проведение фронтальных занятий по развитию речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведение этих занятий в специальной группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.

Во-первых, на занятиях по развитию речи в течении одного месяца проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Например, в сентябре 1-го года обучения это могут быть следующие темы: «детский сад», «части тела», «осень», «умывальные принадлежности». Виды работ по каждой теме планируются с учетом общедидактического принципа: от простого к сложному. Разберем это на примере одной лексической темы «домашние животные».

В начале месяца целесообразно рассмотреть живой объект (кошку или щенка), потом несколько картинок с изображенными на них домашними животными (корова с теленком, лошадь с жеребенком и т.д.). Затем можно сравнить по картинкам , например, свинью и собаку, корову и овцу. Еще позже – разобрать и пересказать несколько коротких рассказов о домашних животных. А в конце месяца – приступить к воспроизведению детьми коротких описательных рассказов, где ребята отразят весь усвоенный материал. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость», позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

Во-вторых, в течении длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только простые виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок, рассказов и др. коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей ужи овладело правильным произношением.

В-третьих, в отличие от массовой группы, здесь на занятиях требуется уточнение значительно большего количества понятий. Например, при рассматривании темы «домашние животные» это будут не только такие понятия как вымя, грива, копыта, но и такие как щетина, шерсть, морда, пятачок, рога и т.п.  кроме того, необходимо будет заучивать названия большинства детенышей животных, профессий людей, ухаживающих за животными; такие понятия как свинарник. Коровник, овчарня, телятник и т.п.

И, наконец, в-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работы должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия и мышления. Естественно, что воспитателю логопедической группы приходится готовить значительно больше пособий, чем его коллегам из массовых групп.

Предлагаем примеры лексических тем, в рамках которых осуществляется обучение на занятиях по развитию речи детей 6-гщ года жизни:

Сентябрь: детский сад, начало осени, части тела, умывальные принадлежности.

Октябрь: овощи и фрукты, дом и его части, одежда, обувь.

Ноябрь: квартира, мебель, посуда.

Декабрь: домашние животные, продукты питания, начало зимы.

Январь: дикие животные наших лесов, продукты питания, зима (продолжение темы), новый год.

Февраль: дикие птицы, почта, конец зимы.

Март: праздник 8 марта, семья, начало весны, труд взрослых (некоторые профессии).

Апрель: насекомые, весна, город, транспорт (городской).

Май: наша страна, лес, поле, луг, труд людей весной.

Приведем примерный конспект занятия.

Тема: овощи

Цели: уточнить обобщение овощи. Расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме, обратив особое внимание на прилагательные и глаголы. Уточнить место произрастания овощей (в земле, на земле). Развить внимание детей.

Ход занятия

Организационный момент: Дети стоят около стульчиков. Воспитатель предлагает сесть тому, кто назовет цвет овоща. Воспитатель называет овощи (помидор, огурец, лук, горох и т.п.)

Все дети правильно ответившие на вопрос садятся на свои места.

1. воспитатель достает спрятанную корзину с овощами и с выражением читает стихотворение:

осень щедрою рукою одарила нас с тобою,

и на каждой грядке выросли загадки.

Затем произносит загадки содержащие набор определений. Например: круглый, красный, мягкий, сочный, кислый. (помидор)

При отгадывании загадки воспитатель достает из корзинки соответствующий овощ.

При таком подходе расширяется пассивный запас прилагательных и облегчается активный подбор слов.

2. игра «кто быстрее отгадает?»подбор слов, обозначающих действие с объектом.

 Перед детьми на подставке разные овощи (натуральные или муляжи). Воспитатель предлагает детям отгадать которые из этих овощей выдергивают, выкапывают, срывают, срезают, снимают. (если данный вид работы вызывает у детей сложности, можно каждое действие сопровождать определенными жестами, помогающими понять смысл слова, а затем провести хорошее проговаривание слов-действий).

3.игра «подберем побольше слов». Подбор определений к объекту.

Воспитатель ставит на высокую подставку один из овощей, а другие – убирает. Затем предлагает детям посмотреть и подумать какой этот овощ по цвету, форме, величине, вкусу и т.п. (огурец – вытянутый, зеленый, сочный, маленький, колючий, спелый, твердый, пахучий и т.д.). Воспитатель при подборе определений помогает словом, жестом, мимикой. Все определения воспитатель повторяет еще раз (можно хором).

сказка «грибок-теремок».

Воспитатель выставляет на стол домик в виде гриба, на его крыше – площадка, под окном – большая дверца.

Воспитатель берет в руки помидор и рассказывает сказку, сопровождая ее соответствующими действиями:

- Красный помидорчик с грядки раз нарушил все порядки:

Прыг с куста – и наутек. Видит – в поле теремок…

Зашел в домик – никого, а поселиться решил на крыше. Так привычнее – на свету, на солнышке. Следом за ним морковка бежит (достает морковь): «помидорчик, дружок, возьми с собой жить! Надоело под землей сидеть». «лезь - говорит Помидорчик, - на крышу». «нет, - отвечает морковка – я к солнцу непривычная, я в домике буду!»(воспитатель помещает морковку в теремок). Следом огурчик скачет. А его где поселить?

Подобным образом, в процессе рассказывания сказки, уточняется место произрастания всех овощей. Наглядное размещение их на крыше или в домике помогает зрительному закреплению знаний.

5. динамическая пауза. Воспитатель рассказывает стихотворение. Дети повторяют вслед за ним, выполняя соответствующие движения:

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали (приседание),

Выдернули всю морковку (наклон),

Срезали капусту ловко

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

6. игра «расставь картинки».  Развитие внимания.

Воспитатель объясняет детям, что будет читать стихи, а им надо разложить картинка в том порядке, в каком овощи будут названы в тексте:

Купите лук, зеленый лук, петрушку и морковку,

Купите нашу девочку, шалунью и плутовку.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, морковку, капусту, горох

И суп овощной оказался неплох!

Дети раскладывают картинки в названном порядке. (на данном этапе обучения количество картинок не должно превышать 4-х).

7. игра «раз, два, три, картинку подними!»

У всех детей на столах разложены картинки с изображением овощей (по одной или по две в зависимости от уровня развития детей). Воспитатель просит поднять картинки тех ребят, про чьи овощи можно сказать: красный (желтый, зеленый), растет в земле (на земле).

Дети отвечают полным предложением.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 719.