в единственном числе по падежам.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели; Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. (Занятие проводит­ся только тогда, когда все падежные формы — родитель­ный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи — отработаны, а также изучен с детьми на занятиях предлог С в значении совместности.)

Ход занятия

Организационный момент. Логопед говорит детям: «Сядет тот,

кто повторит за мной: ТО-ТУ-ТА (МО-МУ-МА, ТОМ-ТУ-ТЕ, КОМ-КУ-КА-КЕит.п.)». (Это некоторые окончания слов при изменении падежной

формы.)

1. Логопед приглашает к столу девочку и просит ее выбрать из кукольного уголка самую красивую куклу, а также взять рас­ческу, ленту и коляску. Когда девочка все названные предметы привозит в своей коляске к столу, логопед говорит:

— Сейчас я буду рассказывать про Лену и ее любимую кук­лу, а вы заканчивайте мои предложения.

Логопед говорит, а девочка производит с куклой соответству­ющие действия:

— Была у Лены любимая... (кукла).

— Лена часто возила в коляске свою... (куклу).

— Каждое утро Лена привязывала бант своей... (кукле).

— Лена расчесывала волосы любимой... (кукле).

— Потом Лена укладывала в коляску... (куклу) и ходила на
улицу со своей... (куклой).

— Всем подружкам в детском саду Лена рассказывала о...
(кукле)»

Затем логопед объясняет детям: «Ребята, вы заметили, как одно и то же слово менялось в наших предложениях: куклА, куклУ, куклЕ, куклОЙ. Слово менялось потому, что соседние слова были разными».

2. Логопед берет игрушечного кота и говорит детям:

— А сейчас я прочитаю стихотворение про этого кота, а вы будете заканчивать предложения.

У норы добычи ждет... (кот).

Мышь осталась без хвоста, убегая от... (кота),

И бежит скорее в дом, чтоб не встретиться с... (котом).

Потом спрашивает ребят: «Кто заметил, какое слово меня­лось во всех предложениях? От каких слов это зависит?» (От соседних.)

3. Из-под стола логопед достает игрушку. Это — Незнайка. Затем спрашивает детей:

— Кто пришел к нам в гости? (Дети должны на все вопросы отвечать полным предложением.)

— Кого мы рады видеть?

— Кому похлопаем все вместе? (Дети хлопают, Незнайка кланяется.)

— У кого всегда неправильные ответы? (Незнайка смущенно закрывает лицо.)

— С кем мы часто встречаемся на занятиях?

— О ком мы с радостью всегда вспоминаем?

4. Динамическая пауза. Воспитатель читает стихотворение и показывает упражнения, которые дети повторяют вслед за ним:

Наклонилась сперва книзу наша голова (наклон вперед).

 Вправо, влево мы с тобой покачаем головой (наклоны в сто­роны).

Руки за голову, вместе начинаем бег на месте.

Уберем и я, и вы руки из-за головы.

5. Логопед предлагает детям открыть лежащие у каждого на столе конверты. В них картинки, на которых изображены разные звери. Логопед обращается к детям:

— Ребята, давайте представим, что мы пришли в волшебный лес. Здесь все звери играют друг с другом, не боятся людей, все вместе живут дружно» Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте каждый о своем животном:

—* Кого вы увидели в лесу?

— К кому подошли близко-близко?

— У кого много друзей в волшебном лесу?

— С кем вы познакомились?

— О ком расскажете другим ребятам?

(Дети должны отвечать на вопросы полным предложением.)

6. Воспитатель вносит большой пирог и передает его логопе­ду. Логопед спрашивает детей:

— Что вам принесла воспитательница?

— Чему вы так обрадовались?

— От чего мы отрезаем кусочки?

— Чем мы все любуемся?

— О чем вы расскажете дома?

После ответов детей логопед отрезает кусочки пирога и дает их сначала тем, кто занимался особенно старательно, а затем всем остальным ребятам.

Занятие №19

Тема: Пред лог В.

Цели: Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, кото­рые придумают, что может быть внут­ ри коробки (кастрюли, холодильника, машины, банки, шкафа, пузырька и т. п.).

I. Логопед достает из мешочка красивый маленький шарик на ниточке и по очереди опускает его в банку, бутылку, ящик, миску и т. п. (Отбираются те предметы, при произнесении назва­ния которых в сочетании с предлогом В звук не оглушается.)

Логопед спрашивает детей: «Где шарик?» После каждого от­вета, выделяя голосом предлог В, произносит сам: «В банке», «В ящике» и т.п. Затем следует объяснение: «Когда мы прячем пред­мет внутрь, в середину, появляется маленькое слово В».

2. Игра «Назови продукты».

Логопед показывает детям солонку и просит вспомнить, куда, в какие блюда, в какую еду мы кладем соль. Дети с помощью логопеда проговаривают предложения, подчеркнуто произнося предлог В: «Соль кладут В котлеты (В кашу, В картошку, В суп, В солянку и т. п.)».

Затем логопед показывает детям сахарницу и предлагает вспомнить и назвать, куда кладут сахар.

Ответы детей: «Сахар кладут В кефир (В чай, В кисель, В компот и т.п.)»/После проговаривания предложений логопед напоминает, что в каждом было маленькое слово В.

3. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки, одновре­менно произнося следующий текст:

— Лена гуляла на полянке. Она собирала в корзинку земля­нику. С ней была собака Тузик и курочка Пеструшка. Пошел дождь. Лена побежала в дом. Курочка спряталась в сарай, а со­бака залезла в будку.

Логопед просит найти в рассказе маленькое слово В. Дети произносят предложения, выделяя голосом заданный предлог.

Затем логопед уточняет» есть ли маленькое слово В в таких предложениях:

«Лена гуляла на поляне», «Лена увидела волка», «Лена взя­ла корзинку».

(Можно даже с нажимом произносить звук В.)

После ошибочных ответов детей логопед уточняет, что ма­ленькое слово В появляется только тогда, когда предмет нахо­дится внутри, и приводит примеры.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение и вместе с детьми производит соответствующие действия:

В комнату вошел Мой брат (шаги на месте).

В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз).

В конуру полез наш пес (приседание).

Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны).

После двукратного проговаривания и выполнения действий логопед спрашивает ребят: «Услышали вы маленькое слово В?» Дети выделяют его в соответствующих словосочетаниях.

5. Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в, них
маленькое слово В:

В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда.

В лес пошли Кирилл, Иринка, А у них в руках корзинка.

6. Дети занимаются индивидуальной работой: каждый по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В. Логопед опрашивает детей. Они говорят предложения, выделяя предлог В.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие 25

Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?).

Цели: Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной по три слова: каша, компот, бульон (суп, рассоль­ник, борщ; сок, напиток, варенье и т.п.)».

1. Логопед объясняет, что сегодня разговор пойдет о том, какие бывают соки, супы, каши, другие кушанья.

Логопед раздает на каждый стол по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т, п.). Затем логопед говорит детям:

— Назовите свои продукты.

— Какую кашу можно сварись из вашего продукта? (Гречне­вую, пшенную, манную и т. п.)

— Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.)

— Какой напиток можно приготовить? (Кофейный.)

-  Какую запеканку можно сделать? (Манную, вермишеле­вую и т. п.)

Логопед помогает детям яри затруднениях с ответами. Наи­более сложные прилагательные проговариваются хором.

2. Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку вот с этим вареньем. А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться!»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жением различных фруктов, ягод и плодов, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные (яблочное, клюк­венное, клубничное, грушевое, сливовое и т. п.).

Сложные слова логопед и дети проговаривают хором.

3. Динамическая пауза. Логопед объясняет детям, что тот, кому он бросит мяч, должен ответить одним словом на его не­ сколько слов:

напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; котлеты из курицы — куриные; бульон из мяса — мясной; оладьи из картофеля — картофельные.

(Желательно подобрать прилагательные, которые не будут фи­гурировать в остальных частях занятия.)

4. Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки, просит исправить Незнайкины ошибки и читает: «Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок
икру (кабачковую икру)».

5. На столах у детей заранее разложены вырезанные из кар­тона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изоб­ражением какого-либо продукта — мяса, рыбы, фруктов, овощей и др. Дети по просьбе логопеда переворачивают кастрюльки изоб­ражением вверх и рассказывают, какой суп сварила сегодня мама (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п.).

Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными.

Вместо таких кастрюлек можно сделать аналогичные буты­лочки для сока, на которых будут наклеены различные картин­ки с изображениями ягод, фруктов и т. п.

III Итог Логопед подводит итог занятия, «угощая» из закрытой банки детей вкусным вареньем.

III период обучения Занятие №6

Темя: Распространение предложений путем введения однородных определений:

Цели: Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-призна­ки в определенное место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарь детей. Уточ­нить понятия «слово», «предложение», «действие».

Ход занятия

Организационный момент. Садится тот, кто выполнит задание

логопеда (логопед подбивает задание в соответствии с темой занятия).

1. Логопед загадывает детям загадку:

,-. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет, Им играют в волейбол, им забьют в ворота гол.

Дети отгадывают загадку и логопед достает из-под стола боль­шой красивый мяч. После рассматривания мяча логопед спраши­вает: «Какой мяч по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу?» (Эти вопросы отработаны на предыдущих занятиях.)

После подбора определений (разноцветный, круглый, боль­шой, резиновый) при помощи подсказывающих жестов логопе­да, называния им слов-антонимов дети произносят следующие определения: красивый, блестящий, упругий, легкий, новый и т. п.

При назывании каждого из указанных определений логопед на наборном полотне располагает прямоугольники красного цве­та по количеству подобранных слов. Потом говорит ребятам: «Мы с вами подобрали много слов про то, какой это предмет».

2. На наборном полотне логопед оставляет пять прямоугольников и достает из-под стола коробку, читая при этом стихотворение:

Здесь, в коробке, есть предметы.

Все сейчас получат свой..

Осмотри предмет, потрогай

 И подумай — он какой?

Логопед раздает детям предметы, у которых легко опреде­лить цвет, форму, величину, из какого материала он сделан, и просит ребят рассказать об этих признаках предметов.

Затем показывает на пять прямоугольников красного цвета и говорит, что надо придумать пять слов о том, какой предмет.

Дети, глядя на фишки, контролируют количество подобран­ных ими слов. Логопед опрашивает четверых-пятерых ребят.

3. Логопед выставляет перед детьми картинку. На ней изображена девочка, несущая большой разноцветный мяч, похожий на тот, который ребята рассматривали в начале занятия. Затем логопед просит составить по этой картинке предложение из трех слов. (Девочка несет мяч.)

Количество названных слов логопед фиксирует на наборном полотне квадратиками другого цвета (например, синего) и гово­рит детям: «Сейчас я короткое предложение превращу в длин­ное, красивое, интересное».

Затем отодвигает вправо последний синий квадратик и мед­ленно произносит предложение с пятью-шестью определениями. Например: «Девочка несет красный, большой, красивый, новый, блестящий, резиновый мяч». Необходимо акцентиро­вать внимание детей на том, что слово мяч оказалось в конце предложения.

4. Динамическая nay за. Логопед просит детей включить в это же предложение свой четыре определения, встать, подойти к наборному полотну и каждое слово отобразить на схеме.

Аналогично распространяются другие предложении (напри­мер: «Мальчик держит флажок», «Девочка поливает цветок»).

5. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой нарисована девочка, несущая какой-то предмет (его изображение закрыто белым листом бумаги). Логопед говорит: «Давайте представим, что девочка несет ваш предмет (имея в виду предметы, розданные ребятам в начале занятия). Какое короткое предложение вы составите?»

После того как задание выполнено, логопед говорит: «А те­перь составьте длинное предложение, где будет четыре слова о том, какой ваш предмет». (Логопед указывает на схему.)

Ребята составляют длинные предложения. Логопед следит, чтобы определяемое слово было в конце предложения и дети со­отнесли проговариваемые слова с их отображением на схеме.

В заключение логопед открывает закрытый на картинке пред­мет и к ней составляются короткое и длинное предложения.

6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Занятие № 14

Тема: Глаголы-антонимы.

Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, стро­ить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чув­ство языка.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совер­шаем каждый день».

Логопед рассказывает детям историю:

— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все де­лал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Про­сит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа логопед уточняет действия с противо­положным значением: ложиться — вставать, убирать — разбра­сывать и т. п.

2. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия:

опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот — закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

3. Игра «Картинки-перевертыши».

Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предло­жения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.

На первой картинке изображен мальчик, который чинит ма­шинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение».

Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как состав­лено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.

Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:

Девочка снимает фартук (надевает).

Папа вешает картину (снимает).

Малыш строит башню (ломает).

Мальчик пачкает костюм (чистит).

 Бабушка выдергивает морковку (сажает).

Мальчик ловит мяч (бросает).

 Девочка ловит бабочку (выпускает).

Обращается особое внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные дей­ствия.

4. Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоя­тельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в кото­ром будет противоположное действие — антоним (уже без на­глядной опоры).

У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующи­ми противоположными действиями: подплыть —. отплыть, завя­зать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др.

5. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

При проведении занятий данного профиля мы предлагаем те­матическую последовательность несколько отличную от той, что описана в специальной литературе. Наши многолетние исследо­вания показали, что дети с указанной патологией при формиро­вании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, об­легчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В каче­стве второго вспомогательного средства мы выделили моделирова­ ние плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В.К. Воро­бьева и В.П. Глухов.

Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рас­сказывания (сюда не включаются разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т. п.). За­тем мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана. Обозначился сле­дующий порядок:

— воспроизведение рассказа, составленного по следам демон­стрируемого действия;

— составление рассказа по демонстрируемому действию;

— пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

— пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ рассказа с использованием одной

— составление рассказа по одной сюжетной картинке.

К этим видам рассказывания мы предлагаем, добавить опи­сание а также, сравнение предметов и объектов но проводить их с помощью вспомогательных средств.

Экспериментальными данными подтверждается, что при опи­сании и сравнении предметов и объектов дети испытывают зат­руднения, связанные:

— с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;

— установлением последовательности в изложении выявлен­ных признаков;

— удержанием в памяти этой последовательности.
Учитывая сказанное, мы разработали схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, живот­ные, посуда и другие (см. приложение III)*. При использовании этих схем возможно проведение занятий по описанию и сравне­нию предметов на 1-м году обучения.

В работе воспитателя группы для детей с общим недоразви­тием речи мы советуем вначале использовать те виды работ, ко­торые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи. Ими могут быть:

— чтение и раэбор коротких рассказов и сказок;

— рассматривание сюжетных картинок;

— рассматривание объектов и предметов;

— беседа по картинке, а также виды работ для логопеда, ука­занные выше.

Однако для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда.

При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем учитывать следующие методические принципы:

 1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материа­ла (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4,-словным, от фраз к рассказу).

2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов.

3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимание на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при рассказы­вании. Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, за­тем из средней).

5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении.)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ






I период обучения

Занятие 13

Тема: Пересказ рассказа, составленного

Дата: 2019-07-30, просмотров: 978.