В реализацию этой функции РФ сотрудничает с другими государствами в области минимизации антропогенного воздействия человека на окружающею среду. Сохранение и восстановление популяции редких видов животных. Государственная поддержка архива образцов растений (Дальний Восток, город Хабаровск).
Внутренние функции государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.
Экономическая функция обуславливается типом экономики. Если это плановая экономика, то государство монопольно регулирует экономические отношения. Если это рыночная экономика, то вмешательства государства в экономику минимизировано и сводится главным образом к следующим мерам:
1) Выработка экономической политики в масштабах общества
2) Управление предприятиями и организациями составляющих гос. собственность
3) Установление правовых основ рынка, определение ценовой политики, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, правовая защита собственника, охрана прав потребителя, не допущение не добросовестной конкуренции
4) Регулирование внешнеэкономических отношений, стимулирование национальной экономики
Экономическая функция государства относится к числу саамы главных, поскольку на ней базируются все иные функции
Финансовая функция состоит из ф-и налогообложения и финансового контроля
Рыночная экономика используется как инструмент экономической и социальной политики.
Налоги предназначена для:
1) Покрытия расходов и содержание гос. аппарата
2) Перераспределения доходов между различными группами и слоями населения
3) Обеспечение обороно безопасности страны
4) Обеспечение экономического, культурного, научного и иного развития страны
Финансовый контроль необходим для:
1) Проверку финансовых обязательств перед государством
2) Соблюдение правил финансовых операций
3) Обеспечение правильности использования юр. лицами государственных финансовых ресурсов
4) Предупреждение и устранение нарушения финансовой дисциплины
От эффективности фин. контроля во многом зависит экономическое благополучие и политическая стабильность страны.
Социальная функция
Сущность социальной функции прежде всего состоит в поддержании наименее защищенных граждан. Кроме того, в рамках социальной функции государство должно поддерживать жилищное строительство, общественный транспорт, здравоохранение, образование.
7ст. Конституции устанавливает, что РФ – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Существует 2 основных подхода к соц. ф-ии гос.:
«Минимальное государство» Адам Смит:
Поддержание правопорядка, поддержка отраслей промышленности не выгодных частному интересу, обороноспособность страны.
«Социальное государство» Гегель:
Государство берет на себя максимум обязанностей в социальной сфере, обеспечивает социальную справедливость.
Политическая функция гос. проявляется в определении государством прав и обязанностей граждан, установление им (государством) основы функционирования политической системы, порядка полит. борьбы за власть, охране суверенитета государства от внутренних и внешних посягательств.
Экологическая функция
Государство устанавливает правовой режим природопользования, обеспечивает экологическую безопасность и нормальную среду обитания.
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности, обеспечение правопорядка – это деятельность государства направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Закрепление защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства свидетельствует о том, что охрана и развитие экономики, политических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляет смысл деятельности всех ветвей власти.
В РФ равным образом защищаются все формы собственности – частная, государственная, муниципальная.
Обеспечение правопорядка – важная составляющая ф-й государства, которая заключается в предотвращении совершения правонарушений и обеспечение режима законности.
Политический режим
– это способ функционирования государственной власти.
Государственный режим – это совокупность используемых государством способов и средств осуществления государственной власти.
В отличие от политического режима, который охватывает практику функционирования всех политических институтов, всех субъектов политической системы, Г.р. — это реально складывающийся порядок функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Как элемент формы государства Г.р. представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей. Важнейшие его стороны (принципы организации и деятельности аппарата государства, конституционные формы контроля за его деятельностью, порядок формирования органов государства и др.)
Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Политический режим - явление и понятие более общее и более емкое, нежели государственный режим. Он охватывает собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. Политический режим включает в себя не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества.
Самая распространенная классификация - деление режимов на демократические и антидемократические. Их подразделяют также на авторитарные и демократические. Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.
Для демократического режима характерны следующие черты:
5) народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти;
6) свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;
7) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
8) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
9) выборность и сменяемость органов государственной власти;
10) децентрализация государственной власти;
11) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
12) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
13) политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;
14) наличие легальной оппозиции.
Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической - предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной - разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.
Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:
1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;
2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;
3) в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности;
4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.
Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:
а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;
б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;
в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);
г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.
Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.
Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин "тоталитарный" в переводе с латинского означает "весь", "целый", "полный". Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.
Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Для тоталитарного режима характерны следующие черты:
1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;
2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;
3) монополия на информацию;
4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;
5) слияние государственного и партийного аппарата;
6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);
7) упразднение местного самоуправления;
8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.
Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах.
Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:
а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, "неполноценные" народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;
б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.
Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует.
Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:
1) власть элиты не ограничена законом;
2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;
4) имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;
5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.
Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.
Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.
Вместе с тем ученые отмечают, что исторический спор между тоталитаризмом и демократией еще не завершен.
В юридической литературе предложена оригинальная классификация форм государства по трем разным моделям (проф. В.Е. Чиркин). При этом по форме государства выделяются:
1) монократическая (монистическая) модель;
2) доминантно-сегментарная;
3) поликратическая (плюралистическая).
Их характеристика объединяет все три элемента - форму правления, государственное устройство и государственный режим.
Монократическая форма государства характеризуется следующими моментами:
а) государственная власть находится в руках одного центра (монарх, военный совет, фюрер, дуче, каудильо и др.);
б) централизация государственного устройства (например, официальное сохранение федерации, административная опека над местными выборными органами назначенных сверху чиновников и др.);
в) авторитарные методы управления;
г) сосредоточение в одних руках всех ветвей власти (например, Советская республика).
Доминантно-сегментарная форма государства является промежуточной ступенью между монократической и поликратической государственными формами. Здесь сохраняются определенные элементы разделения властей и распределение ролей между органами государства, но нет баланса ветвей власти, нет системы сдержек и противовесов. Данная форма присуща дуалистической монархии или полупарламентарной монархии (Иордания, Непал, Марокко) или суперпрезидентским республикам (Латинская Америка, Тропическая Африка).
Субъекты федерации пользуются ограниченными правами, автономия урезана. Методы управления преимущественно авторитарные, компромисс почти не используется. В политической системе утверждается многопартийность, но партии подчинены правящей верхушке и большой роли в политической жизни не играют (Индонезия).
Поликратическая форма государства утверждается в условиях демократического строя. Этой форме присущи:
а) отчетливое разделение властей;
б) существование нескольких центров власти, но ни одна из ветвей не может подавлять другую;
в) развитое местное самоуправление;
г) модель федерации основана на сотрудничестве федерального центра и субъектов;
д) демократические методы управления, когда установлены реальные гарантии прав личности. Принуждение, если оно применяется, имеет легитимную поддержку общества.
В классификации форм государства, предложенной проф. В.Е. Чиркиным, есть немало достоинств и недостатков. Вместе с тем она излишне усложнена и, по существу, сориентирована на особенности государственного (политического) режима.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 201.