Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Являясь социальным институтом, неполная семья испытывает те же социально-экономические потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности неполной семьи, отмечается ее несостоятельность в функциональном значении. Часты случаи в практике профессиональной деятельности психосоциальных работников, когда неполная семья не только не является психологическим убежищем для личности, а фактически представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов. Сегодня основная задача всех специалистов семьи и детства -  найти оптимальные способы гармонизации отношений между неполной семьей и социальным окружением через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Для решения поставленной задачи во время прохождения практики в Реабилитационно-оздоровительном центре "Большая Липовица" нами совместно с Л.Н. Подуст была разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям под названием "Семейное счастье". Данная программа включает в себя социально-педагогическую помощь неполной семье, направленную на восстановление неполной семьи в своих правах и обязанностях; на создание благоприятной обстановки внутри семьи; на гармонизацию семейных отношений. Также программа направлена на оказание социально-педагогической помощи в восстановлении воспитательного потенциала неполных семей; в профессиональной реализации каждой личности неполной семьи; в организации эффективного ведения домашнего хозяйства, оптимального распределения семейного бюджета; в организации семейного отдыха. Разработка проходила с учетом программы повышения социальной компетенции семьи "Семейный витамин", разработанной С.И. Чернышевой.

Программа "Семейное счастье" - одна из возможностей социально-медицинского, психолого-педагогического, культурно-бытового оздоровления неполной семьи. Более подробно рассмотрим данную программу.

ПРОГРАММА

ПО ОКАЗАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ "СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ"

Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.

Задачи:

- повышение социальной компетенции неполных семей;

- изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;

- формирование социальных навыков;

- оказание социальных услуг неполным семьям;

- активизация эффективности социально ролевого поведения в процесс построения детско-родительских, деловых, гражданских отношений;

- формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции;

- обеспечение отдыха, оздоровления и медицинского обслуживания;

- оказание психолого-педагогической помощи в рамках индивидуального психореабилитационного пространства для неполных семей.

    Основные функции программы заключаются в следующем:

1. Аналитико-информационная функция, которая предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального характера.

2. Прогностическая функция, позволяющая на основе анализа имеющейся информации составить медико-социальные и другие прогнозы, дающие возможность научно обоснованного планирования, создания и апробации современных социальных проектов.

3. Социально-бытовая функция, которая заключается в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке и адаптации неполных семей, осуществлении социальной помощи и поддержке.

4. Социально-профилактическая функция, которая заключается в социальном оздоровлении неполной семьи, в современном выявлении и оказании социально-правовой, медико-психологической помощи неполным семьям.

Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики.

Работа программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям основывается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.

3. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.

4. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует решение проблем путем преодоления профессиональных ограничений.

По срокам исполнения программа рассчитана на 24-45 дней. Основными этапами являются:

1. Подготовительный или организационный (1 день).

2. Ориентировочный или диагностический (2-4 дня).

3. Основной или реабилитационный (5-22 дней).

4. Заключительный или аналитический (23-24 день).

Руководит программой заместитель директора по реабилитации при кураторстве директора Центра социальной реабилитации семьи, исполняют медицинские работники, заведующий отделением семьи и детства, психолог, педагоги, специалисты по социальной работе.

Программа состоит из семи блоков, каждый блоки имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации. Представим структуру программы в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Структура программы

Основные направления программы Количество часов в день
Социально-правовой блок "Мы и наше общество"   1час 20 минут
Социально-медицинский блок "Мы и наше здоровье" 2 часа
Социально-психологический блок "Мы и наш брак" 1 час
Социально-педагогический блок "Мы и наши дети" 1час 20 минут
Социально-трудовой блок "Мы и наша работа" 1 час
Социально-бытовой блок "Мы и наш дом" 1 час
Социально-досуговый блок "Мы и наше свободное время" 1час

 

Рассмотрим более подробно содержание каждого блока программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". 

 

1. Социально-правовой блок "Мы и наше общество"

ЦЕЛЬ: восстановление неполной семьи в ее правах и обязанностях.

ДЕЙСТВИЯ:

- сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов неполной семьи;

- работа с почтовым ящиком "Ваши вопросы";

- беседа юридического консультанта " Неполная семья и закон";

- библиотечная выставка "Негативное влияние неполной семьи на воспитание детей";

- консультация специалиста по социальной работе "Социальные гарантии неполной семье";

- викторина для подростков "Поступки и проступки".

 

2. Социально-медицинский блок "Мы и наше здоровье"

ЦЕЛЬ: создание благоприятной обстановки в неполной семье через оздоровление каждого ее члена.

ДЕЙСТВИЯ:

- анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр;

- ежедневная консультация терапевта, стоматолога, педиатра, физиотерапевт;

- курс занятий в зале лечебной физкультуры "В здоровом теле";

- сеансы ручного и электромассажа;

- водные процедуры, сауна, бассейн;

- курс сеансов аромофитотерапии "В море запахов";

- медицинский всеобуч для родителей "Здоровья всей семьи":

 * современная семья, медицинский аспект:

    - мониторинг здоровья;

    - экология среды обитания;

    - потенциал здоровья неполной семьи;

 * здоровья ребенка в руках его родителей:

    - современные болезни детей;

    - как уберечь ребенка от простуд?

    - народная медицина на страже детского здоровья;

* здоровье девочки, девушки, женщины (мальчика, юноши, мужчины):

    - женский (мужской) организм;

    - женские (мужские) болезни;

    - опасные привычки;

* первая помощь при несчастных случаях:

    - бытовые ожоги;

    - травмы и ушибы;

    - бытовые отравления;

- валеология для самых маленьких "Сказки о здоровом образе жизни".

 

3. Социально-психологический блок "Семейные отношения"

ЦЕЛЬ: гармонизация семейных отношений в неполной семье.

ДЕЙСТВИЯ:

- построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений;

- психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье;

- курс "тренинг личностного роста" (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации);

- "семейный клуб" (помощь в укреплении внутрисемейных отношений);

 - беседа семейного консультанта "Азбука семейных отношений";

- ток-шоу "Моя семья";

- выступление агитбригады "Чья очередь мыть посуду?";

- литературно-музыкальная композиция "Поговорим о любви".

 

4. Социально-педагогический блок "Мы и наши дети"

ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка.

ДЕЙСТВИЯ:
- психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

- лекции для родителей "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений":

    *кризис трех лет;

* кризис семи лет;  

*подростковый кризис:

    - " период бурь и страстей";

    - семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков;

    *Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка;

- посиделки для мам "Как я ожидала своего ребенка";

- творческая выставка семейных работ: "Яблони и яблочки";

- конкурсная программа "Дочки-матери".

 

5. Социально-трудовой блок "Мы и наша работа"

ЦЕЛЬ: полноценная профессиональная реализация личности.

ДЕЙСТВИЯ:

- экскурсия по комплексу для детей "В мире профессий";

- викторина для младших школьников "Люди труда";

- библиотечная выставка "Кем быть?";

- круглый стол "Как добиться успеха?".

 

6. Социально-бытовой блок "Мы и наш дом"

ЦЕЛЬ: эффективное ведение домашнего хозяйства, оптимальное распределение семейного бюджета.


ДЕЙСТВИЯ:

- клуб "Домашняя академия ведения хозяйства " (экономия в быту, тайны хорошей кухни, как свить уютное гнездо, ремонт квартиры);

- конкурсная программа для девочек "Хозяюшка";

- мастерская "Вторая жизнь вещей";

- выставка комнатных цветков "То, что дарит нам радость";

- кулинарные этюды "Вкусные истории";

- беседа с экологом "Экология жилища".

 

7. Социально-досуговый блок "Мы и наше свободное время"

ЦЕЛЬ: организация семейного отдыха.

ДЕЙСТВИЯ:

- работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "В вихре танца", "Вокальный", "Спортивный";

- музыкально-развлекательная программа "Таланты и поклонники ";

- конкурсная программа "Семейный праздник";

- музыкальный круглый стол "Застолье";

- беседа "Бытовые обрядовые праздники";

- ночное шоу "Для тех, кто не спит".

    Для реализации данной программы необходимо кадрово-материальное обеспечение. Представим его в виде таблицы 2.

Таблица 2 – Кадрово-материальное обеспечение программы

Блоки Ответственный Необходимые средства
Социально-правовой Специалист по социальной работе Комната социально-бытовой ориентации, библиотека
Социально-медицинский Медицинский персонал Медицинские помещения
Социально-психологический Психолог- консультант Программное обеспечение, соответствующие помещения, компьютер, видео- и аудиоаппаратура
Социально-педагогический Педагог-воспитатель Библиотека, игровая, природный материал.

Продолжение таблицы 2

Блоки Ответственный Необходимые средства
Социально-трудовой Инструктор по трудотерапии, воспитатели Соответствующие помещения, библиотека  
Социально-бытовой Педагог дополнительного образования Соответствующие помещения, столовая  
Социально-досуговый Педагог организатор Видео- и аудиоаппаратура, актовый зал, спортивная площадка, материал для творчества.

 

При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье" необходимо достичь следующих результатов:

1. оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;

2. повысить уровень социальной защищенности неполных семей;

3. снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;

4. актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;

5. присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;

6. улучшить соматическое и психологическое здоровье детей и взрослых из неполных семей;

7. овладеть знаниями и навыками эффективного ведения домашнего хозяйства;

8. повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;

9. проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 219.