Понятие подозреваемого в науке уголовно-процессуального
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

права

 

 

В юридической литературе достаточно широко рассматриваются вопросы, которые касаются субъектов уголовно-процессуальной деятельности. В исследованиях учёных рассматриваются конституционные положения, которые касаются личности в уголовном судопроизводстве, гарантий прав и свобод личности, вопросы гражданского обвинения и гражданской защиты, а также профессиональной этики участников уголовного судопроизводства.

Личность подозреваемого это одна из главных фигур уголовного процесса, которая находится под особенным фокусом правоохранительных органов (как с точки зрения раскрытия преступления, установления истины, так и с позиции профилактики преступлений вообще).

Согласно ст. 431 УПК Украины подозреваемым признаётся:

1) лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления;

2) лицо, к которому применена мера пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.

Подозреваемый имеет право знать, в чём он подозревается;

давать показания или отказаться давать показания и отвечать на вопросы;

иметь защитника и свидание с ним до первого допроса;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

требовать проверки прокурором правомерности задержания;

подавать жалобы на действия и решения лица, производящего оперативно-розыскные действия и дознания, следователя и прокурора [3, ст.431].

Прежде всего, нужно выяснить, кого следует считать задержанным по подозрению в совершении преступления. Довольно распространено, особенно среди практических работников, мнение, что задержанным, значит и подозреваемым, является лицо, застигнутое на месте преступления и доставленное в соответствующие органы дознания или предварительного следствия.

Между тем, имеется существенная разница между фактически задержанным и задержанным в процессуальном смысле этого слова. Из анализа закона вытекает, что лицо считается задержанным по подозрению в совершении преступления когда:

а) возбуждено уголовное дело в отношении задержанного;

б) есть основания для задержания (ст.106 УПК);

в) составлен протокол, который оформил решение полномочного на то органа о задержании, то есть о кратковременной мера пресечения (не более 72 часов согласно ч.3 ст.29 Конституции Украины).

В силу сказанного задержанным по подозрению в совершении преступления считается лицо, в отношении которого в установленном законом порядке составлен протокол о задержании. Лишь наличие этого документа свидетельствует о появлении в уголовном процессе субъекта, который называется задержанным. Одновременно он признаётся и подозреваемым. Нет протокола – нет и задержанного, и подозреваемого в процессуальном смысле. Фактическое задержание и доставление лица в милицию служит лишь предпосылкой к возможному задержанию в процессуальном значении этого термина и признанию тем самым соответствующего лица подозреваемым.

Вторым основанием признания лица подозреваемым является применение к нему меры пресечения до предъявления обвинения. В соответствии со ст.155 УПК делается это в исключительных случаях. О применении меры пресечения, лицом, производящим дознание, следователем и прокурором выносится мотивированное постановление, содержащее указание на преступление, в котором подозревается данное лицо, и основание для избрания меры пресечения.

Если избирается мера пресечения в виде заключения под стражу или залог, то постановление должно бать санкционировано прокурором. Именно наличие постановления, санкционированного прокурором, свидетельствует о признании в данном случае лица подозреваемым [4, с.83-87].

Таким образом, для признания подозреваемым необходимо иметь уголовное дело, реальное лицо, данные для его подозрении в совершении преступления и соответствующий документ – протокол о задержании и постановление о применении меры пресечения, причем, не обязательно в виде ареста. Схематически процессуальное понятие подозреваемого можно увидеть в Приложении А. 

Отсутствие хотя бы одного из приведённых выше «компонентов» не позволяет считать гражданина, даже фактически задержанного, подозреваемым. Из этого следует вывод о недопустимости применения к данному лицу мер процессуального принуждения – допроса, обыска и т.д. Если же это происходит, то полученные фактические данные не имеют юридическую силу и не могут быть использованы для доказывания обстоятельств преступления. Нельзя фактически задержанного допрашивать и в качестве свидетеля, ибо он таковым не является. Кроме того, не следует забывать о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого (ст.63 Конституции Украины).

Однако многие годы учеными и практиками ставится вопрос о том, в качестве кого должно быть допрошено лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, но которое не арестовано, не задержано, не признано обвиняемым.

Если оно допрашивается в качестве свидетеля, то оно предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. В такой ситуации сказать правду, отказаться от дачи показаний или дать ложные сведения – все равно быть наказанным. По существу гражданин принуждается угрозой уголовной ответственности за отказ от дачи показаний свидетельствовать против самого себя. Хотя сам процессуальный закон (ст.22 УПК Украины) утверждает: «Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путём насилия, угроз и иных незаконных мер». Проблема может быть решена путём совершенствования закона. С одной стороны, в уголовном процессе должен быть реализован принцип недопущения принуждения к свидетельству против самого себя, а с другой стороны, подлежит уточнению само понятие подозреваемого.

Во-первых, в процессуальном законе должно быть учтено положение п.Ж §3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, которое гласит: «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему обвинения как минимум на следующие гарантии на основе равенства: …не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным». Вслед за этим Конституция Украины определила: «Лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний или пояснений в отношении себя, членов семьи или близких родственников…» Уголовно-процессуальный закон также нуждается в дополнении: «Никто не должен принуждаться и не обязан свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников».

Наряду с этим для выхода из указанного тупика, В.М. Тертышник предлагает внести дополнительные изменения в закон. В частности необходимо заменить понятия «подозреваемый» и «обвиняемый» единым, более широким понятием «подследственный», которое в большей степени отражает объективное положение лица, а не субъективное представление следователя о его отношении к преступлению (подозревать – значит догадываться, предполагать). Тертышник В.М. предлагает ст.43' УПК Украины изложить в следующей редакции:

«Подследственным является лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или подследственного, а также лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, или лицо, к которому применена мера пресечения».

Подследственный должен наделяться всеми действующими правами обвиняемого в полном объёме [5, с.134].

Несовершенство самого понятия подозреваемого как самостоятельной процессуальной фигуры, содержащееся в УПК Украины, отмечают авторы Научно-практического комментария УПК. Они справедливо указывают, что понятие подозреваемого должно быть раскрыть с тем, чтобы придать процессуальный статус подозреваемого всем лицам, в отношении которых возбуждено уголовное дело [6, с.78].

Подозреваемый – факультативный участник уголовного процесса. Лицо, совершившее преступление, может и не быть им. Подозреваемый – временная процессуальная фигура. Срок, в течение которого лицо считается подозреваемым, не может превышать 72 часов согласно Конституции Украины (ст.29) , а также УПК Украины (ст.106). Но в любом случае в положении подозревае­мого лицо может находиться не более десяти суток. Если собрано достаточно доказательств и лицу предъяв­лено обвинение, то оно становится обвиняемым.

 Если же будет, установлено, что подозреваемый совершил ма­лозначительное или не представляющее большой обще­ственной опасности преступление, выносится постановление о прекращении уголовного дела и применении мер общественного воздействия.

 В случаях, когда подозрение отпадает и устанавливается непричастность лица к расследуемому преступлению, выносится постановление об отмене меры пресечения. Когда же будет установле­но, что действия подозреваемого не содержат состава преступления, и он подлежит привлечению к админист­ративной ответственности, выносится постановление об этом, а лицо при необходимости может быть допрошено в качестве свидетеля.

Итак, анализ научных трудов некоторых ученых-юристов приводит к выводу о необходимости совершенствования правового статуса подозреваемого. Прежде всего, нужно уточнить понятие этого субъекта на законодательном уровне. В проекте УПК Украины, подготовленном рабочей группой Кабинета Министров, предпринята достаточно удачная попытка всесторонне раскрыть в законе понятие подозреваемого, не ограничивая его двумя словами. Согласно ст. 33 проекта УПК Украины подозреваемым признаётся:

1) лицо, на которое заведено уголовное дело;

2) лицо, к которому до привлечения в качестве обвиняемого применена мера пресечения;

3) лицо, от которого до привлечения в качестве обвиняемого отобрано письменное обязательство о явке по вызову следователя, дознавателя или суда, а также о том, что он сообщит о перемене места жительства [7, ст.33].

Сравнительная характеристика понятия подозреваемого, содержащегося в действующем УПК и проекте УПК более наглядно содержится в Приложении Б.

Таким образом, в проекте УПК понятие подозреваемого дано более точно, чем в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Такое понятие позволяет признавать лицо в качестве подозреваемого на самых ранних этапах предварительного расследования, что влечет за собой реализацию его прав и законных интересов, а самое важное – возможность воспользоваться своим конституционным правом на защиту.

Практика свидетельствует о том, какое бы уголовное дело не взять – всё начинается с человека – юриста, следователя, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, их деятельности, чувств, их отношения к себе и обществу, к своим обязанностям. Одни совершают добро, стоят на защите прав и интересов человека, другие – совершают зло, беззаконие, убийства, кражи и другие преступления. Уголовно-процессуальное право учит специалистов, как раскрывать такие тяжкие преступления, какие действия необходимо совершать, чтоб защитить честное имя гражданина, его права и свободы, материальное благосостояние личности. В этой связи очень важно определиться с понятием подозреваемого как лица привлекаемого к уголовной ответственности на самых ранних этапах предварительного расследования и не допустить неправомерного привлечения или задержания невиновного лица.

 

 

1.2 Личные права подозреваемого, и их гарантии, предусмотренные

Конституцией Украины

 

 

Целью современного развития общества является утверждение прав человека, обеспечение достойных условий жизни, чести и достоинства. Идеи гуманизма, приоритетные общечеловеческие ценности находят своё отражение в деятельности современных государств, которые характеризуются как демократические, социально ориентированные и правовые. В послании Президента Украины к Верховной Раде "Україна: поступ у ХХІ століття. Стратегії економічної і соціальної політики на 2000-2004 рр." провозглашено: мы должны уяснить, что наивысшей ценностью современного цивилизованного процесса является человек, его права и свободы и особенно на жизнь, уважение достоинства человека, его свободу и неприкосновенность.[8, с.1].

Человек и гражданин в Украине имеют всю полноту гражданских, политических, социально-экономических, экологических, культурных, семейных, личных и других прав и свобод, которые тесно между собой связаны.

Многие принципы уголовного процесса нашли себе место в статьях Конституции Украины. Вообще в действующей Конституции их гораздо больше, чем в любой прежней союзной или российской. Объясняется это одним: резко возросла роль судебной власти в государстве, которое стремиться стать правовым. Поэтому принципы организации и деятельности судебной власти, другими словами, принципы правосудия, в том числе правосудия по уголовным делам, надежно, прочно утвердились в Конституции.       

Исходя из того, что принципы процесса представляют собой руководящие правовые нормы, их систему следует строить в соответствие с положениями Конституции Украины, которые относятся к правосудию и судопроизводству. Система принципов уголовного процесса включает в себя следующие принципы: законность, публичность, равенство граждан перед законом и судом, охрана прав и свобод, чести и достоинства граждан, гласность суда, осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом, презумпция невиновности, обеспечение обвиняемому права на защиту, состязательность, национальный язык судопроизводства.

В системе личных конституционных прав и свобод важное место принадлежит субъективному праву на индивидуальную свободу и личную неприкосновенность (ст. 29 Конституции Украины).

В литературе существуют разные подходы к пониманию анализируемого конституционного права.

Широкое понимание – охватывает такие конституционные возможности, как личная свобода, безопасность, неприкосновенность жилья, неприкосновенность тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, личной и семейной жизни, чести и достоинства, жизни и здоровья, свободы передвижения, мысли и слова, защиту в суде и другие.[9, с.13-20], [10, с.4-11].

Узкое понимание конституционного права на свободу и личную неприкосновенность включает лишь возможность свободы от незаконных и необоснованных арестов и задержаний, личных обысков, осмотров и других принудительных мер со стороны государственных органов и должностных лиц и свободу от противоправных посягательств отдельных лиц [11, c.42-47].

На мой взгляд, наиболее правильным определением права на свободу и личную неприкосновенность является следующее: это право индивидуума, которому гарантированна личная свобода и неприкосновенность не допускающая противоправных арестов и задержаний и других принудительных мер, обеспеченное государственными органами и органами местного самоуправления, создающее возможность возмещению убытков и восстановлению нарушенного права.

Статья 55 Конституции Украины предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина непосредственно судом [12, с.138]. В тоже время позволительно утверждение о наличии правового разрыва между гарантированными Конституцией Украины свободами, с одной стороны, и действующим уголовно-процессуальным законодательством страны – с другой стороны. Верховенство законности, составляющее основу внутреннего содержания прав и свобод человека, не всегда взаимоувязано с их уголовно-процессуальными аналогами.

Наиболее яркий тому пример – задержание подозреваемого или заключение его под стражу. С одной стороны подозреваемый, как человек и гражданин имеет право на личную свободу и неприкосновенность, с другой стороны, органы дознания и предварительного следствия должны раскрыть совершенное преступление и изобличить преступника. О некоторых предложениях как решить данное противоречие будет рассмотрено в разделе 2.3.

Сейчас же будет уместно вспомнить, что именно на основании нарушенного права на личную свободу и неприкосновенность человека действует право и создаются возможности для возмещения убытков и восстановления нарушенного права. В ст. 56 Конституции Украины закрепляется положение о том, что "каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причинённого незаконными решениями, действиями или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ними своих полномочий". 

В развитие принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6 Конституции Украины) ст. 29 Конституции Украины предусматривает, что арест или содержание под стражей могут производиться не иначе как на основании мотивированного решения суда. Одновременно ч.4 ст. 29 Конституции Украины предусматривает право задержанного в любое время обжаловать в суде своё задержание. Таким образом личности конституционно гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность, исключается возможность внесудебного решения вопросов задержания, ареста и содержания под стражей.

Эти основополагающие права не просто продекларированы. Они реализуемы посредством совокупности норм уголовно-процессуального законодательства (ст.ст. 43-48, 2363, 2364 УПК Украины), позволяющих обжаловать в суде решения следователя о применении мер процессуального принуждения.  

Нельзя, однако, не учитывать, что обжалование как таковое не способно однозначно гарантировать соблюдение принципа законности при задержании, аресте или содержании под стражей. Оно взаимоувязано с предоставлением возможности с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника, а также знать о мотивах ареста, задержания, получить разъяснение о своих правах.

Право подозреваемого знать, в чем он подозревается, обеспечивается тем, что в протоколе задержания обязательно указываются основания и мотивы задержания, приводятся объяснения задержанного, а сам протокол подписывается задержанным. В постановлении о применении меры пресечения должно содержаться указание на преступление, в котором данное лицо подозревается; перед допросом должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чём делается отметка в протоколе допроса.

Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому сущность подозрения. Очевидно, не сле­дует ограничиваться лишь объявлением характера пре­ступления, а назвать время, место и другие известные следователю обстоятельства совершения преступления, которые он по тактическим соображениям считает воз­можным сообщить подозреваемому. Существо подозре­ния должно быть разъяснено в достаточно конкретной форме, с учетом индивидуальных особенностей подозре­ваемого (возраст, жизненный опыт, образование и т.п.).

С правом подозреваемого знать, в чем он подозрева­ется, тесно связано его право, давать объяснения (пока­зания) как по поводу обстоятельств, послуживших осно­ванием для его задержания или избрания ему меры пресечения, так и по поводу любых известных ему об­стоятельств по делу.

 Дача подозреваемым показаний не может рассматриваться как его процессуальная обязанность. В этом отношении подозреваемый полностью приравнивается к обвиняемому. Допрос его должен вестись применительно к правилам допроса обвиняемого. А именно, допрос производиться немедленно и во всяком случае не позднее суток после задержания или вынесения постановления о применении меры пресечения. В начале допроса следователь предлагает дать показания по существу дела. Подозреваемый имеет право изложить свои показания собственноручно, а также пользоваться услугами переводчика. Подозреваемый не несёт ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Дача показаний его право, а не обязанность.

Право на защиту. Как активный участник уголовного процесса, обвиняемый наделен широким комплексом прав на защиту. Под правом на защиту следует понимать совокупность процессуальных прав, обеспечивающих обвиняемому реальную возможность защищать свои законные интересы. Это право складывается из права на личную защиту и права на помощь защитника.

Право обвиняемого на личную защиту выражается в предоставлении обвиняемому возможности защищаться установленными законом средствами и способами. В обязанность прокурора и дознавателя входит обеспечение охраны личных и имущественных прав обвиняемого. Возложение на следователя этой обязанности является разумным и необходимым. Не только в интересах подозреваемого или обвиняемого, но и в интересах расследования в целях правильного, объективного выяснения всех обстоятельств дела дать подозреваемому возможность выдвинуть все имеющиеся у него возражения, выслушать и внимательно проверить все его объяснения. Следователь обязан обеспечить право на защиту для того, чтобы самому не допустить ошибки и правильно разрешить дело. Обеспечение подозреваемому права на защиту имеет значение не только для субъекта этого права. Оно составляет, вместе с тем, одно из необходимых условий познания истины, как и достижения других задач уголовного процесса. Объем процессуальных прав, предоставленный подозреваемому, как и средства его осуществления устанавливается в пределах, необходимых для познания истины и, тем самым, для охраны законных интересов подозреваемого [13, с.12].

Подозреваемый вправе иметь защитника. При этом защитник предоставляется подозреваемому, или допускается к участию в деле, с момента оглашения протокола задержания или постановления о применении меры пресечения, но не позднее, чем через 24 часа. Более подробно о роли защитника в уголовном процессе рассмотрим в разделе 2.2.

Закон предоставил возможность подозреваемому са­мостоятельно защищать свои права: он может обжало­вать прокурору любые действия и решения лиц, производящих расследование по делу, в том числе постановление об отказе в выполнении его ходатайств. Это право реально

 

 

гарантируется тем, что следователь обя­зан в течение 24 часов направить жалобу со своим объяснением прокурору, а последний в течение трех суток обязан рассмотреть ее и уведомить подозреваемо­го о результатах (ст. ст. 234, 235 УПК Украины). В свою очередь, жалобу на действия и решения прокурора подо­зреваемый может подать вышестоящему прокурору (ст. 236 УПК Украины).

Согласно статье 10 Конституции Украины государственным языком является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка, и наряду с этим положением в Украине также гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств. Применительно к уголовному процессу, указанная конституционная норма означает, что судопроизводство ведется на украинском языке или на языке большинства населения данной местности. В связи с этим подозреваемому предоставлено право объясняться на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Он вправе делать заявления, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке. Это предполагает вызов переводчика при произ­водстве, различных процессуальных действий.

Все следственные и судебные документы, которые вручаются подозреваемому должны быть переведены на его родной язык или другой язык, которым он владеет.

Итак, Конституция закрепляет основополагающие права человека и гражданина, которые в обязательном порядке должны соблюдаться особенно в отношении лиц, которые привлекаются или могут быть привлечены к уголовной ответственности. Для того, чтобы гарантировать соблюдения выше изложенных прав подозреваемого на всех этапах предварительного следствия должны действовать принципы уголовного процесса. Одним из наиважнейших принципов является принцип презумпции невиновности.

 

 

  

 

1.3 Презумпция невиновности на стадии предварительного следствия

 

 

Коммунистическая идеология никогда не признавала теорию правового государства и разделения властей, считая её буржуазной выдумкой, призванной скрыть классовую сущность эксплуататорского общества. Но поскольку ни одно государство не может обойтись без такого специфического института разрешения социальных конфликтов, каким является суд, то и большевики, придя к власти, учредили систему судебных органов. Эта система в достаточно демократическом виде была обрисована в соответствующих Конституциях и отраслевых законах. Многие правовые нормы, регламентирующие организацию и осуществление правосудия, могли считаться эталоном даже с точки зрения мировых стандартов. Несчастье лишь в том, что между конституционными декларациями и реальной действительностью существовала колоссальная пропасть, порожденная безраздельным господством Коммунистической партии. В СССР никогда не было независимой и самостоятельной власти.

Если вспомнить к тому же действующие в сталинские времена наряду с судами (и вместо судов), «особые совещания», «двойки», «тройки», поставившие на конвейер расстрелы и заключения в лагеря людей, то вопрос, соблюдался ли тогда принцип презумпции невиновности, звучит сверхнаивно.

«Допущение невиновности – это вредная затея, она мешает эффективной борьбе с преступностью, сковывает действия наших славных чикистов и других верных защитников социалистического строя. Никакие презумпции нам не нужны, это все буржуазные выверты» - такой была позиция руководителей партии.

Однако, думающие юристы на свой страх и риск всё же продолжали отстаивать теснейшую связь между записанным в Конституции 1936 года права обвиняемого на защиту и презумпции невиновности. В 1958 году Секретариат ЦК КПСС создал специальную комиссию из первых лиц правоохранительных органов, которой поручили разобраться, есть в советском уголовном процессе презумпция невиновности или нет. Высока комиссия, состоящая из Генерального прокурора и Председателя Верховного Суда и других высокопоставленных лиц, на этот вопрос не смогла ответить, но постановила: дискуссию о презумпции невиновности прекратить как ненужную и вредную.

В книге известнейшего ученого М.С. Строговича «Курс советского уголовного процесса» 1 том в 1968 году на странице 351 оказалась мысль: «Мы полагаем, что есть основания, достаточные для того, чтобы включить в действующее законодательство формулировку презумпции невиновности в виде отдельной правовой нормы». Реакция была незамедлительной: весь тираж книги (13200 экземпляров) «арестовали» ещё на складе типографии и заставили из каждого экземпляра вырвать злополучную страницу, чтобы на её место вклеить новую, уже без этих слов. Эта ситуация ярко демонстрирует отношение к принципу презумпции невиновности в советское время.

У презумпции невиновности трудная, тяжелая судьба. В советское время вокруг нее постоянно велись конъюктурные политические игры. Живя на одной планете, нельзя было не считаться с мнением думающего большинства планеты. А оно, это большинство, всегда тянулось к презумпции невиновности, видя в ней, часто неосознанно, интуитивно, средство защиты от беззакония. И к этому мнению в СССР вынуждены были прислушиваться, чтобы не оказаться в полной изоляции. Так появились подписи руководителей СССР под международными документами о правах человека, соблюдать которые они заведомо не собирались.

Такое положение оставалось вплоть до начала перестройки. Только в 1989 году избранный парламент страны принял новые общесоюзные Основы законодательства о судопроизводстве, в которых появилось статья, озаглавленная «Презумпция невиновности», а в ней четкая формулировка этого принципа [14, с.56].

В действующей Конституции Украины, принятой в 1996 году определение принципа презумпции невиновности дано в ст. 62: «Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.

Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления.

Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путём, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу».

 Это определение – отправной пункт, к нему будем возвращаться неоднократно. Это принцип, призванный помочь человеку в его противостоянии власти, сбалансировать, уравновесить заведомо неравные силы в извечном споре личности и государства.

Презумпция невиновности выражает не личное отношение какого-либо конкретного человека к обвиняемому или подозреваемому, а объективное правовое положение. Государство, общество считают гражданина добросовестным, добропорядочным до тех пор, пока иное не доказано и не установлено законным порядком компетентной судебной властью. Человек, привлеченный в качестве подозреваемого, занимает в обществе положение не преступника. Он лишь подозревается в совершении преступления. Но он может быть и оправдан судом, или же признан виновным в менее тяжком преступлении, да и обвинительный приговор может быть отменен по его жалобе или жалобе других участников процесса.

Законодательное закрепление формулировки презумпции невиновности всегда было настоятельной необходимостью. Уточнение формулировки презумпции невиновности и ее закрепление в соответствующем законодательстве становится необходимой особенно после принятия Конституции Украины 1996 года, то есть появления в ней ст.62. Однако в законодательстве нужно закрепить столь совершенную, полную и исчерпывающую формулировку презумпции невиновности, которая, охватывая все элементы данного принципа, исключала бы разночтения.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., презумпция невиновности сформулирована следующим образом: "Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты" (п.2 ст.11).

В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1966 г. и ратифицированном СССР 18 сентября 1973 г., записано: "Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана согласно закону" (п.2 ст.14).

Для того чтобы понять сущность презумпции невиновности нужно решить ряд проблем.

Во-первых, презумпция невиновности вступает в противоречие с жизнью, с действительностью, имея в виду, что презумпция невиновности подозреваемого или обвиняемого, который, скорее всего, виновен и в большинстве случаев судом признается виновным, не подтверждается, а опровергается практикой. А если это так, то зачем нужна такая презумпция, которая в отличие от других типичных презумпций представляется фикцией?

Во-вторых, в соответствии с презумпцией невиновности подозреваемый считается невиновным, поэтому не столь уж нелогичен вывод, что "видеть в подозреваемом возможного преступника - значит руководствоваться не презумпцией невиновности, а именно презумпцией виновности, что, конечно, не может не наложить известного отпечатка на отношения следователя и судей к обвиняемому или подозреваемому."[15, с.35]. Но разве не противоречит принципам законности и охраны прав граждан привлечение к уголовной ответственности человека, в котором ни следователь, ни судья не видят "возможного" преступника? Перечисленные, как и некоторые другие трудности и сомнения вызвали в недалеком прошлом резкие расхождения и серьезные колебания среди процессуалистов в вопросе об их отношении к презумпции невиновности.

Если попытаться как-то классифицировать высказанные в литературе взгляды о презумпции невиновности, то можно выделить следующие четыре группы:

1) Наиболее крайнюю позицию занимают те, по мнению которых презумпция невиновности должна быть отвергнута на том основании, что "... без вины именно данного конкретного лица по данному конкретному факту не может быть ни следствия, ни дознания, ни судебного разбирательства" [16, с.33]. Другими словами, подозреваемый виновен, иначе он не привлекался бы уголовной ответственности. Здесь идет речь уже не о презумпции виновности, а о безусловной виновности каждого привлекаемого к уголовной ответственности лица. Эта точка зрения находится в явном противоречии с гарантиями интересов личности в уголовном судопроизводстве и единодушно была подвергнута резкой критике в юридической печати.

2) Авторы второй точки зрения выступают против презумпции невиновности, исходя не из того, что без вины нет следствия, а из того, что подозреваемый должен доказать свою невиновность также, как общество и государство доказывают его виновность. Другими словами, лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, презумпируется виновным, и поэтому на него возлагается бремя доказывания своей невиновности [17,с.11].

3) Сторонники третьей точки зрения полагают, что необходимо отказаться от всяческой предвзятости в отношении привлеченного к уголовной ответственности, исходя из того, что "... подозреваемый в процессе на презумпируется ни виновным, ни невиновным" [18, с.139].

4) Сторонники четвертой точки зрения исходят при решении вопроса о значении презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве из специфики судебного исследования. Коль скоро основание процесса породило вопрос об уголовной ответственности, то цель процесса состоит в том, чтобы (кроме случаев прекращения дела за отсутствием предпосылки процесса) дать на этот вопрос положительный или отрицательный ответ. С этой задачей можно справится, если удастся положительно установить либо виновность, либо невиновность привлекаемого к уголовной ответственности лица. Но, к сожалению, условия следственной практики таковы, что в отдельных случаях не удается с достоверностью установить ни виновность, ни невиновность привлекаемого лица. В таких ситуациях, когда виновность подозреваемого лишь вероятна (или даже максимально вероятна), когда остаются неустранимые сомнения в его виновности, следователь и суд не могут вопрос о виновности оставить открытым [19, с.158]. И в таких случаях органы следствия и суд обязаны дать ясный, недвусмысленный ответ. А дать такой ответ при указанных условиях они могут исходя из того, что либо подозреваемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана (презумпция невиновности), либо он считается виновным, пока не будет доказана его невиновность (презумпция виновности). И законодатель со всей определенностью высказался в пользу гуманного принципа презумпции невиновности.

И с учетом сказанного представляется целесообразным, чтобы основная часть формулы презумпции невиновности включала в себя следующее содержание:

"Каждый человек, обвиняемый в совершении уголовного преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана согласно закону при обеспечении ему всех возможностей для защиты".

На стадии предварительного расследования дела для реализации принципа презумпции невиновности необходимо помнить, что отождествлять подозреваемого или обвиняемого с виновным ни в коем случае нельзя. Больше того, эти понятия взаимно исключают друг друга. Если лицо, привлекается к участию в деле в качестве подозреваемого, то в силу презумпции невиновности он считается невиновным. Иными словами, подозреваемый приравнивается к невиновному. Если к подозреваемому предъявляется в установленном порядке обвинение – он также считается невиновным, однако приобретает статус обвиняемого. Но с момента, когда вынесенный обвиняемому обвинительный приговор вступил в законную силу, то появляется другая процессуальная фигура – осужденный, то есть виновный преступник.

Возбуждение уголовного дела означает, что компетентным государственным органам стало известно о совершении преступления, и, чтобы проверить полученные сведения, найти и наказать виновного, они посчитали необходимым применить те специальные средства, которые закон предоставляет им для борьбы с преступностью. Такие средства – производство обысков и выемок, назначение экспертиз, допрос свидетелей, потерпевших и так далее – может быть пущены в ход только после возбуждения уголовного дела. До этого никому не дозволено арестовать человека, прийти к нему в дом с обыском, описать его имущество, обязать его давать показания или как-то иначе ограничить его права. Нет дела – нет и уголовного процесса. Таково непреложное правило, установленное законом.

Возбуждение уголовного дела вовсе не формальность, а чрезвычайно важный акт, который может быть доверен лишь ограниченному кругу государственных органов и должностных лиц. Право возбуждать уголовное дело закон предоставляется только органам дознания, следователю, прокурору и суду (судье). Никакие другие органы и должностные лица таким правом не обладают [20, с.8].

К подозреваемому, исходя из принципа презумпции невиновности, не могут применяться ограничения прав и свобод, допустимые в отношении преступника. Подозреваемый как и обвиняемый, находясь под стражей, сохраняет жилищные права, право на участие в выборах, он не может быть уволен с работы или отчислен из учебного заведения. Все ограничения конституционных прав и свобод обвиняемого, допускаемые по закону, должны применяться лишь при действительной необходимости, осмотрительно.

Уголовный процесс – это точно регламентированный законом порядок действий должностных лиц и граждан, а также порядок отношений, возникающих между ними в связи с предполагаемым или действительно совершенным преступлением.

В законе тщательно, до деталей расписан порядок производства каждого следственного действия, и отступать от этих правил нельзя ни на шаг. Иначе – нарушение прав человека, вынесение несправедливого приговора, произвол и беззаконие, с которыми наше обновляющееся общество никогда мириться не должно.

Презумпция невиновности - это объективное правовое положение, из которого следует несколько важных следствий.     

На первых этапах предварительного следствия возможна одна из трех ситуаций: в деле нет никаких данных, указывающих на конкретное лицо, которое будет привлечено к уголовной ответственности; органы, ведущие расследование, располагают такими данными, но формально лицо еще не признано подозреваемым или обвиняемым; подозреваемый известен.

Наиболее отчетливо презумпция невиновности претворяется в жизнь в тех случаях, когда предварительное следствие протекает в условиях последней из названных ситуаций. Наделяя подозреваемого широкими процессуальными правами, действующее законодательство тем самым в значительной мере устанавливает определенные гарантии презумпции невиновности. Подозреваемому предоставляются права для оспаривания данных, которые положены в основу подозрения в совершении им преступления.

Презумпция невиновности должна служить основой исследования процессуальных правил, регламентирующих применение мер процессуального принуждения.

Исходя из того, что при задержании правоохранительные органы имеют дело с лицом, виновность которого еще не установлена, закон не требует приводить в протоколе задержания достаточные доказательства, уличающие подозреваемого в совершении преступления.

Так как при задержании ограничивается личная свобода лица, виновность которого еще не установлена, закон предусматривает сокращенный срок задержания. В отношении подозреваемого мера пересечения может применяться на срок не более 10 суток. Таково категорическое требование закона. Если следователю (органу дознания) не удалось в течение 10 суток с момента избрания меры пресечения (или задержания) собрать достаточные доказательства для предъявления обвинения, подозреваемый освобождается от ограничения своих прав, предусмотренных мерой пресечения (ст.90 УПК). В этом и проявляется действие презумпции невиновности в отношении подозреваемого.

Следует отметить, что в УПК не содержится никаких указаний о реабилитации подозреваемого. Применение ст.165 УПК, предусматривающей освобождение задержанного или отмену меры пресечения не может рассматриваться как реабилитация. В связи с этим было бы целесообразным предусмотреть в законе правила прекращения уголовных дел в отношении подозреваемых. В настоящее время освобождение подозреваемого из- под стражи и отмена меры пресечения (без прекращения уголовного преследования и признания невиновности лица) могут быть восприняты как оставление гражданина под подозрением до тех пор, пока не решится судьба уголовного дела.

При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого (ст.132 УПК). Значение такого действия состоит в том, что лицу, привлеченному к уголовной ответственности, от имени государства предъявляется обвинение в совершении конкретного преступления. Этим актом определяется предмет и объем дальнейшего производства по делу.

С точки зрения осуществления презумпции невиновности значительный интерес представляет вопрос о том, когда именно лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого.

В ст.131 УПК говорится: "если имеется достаточно доказательств, указывающих на совершение преступления определенным лицом, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого". В зависимости от особенностей уголовных дел достаточные данные могут быть добыты как одновременно с возбуждением уголовного дела, так и по истечении значительного отрезка времени. Закон не регулирует вопрос о том, при наличии каких условий собранные доказательства можно признать достаточными для вынесения постановления. Решение данного вопроса также обусловлено особенностями каждого уголовного дела и внутренним убеждением следователя (лица, производящего дознание) при оценке собранного материала. При привлечении в качестве обвиняемого без достаточных оснований существует серьезная угроза необоснованного нарушения презумпции невиновности.

Вопрос о моменте вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого тесно связан с вопросом, должен ли следователь руководствоваться презумпцией невиновности и если да, то до каких пор.

Тезис о том, что привлечение в качестве обвиняемого не означает признания лица виновным в совершении преступления со всеми вытекающими из этого последствиями, находит свое подтверждение не только в отдельных примерах, касающихся конкретных дел, но и в обобщенных данных. Анализ практики показывает, что от 30 до 50 % прекращенных дел составляют те, по которым органы прокуратуры, следствия и дознания пересматривают свои решения о привлечении в качестве обвиняемых лиц, в отношении которых ведется расследование, а, следовательно, и свои выводы о достаточности доказательств, дающих основание для предъявления обвинения.

По закону подозреваемый не несет ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний. Такое же значение в уголовном процессе имеет тезис: молчание подозреваемого как и обвиняемого нельзя рассматривать как его согласие с обвинением, как признание своей виновности. Если подозреваемый молчит или отказывается от дачи показаний, это не может быть истолковано как свидетельство его виновности.

Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден. Раскрытие преступлений и изобличение преступников, равно как и недопущение случаев привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных лиц, восстановление их в правах, если они были необоснованно привлечены к ответственности, обеспечение своевременной и полной их реабилитации и возмещение причиненного им ущерба означает установление фактических обстоятельств дела в точном соответствии с действительностью, т.е. установление, на основе уголовно-процессуального закона, истины по делу. Недопущение случаев привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных есть гарантия прав и законных интересов граждан.

Наличие процессуальных гарантий уголовного судопроизводства ограждает граждан от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения.

Важнейшим принципом уголовного судопроизводства является всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела. Они означают установление и оценку всех возможных версий совершенного преступления, тщательное исследование обстоятельств как подтверждающих эти версии, так и устраняющих их или подвергающих сомнению. Всесторонне, полно и объективно должны быть исследованы и данные о личности подозреваемого.

При недостаточности доказательств участия подозреваемого в совершении преступления и невозможности собирания дополнительных доказательств на производство предварительного следствия прекращается (п.2 ст.213 УПК Украины). Предположение о виновности лица при отсутствии достоверных доказательств не может служить основанием для вынесения привлечения лица в качестве обвиняемого.

Согласно ч.3 ст.62 Конституции Украины всякое неустранимое сомнение должно толковаться в пользу обвиняемого. Это же касается и подозреваемого. Предметом сомнений, которые должны толковаться в пользу подозреваемого могут быть: событие преступления; отдельные элементы этого события; существование отягчающих и смягчающих обстоятельств, а также и другие факты. Правовые последствия порождает лишь неустранимое сомнение. Если следователем и прокурором всесторонне исследованы все обстоятельства дела, но остались сомнения в отношении вины какого-либо лица, то эти сомнения будут называться непреодолимыми. Истолкование сомнений в пользу подозреваемого состоит в том, что вызывающие сомнения события преступления, участие в нем подозреваемого, обстоятельства, отягчающие ответственность, уличающие доказательственные факты признаются несуществующими. И, напротив, вызывающие сомнение невиновность подозреваемого, наличие оправдывающих или смягчающих обстоятельств признаются установленными, если только их существование достоверно не опровергнуто [21, с.58].    

Запрещается домогаться показаний подозреваемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Недопустимы “приемы”, основанные на применении насилия, угроз, ложных обещаний, необоснованное задержание и т.п.

Подозреваемый освобожден от доказывания своей невиновности. Обязанность доказывания лежит на органах и должностных лицах, осуществляющих уголовное преследование (следователь, прокурор и т.п.). Неисполнение или неполное исполнение этой обязанности влечет прекращение дела.

Отмечаемые на практике неправомерные попытки переложения обязанности доказывания на подозреваемого или обвиняемого выражаются в неблагоприятных для них решениях следователя или суда (об отклонении ходатайства о прекращении дела, обвинительный приговор, решение об отклонении жалобы на приговор), мотивируемых тем, что обвиняемый (или его защитник) не представил убедительных доказательств невиновности.

Социальная значимость правил о недопустимости переложения обязанности доказывания на подозреваемого состоит в том, что таким образом устраняется зависимость выводов следователя и суда от субъективного фактора - желания и возможностей подозреваемого или обвиняемого доказать свою невиновность, наличие или отсутствие доказательственных факторов.

Следует помнить, что доказыванию подлежат не только уличающие обвиняемого обстоятельства. Прокурор, следователь, работник органа дознания обязаны выяснить как уличающие, так и оправдывающие обстоятельства подозреваемого.

Для решения вопроса о привлечении к ответственности должны быть опровергнуты все обстоятельства, оправдывающие подозреваемого; до тех пор, пока они не опровергнуты, версию подозрения и тем самым виновность нельзя считать доказанной.

С этим важным положением уголовного процесса, как проявлением принципа презумпции невиновности, связано другое, не менее важное: если для обвинения в совершении преступления требуется несомненная доказанность виновности в нем, обоснованность уличающих подозреваемого доказательств, как в отдельности, так и в совокупности, то для оправдания вовсе не требуется достоверной доказанности. Достаточно неподтверждения уличающих доказательств, невозможности устранения сомнений в их обоснованности. Правило о толковании сомнений в пользу подозреваемого действует не только в отношении фактов, обосновывающих обвинение, но и в отношении оправдательных доказательств, опровергающих обвинение. Данное положение имеет значение не только для предварительного расследования, но и для последующих стадий.

Наряду с рассмотренными возможностями реализации в действующем уголовно-процессуальном законодательстве принципа презумпции невиновности, в стадии расследования применяется и ряд других норм, в которых находит свое выражение презумпция невиновности. К ним можно отнести ст.121 УПК, которая, требуя неразглашения данных предварительного следствия, с одной стороны обеспечивает нормальный ход раскрытия преступления, с другой - не разрешает преждевременно разглашать данные, порочащие подозреваемого, поскольку его виновность еще не доказана в установленном законом порядке [22, с.45].

Презумпция невиновности достаточно четко выражается также в требованиях, обращенных к прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования (cм. ст.ст.227, 228 УПК и другие). Мнение следователя о виновности обвиняемого необязательно для прокурора. Так, прокурор обязан строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах; осуществлять надзор за тем, чтобы никто не был, подвергнут аресту иначе, как по решению суда или с санкции прокурора; отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания и следователя; прекратить уголовное дело при наличии соответствующих оснований и т.п. Из содержания ст.228 УПК можно сделать вывод, что при проверке прокурором обвинительного заключения и при его утверждении прокурор также обязан руководствоваться презумпцией невиновности. Например, согласно ст.228 УПК прокурор обязан проверить, нет ли в деле оснований для его прекращения, обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами и т.д.

Таким образом, значительная часть норм, регулирующих проведение предварительного расследования и регулирующих процессуальное положение лиц, подозреваемых в совершении преступления, исходит из того, что подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена согласно действующему законодательству; убежденность работника органа дознания, следователя и прокурора в виновности подозреваемого означает лишь субъективную уверенность в том, что собранные в стадии расследования доказательства дают основания для предварительного вывода о виновности подозреваемого. Именно поэтому работнику органа дознания, следователю, прокурору не дано права применять к подозреваемому меры уголовного наказания, обращаться с ним, как с виновным [23, с.76].

Защита от преступных посягательств жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства человека и гражданина, его жилища и имущества, иных прав и законных интересов определяет смысл, содержание и применение процессуального законодательства Украины, общие и частные задачи уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности следует из одной из таких задач уголовного процесса: правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Итак, презумпция невиновности - один из важнейших принципов демократического уголовного процесса, имеющий самостоятельное назначение и выполняющий особую, лишь ему отведенную служебную роль.

 

2 гарантии прав подозреваемого в уголовном процессе

 

 

В правовом государстве должно быть обеспечено всестороннее развитие личности, ее творческой, политической активности, что требует дальнейшего развития политических, социальных и личных прав граждан и разнообразных гарантий их обеспечения. В связи с этим возникает вопрос, что же представляет собой действующая в Украине система гарантий прав и свобод граждан, каковы конкретные виды этих гарантий и как они обеспечивают охрану прав и свобод граждан.

    Можно указать следующие виды гарантий: экономические, политические, правовые (юридические) и идеологические. Большинство юристов считают, что "классификация видов гарантий прав граждан на экономические, политические, юридические и идеологические является наиболее полной и правильной. Указанные виды гарантий тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. "Классификация гарантий полезна и необходима. Она позволяет лучше и глубже проследить и раскрыть эти гарантии, указать на эффективность и неэффективность, достоинства или недостатки, сделать соответствующие рекомендации, способствует научному анализу и т.д."

    Следует также отметить, что гарантии прав и свобод граждан тесно связаны, и, по существу, совпадают с гарантиями законности. Там, где гарантируется законность, гарантируются тем самым и субъективные права граждан.

Ниже будет рассмотрены понятие и классификация юридических гарантий, как наиболее полно относящихся к теме настоящей работы. В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия юридических гарантий. Так, например, А.В. Мицкевич считает, что "под юридическими гарантиями следует понимать средства охраны прав граждан от каких бы то ни было посягательств" [24, с.14]. Однако он не даёт четкого определения, что представляют "средства охраны прав граждан", каково их происхождение. Поэтому такое понимание юридических гарантий - слишком общее, и не дает возможности раскрыть их содержание как особой категории гарантий.

    М.С. Строгович полагает, что юридические гарантии - "это те установленные законом, нормами права средства и способы, которыми охраняются и защищаются права граждан, пресекаются и устраняются нарушенные права" [25, с.45]. В данной формулировке содержится ответ на поставленный вопрос о понятии юридических гарантий. Следует согласится с мнением М.С. Строговича, считающего, что эти средства и способы установлены законом, нормами права и поэтому в дальнейшем будем придерживаться данного им понятия юридических гарантий. На наш взгляд в формулировке понятия юридических гарантий следовало бы сказать, что этими средствами не только "охраняются и защищаются права граждан", но и обеспечиваются ими.

    Теперь рассмотрим проблему классификации юридических гарантий.

    Среди ученых - юристов нет единого мнения по этому вопросу. Так, Н.И. Матузов ограничивается только перечислением наиболее основных, на его взгляд, видов юридических гарантий: прокурорский надзор, судебная защита, правоохранительная деятельность органов власти и управления, институт жалоб и заявлений [26, с.129]. П.Т. Васьков полагает, что "юридические гарантии можно классифицировать, выделив в особые группы юридические гарантии, относящиеся к различным отраслям права" [27, с.37].

    Другое мнение встречается у М.С.Строговича. Он считает, что "правовые (юридические) гарантии можно классифицировать и по объектам действия, то есть по тем важнейшим экономическим, политическим и иным отношениям, которые охраняются при помощи норм права - законность, основные права граждан и т.д.".

    На мой взгляд, все приведенные выше классификации являются до некоторой степени условными и эта условность заключается в том, что между юридическим гарантиями нет резко очерченных границ. Они тесно связаны между собой, переплетаются, дополняя друг друга.

    Остановимся теперь на юридических гарантиях, существующих в уголовно-процессуальном праве Украины.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 168.