Тема 3. Анализ подходов к имитационному моделированию.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению

Экономика»

Рекомендовано Ученым советом

Челябинского филиала Финуниверситета

(Протокол №    от                2015г.)

Одобрено кафедрой «Математика и информатика»

протокол №    от          .2015 г.

Челябинск

2015

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Наименование дисциплины   …………………………………………………….4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………………………………………………….................4

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………… 5

4. Объём дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)        ……………………………………………………………..5

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий………….6

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплины ………………………………………..………………..10

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ..…………………………………………………………………11

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………………...19

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины   ……………………………………………20

10. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины …..…………………………………………………………………………20

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных

справочных систем ……………………..…..…………………………………………..22

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………………………………………23

 


1. Наименование дисциплины

Учебная дисциплина «Имитационное моделирование».

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Цель дисциплины – формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в разработке и применении моделей реальных экономических, социальных и производственно-технологических систем для проведения собственных научных исследований в финансово-экономической сфере, достаточных для освоения соответствующих разделов всех специальных и прикладных дисциплин учебных программ и формирования навыков принятия и реализации управленческих решений.

Задачи дисциплины:

• освоение принципов описания любых финансово-экономических объектов языком имитационных моделей;

• приобретение навыков подготовки и контроля статистической информации, предназначенной для построения имитационных моделей;

• освоение методов построения имитационных моделей и методики проверки адекватности оценённых имитационных моделей;

• овладение процедурами прогнозирования по имитационным моделям искомых характеристик изучаемых объектов и процессов.

Дисциплина «Имитационное моделирование» для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» (заочная форма обучения) обеспечивает формирование следующих компетенций:

ИК-2: способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения

Знать: общую схему, подходы, область применения, этапы компьютерного имитационного моделирования бизнес-процессов

Уметь: проводить различные виды компьютерных экспериментов моделирования

Владеть: схемой нового имитационного подхода и современной системой имитационного моделирования

ИК-5: способность применять методики расчетов и основные методы исследований

Знать: математический аппарат и инструментальные средства для обработки информации

Уметь: выбирать методы имитационного моделирования

Владеть: навыками применения современных систем имитационного моделирования

ОНК-2: владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей 

Знать: основные результаты новых исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам моделирования и управления экономическими системами

Уметь: собрать необходимый статистический материал об объекте-оригинале для конструирования модели;

применять современный математический инструментарий для решения управленческих экономических задач

Владеть: методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

методикой обоснования вариантов управленческих решений на основе результатов моделирования.

 

3. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Имитационное моделирование» является дисциплиной по выбору федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+) по направлению 38.03.01  «Экономика».

Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции студента, полученные в процессе изучения дисциплин «Системный анализ», ««Теория вероятностей и математическая статистика», «Информационные системы управления организацией». Компетенции, знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться и развиваться студентами:

- в ходе прохождения учебной и производственной практики;

- при подготовке выпускной квалификационной работы;

- в процессе последующей профессиональной деятельности при решении задач, связанных с управлением информационной инфраструктурой предприятия, разработки способов взаимодействия унаследованных приложений, проектирования информационных систем.

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Таблица 1 (Заочная форма обучения)

Вид учебной работы

Часы

 

Всего

Семестр 5  
Общая трудоёмкость дисциплины 108   108  
Аудиторные занятия 12   12  
Лекции

4

4  
Семинары или практические занятия,  в т.ч. занятия в интерактивных формах

8/6

8/6  
Самостоятельная работа 96   96  
В семестрах 96   96  
В сессию        
Текущий контроль Контрольная работа   Контрольная работа  
Вид промежуточной аттестации зачет   зачет  

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием объемов (в академических часах)  видов учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины

Тема 1. Имитационные модели процессов и систем: определения и преимущества, общая схема и область применения

Определения и преимущества имитационного моделирования. Общая схема и область применения. Этапы компьютерного имитационного моделирования.

Тема 2. Математический аппарат имитационного моделирования

Применение теории вероятностей и математической статистики в имитационном моделировании. Виды вероятностных распределений, используемых в имитационном моделировании. Статистические проблемы имитационного моделирования.

Системность имитационного моделирования. Условие системности имитационного моделирования. Модели общих систем. Возможности интеграции имитирующих моделей с помощью моделей общих систем.



ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению

Экономика»

Рекомендовано Ученым советом

Челябинского филиала Финуниверситета

(Протокол №    от                2015г.)

Одобрено кафедрой «Математика и информатика»

протокол №    от          .2015 г.

Челябинск

2015

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Наименование дисциплины   …………………………………………………….4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………………………………………………….................4

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………… 5

4. Объём дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)        ……………………………………………………………..5

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий………….6

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплины ………………………………………..………………..10

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ..…………………………………………………………………11

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………………...19

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины   ……………………………………………20

10. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины …..…………………………………………………………………………20

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных

справочных систем ……………………..…..…………………………………………..22

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………………………………………23

 


1. Наименование дисциплины

Учебная дисциплина «Имитационное моделирование».

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Цель дисциплины – формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в разработке и применении моделей реальных экономических, социальных и производственно-технологических систем для проведения собственных научных исследований в финансово-экономической сфере, достаточных для освоения соответствующих разделов всех специальных и прикладных дисциплин учебных программ и формирования навыков принятия и реализации управленческих решений.

Задачи дисциплины:

• освоение принципов описания любых финансово-экономических объектов языком имитационных моделей;

• приобретение навыков подготовки и контроля статистической информации, предназначенной для построения имитационных моделей;

• освоение методов построения имитационных моделей и методики проверки адекватности оценённых имитационных моделей;

• овладение процедурами прогнозирования по имитационным моделям искомых характеристик изучаемых объектов и процессов.

Дисциплина «Имитационное моделирование» для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» (заочная форма обучения) обеспечивает формирование следующих компетенций:

ИК-2: способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения

Знать: общую схему, подходы, область применения, этапы компьютерного имитационного моделирования бизнес-процессов

Уметь: проводить различные виды компьютерных экспериментов моделирования

Владеть: схемой нового имитационного подхода и современной системой имитационного моделирования

ИК-5: способность применять методики расчетов и основные методы исследований

Знать: математический аппарат и инструментальные средства для обработки информации

Уметь: выбирать методы имитационного моделирования

Владеть: навыками применения современных систем имитационного моделирования

ОНК-2: владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей 

Знать: основные результаты новых исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам моделирования и управления экономическими системами

Уметь: собрать необходимый статистический материал об объекте-оригинале для конструирования модели;

применять современный математический инструментарий для решения управленческих экономических задач

Владеть: методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

методикой обоснования вариантов управленческих решений на основе результатов моделирования.

 

3. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Имитационное моделирование» является дисциплиной по выбору федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+) по направлению 38.03.01  «Экономика».

Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции студента, полученные в процессе изучения дисциплин «Системный анализ», ««Теория вероятностей и математическая статистика», «Информационные системы управления организацией». Компетенции, знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться и развиваться студентами:

- в ходе прохождения учебной и производственной практики;

- при подготовке выпускной квалификационной работы;

- в процессе последующей профессиональной деятельности при решении задач, связанных с управлением информационной инфраструктурой предприятия, разработки способов взаимодействия унаследованных приложений, проектирования информационных систем.

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Таблица 1 (Заочная форма обучения)

Вид учебной работы

Часы

 

Всего

Семестр 5  
Общая трудоёмкость дисциплины 108   108  
Аудиторные занятия 12   12  
Лекции

4

4  
Семинары или практические занятия,  в т.ч. занятия в интерактивных формах

8/6

8/6  
Самостоятельная работа 96   96  
В семестрах 96   96  
В сессию        
Текущий контроль Контрольная работа   Контрольная работа  
Вид промежуточной аттестации зачет   зачет  

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием объемов (в академических часах)  видов учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины

Тема 1. Имитационные модели процессов и систем: определения и преимущества, общая схема и область применения

Определения и преимущества имитационного моделирования. Общая схема и область применения. Этапы компьютерного имитационного моделирования.

Тема 2. Математический аппарат имитационного моделирования

Применение теории вероятностей и математической статистики в имитационном моделировании. Виды вероятностных распределений, используемых в имитационном моделировании. Статистические проблемы имитационного моделирования.

Системность имитационного моделирования. Условие системности имитационного моделирования. Модели общих систем. Возможности интеграции имитирующих моделей с помощью моделей общих систем.



Тема 3. Анализ подходов к имитационному моделированию.

Имитационные модели систем. Дискретные Имитационные модели. Непрерывные имитационные модели.

Методологии имитационного моделирования. Принципы и методы по­строения имитационных моделей. Аналитический метод, метод статистического моделирования (Монте-Карло), комбинированный подход.

Тема 4. Имитационное моделирование в банковском деле и на рынке ценных бумаг

Имитационное моделирование операций с ценными бумагами.

Фактор времени и оценка потоков платежей. Долгосрочные обязательства с фиксированным доходом. Краткосрочные и коммерческие ценные бумаги.

Имитационное моделирование инвестиционных рисков на финансовом рынке.

Установление взаимосвязи между исходными и выходными показателями в виде математических уравнений или неравенств. Законы распределения вероятностей для ключевых параметров модели. Компьютерная имитация значений ключевых параметров модели. Расчет основных характеристик распределений исходных и выходных показателей. Анализ полученных результатов и принятие решения.

Имитационное моделирование динамики цен биржевых инструментов

Разработка концептуальной модели динамики цены актива. Сбор статистической информации. Проведение направленного имитационного эксперимента.

5.2.Учебно-тематический план

Таблица 2 (Заочная форма обучения)

   

Трудоёмкость в часах

№ п/п Наименование раздела и темы дисциплины Всего часов

Аудиторная работа

Внеау

ди

торная

работа

   
      Общая Л

С

Интерактивные занятия 50%

Общая

Формы текущего контроля и аттестации
1. Тема 1. Имитационные модели процессов и систем: определения и преимущества, общая схема и область применения 14 2 1

1

1

12

Устный опрос
2. Тема 2.  Математический аппарат имитационного моделирования 28 4 1 3

1

24

Решение задачи моделирования

                     

 

3. Тема 3.  Анализ подходов к имитационному моделированию   26 2   2 2 24 Доклады, групповая дискуссия, обсуждение проблемы
4. Тема 4.  Имитационное моделирование в банковском деле и на рынке ценных бумаг   40 4 2 2 2 36 Решение задачи моделирования
  ИТОГО: 108 12 4 8 6

96

 

5.3.Содержание практических и семинарских занятий

Таблица 3 (Заочная форма обучения)

№ темы

Тематика практических занятий

Технология проведения

Трудоемкость в часах

Общая

в интерактивной форме
Тема 1 Имитационные модели систем: определения и преимущества, общая схема и область применения. Интерактивный семинар в классе, оборудованном мультимедийным проекционным оборудованием

1

1
Тема 2 Виды вероятностных распределений, используемых в имитационном моделировании. Статистическое моделирование системы массового обслуживания. Создание модели одноканальной системы массового обслуживания с показательным законом распределения интенсивности обслуживания Практические занятия в компьютерном классе 3

1

Тема 3 Знакомство с основными возможностями и средствами имитационного моделирования Интерактивный семинар в классе, оборудованном мультимедийным проекционным оборудованием 2

1

           
Тема 4 • Установление взаимосвязи между исходными и выходными показателями в виде математических уравнений или неравенств.  Разработка концептуальной модели динамики цены актива. • Моделирование дискретно-событийных систем на примере модели операционного зала банка. • Практические занятия в компьютерном классе 2 2
  ИТитого   8

 

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Таблица 4 (Заочная форма обучения)

 

№ темы Форма самостоятельной работы Трудоемкость в часах Указание вопросов, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися Рекомендуемые источники литерату- ры
Тема 1   Выбор темы КР (домашнего задания). Изучение методических материалов. Подготовка докладов по темам: имитационные модели, область применения и основные определения; место имитационного моделирования в исследованиях реальных систем 12 Имитационные модели, область применения и основные определения. Структура процесса имитационного моделирования. [1-4]
Тема 2. Выполнение индивидуальных заданий. Проведение направленного вычислительного эксперимента на имитационной модели. Анализ и интерпретация результатов моделирования. Аналитический метод построения имитационных моделей. Подготовка к защите КР. 24 Статистические проблемы имитационного моделирования. Условие системности имитационного моделирования. Модели общих систем. Возможности интеграции имитирующих моделей с помощью моделей общих систем. [1, 3, 4]
Тема 3. Метод статистического моделирования (Монте-Карло), применяемый при построении моделей. Обзор применяемых систем и примеры формирования имитирующих моделей. Анализ возможности использования современных программных продуктах в этой области. Подготовка к защите КР. 24 Дискретные имитационные модели. Обзор современных программных систем имитационного моделирования [3, 5, 6]

 

 


 

 

Тема 4. Применение теории временных рядов при моделировании финансовых рядов Алгоритм построения модели прогноза. Анализ результатов имитационного эксперимента. 36 Компьютерная имитация значений ключе- вых параметров моде-ли. Расчет основных характеристик распределений исходных и выходных показате- лей. Разработка концептуальной модели ди-намики цены актива.   [1-4]
Итого   96    

 

6.2. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Итоговый результат самостоятельной работы — формирование у студентов навыков организации своей научной и учебной деятельности, способности к непрерывному образованию и саморазвитию в рамках указанных компетенций.

Самостоятельная работа с участием преподавателя осуществляется вне основных часов учебных занятий самим студентом, но организуется и контролируется преподавателем. К основным её видам относятся:

- индивидуальные консультации — работа преподавателя с отдельным студентом с целью прояснения оказавшихся неясными для студента вопросов дисциплины;

- групповые консультации — проводятся в специально назначенные часы и также предназначены для разъяснения неясных вопросов по дисциплине «Основы интеграции корпоративных приложений»;

- участие в научно-исследовательской работе, подготовка докладов к студенческим научно-практическим конференциям.

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

К основным ее видам относятся:

- формирование и усвоение содержания конспекта лекций;

- изучение рекомендуемой литературы по дисциплине, статей в специальных периодических изданиях;

- изучение электронных образовательных ресурсов, работа с КОПР и сетевыми учебно-методическими комплексами;

- подготовка к практическим (семинарским) занятиям;

- выполнение контрольной работы (КР) студентами заочной формы обучения;

- подготовка к зачету.

Темы контрольных  работ приведены в разделе 7.3. Методические указания по выполнению КР – в разделе 10.

        Предусмотренный учебным планом минимум самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Имитационное моделирование» включает изучение источников и литературы по темам дисциплины в процессе её освоения, выполнение контрольной работы и подготовку к зачету.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 152.