Конституционный принцип единства налоговой политики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конституционный принцип единства налоговой политики обуслов­ливает принцип единства системы налогов. Однако его значение этим не ограничено. Он предъявляет определенные требования не только к перечню налогов, но и к содержанию законов о налогах, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях.

Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гаранти­руется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства — непременный атрибут государства с рыночной экономикой, условие сво­бодного и динамичного развития общества.

Принцип единства экономического пространства реализуется посредством различных механизмов, в том числе и финансовых.

Реализация данных принципов — одно из направлений деятельности Правительства РФ. Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ обеспе­чивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и де­нежной политики.

Как следует из приведенных статей Конституции РФ, содержание принципа единой финансовой политики состоит не в сосредоточении у федерального центра всех финансовых полномочий, а в разработке им единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих условия формирования бюджетов Федерации и территорий при поддержании баланса прав и интересов всех участников финансовых от­ношений.

Указанные статьи Конституции РФ лежат в основе сформули­рованного КС РФ принципа единой финансовой политики, включающей и единую налоговую политику.

Содержанием единой налоговой патетики является недопущение установления налогов, нарушающих единство экономического про­странства Российской Федерации.

 

Конституция РФ не исключает принятия субъектами Федерации налогового законодательства, направленного на создание более привлекательных условий хозяйствования по сравнению с дру­гими территориями. Такие действия могут иметь место исключительно в пределах, установленных федеральным законодательством. Так, субъекты Федерации могут снизить ставки налога на прибыль по сравне­нию с установленными в федеральном законе (в отношении части нало­га, зачисляемой в региональный бюджет).

Ограничение политики налоговых льгот может происходить и от налогового, и от бюджетного законодательства. Чрезмерная увле­ченность созданием льготных условий налогообложения подрывает до­ходную базу территории и вызывает потребность в дополнительных до­тациях и субсидиях из федерального бюджета.

Политика расширения налоговых льгот может привести к созда­нию условий, позволяющих формировать бюджеты одних территорий за счет доходов других территорий. Вероятность этого особенно велика при существующей несовершенной системе налоговой регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Единство налоговой предполагает, что условия налогообло­жения, устанавливаемые в регионах и местностях, не будут действовать искажающе на объективно складывающиеся рыночные отношения, не бу­дут приводить к снижению доходов других регионов и местностей.

Не всякое снижение уровня налогообложения приводит к наруше­нию этого принципа. Можно выделить несколько признаков, которые свидетельствуют о недобросовестной налоговой политике региона:

• условия налогообложения таковы, что особые выгоды получают только нерезиденты или же эти выгоды возникают в связи с операциями с нерезидентами;

• условия налогообложения препятствуют регионам, откуда про­исходят получатели выгод, учитывать при формировании налоговой базы результаты их деятельности в данном регионе;

 

• налоговые преимущества предоставляются, если налогоплатель­щик не ведет реальной экономической деятельности в данном регионе или ведет ее в минимальном объеме;

•  правила определения налогооблагаемой базы отличаются от общепринятых;

•  принимаются меры «неразглашению конкретных условий налого­обложения; практикуется при внешнем соответствии налогового законода­тельства общепринятым правилам, изменение условий налогообложения по договоренности, достигнутой на административном уровне, т.е. скрыто.

 

Законы субъек­тов Федерации, нарушающие принцип единства налоговой политики, ре­шениями судебных органов могут быть признаны недействительными.

 

В Постановлении от 21 марта 1997 г. КС РФ отметил, что «единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой си­стемы обеспечивается единой системой федеральных налоговых орга­нов».

Этот принцип построения системы налоговых органов определяется принципом единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства требуется наличие одного контрольного органа. Поэтому Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) в качестве единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства осуществляет свои полно­мочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

По предметам совместного ведения издаются федеральные зако­ны и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.

МНС России является независимой системой контроля за соблю­дением налогового законодательства. Независимость понимается преж­де всего как независимость от местных органов власти и управления. Это конкретное проявление принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов": праву местных органов власти вводить мест­ные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы проти­востоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соот­ветствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции имеют право выполнять только те решения и постановления по налоговым вопросам региональных и местных органов власти, которые приняты в соответ­ствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Региональные и местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

МНС России — централизованная система контроля за соблюде­нием налогового законодательства.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.