теле, начинает обращаться к нему, как к своей цели. Так как вещество - то, что не оформленно, то человек стремится к смерти.

В нашем понятии структура остаётся актуальной. Ум всегда выше, чем тело.

Антропология св. Григория теоцентрична. Человек был создан для жизни в Боге и был наполнен всеми божественными благами: «чистотой, бесстрастием, блаженством, отчуждением от всего худого и всем с сим однородным, чем изображается в человеке подобие Божеству. … Божество есть ум и слово … недалеко от сего и естество человеческое. … Бог есть также любовь и источник любви… это Зиждитель и нашего естества сделал отличительною чертою… где нет сей любви там (искажены) все черты образа».

ВОПРОС XLIII

Если в Писании говорится, что мудрость есть древо жизни (Притч. 3:18), а дело мудрости — различать и ведать дерево познания добра и зла (Быт. 2:9), то чем же тогда отличается [последнее] от древа жизни?

ОТВЕТ. Путь в соответствии со своим логосом и к своему логосу, реализуется в православном подвиге. Иной путь свободного выбора - это путь против своего логоса, путь в небытие, реализуется в автономной мысли.

Максим Исповедник актуализирует священную историю (жизнь по плоти; жизнь, ведущую к вечному; с Адамом).

Древо жизни – древо, создающее жизнь. Древо смерти – древо познания добра и зла.

Древо жизни как мудрость связано с умом человека. Ум различает умопостигаемые вещи и чувственные, вечные и приходящие. Соблюдая божественную заповедь, человек сохраняет свою душу (то, что нетленно). Придерживаясь телесного наслаждения и телесной муки, человек занимается только сохранением тела (преступает божественную заповедь, идет к смерти).

ЛЕКЦИИ .. 3

1. Древнегреческая философия: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), элейская школа. 3

2. Особенности софистической мудрости (Протагор, Горгий) 5

3. Космология Платона, космология Аристотеля. 6

4. Эллинистическая философия: стоики, скептики. 8

5. Эллинистическая философия: эпикурейцы, неоплатоники. 9

6. Александрийская и антиохийская школы, каппадокийские отцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) 9

7. Латинская патристическая философия 4-6 вв. (Блаженный Августин и Боэций) 10

8. Восточная патристическая философия 5-8 вв. (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин) 11

9. Схоластика 13 в. (Фома Аквинский) 12

10. Номинализм 13-14 вв. (Уильям Оккам). 13

11. Общая характеристика эпохи Возрождения, натурфилософия (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно). 14

12. Наука нового времени (Г. Галилей, Р. Декарт) 15

13. Наука нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс. 16

14. Философия Нового времени: Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 17

15. Общая характеристика эпохи Просвещения. 19

16. Немецкая классическая философия: И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг. 20

17. Немецкая классическая философия: Г. В. Ф. Гегель. 22

18. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса. 23

19. Философское направление позитивизма О. Конта. 24

20. Философия 20 века: феноменология, экзистенциализм.. 24

ПРАКТИКИ.. 27

1. Первоначало в древнегреческой философии (избранные фрагменты Гераклита) 27

2. Феномен Сократа на фоне софистов (фрагмент диалога «Гиппий больший» Платона) и отличие философии Платона от философии досократиков. 27

3. Платон о душе и знании (2-я речь Сократа в диалоге «Федр»). 28

4. Соотношение познания и истины (образ пещеры в 7 кн. «Государства» Платона) 29

5. Основные положения физики Аристотеля. 30

6. Антропология и онтология Григория Нисского (по избранным главам «Об устроении человека», гл. 12) 31

7. Аврелий Августин: исповедь как путь самопознания («Исповедь», 10, 11 главы) 32

8. Два образа человеческого бытия в «Вопросы и ответы» Максима Исповедника (вопрос XLIII). 33

9. Ренессансное осмысление человеческой природы («Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы). 33

10. Метод познания Р. Декарта («Рассуждение о методе»). 34

11. Первый принцип философии Р. Декарта и доказательство бытия Бога («Рассуждение о методе»). 35

12. Немецкая классическая философия: И. Кант (введение к «Критика чистого разума»). 35

13. Отчужденный труд и коммунизм в "Экономическо-философских рукописях 1844" К. Маркса. 37

14. Сущность техники в «Вопрос и техника» М. Хайдеггера. 38

 



ЛЕКЦИИ

Древнегреческая философия: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), элейская школа

Милетская школа: Фалес

Фалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик.

По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его математические и астрономические знания, которые он приобрел в Финикии и Египте и перенес в Грецию. Самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то, что он предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 года до н. э. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими научным духом связана его попытка найти иной, немифологический, ответ на вопрос о последних основах вещей.

Фалес выдвинул идею единства мироздания, о субстанции – начале, первооснове всего. Такую первооснову он усмотрел во влаге. Фалес попытался найти естественное объяснение природы без посредства мифов. Вода как естественное начало признавалась веществом, из которого все возникло и все состоит, носителем всех изменений и превращений. Он говорил также, что Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое пребывание в центре мира. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды. По всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил в духе древней религии природы как нечто аналогичное человеческой душе. На это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (то есть жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным – воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо «гилозоизмом» (от греч. hyle – «вещество», «материя» и zoe – «жизнь»).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 437.