Общие черты
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых музыкальных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.
- церковное искусство
Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве "плоть" торжествовала над "духом" и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу "духа" над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Строгость в живописи, иконопись, мозаике, фреске, возвышенность, "божественность" греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и навсегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.
Музыка
Составной частью искусства Руси являлась музыкальное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который "напускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям славу рокотали". На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали "умыкали" в более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени речь шла о согласии и невесты, и родителей на брак.
ЛИТЕРАТУРА
“Материалы семинарских занятий по истории” (профессор Попова Т.Г., Оганесян М.Н.)
Головатенко "Истори России: спорны проблемы."
Карамзин Н. М. Предания веков. 1988 год
Карташев А.В. "Очерки по истории русской церкви", том 1
Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 2
Козлов Ю.А. "От князя Рюрика до императора Николая II: “станицы управления государством”
Костомаров Н. И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей"
Мельникова А. “Клады земли русской.” Наука и жизнь, №9, 1979
Насонов А.Н. "Русская земля и образование территории древнерусского государства."
Рыбаков Б.А."Киевская Русь и Русские княжества XI - XIII вв.".
Сафроненко К.А. "Общественно-политический строй Галицко-Волынской Руси"
Тихомиров М.Н."Древнерусские города"
Хрестоматия по истории России, 1994 год, Том 1
Янин В.Л. "Новгородская феодальная вотчина"
Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.