Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вариант 1

Инструкция для учащегося

Прежде чем приступать к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по биологии состоит из 57 заданий, которые разделены на две части. Часть 1 содержит 30 несложных заданий с выбором ответа (А1 — АЗ0). Часть 2 состоит из 27 более сложных заданий трех типов: 20 заданий - с выбором ответа (АЗ1 — А50), 5 заданий (С1 — С5)- с кратким ответом (из 1-2 слов или предложений) и двух заданий (С6 — С7) с развернутом ответом. Ответы на задания С1 — С7 надо записать на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

К каждому заданию А1 — А50 даны 4 варианта ответа, из которых один верный. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (Х) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного Вами ответа.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые к нему варианты ответа, если они даны. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

На выполнение работы отводится З часа (180 минут). Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Проверьте, заполнили ли вы все поля «бланка ответов», которые должны были заполнить ДО начала выполнения работы.

Приступайте к выполнению работы

Желаем успеха!

 

 

© 2001 Министерство образования Российской Федерации

Копирование, распространение и использование без письменного разрешения Минобразования РФ

Не допускается

 

                                                                  Часть 1

Эта часть состоит из 30-ти несложных заданий. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного Вами правильного ответа.

А1. Определите, какой органоид клетки изображён

на рисунке.

1) клеточный центр

2) комплекс Гольджи

3) хлоропласт

4) митохондрия

А2. Назовите молекулу, входящую в состав клетки, которая изображена на

рисунке.        

1) Белок

2)ДНК

     3) Аминокислота

4) Клетчатка 

АЗ. На рисунке изображена рибосома, об этом свидетельствуют входящие в её

состав

1) многочисленные кристы

2) системы гран

3) цистерны и полости

4) большая и малая частицы

А4. 38 молекул АТФ синтезируются в клетке в процессе

1) окисления молекулы глюкозы

2) брожения

3) фотосинтеза

4) хемосинтеза

А5. Конъюгация хромосом — это соединение двух гомологичных хромосом в процессе

1) митоза

2) мейоза

3) оплодотворения

4) опыления

А6. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы

1) получить высокий урожай

2) повысить их устойчивость к вредителям

3) повысить их устойчивость к болезням

4) быстрее получить взрослые растения

А7. Рассмотрите рисунок и определите доминантные

признаки окраски и формы семян гороха по результатам дигибридного скрещивания (на рисунке жёлтые семена светлые).

 1) жёлтые и гладкие                  2) зелёные и гладкие                                    

3) жёлтые и морщинистые        4) зелёные и морщинистые

 

А8. Существа, которым свойственно неклеточное строение, а их жизнедеятельность проявляется только в клетках других организмов, относят к группе

1) бактерий   

2) вирусов

3) водорослей

4) простейших

А9. Появление всего потомства с одинаковым фенотипом и одинаковым

генотипом свидетельствует о проявлении закона

1) расщепления

2) доминирования

3) независимого наследования

4) сцепленного наследования

А10. Воздействие рентгеновских лучей может вызвать в клетке

1) соотносительную изменчивость

2) комбинативную изменчивость

3) генные мутации

4) приспособленность к среде

А11. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной

для вида величины?

1) абиотический

2) биотический

3) антропогенный

4) ограничивающий

 

А12. Какие связи в экосистеме сформировались в процессе эволюции у изображённых на рисунке функциональных групп организмов?

1) генетические  

2) абиотические

3) пищевые

4) антропогенные

А13. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется

1) правилом экологической пирамиды

2) круговоротом веществ

3) колебанием численности популяций

4) саморегуляцией численности популяций

А14. Большое разнообразие видов галапагосских вьюрков — это результат

1) ароморфоза

2) дегенерации

3) идиоадаптации

4) биологического регресса

А15. Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в     популяции,— это

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

3) борьба за существование

4) искусственный отбор

А16. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют

1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием

2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев

3) корень, побег, цветок и плоды

4) соцветие метелку, сложное строение листьев

А17. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых

1) появился корень

2) сформировался цветок

3) образовались семена

4) появились плоды

 

 

А18. Многообразие видов растений на Земле и их приспособленность к среде

обитания — результат

1) эволюции растительного мира

2) изменений погодных условий

3) деятельности человека

4) жизнедеятельности животных

А19. Сигналом к наступлению листопада у растений служит

1) увеличение влажности среды

2) сокращение длины светового дня

3) уменьшение влажности среды

4) повышение температуры среды

А20. О чём свидетельствуют связи между процессами жизнедеятельности в

растительном организме?

1) о клеточном строении растительного организма

2) о связи растения со средой обитания

3) о родстве всех растений

4) о целостности растительного организма

А21. Создание условий, неблагоприятных для жизни бактерий, лежит в основе

1) приготовления варенья из ягод и фруктов

2) квашения капусты

3) закладки силоса

4) приготовления кефира и сыра

А22. Видовое разнообразие растений в природных сообществах можно

сохранить за счёт

1) выращивания зерновых культур

2) создания коллекции семян

3) охраны среды обитания растений

4) подкормки удобрениями

А23. У пресмыкающихся, в отличие от земноводных, оплодотворение

1) внутреннее, размножение на суше

2) внутреннее, размножение в воде

3) наружное, размножение на суше

4) наружное, размножение в воде

А24. Двухкамерное сердце имеют

1) бесчерепные

2) хрящевые и костные рыбы

3) земноводные

4) птицы и млекопитающие

 

                                                                                                         

А25. У животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими, в процессе эволюции произошло

1) усложнение строения и жизнедеятельности

2) упрощение строения и жизнедеятельности л

3) усложнение строения, но упрощение жизнедеятельности

4) упрощение строения, но усложнение жизнедеятельности

А26. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве

1) земноводных и пресмыкающихся

2) пресмыкающихся и птиц

3) пресмыкающихся и млекопитающих

4) птиц и млекопитающих

А27. Серое вещество в головном и спинном мозге образовано

1) телами нейронов и их короткими отростками

2) длинными отростками нейронов

3) чувствительными нейронами

4) двигательными нейронами

А28. В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществление рефлекса?

1) исполнительный орган, двигательный нейрон, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор

2) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, двигательный нейрон, рецептор, исполнительный орган

3) рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, исполнительный орган

4) чувствительный нейрон, вставочный нейрон, рецептор, исполнительный орган, двигательный нейрон

А29. Избыточное количество углеводов в организме приводит к

1) отравлению организма

2) их превращению в бейки

3) их превращению в жиры

4) расщеплению на более простые вещества

А30. В организме инфицированных людей вирус СIIИДа можно обнаружить

1) в головном мозге

2) в лёгочных пузырьках

3) в желудке и в кишечнике

4) в клетках крови

 

 

                                                                                                         

Часть 2

Эта часть включает более сложные задания трёх типов: с выбором верного ответа (А31 — А50), с кратким ответом (С1 — С5), с развёрнутым ответом (С6 — С7).

К заданиям АЗ1 — А50 даны 4 варианта ответов, из которых только один верный. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (Х) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного Вами правильного ответа.

А31. Окисление аминокислот и жирных кислот в энергетическом обмене происходит в

1) митохондриях

2) хромосомах

3) хлоропластах

4) рибосомах

А32. Полная идентичность химического состава ДНК у особей одного вида

свидетельствует о том, что молекулы ДНК

1) входят в состав гетеротрофных клеток

2) имеют форму спирали

3) состоят из двух соединенных между собой цепей

4) характеризуются видоспецифичностью

А33. Клеточное строение организмов всех царств живой природы, сходство строения клеток и их химического состава служат доказательством

1) единства органического мира

2) единства живой и неживой природы

3) эволюции органического мира

4) происхождения ядерных организмов от доядерных

А34. Единицей размножения организмов является

1) ядро

2) цитоплазма

3) клетка

4) ткань

А35. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

1) в клетках образуются органические вещества из неорганических

2) на образование органических веществ используется солнечная энергия

3) на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ

4) образуются одни и те же продукты обмена

А36. В процессе энергетического обмена, в отличие от пластического, происходит

1) расходование энергии, заключенной в молекулах АТФ

2) запасание энергии в макроэргических связях молекул АТФ

3) обеспечение клеток белками и липидами

4) обеспечение клеток углеводами и нуклеиновыми кислотами

А37. В процессе митоза, в отличие от мейоза образуются

1) женские гаметы

2) соматические клетки

3) мужские гаметы

4) зиготы

А38. В результате какого процесса в клетках вдвое уменьшается набор хромосом

1) мейоза       

2) митоза

3) оплодотворения

4) онтогенеза

А39. Дочерний организм имеет наибольшее сходство с родительским при размножении

1) половом

2) семенном

3) бесполом

4) с чередованием поколений

А40. Клетки животных имеют менее стабильную форму, чем клетки растений,

так как у них нет

1) хлоропластов

2) вакуолей

3) клеточной стенки

4) лизосом

А41. Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении закона

1) расщепления

2) неполного доминирования

3) независимого наследования

4) сцепленного наследования

А42. Если гены расположены в разных парах негомологичных хромосом, то проявляется закон

1) неполного доминирования

2) полного доминирования

З) независимого наследования

4) расщепления признаков

А43. Различия по фенотипу у особей с одинаковым генотипом свидетельствуют

о возникновении у них изменчивости

1) модификационной

2) мутационной

3) комбинативной

4) соотносительной

А44. Воспроизведением новых особей из одной или нескольких клеток занимается

1) клеточная инженерия

2)генная инженерия

3) микробиология

4) цитология

А45. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что

1) между обитающими в нём видами существуют родственные связи

2) между обитающими в нём видами нет родственных связей

3) в нём высокая численность видов животных, растений и микроорганизмов

4) все обитающие в нём длительное время виды связаны между собой и с

факторами неживой природы, осуществляют круговорот веществ

А46. Экосистему, в которой обитает множество связанных между собой видов и

происходит сбалансированный круговорот веществ, считают

1) неустойчивой

2) стабильной

3) молодой

4) отмирающей

А47. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее                 активно участвует

1) кислород

2) живое вещество

3) климат

4) тепло земных недр

А48. Большое значение в эволюции Ч. Дарвин придавал изоляции видов,

благодаря которой

1) обостряется конкуренция между видами

2) обостряется конкуренция между популяциями

3) в них накапливаются наследственные изменения

4) прекращается действие естественного отбора

А49. Возрастание численности серой вороны в населённых пунктах — пример

1) ароморфоза

2) дегенерации

3) биологического регресса

4) биологического прогресса

А50. Взаимодействие социальных и биологических факторов обусловливает

эволюцию

1) растений

2) животных

3) грибов

4) человека

На задания С1 — С5 надо записать краткий ответ (из одного-двух слов или предложений) на специальном бланке для записи ответа в свободной форме.

С1. В каких реакциях обмена вода является исходным веществом для синтеза углеводов?

С2. Почему гетеротрофные организмы не могут сами создавать органические вещества?

С3. В чём проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?

С4. Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?

С5. Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное  размножение?

На задания С6 и С7 надо записать развёрнутый ответ на специальном бланке для записи ответа в свободной форме.

С6. На чём основано утверждение, что прокариоты наиболее древние примитивные организмы?

С7. В чём состоит целостность генотипа?

 

 

                                                                                                         

Часть1

При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак < Х > в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А42)

А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?

1) цитология

2) генетика

З) селекция

4) систематика

А2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1) Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.

2) Клетка единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.

3) Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

4) Вирусы не имеют клеточного строения.

А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой

1) комплекс Гольджи                                        

2) плазматическую мембрану

3) эндоплазматическую сеть

4) микротрубочки цитоплазмы

А4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам?

1) жиров

2) моносахаридов

3) полисахаридов

4) нуклеиновых кислот

А5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот

в молекуле белка в процессе его биосинтеза

1) матричным характером реакций в клетке

2) высокой скоростью химических реакций в клетке

3) окислительным характером реакций в клетке

4) восстановительным характером реакций в клетке

А6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом?

1) соединительной и эпителиальной тканей

2) половые мужские и женские

3) половые и соматические

4) мышечной и нервной тканей

А7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1) полимиелита

2) ослы

3) гриппа

4) ВИЧ

А8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток?

1) обыкновенная амеба

2) инфузория туфелька

3) многоклеточная водоросль

4) пресноводная гидра

А9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

1) аллельные

2) доминантные

3) рецессивные

4) сцепленные

А10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное

поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип

2) все особи имеют одинаковый фенотип

3) все особи имеют сходство с одним из родителей

4) все особи живут в одинаковых условиях

А11. Каковы особенности модификационной изменчивости?

1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип

2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется

3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа

4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется

А12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота?

1) мутагенеза

2) полиплоидии

3) гибридизации и отбора

4) гетерозиса и искусственного оплодотворения

А13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе

1) формирования между ними пищевых связей

2) их участия в круговороте веществ

3) их совместного обитания в экосистеме

4) их классификации, объединения в группы

А14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?

1) семена бобовых содержат много белка.

2) поле освобождается от сорняков.

3) почва обогащается азотными солями.

4) почва становится более рыхлой.          

А15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод — ягода?

1) пасленовых

2) бобовых

3) крестоцветных

4) лютиковых

А16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена

1) эндокринная система

2) кровеносная система

3) пищеварительная система

4) опорно-двигательная система

А17. Почему китов относят к классу млекопитающих?

1) имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детёнышей молоком

2) имеют обтекаемую форму тела, выкармливают детенышей молоком

3) передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты

4) размножаются в воде, рождают крупных детенышей

А18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?

1) Через них удаляется не переваренная пища.

2) Через них удаляются жидкие продукты обмена.

3) В них образуются пищеварительные ферменты.

4) Они регулируют содержание гормонов в крови.

А19. Почему пища должна содержать витамины?

1) они входят в состав ферментов

2) они входят в состав гормонов

3) они содержат богатые энергией связи

4) они являются хранителями наследственной информации

А20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном на рисунке буквой                        

1)а  3)в                                                                              2)б       4)г

 

А21. Почему опасно гладить бездомных собак?

1) можно заразиться детскими остритами

2) можно заразиться эхинококком

3) можно заразиться печеночным сосальщиком

4) в организм могут попасть финны бычьего цепня

А22. Что является структурной единицей вида?

1) особь

2) колония

3) стая

4) популяция

А22. В чём проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1) В повышении жизнеспособности популяции

2) В увеличении генетического разнообразия особей в ггопуляции и повыше нии эффективности отбора

3) В уменьшении генетического разнообразия особой в популяции и повышении эффективности отбора

4) В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора

А24. Каковы последствия действия движущего отбора?

1) сохранение старых видов

2) поддержание нормы реакции

З) появление новых видов

4) устранение особей с новыми мутациями

                                                                                                         

А25. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?

1) об их родстве, происхождении от общего предка

2) о развитии их по пути идиоадаптации

3) о возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека

4) о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян

А26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, по-этому у особей популяции

1) формируются к нему приспособления

2) не могут сформироваться к нему приспособления

3) возникают полезные для особи мутации

4) возникают полезные для особи модификации

А27. Какую закономерность отображает рисунок?

1) пищевую цепь

2) экологическую пирамиду

3) колебания численности популяций

4) процесс саморегуляции

А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1) корневое давление

2) фотосинтез

3) саморегуляция

4) круговорот веществ

А29. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы

2) химические процессы

3) физические процессы

4) механические явления

А30. Какова причина глобального изменения в биосфере — возникновения парникового эффекта?

1) уменьшение толщины озонового слоя

2) уменьшение содержания азота в атмосфере

3) увеличение содержания окислов серы в атмосфере

4) увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы

А31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул

1) АТФ

2) глюкозы

3) иРНК

4) белка

А32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического

1) богатые энергией молекулы АТФ

2) ферменты для ускорения реакций

3) кислород для реакций расщепления

4) неорганические соли и кислоты

А33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?

1) состоят из двух полинуклеотидных цепей

2) имеют форму спирали

3) это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов

4) обе содержат по нескольку тысяч генов

А34. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?

1) оплодотворения

2) бластулы

3) гаструлы

4) органогенеза

А35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа

2) Аа х АА

3) АА х АА

4) Аа х аа

А36. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять                в пищу?

1) В них мало питательных веществ.

2) Они очень медленно растут и невкусные.

3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.

4) В них накапливается много нитратов.

А37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.

2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.

3) Относятся к высшим споровым растениям.

4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

А38. Грудное вскармливание предохраняет грудных детей от инфекционных болезней, так как в молоке матери содержатся

1) питательные вещества

2) ферменты

3) гормоны

4) антитела

А39. Что происходит в организме человека после предохранительной прививки?

1) вырабатываются ферменты

2) кровь свертывается, образуется тромб

3) образуются антитела

4) нарушается постоянство внутренней среды

А40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так как у   него нарушается деятельность

1) вегетативной нервной системы

2) мозжечка

3) спинного мозга

4) продолговатого мозга

А41. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

1) сохранение старых видов

2) сохранение нормы реакции

3) появление новых видов

4) сохранение особей с неизмененными признаками

А42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?

1) в ее состав входит небольшое разнообразие видов

2) для нее характерно большое разнообразие видов

3) она имеет длинные цепи питания

4) численность небольшого числа видов в ней высокая

                                                                                                                     

Часть2

При выполнении заданий В1 — В4 в бланк ответов запишите номера трех элементов, относящиеся к правильному ответу, начиная с первой клеточки, без пропусков и знаков препинания.

В1 Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных?

1) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке

2) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

3) одни круг кровообращения

4) два круга кровообращения

5) на всех стадиях развития дышат с помощью легких

6) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи

В2 Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?

1) мышц верхних и нижних конечностей

2) сердца и кровеносных сосудов

3) органов пищеварительного канала

4) мимических мышц

5) почек и мочевого пузыря

6) диафрагмы и межрёберных мышц

В3 Какие функции выполняет в клетке ядро?

1) обеспечивает поступление веществ в клетку

2) служит местом локализации носителей наследственной                        информации — хромосом

3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка

4) участвует в процессе фотосинтеза

5) в нем органические вещества окисляются до неорганических б) участвует в образовании хроматид

В4 Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.

2) Появление хлорофилла у мхов.

3) Возникновение тканей у хвойных.

4) Возникновение семени у голосеменных.

5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.

6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

                                                                                                         

Дата: 2019-07-30, просмотров: 329.