Главным фактором, влияющим на цену бизнеса, является, бесспорно, приносимый доход. Имеется в виду чистый доход или, так называемый, предпринимательский, то есть та сумма, которую ежемесячно получает владелец предприятия после выплаты всех налогов, заработной платы и прочих обязательных выплат.
Немаловажный фактор – наличие у предприятия собственной недвижимости. В случае если предприятие продается вместе с принадлежащей ему недвижимостью, его цена равна сумме доходов за 2-5 лет. Если же предприятие работает на арендованных площадях, его цена составляет сумму доходов за 0,5-1,5 года, в исключительных случаях цена может равняться сумме доходов за 1,5-2,5 года.
Также следует выделить следующие основные факторы, влияющие на цену:
1. Тип бизнеса. Те предприятия, для управления которыми не нужны специальные навыки стоят дороже, нежели узкоспециализированные компании, рынок сбыта которых ограничен.
2. Наличие активов, которые являются определяющими при получении чистого дохода. К ним можно отнести наличие специализированного оборудования, клиентской базы, обученного персонала и т.п.
3. Соотношение спроса и предложения. Цена предприятия будет существенно выше, если оно работает в сфере, в которой невелико количество компаний-конкурентов при наличии устойчивого спроса.
4. Наличие рисков. К примеру, предприятие работающее с «белой» бухгалтерией будет стоить дороже такого же предприятия, работающего с «серой», хотя доход у него будет существенно ниже.
5. Мотивация продажи. Всегда следует обращать внимание на причину продажи бизнеса, ведь не исключено, что компания продается из-за того, что на рынок вышел серьезный конкурент.
К прочим немаловажным факторам, влияющим на стоимость бизнеса, можно отнести известность компании, деловую репутацию, гарантию сохранения клиентской базы и прочее.
В соответствии с установленными целями и источниками дохода выбираем необходимую нам группу видов стоимости бизнеса:
1. Стоимость предприятия по активам. Виды стоимости этой группы предполагают, что предприятие будет ликвидировано. Мы получим единовременный доход от продажи элементов (активов) предприятия.
2. Стоимость действующего предприятия. Виды стоимости этой группы предполагают, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль. Мы будем получать доход от результатов деятельности фирмы в течение некоторого времени.
Любой вид стоимости бизнеса, в не зависимости, от того в какую группу он попадает, представляет собой текущую ценность ожидаемого будущего потока доходов (прибыли) от использования предприятия тем или иным образом. Вот наиболее часто применяемые виды стоимости бизнеса:
· Ликвидационная стоимость – рыночная цена продажи активов предприятия за вычетом долговых обязательств и затрат на продажу. Относится ко 1ой группе видов стоимости.
· Восстановительная стоимость – стоимость воссоздания аналогичного по структуре активов предприятия. Относится ко 1ой группе видов стоимости.
· Балансовая стоимость – разница между стоимостью активов и суммой долговых обязательств (по данными баланса). Относится ко 1ой группе видов стоимости.
· Рыночная стоимость – текущая рыночная стоимость уже состоявшейся сделки. Может отражать как 1ую, так и 2ую группу видов стоимости.
· Обоснованная рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой мы можем продать предприятия. Относится к 2ой группе видов стоимости.
· Инвестиционная стоимость – обоснованная стоимость предприятия для конкретного предполагаемого покупателя. Учитывает прирост прибыли от применения новым владельцем своих ноу-хау, технологий, планов реорганизации и т.д. Относится к 2ой группе видов стоимости.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.