Отдельная программа посвящена стимулированию инноваций. Она направлена на оказание помощи предпринимательскому сектору, а также ученым в реализации результатов исследований, трансформации их в новые инвестиции и рабочие места. Особые меры предусмотрены в таких областях, как интеллектуальная собственность, доступ к рисковому капиталу и поиск партнеров в других странах-участницах.
В этой связи интерес может представить опыт Евросоюза и отдельных стран Западной Европы по стимулированию инновационной деятельности, многие элементы которого могут быть использованы и в России. В ЕС за последнее десятилетие произошли значительные изменения в инновационной политике и механизмах стимулирования инновационной деятельности как на наднациональном уровне, так и в рамках отдельных стран и регионов.
В 2003 г. Европейская Комиссия разработала "дорожную карту" (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение приоритетов в инновационной политике стран ЕС, цель которых:
- повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, улучшение исследовательской базы в государственном секторе, усиление стимулирующего эффекта государственного финансирования на инвестиции в НИОКР частного бизнеса;
- переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации путем увеличения эффективности государственных расходов, улучшения правил государственной помощи бизнесу и государственных контрактов;
- улучшение инновационной среды, в частности, охраны интеллектуальной собственности, правил конкуренции, финансовых рынков и налоговых систем.
31. Антимонопольное регулирование в европейских странах и ЕС и специфика регулирования "инновационного рынка"
Антимонопольная политика стран ЕС еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства. В целях совершенствования антимонопольного регулирования необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства в эффективный регулятор рыночных отношений.
К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:
продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;
совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
регулирование и контроль инвестиционных программ;
создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ - естественных монополий;
приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.