Обработка и анализ результатов опытной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе прохождения учебно-производственной практики в качестве специалиста по социально-педагогической работе с семьей в Реабилитационно-оздоровительном комплексе семьи в Центре социальной помощи семье и детям нами был реализован социально-педагогический блок "Мы и наши дети" из программы "Семейное счастье", целью которого является оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям. Социально-педагогический блок "Мы и наши дети" состоит из двух частей: первая часть включает в себя психолого-педагогическую диагностику детско-родительских отношений, а вторая часть включает в себя курс лекций по теме "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений". Рассмотрим поочередно каждую часть.

В психолого-педагогической диагностике детско-родительских отношений принимали участие две неполные семьи: женщины в возрасте 34 и 45 лет, имеющих детей 12-16 лет. Образование у одной мамы незаконченное среднее техническое, у второй - среднее техническое. При проведении опытной работы были использованы тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина и методика изучения внутрисемейных отношений PARI (приложение № 3,4).

Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 

 

 Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем [24].

В процессе опытной работы опрос матерей проводился индивидуально. Каждая мама получила тестовые материалы, содержание инструкций и бланки для ответов. Проанализируем результаты исследования детско-родительских отношений представленные в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты теста-опросника детско-родительских отношений

Семья Принятие Кооперация Симбиоз Гиперсоциализация Инфантилизация
Халимовы 12б (77,21%) 7б (31,19%) 6б (92,93%) 6б (95,76%) 2б (70,25%)
Поповы 11б (68,35%) 6б (19,22%) 6б (92,93%) 4б (69,30%) 2б (70,25%)

   

В результате анализа данных полученных при тестировании семьи Халимовых, мы пришли к выводу, что мама старается уважать индивидуальность ребенка, симпатизировать ему, одобряет его интересы и планы, то есть старается принять ребенка таким, какой он есть (баллы завышены). Она стремится проводить много времени вместе с дочкой, заинтересована в ее делах. Старается во всем помогать дочке, сочувствует ей. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности своей дочери, испытывает чувство гордости за нее. Поощряет ее инициативу и самостоятельность, старается быть с ней на равных. Старается доверять ей, вставать на ее точку зрения в спорных вопросах, но получается не всегда.

Мама стремится к симбиотическим отношениям с ребенком (баллы высокие). Она ощущает себя с дочкой единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить ее от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущает тревогу за свою дочь, иногда дочь кажется ей маленькой и беззащитной. По шкале авторитарная гиперсоциализация четко видно (95,76%), что мама требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Она старается навязать ребенку свою волю. Пристально следит за достижениями ребенка, индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Выше среднего баллы по шкале "маленький неудачник", говорят о том, что отмечается незначительное стремление инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка иногда кажутся матери детскими, несерьезными. Мама старается оградить дочь от трудностей и строго контролировать ее действия.

Анализируя данные полученные, в результате проведения теста-опроса детско-родительских отношений с семьей Поповых, мы пришли к выводу, что матери ребенок нравится таким, какой он есть, она старается уважать его индивидуальность, проводит с ним определенное время, но в меньшей степени, чем в семье Халимовых. По шкале "кооперация" показатели свидетельствуют о том, что мама проявляет интерес к делам своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, положительно оценивает его интеллектуальные и творческие способности. Старается поощрять инициативу и самостоятельность, доверяет ребенку.

Так как по шкале симбиоз достаточно высокие баллы (92,93%), то мы можем считать, что мама стремится к симбиотическим отношениям, т. е. она ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она постоянно ощущает беспокойство по поводу ребенка. Авторитарная гиперсоциализация отражает форму и направление контроля за поведением ребенка (показатели выше среднего). В данной семье бывают случаи применения авторитарных методов воспитания, при которых мама требует послушания и дисциплины. В определенных моментах мама старается навязать ребенку свою волю. Особенности восприятия и понимания ребенка матерью заключаются в следующем: не стремится приписывать личную и социальную несостоятельность, старается доверять ребенку.

В работе с данными неполными семьями также была использована методика по изучению внутрисемейных отношений PARI (приложение № 3). Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матери) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С. Шевер и Р.К. Белл. В нашей стране эта методика адаптирована психологом Т.В. Нещеретом. В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся различных сторон отношений родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношения к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие группы: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке. Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде согласия, частичного согласия или несогласия.

Сумма цифровой значимости определяется выраженностью признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. Имеет смысл сначала анализировать высокие и низкие оценки. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжения в этих отношениях. Данная методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы [24]. Проанализируем полученные результаты.

Таблица 4 – Результаты методики PARI

Признаки Семья Халимовых Семья Поповых
1. Вербализация 17 20
2. Чрезмерная забота 15 16
3. Зависимость от семьи 17 16
4. Подавление воли 14 14
5. Ощущение самопожертвования 16 18
6. Опасение обидеть 18 18
7. Семейные конфликты 13 18
8. Раздражительность 14 13
9. Излишняя строгость 15 12
10. Исключение внутрисемейных влияний 15 13
11. Сверхавторитет родителей 18 19
12. Подавление агрессивности 14 13
13. Неудовлетворенность ролью хозяйки 13 14
14. Партнерские отношения 17 15
15. Развитие активности ребенка 16 20
16. Уклонение от конфликта 14 13
17. Безучастность мужа 12 11
18. Подавление сексуальности 20 16
19. Доминирование матери 18 20
20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 14 19
21. Уравненные отношения 18 18
22. Стремление ускорить развитие ребенка 11 14
23. Несамостоятельность матери 17 15

 

Обработав результаты, сразу можно оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. При сравнении средних оценок по шкалам оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация выяснилось, что все эти отношения находятся фактически на одном уровне. Представим полученные результаты в виде таблицы 5.

 

Таблица 5 – Результаты определения оптимальности детско-родительских отношений

Характеристика семейных отношений Семья Халимовых Семья Поповых
Отношение к семейной роли 15,5 16,4
Отношение родителей к ребенку: 1. Оптимальный эмоциональный контакт; 2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;   17,7 14,3     18,3 12,6
Излишняя концентрация на ребенке 13,4 14,8

 

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что обе мамы стремятся к авторитету в семье (сверхавторитет родителей); стараются доминировать над детьми, и в то же время обе опасаются обидеть своего ребенка. Хотя данный тест показывает наличие в неполных семьях уравнительных отношений, что является не совсем понятным. Низких показателей не наблюдается не по одной из шкал.

Рассмотрим отдельные аспекты отношений относительно семьи Халимовых: хозяйственно-бытовые отношения, организация быта семьи сформированы хорошо (шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга отношения развиты не очень хорошо (12, неполная семья); отношения, обеспечивающие воспитания детей сформированы не совсем достаточно (шкалы 5, 11). Но, не смотря на это, в семье отмечается относительно низкая конфликтность (11б), перенос семейных конфликтов на производственные отношения отсутствует.

Анализируя результаты методики по отдельным шкалам, мы пришли к выводам, что А.Г. Халимова имеет большую зависимость от семьи, ей свойственно ощущение самопожертвования, также высоки показатели вербализации в этой семье. Наиболее низкие показатели по шкалам, свидетельствующие об отсутствии стремления к ускоренному развитию своих детей (11б.), а также фактическая безучастность мужа в воспитании детей (12б.).

С семьей Поповых также была использована методика изучения внутрисемейных отношений. М.Н. Поповой было предложено ответить на 115 вопросов. Обработав результаты, сразу можно оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. При сравнении средних оценок по шкалам оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация выяснилось, что показатели оптимальности эмоционального контакта завышены (таблица 5). Это говорит о том, что в семье много общаются, каждый может высказать свою точку зрению. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что отношение к семейной роли со стороны матери оптимальное, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком не определяется. Также отсутствует излишняя концентрация матери на ребенке.

По отдельным аспектам отношений были получены следующие данные: хозяйственно-бытовые отношения соответствуют о норме, организация быта не является проблемой в данной семье (шкалы 3, 13, 19, 23). Межсупружеские отношения нарушены. Моральная и эмоциональная поддержка со стороны отца фактически отсутствует, вопрос об организации досуга детей не всегда  решается (11б.) Думаем, что это можно объяснить наличием определенного состава семьи (неполная семья). Отношения, обеспечивающие воспитание детей не соответствуют эффективности этого процесса (шкалы 5, 11). В семье Поповых часто происходят семейные конфликты (18б.), что отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Высокие баллы были получены по таким шкалам, как вербализация – все члены неполной семьи общительны; ощущение самопожертвования - у матери возникают ощущения самопожертвования; семейные конфликты - семейные конфликты не редки; сверхавторитет мамы - наличие сверхавторитета мамы, она пытается взять все в свои руки и это у нее получается; развитие активности ребенка - мама старается развивать активность детей и приучать их к самостоятельности как можно раньше; со стороны матери происходит чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, хотя в тоже время она говорит об уравнительных отношениях в семье.

Таким образом, данные семьи не имеют стабильных внутрисемейных отношений, мамы стараются всю власть взять в свои руки, пытаются оградить своих детей от проблем реального мира, тем самым, решая за них многие вопросы.

Вторая часть социально-педагогического блока "Мы и наши дети" состоит из так называемых лекций для родителей "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений". Теоретическая его часть включает в себе курс лекций на следующие темы: кризис трех лет; кризис семи лет; подростковых кризис; семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков; эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка. Более подробно рассматривается подростковый период. Практическая часть состоит из мероприятий под названием " Как я ожидала своего ребенка" - беседа, "Яблони и яблочки" - творческая выставка семейных работ; "Дочки- матери" - конкурсная программа (приложение № 5).

Основными задачами мероприятия "Как я ожидала своего ребенка" являлись: улучшение взаимоотношений внутри неполной семьи, повышение эмоционального настроя мам, оказание помощи мамам в осознании проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка. Удалось добиться повышения положительного эмоционального настроя мам; осознания мамами некоторых проблем, связанных с воспитанием ребенка; появления стремления к самостоятельному решению проблем с воспитанием детей, проявления заинтересованности в воспитании собственных детей. Мамы проявляли интерес к данной теме беседы, принимали активное участие в обсуждении. Думаю, что каждая из них с трепетом вспоминала прекрасные минуты своей прошлой жизни.

Творческая выставка семейных работ "Яблони и яблочки" прошла не так удачно, как беседа. Основным недостатком является неумение родителей организовывать совместную деятельность со своими детьми (предложенную работу выполняли дети). Задачи ставились следующие: организовать совместную деятельность родителей и детей; развивать творческие способности всех членов семьи; улучшить взаимоотношения в неполной семье; развивать коммуникативные способности (умение строить общение с близкими людьми). Мамы испытали чувство гордости за своих детей, каждая из них похвалила своего ребенка. Дети из семьи Халимовых выжгли на дощечке картину со следующим сюжетом: мама врач и рядом играет девочка, которая тоже хочет стать врачом. Семья Поповых нарисовала на альбомном листе акварельными красками лисицу с лисятами. Работа очень красочная, аккуратная. Своей работой они хотели показать, что лиса и ее детки являются одной крепкой семьей.

Конкурсная программа "Дочки-матери" направлена на организацию совместной деятельности; сплочение матерей и дочерей, на развитие понимания между ними; на развитие творческих способностей мам и дочерей; на возможность полноценно отдохнуть. Хочется отметить заинтересованность детей в участии в конкурсной программе, их активность, раскрепощенность. Не менее заинтересованы были болельщики. На наш взгляд, удалось добиться улучшения эмоционально-психологического состояния мам и дочерей. Дети, сидящие в жюри, учились анализировать и оценивать выполняемые задания. Грамоту о присвоении статуса "самой крепкой семьи" получила семья Поповых.

Таким образом, мы провели психолого-педагогическую диагностику детско-родительских отношений, используя тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина. Также нами были изучены внутрисемейные отношения с помощью методики PARI. Мамы были ознакомлены с полученными данными. Надеемся, что данная информация будет учтена ими в процессе воспитания собственных детей. В процессе чтения лекций "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений" мы испытывали сложности. Мы не увидели заинтересованности мам в овладении информации подобного плана, что огорчает. Наиболее удачно, на наш взгляд, была проведена вторая часть данного блока. В частности, ряд мероприятий, направленных на улучшение внутрисемейных отношений.

Таковы результаты реализации социально-педагогического блока "Мы и наши дети" программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Осуществление данного блока проходило в Центре социальной помощи семье и детям в Реабилитационно-оздоровительном комплексе семьи "Большая Липовица". Говорить о комплексном оказании социально-педагогической помощи неполным семьям мы не можем, так как остальные блоки программы не были реализованы. Реализация программы не была проведена полностью, в связи с тем, что она рассчитана на более продолжительный период времени.

Заключение

В данное время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком. Большое значение имеет сохранение в неполной семье культурного уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.

Цель данной работы состояла в изучении теоретических предпосылок воспитания детей в неполных семьях, выявлении эффективных форм и методов социально-педагогической помощи неполным семьям в современных условиях. Она достигнута посредством реализации поставленных задач.

В теоретической части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка, изучены особенности характера детей из неполных семей, охарактеризованы условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей. В результате рассмотрения влияния стилей родительского отношения на формирование личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье, мы пришли к выводу, что такие стили, как авторитарный, попустительский, изоляция, псевдосотрудничество, гипопротекция, гиперпротекция представляют наибольшую опасность для развития личности ребенка. К ним же можно отнести и такой стиль воспитания, как эмоциональное отвержение и жестокие взаимоотношения. Благоприятное воздействие на формирование личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье, оказывает использование стиля сотрудничества или авторитетного стиля воспитания.

При использовании того или иного стиля воспитания в характере ребенка формируются те или иные качества. К примеру, при авторитетном стиле воспитания формируется инициативность, общительность, доброта; при авторитарном стиле – раздражительность, боязнь, тревожность, замкнутость, агрессивность, появляются психологические проблемы; при снисходительном стиле - импульсивность, агрессивность, недисциплинированность.

Наиболее подробно мы рассмотрели такие черты характера ребенка, как леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости, эгоизм, недисциплинированность, грубость, лживость и педантичность. Раскрыли суть и причины появления этих недостатков, предложили некоторые пути их преодоления. Таким образом, мы пришли к выводу, что родителю, воспитывающему ребенка в условиях неполной семьи, необходимо знать о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате неправильного стиля воспитания.

В процессе работы нами был охарактеризован ряд условий, способствующих правильному воспитанию детей из неполных семей. В результате чего мы пришли к выводу, что для того чтобы не допустить формирования в характере ребенка недостатков необходимо соблюдать эти условия в процессе воспитания. Кратко охарактеризуем их.  Авторитет и личный пример матери (отца) – каждая мама (отец) должна учитывать такие психологические особенности ребенка, как подражание и конкретность мышления. Поведение матери (отца) должно быть образцовым, не должно быть расхождений между словом и делом. Авторитет матери (отца) может сформироваться только при использовании авторитетного стиля воспитания. Педагогический такт матери (отца) является одним из условий формирования авторитета матери (отца).  Культура быта включает в себя правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, разумную организацию жизни, культуру домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяют матери (отцу) выбрать правильный стиль воспитания, развить различные виды мышления и речь, деятельность, общение, разобраться в причинах детских поступков. Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью) – каждый ребенок нуждается в эмоциональном контакте со вторым родителем. И этому необходимо способствовать, с одной лишь оговоркой, если второй родитель не является асоциальным элементом общества. Необходимость определения для родителя потребности смысла жизни – для мамы (отца) воспитание ребенка не должно быть единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Иначе в воспитании ребенка возникнут проблемы. Необходимость определения потребности достижения – мама (отец) не должна требовать от ребенка того, чего когда-то не достигла сама. Необходимо развивать ребенка в соответствии с его способностями и желаниями. Необходимость критики реализации определенной системы воспитания – в процессе воспитания ребенка в неполной семье необходимо учитывать индивидуальные особенности его развития и уже, исходя из этого, придерживаться той или иной системы воспитания. Желательно использовать различные системы воспитания с учетом, как мы уже отметили, индивидуальных особенностей ребенка. Формирование определенных личностных качеств ребенка – нежелательно весь процесс воспитания направлять на формирование одного лишь определенного качества у ребенка. Это может привести к противоречию с возрастными или с индивидуальными особенностями развития ребенка.

В практической части исследования нами были реализованы следующие задачи: изучены формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей; разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям; реализован на практике социально-педагогический блок программы "Мы и наши дети" и проанализированы полученные результаты. При изучении содержания, форм и методов социально-педагогической помощи неполной семье, мы определили основные и наиболее эффективные формы работы с неполной семьей в современных условиях. Таковыми являются краткосрочная и долгосрочная формы. Краткосрочная форма включает кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Долгосрочная форма построена на психосоциальном подходе. Также используются такие методы, как патронаж, консультирование, тренинги и групповые методы. Методы и формы социально-педагогической деятельности социального педагога, работающего с неполными семьями, будет эффективны при взаимодействии социального педагога с другими специалистами (психологами, методистами, медиками, воспитателями и др.).

В данной работе нами была разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Данная программа направлена на повышение уровня социальной защищенности неполных семей, на профилактику асоциального поведения детей в неполных семьях, на формирование потребности активного участия членов неполных семей в общественной жизни, на улучшение психологического здоровья детей и взрослых, на повышение уровня профессиональных знаний и культуры членов неполной семьи.

На практике мы реализовали социально-педагогический блок "Мы и наши дети" на базе Центра социальной помощи семье и детям. Полученные результаты реализации социально-педагогического блока позволяют утверждать, что воспитательные возможности неполных семей действительно снижены. К такому выводу мы пришли в результате анализа детско-родительских и межличностных отношений, складывающихся в данных семьях. Но говорить о достижении всех поставленных задач программы мы не можем, так как нами был реализован только один блок - социально-педагогический. Хотелось бы отметить отсутствие заинтересованности матерей в овладении знаниями, затрагивающих вопросы развития и воспитания детей. К такому выводу мы пришли в результате чтения лекций "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений".

По итогам чтения лекций, мы пришли к выводу, о необходимости разработки методических рекомендаций по развитию личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье. При разработке данных рекомендаций основное внимание мы уделили многогранному развитию способностей ребенка, воспитывающегося в неполной семье. В частности, как использовать потенциал мозга, чтобы развить все типы мышления; как сделать так, чтобы ребенок делился своими переживаниями; как развить природную любознательность ребенка, побудить его задавать вопросы; как развивать наблюдательность ребенка и его логические способности; как научить ребенка ценить музыку; как научить ребенка управлять собственным телом и развить в нем уверенность в собственных физических способностях. Также разработали рекомендации по поводу того, как помочь ребенку познать себя и научить его управлять своими эмоциями; как научить ребенка вести себя в обществе уверенно и ладить с окружающими; как научить ребенка справляться с трудностями и находить правильные решения (приложение № 6). 

Таким образом, на заключительном этапе реализации социально-педагогического блока каждой маме была дана нами разработанная брошюра "Мы и наши дети", содержащая методические рекомендации, раскрывающих алгоритмическую последовательность  решения ряда задач, перечисленных выше. Решению этих задач способствует развитие лингвистического, математического, познавательного, визуального и пространственного мышления, а также музыкального, физического, личностного, социального и философского мышления. Тем самым, мы реализовали все поставленные задачи и достигли цели исследования.

Изучив проблематику социально-педагогической работы с неполной семьей, формы и методы работы, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.

Список литературы

1.  Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998.  – 256с.

2. Алешина Ю.Е.  Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. – С. 60-72.

3. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000 – 237с.

4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. псих. наук. – М., 1986. - 206с.

5. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / /Вопросы психологии. – 1984. - №1. - С. 56-66.

6. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. - 2005. - №5. – С. 147-150.

7. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.

8. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. – 2003. - №10. – С. 13-17.

9. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.

10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000. - 224с.

11.  Земска М. Семья и личность. - М., 1986. - 216с.

12. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.

13.  Козлов Н.И. Истинная правда или Учебник психолога по жизни. - М.: Аст-Пресс, 2000. – 187с.

14. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 1985. - №5 - С. 16-32.

15. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.

16. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. – 173с.

17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 1983. – 256с.

18. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - №8. – С. 86-95.

19. Мальцев С.Г., Немкина Э.А., Масалкина Т.Б. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальной службы. – М., 1998. - №1. – С. 46-50.

20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. – С. 73-117.

21. Ожегов С.И., Шведова Н. Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж. -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.

22. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

23. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76с.

24. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с.

25. Родионова Т.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях // Работник социальной службы. – 2003. - №2. – С. 41-47.

26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.

27.  Социальная педагогика: Курс лекций/Под. общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2000. – 416с.

28. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Под ред. В.О. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.

29. Сячина С.Л. Важнейшие функции современной семьи // Соц. педагогика: новые исслед. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы. – 2002. – С. 68-73.

30. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М., 1999. - 203с.

31. Хорни К. Собрание сочинений в 3 т. Т.1 Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. – М., 1997. - 496с.

32. Чернышева С.И. программа повышения социальной компетенции семьи «Семейный витамин». Центр соц. помощи семье и детям, с. Липовица Тамб. обл. // Вестник психосоц. и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. - №2 –с.67-75.

33. Энциклопедия для родителей: беременность, роды, забота и уход, воспитание / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА, 1997. – 480с. 

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Образовательный, психологический и посреднический компоненты социально-педагогической помощи

В семье объектом воздействия социального педагога может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.   Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствии единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.

Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

-роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении со сверстниками;

-значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

- взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивного отношения между детьми и взрослыми;

-воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

- социально-психологические проблемы воспитания "трудных" подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

- сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

-наиболее распространенные ошибки в воспитании детей;

- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

-подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

-развитие представлений об общении в детском возрасте;

- причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Социальные педагоги также могут организовывать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.

Помощь в воспитании проводиться социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

 Основными сферами семейной жизни, в которой реализуется воспитательная функция, является сферы родительского долга, любви и интереса.  Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишают семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной сфере в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.

Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявление заинтересованности в бытовой добросовестной работе до семейного интереса к активному отдыху. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каждого из ее членов.

Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает семье черты индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально-волевые отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроением семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи  друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувств гуманизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь – это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их взаимопроникновение и взаимодействие между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.

Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показывать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.   Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждения психического сознания радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Существующие проблемы в семье могут быть связаны с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания, тогда социальный педагог помогает осознать особенности таких негативных тактик, как " диктат ", " опека ",   "конфронтация ", " мирное сосуществование ", помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой "тактикой сотрудничества ".

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку семье, испытывающей различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование. Кроме того, эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношение семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводят лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относиться запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Цель социально-психологической коррекции в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др.     Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Такими проблемами могут быть:

- передача ребенка на воспитание в приемную семью. В идеале социальный педагог должен провести обследование этой семьи, психологического климата в ней. После того, как принято решение о передаче ребенка, необходимо регулярно патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться, что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги должны включиться в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за ребенком. Социальный педагог должен поддерживать связь с истинными родителями. Цель должна состоять в том, чтобы дать возможность настоящим родителям подготовиться в случае благополучия семьи к возвращению ребенка. А также цель состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка;

- усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход нуждающимся детям. Оно предоставляет, усыновившим родителям, права, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог;

- помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, место временного пребывания, поэтому ребенок должен находиться там ровно столько, сколько необходимо для решения его главных проблем. За этот срок социальный педагог обязан выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей или лиц, их заменяющих, сообщить о его месте нахождения, содействовать коррекции взаимоотношений в семье, содействовать возвращению ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.

Другой тип приютов – приют для женщин, подвергшихся избиению, и из детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома  –  " социальная гостиница ", эти приюты предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.

В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб, требующих действенного вмешательства:

- ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;

- ребенок ночует под одной крышей с теми,  кого трудно назвать семьей;

- ребенок месяцами живет в больнице – он не сирота, и поэтому не может быть помещен в детский дом;

- ребенок попадает с улицы за решетку приемника-распределителя;

- подросток убегает из детского дома.

К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и лишь ограничивают отношения между учреждением и ребенком словосочетанием:  "не имеет права", приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет права дать убежище уставшему от скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка без документов и т. д.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводиться в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный труд. Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав, передачу ребенка в интернатные учреждения.

Однако эта мера должна применяться в исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важна атмосфера семьи. Чтобы помочь детям остаться в семье, социальные педагоги вначале наблюдают за тем, что происходит дома, консультируют детей и родителей, информируют родителей о правовых требованиях и используют судебные санкции как средство мотивации к позитивному изменению жизни ребенка.

Таким образом, социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

- советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;

- консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

- защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходиться сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, жестокое обращение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Приложение № 2

Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.