Чтобы облегчить сопоставление различных продуктов/технологий (в варианте выбора из альтернативных проектов), необходимо пользоваться одним и тем же форматом отчета с однотипной информацией о каждом рынке и технологии. Каждый из ниже перечисленных разделов должен описывать конкретные аспекты жизнеспособности продукта и возможности достижения конкретных целей.
Описание технологии:
Важные технические атрибуты технологии, описанные языком, понятным не специалисту
Преимущества технологии (не технические параметры) и проблемы, которые она позволяет решить
Статус технологии (является ли технология прототипом, бумажной идеей или демонстрационной моделью)
Статус патентной защиты технологии (патент заявлен или уже получен)
Потенциальный рынок:
Уровень интереса к данной технологии
Продукты/процессы, которые могут быть созданы на основании предлагаемой технологии
Текущее состояние и перспективы развития отраслей, составляющих потенциальный рынок для данной технологии
Ключевые технологические преимущества, которые ищут покупатели этого конкретного рынка
Потенциальный размер рынка и тенденции развития его потребностей во времени
Конкурирующие технологии:
Другие технологии, используемые для решения тех же проблем, на которые направлена рассматриваемая технология
Пользователи близких технологий
Убедительные и устойчивые преимущества рассматриваемой технологии по сравнению с существующими технологиями на рынке
Основные конкуренты и их характеристики с позиции доминирования на рынке
Коммерческий потенциал:
Анализ комментариев, полученных от представителей промышленности
Основные препятствия достижению успеха на рынке
Ключевые способы успеха на рынке
Рекомендации:
Заключение относительно поддержки или отклонения проекта
Необходимые следующие шаги для содействия коммерциализации рассматриваемой технологии.
Таким образом, конечная цель оценки коммерческого потенциала технологии заключается в том, чтобы на основании собранных данных, выполненного функционального анализа и с использованием необходимых инструментов оценки и прогноза:
Определить наличие и оценить уровень конкурентных преимуществ рассматриваемого отдельного продукта или технологии
Ранжировать перспективные технологии (при наличии нескольких альтернативных проектов) и определить временные рамки их возможной конкурентоспособности
Последнее требует сопоставления параметров нового продукта (технологии) и прогнозирования тенденций развития данного научно-технического направления (см. тему 7).
Продолжительность (и необходимые ресурсы) оценки технологии и прогнозирования ее коммерческого потенциала зависят от типа проекта, характера продукта или технологии, а также поставленных перед экспертами задач и уровня их ответственности за принимаемые решения. Целесообразность и/или необходимость перехода к тем или иным ресурсоемким блокам или стадиям анализа, схематически представленным на рис. 4.1,
зависят от заключений экспрессной оценки, выводов прогноза о развитии данного технологического направления, понимания реальной длительности выявленных конкурентных преимуществ.
Контрольные вопросы: (тесты в виде вопросов по ситуациям)
Конкретные ситуации
Некоторая компания “Бета” предполагает реализовать проект по выпуску на CD-ROM мультимедийных электронных изданий энциклопедического характера. В активе компании “Бета” существует усовершенствованная технология, позволяющая снизить стоимость изготовления одного диска на 20%. Возникает очевидная задача анализа целесообразности развития данного проекта.
Прежде всего, на стадии экспресс–оценки необходимо ответить на следующие вопросы:
что может являться конкурентным преимуществом фирмы в ходе реализации данного проекта:
а) уровень цен на продукцию;
б) качество выпускаемой продукции (диска);
в) полнота и содержательность информации, содержащейся в изданиях.
определить основных существующих конкурентов, выпускающих продукцию аналогичного назначения на данном рынке,
какова экономическая эффективность данного проекта и определить тот объем реализации, при котором инициаторы проекта могут получить достаточную прибыль на вложенный капитал,
оценить потенциальную емкость рынка и сопоставить ее с расчетным значением минимально допустимого объема реализации продукции,
построить возможную зависимость объема реализации от цены (кривую спроса) и на ее основе оценить возможности используемой технологии обеспечить необходимый уровень цен, дающий возможность выйти на данный рынок.
Методы анализа, используемые при поисках ответа на данные вопросы, могут быть достаточно разнообразны, однако в нашем случае оказывается вполне достаточным применение метода экспертных оценок. Каждому из независимых экспертов предлагалось письменно ответить на каждый из вопросов.
В ходе анализа полученных результатов эксперты пришли к выводу, что с позиций критериев SWOT–анализа (сила, слабость, возможность, угроза) наибольшее внимание необходимо уделить аспекту конкуренции со стороны Интернет–изданий. Конкурентные преимущества последних очень весомы:
относительно низкая цена информации для пользователя;
высокая обновляемость информации.
На основании предварительного экспертного анализа были сформулированы основные черты бизнес-стратегии для фирмы “Бета”:
использование логотипов известных информационных изданий;
доведение технологии производства дисков до уровня, позволяющего снизить цену диска до цены недорогой книги;
специализация на высокопрофессиональной информации, которая медленно устаревает;
использование современных компьютерных технологий структуризации информации и организация ее в виде информационной базы данных,
создание необходимого программного обеспечения, позволяющего использовать информационную систему как элемент базы знаний и предоставление его вместе с информацией.
Одной из будущих угроз при этом является создание программного обеспечения позволяющего через Интернет использовать хранящуюся в нем информацию как распределенную базу данных.
Список литературы
А. Бретт, Оценка коммерциализуемости технологий. В сб. Коммерциализация технологий. Мировой опыт - российским регионам (Библиотека технологического предпринимательства, сборник докладов межрегиональной школы-семинара в Дубне, июнь 1995г.), 1995, с.7-47
Д. Кингхэм, Д. Рэй, П. Бэйки, Оценка коммерциализуемости технологий - технологический аудит. В сб. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт (Библиотека технологического предпринимательства, материалы международной конференции в Санкт-Петербурге, июль 1996), 1997, ЦКТ АНХ, с.155-164
Д. Кингхэм, П. Бейки, Методы управления инновациями, там же, с.21-27
Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг. Сборник статей под ред. Н.М. Фонштейн, Серия “Библиотека технологического предпринимательства”, “ЗелО”, 1997, 352 с.
Д. Кингхэм, Н. Фонштейн, А. Бретт, Технологический аудит как основа образования и мониторинга новых “отпочковывающихся” компаний. В сб. Управление инновациями. Становление малых технологических фирм (Библиотека технологического предпринимательства, материалы межрегиональной школы-семинара в Екатеринбурге, декабрь 1997 г.), 1999, с.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 317.