Установление цены на неконкурентных рынках.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Смит монопольную цену рассматривал как высшую цену, которая может быть получена в отличие от естественной цены (цены свободного рынка), представляющей самую низкую цену, на которую можно согласиться. Здесь монопольную цену Смит трактует как цену спроса, а естественную цену как цену предложения. Исследованию процессов ценообразования в условиях монополизированной экономики послужили две, одновременно вышедшие, работы “Теория монополистической конкуренции” (1933 г.) Э. Чемберлина и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933 г.) Дж. Робинсон.

Э. Чемберлин (1899-1967 гг.) ввел понятие “монополистической конкуренции”, которая по его мнению, вытекает из существования монополии по дифференциации продукта. Монополия по дифференциации продукта предполагает ситуацию, когда производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной властью на рынке. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верным, в теоретическом плане, в условиях совершенной конкуренции - полная однородность продукта и, как следствие, бесконечная эластичность спроса по цене). Продукт дифференцируется не только по различным свойствам продукта, но и по условиям реализации, а также услугами, сопутствующими продаже, и пространственным нахождением. Если так трактовать монополию, то необходимо признать, что монополия существует во всей системе рыночных цен. Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограниченны, поскольку контроль над предложением товаров частичный, вследствие существования товаров - заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта, означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительского качества продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке. То есть монополистическая прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может быть создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию.

Проблему спроса Чемберлин ставит по новому. В его модели объем спроса и его эластичность выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все потребности социальны, т.е. порождены общественным мнением. Отсюда Чемберлин делает вывод, что цены - не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качеству товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.

Чемберлина характеризует новый подход по цене и стоимости. Модель Чемберлина подразумевает поиск оптимального объема производства и, соответственно, уровня цены, обеспечивающих фирме максимальную прибыль.

Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирмы максимизируют прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Это объясняется тем, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Неслучайно в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие “издержки сбыта”, которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту, в отличие от традиционных издержек производства, рассмотренных им как издержки приспособления продукта к спросу. При увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительного продукта растут. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополизма по дифференциации продукта избыточной прибыли, так как в долговременном плане цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта).

Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции.

Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Робинсон ввела понятие “дискриминация в ценах”, что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множество цен, Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения среднего дохода.

Возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествление равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного благосостояния. В этом принципиальное отличие от взглядов Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния.

Цена и инфляция в теории Дж.Кейнса. Согласно теории Кейнса основой экономического роста является эффективный спрос, основным элементом экономической политики является его стимулирование. Главным же средством - активная фискальная политика государства, направленная на стимулирование инвестиций и поддержание высокого уровня потребительского спроса за счет государственных расходов. Неизбежным следствием такой политики является дефицит бюджета и рост денежной массы в экономике страны. В рамках классического направления следствием роста денежной массы является пропорциональный рост цен на продукцию, т.е. адекватный инфляционный рост цен. Кейнс утверждал, что увеличение денежной массы в обращении будет приводить к инфляционному росту цен в той же пропорции, только в условиях полной занятости. В условиях же неполной занятости рост денежной массы будет приводить к увеличению степени использования ресурсов. Иными словами, всякое увеличение денежного предложения будет распределяться между повышением цен, увеличением денежной зарплаты и ростом производства и занятости. И чем дальше от состояния полной занятости находится экономика, тем в большей степени увеличение денежной массы будет сказываться на росте производства и занятости, а не на росте цен. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция, по мнению Кейнса, являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильное повышение уровня национального дохода. Абсолютная или истинная (терминология Кейнса) инфляция имеет место тогда, когда имеет место рост эффективного спроса при полной занятости. Следует отметить, что в работе Кейнса заложены основы инфляции издержек, т.е. роста цен, связанного с увеличением денежной заработной платы. Однако, в целом Кейнс в своем анализе рассматривал экономику в которой норма безработицы выше естественного уровня, а потому его модели носят «неденежный характер»

После Кейнса ученые вновь и вновь пытались обосновать цены товаров: Пьеро Сраффа, Дон Патинкин и так далее, но, по моему глубокому убеждению, все эти теории крутятся так или иначе вокруг трех различных суждений: 1. цены определяются сферой производства (то есть по сути издержками) 2. цены определяются сферой обращения (есть спрос, есть предложение, в соответствии с ними устанавливается уровень цен) 3. цены формируются под воздействием психологических факторов (то есть по сути субъективными желаниями субъектов платить за тот или иной товар в соответствии с их предпочтениями, общей и предельной полезностью).

Много теорий связано не с ценами как таковыми, а с влиянием различных факторов на их уровень. Уравнение Фишера имеет вид: M*V = P*Q, где М - объем платежных средств, а М* V - сумма всех платежей, Р - средневзвешенный уровень цен, P*Q - сумма цен всех товаров. Согласно формуле Фишера уровень прямо пропорционален количеству денег и скорости их обращения и обратно пропорционален объему торговли. Фишер принимает посылку неоклассической теории, что производство находится в точке максимально возможного объема и скорости обращения является постоянной. Эти допущения позволили Фишеру утверждать, что в долговременном плане развитие экономики определяется реальными факторами (факторами предложения), а деньги воздействуют только на уровень цен.

Кембриджское уравнение, автором которого является английский экономист А.Пигу, выглядит следующим образом: M= K*R*P, где М - количество денежных единиц, К - часть произведения Р*R, которую люди предпочитают хранить в виде денег, R - общая величина производства в физическом выражении, Р - цена произведенной продукции.

М.Фридман является приверженцем классической школы, а именно тезиса о невмешательстве государства в экономику. При этом он приводит аргумент - рынок выступает гарантом свободы выбора, а именно свободы выбора является условием эффективности и жизнеспособности системы. Механизмом же, обеспечивающем реализацию экономической свободы и взаимосвязь действий свободных индивидов, является механизм цен. Цены выполняют три функции: информационную (изменение спроса и предложения), стимулирующую (лучшим образом побуждают использовать ресурсы) и распределительную (так как цены являются и доходами).

Тема цен, а точнее их природы и соответственно уровня, занимала умы многих исследователей. Каждый так или иначе рассуждал об уровне цен и факторах на них влияющих.

Инновационный процесс

Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.