В качестве художественно-творческой части дипломной работы выбрана роспись серии деревянных пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса Христа”.
Человечество давно научилось использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Для художественных работ используют глину, камень, металл, дерево и др. Все материалы обладают различными качествами, от которых зависят и область их использования и метод обработки. Каждый народ использует в первую очередь те материалы, которые распространены в данной местности. Не случайно в Средней Азии, например, получило широкое развитие гончарное искусство, а в Армении – резьба по камню. Россия всегда была богата лесом, поэтому обработка дерева и производство художественных изделий из древесины издавна носят у нас национальный характер.
Дерево всегда было под рукой, на всё годилось, легко поддавалось обработке. Именно из него создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни. Дерево – материал, обладающий исключительными и своеобразными пластическими качествами. Дерево – это живой материал. И, как каждый живой организм, оно имеет свои, присущие только данному виду особенности строения, выраженные, в частности, в его текстуре и цвете. Исходя из этих основных особенностей древесины, в качестве материала для выполнения серии росписи на пасхальных яйцах была выбрана сосна.
В основу росписи были положены традиции лаковой миниатюрной живописи ефремовской школы, которые берут свое начало от древнерусской иконописи. Древнерусская иконопись – явление совершенно исключительное в истории мирового искусства, глубоко национальное, созданное народом. Здесь была выработана своя образная система и свой язык. В древнерусской живописи всегда присутствовало сочетание условного и реального. Условна в иконах “обратная” перспектива в изображении архитектурных сооружений, условны фантастические “древесы”, “горки”, цветы и травы, условен золотой фон или фон цвета слоновой кости. И вместе с тем необычайно правдиво, пластически выразительно изображались в иконах люди, их одежды, а в интерьерах – мебель, посуда и другие предметы [38, 87].
В виду того, что пасхальные яйца в первую очередь являются атрибутом христианского праздника для росписи серии яиц, выполненной в рамках дипломной работы, выбрана религиозная тема. Мы остановились на теме “Житие Иисуса Христа” потому, что в искусстве XX-го столетия после трагедий тоталитаризма и Второй мировой войны возникает всё более настойчивый, требовательный интерес к евангельской истории, и прежде всего к образу главного ее героя – Иисуса Христа. Данная тема – это обращение к духовной культуре, к христианским заповедям и обычаям. В основу изображения сюжетов легли основные события земной жизни и страдания Христа. Серия состоит из пяти пасхальных яиц, размещенных на тарели в форме креста. Четыре яйца одинаковой формы и размеров располагаются в вершинах креста, а пятое, более крупное – в центре. Каждое яйцо имеет свою подставку. Их форма выбрана так, чтобы подчеркнуть общую христианскую идею композиции, а яйца находились в устойчивом положении (см. приложение 16). Форма яиц выбрана традиционная (см. приложение 17).
Крестообразное расположение пасхальных яиц соответствует христианской тематике. Символика креста имеет много общего с солярными верованиями. Иоанн Златоуст писал, что как светильник содержит свет на своей вершине, так и крест на своей вершине имеет сияющее солнце правды, т. е. Христа. Об этом напоминают фигуры крестов в скульптуре и живописи, от которых радиально растекаются золотые лучи света.
Одновременно крест генетически связан с идеей мирового райского дерева, которое произрастает в небесном саду, иногда воспринимаемым «океаном света». Еще Филей Александрийский усмотрел в нем зримое воплощение главной добродетели, которая породила все остальные, и это, по его мнению, обусловило центральное место дерева в раю. В Миланском соборе св. Марка находился бронзовый канделябр XII в., сделанный в виде дерева с семью ветвями, которые символизировали семь главных христианских добродетелей. В XIII-XIV вв. в ветвях креста-дерева располагали символические фигуры христианских добродетелей и пророков со свитками, на которых записаны высказывания о казни Христа.
С крестом-деревом связан десятиконечный прямой крест. Он образует собой «елочку», в которой каждая нижележащая поперечина длиннее верхней. Это схема райского дерена, и она может быть сопоставлена с десятиконечным древнеегипетским священным «столбом Осириса» (джед), только в нем все поперечины короткие и одинаковой длины. Считалось, что крестное дерево было составлено.из многих растении: в апокрифическом «Евангелии Никоди-ма» из кедра, кипариса и пальмы; в эфиопском сочинении «Тринадцать крестных страданий»-из четырех смоковниц, оливы, дикой оливы, пшеницы и тростника. Поэтому оно представляет собой воплощенное плодородие и является символом неиссякаемой жизненной энергии, вечного обновления и возрождения.
Новозаветный образ распятого на кресте Бога стал основным символом христианства. Христос воспринимался мистической точкой или центром бытия, где все сходится. Афанасий Александрийский (ок. 295 - 373 гг.) полагал, что только па кресте «претерпевается смерть с распростертыми руками», и тем самым Христос одной рукой привлек древний народ Палестины, а другой - язычников, и оба собрал воедино.
Комментируя апостола Павла, Григорий Богослов отметил, что та часть креста, которая нисходит из середины, называется глубиной, идущая вверх - высотой, обе же поперечные - широтой и долготой. Идеолог восточно-христианской церкви Иоанн Дамаскин также писал, что «как четыре конца креста связываются и соединяются в центре, так божьей силой содержатся и высота, и глубина, и долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».
Тем самым крест не только символизирует светоносность и мученичество Христа, обозначает его торжество над смертью, но он придает его фигуре космическую масштабность и сам становится основой пространственной ориентации средневековья. Расположенный горизонтально крест указывал на страны света и символически стягивал их к центру, т. е. к христианской вере. Как знак, сконструированный из двух пересекающихся прямых, которые по определению Иоанна из Газы (VI в.) были символом примирения противоположностей, поставленный вертикально крест объединил верх и низ и стал знаком соединения материального и духовного, неким мистическим плюсом, складывающим небо и землю в одно первозданное единство.
Свое иносказательное значение имели даже отдельные части креста. Первая верхняя перекладина обозначала табличку с надписью, что распят «Иисус Христос, Сын божий, Спаситель». Косая дощечка креста, проведенная в православном кресте слева направо под углом в 45 градусов, воспринималась как подставка для ног казненного, но также толковалась как напоминание того, что грешники попадут в ад, а праведников ожидает рай.
Примечательно, что крест, являясь символом, сам мог символически обозначаться некоторыми предметами и знаками. Квадрат был символом абсолютного и поэтому крест в некоторых случаях конструируется внутри него, и квадрат может заменить крест. Отсюда квадратная форма алтаря.
В христианском понимании лестница, как и крест, задает размеры вселенной по вертикали и символически показывает на сошествие Христа на землю. В некоторых церковных акафистах Мария нарекается лестницей. Лестница стала знаком распятия и снятия с креста.
В видении ветхозаветного Иакова по таинственной лестнице шествуют ангелы. Они несут на небо молитвы людей и доставляют им оттуда божественную благодать. Образ духовной лестницы как средства вознесения духа иногда сопровождается в ритуале перебиранием четок как эквивалента духовной лестницы [13, 16].
Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.