Исторические особенности возникновения пасхальных яиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось в его недрах. Постепенно оно наполняло своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов — это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству.

С первых лет зарождения народной культуры советское правительство уделяли большое внимание развитию художественных промыслов. В напряженной обстановке гражданской войны, 26 апреля 1919 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял постановление «О мерах содействия кустарной промышленности». В дальнейшем периодически выходили различного рода правительственные и общественные документы, помогающие развитию и совершенствованию народных художественных ремесел, промыслов и производств.

Качественно новый этап в этом направлении был открыт постановлением ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», принятым в декабре 1974 года. Это постановление проанализировало положение в художественных промыслах и наметило пути их дальнейшего подъема. Оно содержит ряд положений и требований, определяющих будущее народного искусства. Создание и развитие народного искусства всегда рассматривалось правительством не только как важная народнохозяйственная задача, а в первую очередь как эстетико-идеологическая проблема, имеющая непосредственное отношение к формированию художественной культуры [18, 1]. Речь идет о сохранении и развитии народных национальных традиций в условиях современности, о решении ряда теоретических проблем, поскольку без понимания природы народного искусства, законов его развития, без изучения существующих форм современного народного творчества не мыслится решение многих практических вопросов, связанных с восстановлением и развитием традиционных отраслей народного искусства.

Сейчас сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов также уделяется значительное внимание со стороны государства, хотя в настоящих экономических условиях данное направление государственной политики сталкивается с серьезными трудностями. В решении этих проблем большую роль играет Федеральный закон “О народных художественных промыслах”, принятый Государственной Думой в декабре 1998 года.

Этот закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Он определяет основные направления государственной политики в этой области, которые заключаются в обеспечении экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов органами государственной власти Российской Федерации.

Из сказанного выше можно заключить, что государство в современный период уделяет значительное внимание сохранению и возрождению народных традиций.

Следует отметить, что в социально-экономических условиях современной России поддержка народных художественных промыслов приобретает важное значение в сохранении, возрождении и развитии этой области. Современное поколение понимает важность этой проблемы и считает, что в наш век технологий человек отрывается от своих корней и забывает о национальных традициях. Но можно отметить и негативное проявление: слишком активное стремление к культурной глобализации порождает чуждые традиции, приходящие к нам из стран запада. Теряются и забываются при этом собственные истоки и культурные ценности, накапливаемые столетиями. А ведь известно, что нация, не имеющая собственного культурного наследия, обречена на вымирание.

Благодаря вышесказанному, не возникает сомнения в актуальности выполнения нами настоящей дипломной работы, направленной на то, чтобы сделать определенный вклад в сохранение, возрождение и развитие народных традиций и истоков русской культуры.

Выбор темы дипломной работы «Искусство росписи пасхальных яиц» связан с тем, что автор в течение длительного времени занимался изучением истории лаковой миниатюрной живописи и имеет определенный опыт в росписи, который был приобретен в том числе в процессе прохождения производственной практики на предприятии «Рябинушка» города Ефремов Тульской области. Это предприятие применяет новые, свойственные только этому региону, виды росписи основанные на традиционных видах росписи по дереву.

Цель настоящей дипломной работы - выполнение серии росписи на деревянных пасхальных яйцах на тему “Житие Иисуса Христа”.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

· изучение литературы по данной теме;

· анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на расписных яйцах;

· изучение необходимой литературы по технологии иконописи и лаковой миниатюры;

· изучение и подбор необходимого материала для выполнения дипломной работы;

· разработка эскиза дипломной работы;

· выполнение творческой работы по эскизам;

· разработка методических материалов по проведению факультативных занятий в учреждениях народного образования.

Новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что при выполнении практической части использовано:

· объединение художественного и духовного начала;

· гармоничное объединение в одном произведении христианских и языческих мотивов;

· соединение лаковой миниатюрной живописи и орнамента с фактурой дерева;

· оригинальное составление композиции всей серии;

· за основу выполнения миниатюрной живописи взята технология иконописи.

В процессе выполнения дипломной работы автором использованы следующие методы:

· изучение исторической, искусствоведческой, научно-методической, психологической и педагогической литературы;

· изучение художественно-композиционных и технологических особенностей создания росписи пасхальных яиц;

· изучение творческого опыта народных и ведущих мастеров;

· изучение передового опыта педагогов с детьми.

Дипломная работа состоит из трех частей. В первой части раскрыты основные исторические факторы, способствовавшие возникновению и развитию росписи пасхальных яиц в России. Здесь же приведена характеристика основных центров народного искусства по производству пасхальных яиц. Вторая часть включает создание серии пасхальных яиц и их декоративного оформления. Эта глава также содержит описание технологии изготовления росписи на деревянных пасхальных яйцах.

В качестве методической части настоящей дипломной работы была разработана универсальная компьютерная обучающая программа, не имеющая аналогов, на тему: «Пасхальные яйца: Исторический экскурс». Цель программы – приобщение широкого круга заинтересованных в духовной культуре, посредством ознакомления с историческими аспектами и развитием росписи на пасхальных яйцах. Она разработана для учащихся старших классов общеобразовательной школы и школы искусств, а также студентов средних и высших учебных заведений в качестве индивидуального обучения. Тематическая цельность обучающей программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты обучаемых с декоративно-прикладным искусством, приобщить их к художественной культуре.


 

 

Глава I.
Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц





Заключение

В процессе выполнения настоящей дипломной работы было проведено изучение литературных данных, касающихся выбранной темы, на основании которого проведен анализ исторических аспектов возникновения и развития искусства художественного оформления пасхальных яиц в России.

Дана характеристика основных центров народного искусства по производству пасхальных яиц и выявлены их отличительные особенности.

Проведен анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на расписных пасхальных яйцах.

Также был сделан обзор современного состояния росписи пасхальных яиц из которого следует, что эта традиция не утратила своего значения, а приобрела более эстетический характер.

По результатам анализа, проведенного в первой главе дипломной работы можно прийти к заключению, что художественно оформленные пасхальные яйца получили такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что о них можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства.

Во второй главе было раскрыто обоснование выбора темы, материала, композиции, сюжетов, мотивов орнамента и техники исполнения серии пасхальных яиц. Тема “Житие Иисуса Христа” была обусловлена возросшим интересом к евангельской истории и возрождением христианской культуры в современный период. При выполнении творческой работы за основу взято объединение языческих и христианских мотивов, что придает композиции определенную оригинальность. Здесь же приведена технология, использованная при выполнении росписи.

В результате была выполнена серия пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса Христа”.

В методической части дипломной работы раскрыто содержание народного искусства как средства эстетического воспитания молодого поколения. Здесь приведены основные психолого-педагогические особенности возрастных групп обучаемых, раскрыты особенности применения компьютерных технологий в педагогическом процессе. В соответствии с выбранной темой и возрастными особенностями целевой группы были выбраны принципы, формы и методы обучения на основании которых разработана компьютерная обучающая программа “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”. Программа предназначена для индивидуального обучения учащихся старших классов, студентов средних и высших учебных заведений. Ее цель – приобщение обучаемых к духовной культуре.

В заключение можно сказать, что поставленные в данной дипломной работе цель и задачи выполнены. Раскрыты основные аспекты художественного оформления пасхальных яиц росписью. Изготовленная в рамках дипломной работы серия расписных пасхальных яиц в дальнейшем может быть использована в качестве образца для изготовления на предприятиях народных художественных промыслов. Теоретическая часть может служить для продолжения исследований данной темы.

Поскольку в настоящей работе основное внимание уделено только одному из способов их оформления, то целесообразно дальнейшие работы студентов нацелить на исследование других.

Также последующие работы могут быть направлены на изучение зарубежного опыта и традиций оформления пасхальных яиц.



Литература

1. Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. - С.74-77.

2. Антонова О.А. Искусство и православие. М.: Московский рабочий, 1983. - 94 с.

3. Аристова У.В. Дорого яичко к христову дню // Народное творчество. 1996. №2. - С. 16.

4. Барская Н. Пасха // Юный художник. 1995. №3. - С. 19-23.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф. Петровского А.В. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

6. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.

7. Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. №2. - С.96-103.

8. Грицюк В. И в радость, и в доход // Родина. 1995. №9. - С.105-107.

9. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Под ред. к.и.н. Супрун Л.Я. (3-е изд., перераб и доп.). М.: Лесная промышленность, 1985. - 208 с.

10. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

11. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.

12. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П., Захарова Е.А. и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

13. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.: Знание, 1990. - 32 с.

14. Крывелев И. Против Пасхи. М. 1937. - 63 с.

15. Кузин В.С. Психология / Под ред. Ломова Б.Ф. Учебник. (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

16. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 79 с.

17. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обученияю М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

18. Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1978. №8. - С. 1-5.

19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования (3-е изд.). М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - 608 с.

20. Никитин В. Дорого яичко к христову дню // Наука и религия. 1996. №4. - С. 14.

21. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М.: Искусство, 1970. - 180 с.

22. Ольховченко Э. Светики // Народное творчество. 2000. №1. - С. 24-26.

23. Онуфриева И., Миронова Е. Пасхальные сюрпризы Карла Фаберже // Юный художник. 1990. №7. - С.37-40.

24. Пасха: Двунадесятые праздники, воскресная школа. - 28 с.

25. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы псилогии. 1998. №5. - С. 94-101.

26. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья вторая. Иконография христианских праздников) // Мир музея. 1999. №6. с.14-22.

27. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья третья. Оригинальное музейное исследование на основе собрания икон в музее-заповеднике “Коломенское”) // Мир музея. 2000. №1. - С.16-22.

28. Полякова О. Рождество Христово в русской иконе // Советский музей. 1990. №6. - С.54-60.

29. Родимцева И.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. М.: Реклама, 1971. - 24 с.

30. Родимцева И.А., Куцак Л. Последний ювелир последних Романовых // Родина. 1993. №1. - С.62-65.

31. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.

32. Славянская писанка / Бобрихин А.А., Ворончихина О.Б., Вострикова И.Г., Гуляева Е.Д. Свердловский областной Дом Фольклора. 2000. - 22 с.

33. Событие Рождества Христова // Православная газета. 2000. №1. - С. 4-5.

34. Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. Интербук-бизнес, 1997. - 96 с.

35. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. М.: Российский Раритет, 1991. - 80 с.

36. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года №1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов”.

37. Федеральный закон “О народных художественных промыслах” от 6 января 1999 года №7-ФЗ.

38. Школа изобразительного искусства. (2-е изд., перераб. и доп.). Выпуск десятый. М.: Искусство, 1968. - 170 с.

39. Школа изобразительного искусства. Выпуск десятый. М.: Искусство, 1963. - 270 с.

40. Энциклопедия православной святости. Том 1. / Рогов А.И., Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997. - 400 с.

41. Энциклопедия православной святости. Том 2. / Рогов А.И., Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997. - 368 с.

42. Энциклопедия российских праздников / сост.: Воскобойников В., Голь Н. СПб.: Респекс, 1997. - 448 с.


 

 


Приложения

Введение

В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось в его недрах. Постепенно оно наполняло своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов — это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству.

С первых лет зарождения народной культуры советское правительство уделяли большое внимание развитию художественных промыслов. В напряженной обстановке гражданской войны, 26 апреля 1919 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял постановление «О мерах содействия кустарной промышленности». В дальнейшем периодически выходили различного рода правительственные и общественные документы, помогающие развитию и совершенствованию народных художественных ремесел, промыслов и производств.

Качественно новый этап в этом направлении был открыт постановлением ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», принятым в декабре 1974 года. Это постановление проанализировало положение в художественных промыслах и наметило пути их дальнейшего подъема. Оно содержит ряд положений и требований, определяющих будущее народного искусства. Создание и развитие народного искусства всегда рассматривалось правительством не только как важная народнохозяйственная задача, а в первую очередь как эстетико-идеологическая проблема, имеющая непосредственное отношение к формированию художественной культуры [18, 1]. Речь идет о сохранении и развитии народных национальных традиций в условиях современности, о решении ряда теоретических проблем, поскольку без понимания природы народного искусства, законов его развития, без изучения существующих форм современного народного творчества не мыслится решение многих практических вопросов, связанных с восстановлением и развитием традиционных отраслей народного искусства.

Сейчас сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов также уделяется значительное внимание со стороны государства, хотя в настоящих экономических условиях данное направление государственной политики сталкивается с серьезными трудностями. В решении этих проблем большую роль играет Федеральный закон “О народных художественных промыслах”, принятый Государственной Думой в декабре 1998 года.

Этот закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Он определяет основные направления государственной политики в этой области, которые заключаются в обеспечении экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов органами государственной власти Российской Федерации.

Из сказанного выше можно заключить, что государство в современный период уделяет значительное внимание сохранению и возрождению народных традиций.

Следует отметить, что в социально-экономических условиях современной России поддержка народных художественных промыслов приобретает важное значение в сохранении, возрождении и развитии этой области. Современное поколение понимает важность этой проблемы и считает, что в наш век технологий человек отрывается от своих корней и забывает о национальных традициях. Но можно отметить и негативное проявление: слишком активное стремление к культурной глобализации порождает чуждые традиции, приходящие к нам из стран запада. Теряются и забываются при этом собственные истоки и культурные ценности, накапливаемые столетиями. А ведь известно, что нация, не имеющая собственного культурного наследия, обречена на вымирание.

Благодаря вышесказанному, не возникает сомнения в актуальности выполнения нами настоящей дипломной работы, направленной на то, чтобы сделать определенный вклад в сохранение, возрождение и развитие народных традиций и истоков русской культуры.

Выбор темы дипломной работы «Искусство росписи пасхальных яиц» связан с тем, что автор в течение длительного времени занимался изучением истории лаковой миниатюрной живописи и имеет определенный опыт в росписи, который был приобретен в том числе в процессе прохождения производственной практики на предприятии «Рябинушка» города Ефремов Тульской области. Это предприятие применяет новые, свойственные только этому региону, виды росписи основанные на традиционных видах росписи по дереву.

Цель настоящей дипломной работы - выполнение серии росписи на деревянных пасхальных яйцах на тему “Житие Иисуса Христа”.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

· изучение литературы по данной теме;

· анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на расписных яйцах;

· изучение необходимой литературы по технологии иконописи и лаковой миниатюры;

· изучение и подбор необходимого материала для выполнения дипломной работы;

· разработка эскиза дипломной работы;

· выполнение творческой работы по эскизам;

· разработка методических материалов по проведению факультативных занятий в учреждениях народного образования.

Новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что при выполнении практической части использовано:

· объединение художественного и духовного начала;

· гармоничное объединение в одном произведении христианских и языческих мотивов;

· соединение лаковой миниатюрной живописи и орнамента с фактурой дерева;

· оригинальное составление композиции всей серии;

· за основу выполнения миниатюрной живописи взята технология иконописи.

В процессе выполнения дипломной работы автором использованы следующие методы:

· изучение исторической, искусствоведческой, научно-методической, психологической и педагогической литературы;

· изучение художественно-композиционных и технологических особенностей создания росписи пасхальных яиц;

· изучение творческого опыта народных и ведущих мастеров;

· изучение передового опыта педагогов с детьми.

Дипломная работа состоит из трех частей. В первой части раскрыты основные исторические факторы, способствовавшие возникновению и развитию росписи пасхальных яиц в России. Здесь же приведена характеристика основных центров народного искусства по производству пасхальных яиц. Вторая часть включает создание серии пасхальных яиц и их декоративного оформления. Эта глава также содержит описание технологии изготовления росписи на деревянных пасхальных яйцах.

В качестве методической части настоящей дипломной работы была разработана универсальная компьютерная обучающая программа, не имеющая аналогов, на тему: «Пасхальные яйца: Исторический экскурс». Цель программы – приобщение широкого круга заинтересованных в духовной культуре, посредством ознакомления с историческими аспектами и развитием росписи на пасхальных яйцах. Она разработана для учащихся старших классов общеобразовательной школы и школы искусств, а также студентов средних и высших учебных заведений в качестве индивидуального обучения. Тематическая цельность обучающей программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты обучаемых с декоративно-прикладным искусством, приобщить их к художественной культуре.


 

 

Глава I.
Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц





Исторические особенности возникновения пасхальных яиц

“Дорого яичко к Христову дню" – так гласит известная русская пословица.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения "чудесного Воскресения" распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Символом Пасхи (“Праздника желтого цвета”, как его еще называют в Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? Возможно, по причине весьма прозаической. Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры продолжали нестись и диетпродукт мог испортиться, хозяева всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить членам семьи и гостям как можно больше.

Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной – "не спасительной и не спасающей нас". Но Христос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать. Так свидетельствует библейская легенда.

Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах" (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными", так как вылупливание из яйца означает второе рождение [20, 14].

На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века – считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, “смазывает” желудок.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Петуха, будившего утро.

Пьеро делла Франческа в алтаре Монте Фельтро (Милан, Брера, XVв.) над Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса. Здесь оно служит дополнительным атрибутом легенды о чудесном рождении Богочеловека Иисуса и указывает на мир, который покоится на христианской вере. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие. По преданиям, даже мертвым яйцо дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют дух жизни и обретают утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что благодаря чудодейственной силе яйца можно вступать в контакт с умершими, и они как бы оживают на время. Если положить на могилу крашеное яйцо - первое из полученных на Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят, то есть, как бы возвратится к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.

Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в православии она получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем, прежде всего – это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца. Православная символика яйца имеет свои корни и в дохристианских верованиях славян, которым издревле свойственен культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались личностями священными.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!". По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц... На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали яйцо и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.

Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, "и млад и стар", готовятся с радостию встретить "праздников праздник и торжество из торжеств" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника, поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь великой субботы представляет чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешат через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводятся костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке колоколен церквей блестят зажженные факелы. Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православных свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах". В Новгороде, после того, как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отвержал их крестом, певчие пели: "Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова", сохраняемое и доселе в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, по 3 песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику; прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам, в свою очередь, получал от боярина, властей и народа по яйцу [35. 39].

В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени Государь шел в Архангельский собор "христосоваться с родителями", т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался "в уста" со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, т.е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися "для бережения" царской семьи во время государева выхода в соборы. В золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким вниманием, допуская их к руке.

В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным: "Христос воскрес и для вас" и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал яства для разговения: "лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцами или мясом, что пристойнее. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному". Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию [35, 41].

От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени и бросим беглый взгляд на празднование "велика дня" на Матушке-Руси. При пении тропаря просветимся торжеством и друг друга обнимем, начинается троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами "Христос Воскресе" и ответным "Воистину Воскресе", причем отдаривают друг друга яйцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные – “писанками", крашеные – “крашенками". Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли “яйчатами"), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Особенным уважением пользуется в народе "пасхальное яйцо", полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. Разумеется, речь идет о тех яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в “красном углу" – перед иконами и лампадами.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

С самим “христосованьем" в Малороссии соединено много суеверий, вроде, например, того, что если на первое приветствие "Христос Воскресе" не ответить "Воистину Воскресе", а задумать какое-либо желание, то оно непременно исполнится. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любуется восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют песенку, обращенную к солнцу: Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, красное, нарядись и т.д.

А старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши, чтобы лучше разглядеть, как будет играть и веселиться красное солнышко.

В домах и хатах, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени, накрыт уже стол, уставленный всевозможными яствами для разговения, особенным обилием отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего - нет возможности перечислить все яства и пития, которые украшают пасхальный стол. Как в Рождество, так и в Пасхальную неделю духовенство ходит по домам славить Христа. Мирские люди - парни партиями человек 10-15 с запевалою или "починалыциком" во главе ходят по деревням с волочебными песнями, напоминающими рождественские коляды, и распевают их под окнами, а иногда заходят и в избу с целью угоститься. От хозяев обыкновенно волочебники получают и жареным и вареным или даже деньгами и делят все между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождает музыкант со скрипкою или дудою.

Также Пасха сопровождалась играми с пасхальными яйцами, которые составляли в России одно из главных праздничных развлечений. У славян известно несколько видов таких игр, однако наиболее массовым было катание пасхальных яиц – по земле с бугорков или со специальных лотков. Суть игры сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое – из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли [1, 77].

Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней. Бесчисленное множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального богослужения, восстанавливаются и открываются посвященные празднику старинные церкви. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца а в страстную пятницу дома полны запахов пекущихся куличей.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.