учащихся при выполнении лабораторных работ
Чаще всего используются два способа организации лабораторных работ: фронтальный, когда учащиеся выполняют задания под руководством учителя, и индивидуальный, когда каждый ученик выполняет работу по инструктивной карточке. Лабораторная работа не всегда должна занимать целый урок, она может быть рассчитана и на часть урока.
Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием или инструктивной карточкой, в которых указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися; предусматривается формулирование вывода, ответа на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т.д..
На первых этапах изучения биологии степень самостоятельности учащихся в усвоении новых знаний при выполнении лабораторной работы небольшая. Учитель дает инструкции и проводит фронтальное руководство деятельностью учащихся, оказывает им помощь, привлекая таблицы, модели, делая зарисовки на доске, и контролируя восприятие учащихся путем проведения беседы. Только после того, как будут сформированы умения по выполнению лабораторной работы, учащимся предлагаются задания поискового характера, которые повышают их познавательную самостоятельность.
Лабораторная работа может занимать весь урок или его часть. Это зависит от содержания и объема выполняемой работы (Калинова, Мягкова, 1989).
Лабораторные работы особенно ценны в учебно – воспитательном отношении, когда в них содержатся вопрос, задача, которые надо решить учащимся, применяя на практике приобретенные знания; умения будут развиваться не механически, а основываясь на знаниях. На вопрос, проблему, задачу, которые ставятся перед началом лабораторной работы, учащиеся должны ответить ее результатами.
Вопросы и задания лабораторных работ позволяют выявить уровень овладения школьниками теоретическими знаниями и практическими умениями, а именно: готовить препараты клеток и тканей; работать с лупой и микроскопом; ставить опыты с растениями с целью изучения их жизнедеятельности; определять растения местных видов, принадлежащих к различным систематическим группам и т.д.
Дидактический материал должен позволять осуществить промежуточный контроль знаний учащихся на разных уровнях сложности. Наряду с заданиями репродуктивного характера школьникам предлагается проверить умения оценки достоверности факта, выдвигать и отстаивать гипотезу, интерпретировать данные лабораторной работы. Особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
Правильно проведенные лабораторные работы заставляют учащихся проделать ряд логических операций: выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение.
Основными методами в исследовательской работе являются наблюдение и эксперимент, т.е. методы, связанные с непосредственным изучением предметов и явлений живой природы.
Лабораторные работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном их проведении.
На уроках биологии исследовательская деятельность школьников может быть организована именно в процессе выполнения лабораторной работы.
Далее мы приводим конспект урока с применением лабораторной работы исследовательского характера.
Конспект урока на тему:
«ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: развить понятие «цветок», включая подробности строения пестика и тычинок, подвести учащихся к выводу, что цветок – это орган размножения.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: сформировать понятие о цветке как видоизмененном побеге, служащим для семенного размножения; о пестике, тычинках, околоцветнике, чашечке; о цветках правильных и неправильных; об околоцветниках простом и двойном; о цветках обоеполых и раздельнополых; растениях однодомных и двудомных. Развить умения в написании формул цветков.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.
Развивающие: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, правильно выполнять рисунки.
МЕТОДЫ:
Словесный – рассказ с элементами беседы.
Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника.
Практический – лабораторная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, фотографии, фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы.
ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята, садитесь.
В: - Что вы изучали на предыдущем уроке?
О: - Видоизменения побегов.
В: - Что же такое побег?
О: - Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.
В: - Какие видоизменения побегов вы знаете?
О: - Корневища, клубни, луковицы.
УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация иллюстраций цветов: см. Приложение 2).
О: - Цветок.
В: - Каких растений?
О: - Тюльпана, яблони, ландыша, шиповника.
В: - А этот цветок принадлежит какому растению?
О: - ?..
УЧИТЕЛЬ: - Этот цветок принадлежит не очень распространенному в нашей местности растению – калине обыкновенной.
И вот цветок является тоже видоизмененным побегом. Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем изучать еще один видоизмененный побег – цветок. Запишите тему урока: «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ». И целью нашего урока будет изучение строения цветка и выяснение его значения для жизни растения.
В: - Из чего развивается побег?
О: - Побег развивается из почки.
УЧИТЕЛЬ: - И цветок тоже развивается из почки. И, как вы видите, он может располагаться и на главных, и на боковых побегах.
(Демонстрация различных положений цветков – на верхушке и на боковых побегах)
УЧИТЕЛЬ: - Давайте дадим определение – что такое цветок и запишем его в тетрадь.
О: - ЦВЕТОК – это видоизмененный укороченный побег…
Дата: 2019-07-30, просмотров: 298.