Календарные обряды и праздники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил.

Колядование

Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю). Колядованием начинались зимние святки - древний славянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть? Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, неразрывно связанные своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд - средство сообщения между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее. Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что открытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

Масленица

В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года.

Весенние праздники

К весенним обрядам заранее готовились: вышивали полотенца с изображениями богини плодородия. Не обходились весенние обряды и без расписанных яиц. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне. Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что длительное время (примерно с Х века) держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: им можно исцелить больного или даже потушить пожар, случившийся от удара молнии.

Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеленые святки". Они приходились на конец мая - июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для землепашца это время критическое - все, что мог, он на полях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все зависело от природы, а значит, от прихоти управляющих природными стихиями существ.

Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озерам, источникам благодатной утренней росы. А душа - к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и орошения полей живительной влагой, способствующей колошению хлебов.

Русальные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство должно было привлечь внимание русалок и выманить их из омутов.

Ярилин день

Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных", солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю).

Ярило был богом восходящего(весеннего) солнца, богом любви, богом производителем и покровителем животных, производителем растений, богом силы и храбрости.

День Ивана Купалы

Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола.

Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов.

Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках.

Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня" начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.

Сбор урожая

Следующий виток аграрных календарных праздников и обрядов приурочен ко времени сбора урожаев и началу его переработки. Особенно значительными были: праздник "первых плодов" (начало августа); чествование Рода, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего лета", с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь).

РЕМЕСЛО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Русские ремесленники X - XIII веков сделали свой большой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах кузниц по Днепру, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили оружие, а в ювелирных мастерских создавалось тончайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное филигранью, чеканкой и не выцветающей эмалью.

История древнерусского ремесла рассматривается по двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие технические приемы, известные городу XI - XII веках, деревне известны не были; многие типы вещей бытовали только в городе или только в деревне.

ДЕРЕВЕНСКОЕ РЕМЕСЛО

Кузнечное дело

С ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных легенд и поверий: "кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством русского Гефеста или бога Сварога в языческой мифологии, он мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона - Змея-Горыныча, которого он приковывает за язык. В своем деле кузнецы использовали руду, которая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали небольшими частями, достаточными лишь для изготовления: ножей, долот, стрел, серпов и других сравнительно небольших предметов. Ко времени формирования славянских племенных союзов и началу образования Киевского государства металлургическое дело насчитывало уже полутора тысячелетний опыт.

Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и ковка железа стала делом особых мастеров. Весь процесс изготовления металлических вещей распадался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предварительная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4) горячая ковка для получения желаемых изделий.

Чаще всего руда залегает на дне рек и озер; ее разведывают острым шестом или железным щупом, а добывают черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок.

Полученная руда промывалась, затем приносилась в поселок и подвергалась предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствовавшем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды.

Последняя стадия - проковка подводит нас вплотную к следующему этапу обработки металла - к кузнечному делу. Техника ручной ковки очень мало изменилась со времени домонгольской Руси. Подлинных древних кузниц известно много. В тех случаях, когда их обнаруживали, они оказывались или у самого вала, на краю городища, или даже выносились за пределы вала. Для разогревания железа кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным дутьем(на основе меха). Для извлечения раскаленного металла из горна и для держания его на наковальне служили клещи (иногда их называют "изымало" - от глагола "изымать", вытаскивать).

Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их форма различна: одни из них приспособлены для вытаскивания и держания небольших предметов, другие имеют специальные крючки на концах для держания широких и массивных вещей и больший размах захватывающей части клещей. Раскаленное добела железо клалось на наковальню и подвергалось ковке.

Ковка производилась огромным молотом. В зависимости от назначения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых и массивных молотов у подручного кузнеца - молотобойца до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам, или непосредственно ударял по железу, или подставлял свой молоток на место, требующее удара, а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.

Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длинными железными же рукоятками до 1 м длиной; расплющивать ковкое железо (при изготовлении сковород) они могли до 30 см в поперечнике. Различались технические приемы ковки.

К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно отнести нож, гвозди, серпы, косы, долота, плужные ножи, шилья, кочерги, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть изготовлены и без подручного кузнеца.

Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, огнива, светцы, остроги. Следующим техническим приемом было применение рубила для разрубания железа. Этот прием мог быть применен только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок железа, что при больших размерах тогдашних наковален было нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило, в-третьих, бить по рубилу молотком. Зубило применялось при выработке мотыг, кос, петель дверей. Наиболее сложным было изготовление топоров, молотков и замков. Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты, но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечного искусства являлись замки.

В деревенских кузницах XI - XIII веков работало по два кузнеца, один в качестве основного мастера, другой - подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков. Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для обороны.

Ювелирное дело

Наряду с железными изделиями найдено множество бронзовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.

Судя по данным XII - XIII веков, коваль и ювелир совмещались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению, не имеет разработанной истории для этой исторической эпохи. Наиболее благоприятный в этом отношении материал женских погребений уничтожен погребальными кострами и либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесформенных слитков. Большинство технических приемов древнерусских "кузнецов по меди и серебру" уходят своими корнями в древние века. В X - XIII века можно отметить большую тщательность выделки и большое разнообразие форм. Материалом для украшений служили медь, серебро и их различные сплавы; золота в деревенских курганах нет. По внешнему виду русские украшения из сплавов делились на две группы: подражающие по цвету золоту (с преобладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром "билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

 - Литье

Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей название "льячки", которые с металлом подогревали в пламени и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторившее форму. Почти все формы односторонни, т.е. такие, которые прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благодаря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а оборотная - гладкой. Для того, чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвеску с прорезями посередине, нужно было при изготовлении формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны быть пустоты. Тогда эти не прорезанные на форме места будут полно соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не проникнет. Литейные формы делали из мягких пород камня известняка, песчаника. Многие вещи производят впечатление изготовленных штампом или путем непосредственной обработки металла резцом. При помощи различных видов литья ювелиры изготовляли чрезвычайно много различных предметов украшения. На второе место после литья нужно поставить ковку и цвет-чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от кованых металлов.

Способы ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче и поддаются даже холодной ковке. В куполах мы видим тонкую кованную серебряную проволоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы серебро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для прикрепления подвесок и т.д. Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен, браслеты, наголовники и д.р. Чеканка тонких металлических листов применялось крайне редко только в очень простых формах точечного узора, идущего по краю подвески или в виде нескольких вдавленных линий. Иногда орнамент наносился резцом, имеющем форму маленького долото, поворачивая который с одного угла на другой мастер получал на поверхности металла зигзагообразную линию, резцом же гравировался и вырезался любой произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами орнамента, на которых мы видим и кружки, и линии, проведенные зубчатым колесом и зигзагами, и просто резьбу, и глубокий литой орнамент.

- Производство проволоки

Затем после литья и ковки важным является производство проволоки. В небольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и в быту. Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и целый ряд других украшений. Для изготовления медной или серебряной тянутой проволоки был необходим так называемое "волочило" - железная доска с рядом просверленных отверстий, которые делались коническими; каждое соседние отверстие имело диаметр меньше, чем предыдущие. Для волочения проволоки предварительно выковывали серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали в самое крупное отверстие волочила. Затем его протягивали подряд через каждый глазок, и так до тех пор, пока не получали проволоку требуемого диаметра. Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось получить длиной до 150 см. В целом ряде областей правобережья Днепра известны бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикреплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное название "минских", они часто встречаются в деревенских курганах дреговичей и древлян.

Гончарное дело

Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию изготовления. На рубеже IX - X веков оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. В раннее время судя по дактилоскопическим отпечаткам, изготовление глиняной посуды было женским делом. Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключительно о гончарах - мужчинах. Для изготовления горшков использовалась глина. Глина перед лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась водой, тщательно разминалась. Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым способом. Глина раскатывалась на длинные валики, уплотнялась при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально, сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики сдавливались, швы между ними затирались и производилась окончательная отделка сосуда. Возможно, что плоское днище сосуда лепилось иногда отдельно. Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так как в это время она уже сменилась гончарной. Предшественником гончарного круга была деревянная доска, на которой лепили горшок и которую можно было поворачивать для удобства обработки сосуда. Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое место надо поставить горшки, сосуды различных размеров и назначения, в ним можно было налить воду или положить продукты, ягоды.

Основное назначение горшка - служить для варки пищи в печах, форма горшка сохранилась до наших дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специальными отверстиями на дне, применявшиеся, очевидно, для откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия на дне горшка. Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие, главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других продуктов. Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название "крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки, гончарами изготавливалась плоская посуда (миски, плошки, чаши, блюда).

- Клейма на днищах сосудов

Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосудов. На маленьких кружках, подкладывавшихся под сосуд при формовке его на круге, гончары вырезали различные значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и являлись клеймами мастеров. Они делались в виде круга, круга со вписанным крестом, ключа, звезды, квадрата, треугольника. Разбирая клейма сосудов из какой-либо определенной курганной группы, часто удавалось установить, что общая схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема постепенно усложняется дополнением деталей. Так, например, на одном горшке, найденном при раскопках курганного могильника, встречено клеймо в форме круга, в одном из соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в форме круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо круг с крестом внутри и еще с одной линией, в четвертом - к трем линиям добавлена еще одна. Таким образом намечается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и важным в этом усложнении является то, что горшки с наиболее простыми клеймами являются в то же время и наиболее древними, а каждое усложнение соответствует последовательно более поздним погребениям. Все это позволяет предположить, что усложнение клейм может свидетельствовать о передаче по наследству гончарного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму добавлял “линию”.

Домашнее производство

При натуральном хозяйстве многое производилось в каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в виде домашнего производства, к которому можно отнести изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря, творога и сыра.

- Плотничьи работы

Плотничьи работы производились топором, универсальным орудием. Топор мог быть как лесорубным, так и плотничным. Пила и долото в деревенском зодчестве не использовались. Широкое применение в обработке дерева находило тесло - нечто вроде мотыги. При помощи тесла можно было долбить колоду, лодку, корыто. Для плотничных работ широко применялись гвозди. Гвозди всегда четырехгранные с отогнутым верхом. Применялись и гвозди-шипы.

- обработка кожаной обуви и мехов

Овчинные тулупы и меховые шапки изготавливались дома. Находят железные струги для соскабливания шкуры.

- изготовление тканей и нитей

Для изготовления тканей и нитей использовались: лен, конопля, овечья шерсть. Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное или каменное колечко - "пряслень". На пряслицах очень часты значки и надписи, подтверждающие принадлежность его определенной женщине. С процессом обработки льна и получением пряжи связано много различных поверий, обычаев и песен, имевших в свое время обрядовый характер. Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани делались не только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным, двухцветным, трехцветным и многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани украшали цветной вышивкой или набойкой. Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне и в то же время самым необходимым.

Городское ремесло

Ювелирное дело

В городе широко применялись изделия из кованной меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди выполняли по определенному профилю. Кровли зданий крыли листами кованной меди. Из меди лили колокола, кресты, складни, подсвечники, перекрестья для мечей, а в более ранние времена - идолов, подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала и т.д. Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей. Образцом плоского литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII век из города на Десне. Литейщикам часто приходилось решать задачу создания объемных вещей, которые нельзя было вынуть из формы, не разломав ее. Для этого использовался так называемый способ "потерянной формы", когда изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапливали воск, наливали металл и для получения вещи разламывали глиняную форму. Именно этим приемом создан ряд бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, бронзовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд других предметов. Материалом для форм служили песчаник, известняк. Известны формы для котлов, для крестов, для поясных бляшек, для широких запястий для бубенчиков, пуговиц, перстней и т.д. Многие литейные формы имитируют дорогие изделия с зернью, сканью, заменяя эти сложные приемы литьем. ковка и чеканка. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда - судки, вазы, братины, чары, блюда.

- чеканка

С ковкой серебра и меди связана чеканка этих металлов. Простейший вид чеканки представляет нанесение рисунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансонами. Орнаментируемую пластину клали на жесткую подкладку и наносили узор, уплотняя металл в месте удара. Узоры наносились различной формы: одни имели вид маленького долотца, другие давали отпечаток в виде кольца, круга, треугольника. Встречаются профильные пуансоны для фигурной чеканки. Таким способом украшены оковки турьих рогов в курганах Х веков. Большей частью рисунок этих оковок геометричен, поражает своим фантастическим орнаментом из фигур людей и причудливых драконов и птиц. Эта техника господствует до XII века, когда появляется техника выпуклой чеканки, при которой сначала орнаментированную серебряную пластинку чеканят с обратной стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом наружу. После этого лицевая сторона подвергается более детальной обработке: разделывают одежды, лицо, волосы, подправляют общий рельеф. Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой глубокой выпуклой чеканке, работу производили на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно так же и при обработке лицевой стороны обратную сторону заливают подобной же упругой смесью чтобы не нарушить полученного рельефа ударом. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная, золотая проволока шла на самые различные изделия. Проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого - на височные кольца, цепочки, а наитончайшие проволочные нити украшали поверхности различных предметов сложным и причудливым узором филиграни. Филигрань, русская скань представляют собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами проволоки образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в том, и в другом случае для скрепления нитей между собой или с пластиной требуется паяние. Вся работа производится так: сначала скручивается проволока, затем, при помощи миниатюрных щипцов, нити изгибаются по задуманному рисунку и складываются друг с другом или кладутся на пластину. После этого на пластину насыпается припой в виде порошка легкоплавкого металла, и пластина с уложенными на нее нитями ставится в жаровню. Припой расплавляется и соединяет нити с пластиной. Если работа должна быть ажурной, то нити собирали на какой-нибудь плитке, присыпали припоем лишь для того, чтобы они скрепились друг с другом, но не с основой. На пластину напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна серебра и золота заготавливали заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывали при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее ее посыпали припоем и ставили в жаровню. В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы, на которые напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых меньше в 5-6 раз булавочной головки. На см2 было приделано 324 зерна. На Киевских колтах количество зерен доходило до 5000 штук. Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластину напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, наплавлялась вся сразу. Скань применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов.

- Чернь и эмаль

Чернь применялась для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, соль. Серебряная пластинка под чернь должна быть изготовлена чеканкой или тиснением таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки. Затем пластину ставили в жаровню, и чернь прочно соединялась с серебром. Получив черный фон, мастер подправлял края его резцом и им же добавлял выступающие части узора. Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладает такой степенью ковкости и легкоплавкости, которые требовались для создания основы под эмаль. На поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета. Массы бывают прозрачные и непрозрачные. Для эмалевых вещей применялось золото с примесью 20 - 30 % серебра. Изготавливалась тонкая золотая пластинка, на которой выдавливался вглубь общий контур рисунка, а затем на дне получившегося углубления ювелир намечал места, где должны быть припаяны перегородки. Перегородки делались из тончайших полосок золота в 0,5 - 2 мм высотой. Полоски изгибали по рисунку и напаивали на ребро на пластинку. Для каждой цветной точки приходилось делать отдельную золотую ячейку. После окончания работы по золоту в каждую ячейку насыпали эмалевый порошок разных цветов, и вся пластинка ставилась в жаровню. Эмаль плавлением прочно соединялась с золотом. Нужно было вынуть вещь тогда, когда эмаль расплавлена, но еще не потеряла желаемого цвета от перегрева. Остудив вещь, мастер осторожно проковывал выступающие края золотых перегородок и шлифовал поверхность эмали.

- Обработка кожи.

Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбрую, седла, колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переплеты книг и пергамент - все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их подшивки. Сырьем для кожевенника служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Сначала шкуры очищали от волос в огромном чане, который был сделан в виде ящика из колотых плах, вставленного в пазы врытых в землю столбов. Следующая стадия - дубление кожи, для которого употреблялись специальные экстракты. Квашение кож сопровождалось механическим размягчением их - кожи мяли руками. Выделанную кожу кроили и сшивали. Шили и мягкую обувь, и обувь с твердой подошвой. Хотя обувь дошла до нас в очень небольшом количестве, но это различие сапоги, которые делились на два типа: первый с плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй, округлый, для мягкой обуви. К особым кожевенным работам надо отнести изготовление красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого делались богатые сапоги, и изготовление пергамента, который делался из телячьей кожи, специально обработанной и разглаженной.

- Обработка камня

Работы по камню делятся на два раздела: работы, связанные со строительным делом, т.е. обработка больших блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и отшлифовкой мелких самоцветов. К первому разделу нужно отнести постройку зданий, дворцы, стен, башен, церквей, крестов, половых плит, крупных скульптурных произведений и изготовление жерновов. Материалом служили: песчаник, известняк, мрамор и другие породы. Древнейшим памятником каменотесного дела является известный Збручский идол (Х век). Это высокий четырехгранный столб с рельефным изображением на гранях. Для его обработки были применены шпунт, скарчень, молоток. Масштабными были и мукомольные жернова для ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям, а верхний вогнут. Необычайного расцвета русское каменотесное дело достигло в Суздальской Руси в XII-XIII веках. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси этого периода в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой соборов вообще. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX - начала XX века Стасов писал: "Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музееях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало - дескать, дело пустое и вздорное... Нет, настоящее, цельное, здоровое, в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной обработки. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крестиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для украшения различных золотых медальонов. Материалом служили плотные сорта известняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вроде сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, альмандина, яшмы, янтаря. Бусы сверлились с двух сторон, так как трудно было сделать длинное сверло.

Затем бусы гранились или обтачивались. Последним этапом была шлифовка камня. Также делались камни для оправы в золото.

- Стекло

Долгое время все стеклянные вещи, находимые в X - XII веках, считали привозными из Византии или даже из Сирии. Но раскопки В.В.Хвойка в Киеве доказали существование там стеклоделательной мастерской. В этой мастерской было найдено большое количество стеклянных браслетов и перстней целых и разбитых, но в основном сплавленных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инструменты для изготовления колтов с эмалью. Стеклянные браслеты, являлись распространенной находкой в древнерусских городищах. Стеклянные перстни были распространены значительно меньше, они встречаются в Киеве и других близких к Киеву городах, а также на севере - во Владимире на Клязьме. Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. При раскопках городов (особенно южных) находят в слоях XI - XIII веков стеклянные сосуды в виде флаконов и кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены орнаментом из налепленных стеклянных валиков и жгутов. Техника изготовления стеклянных бус была не сложнее, чем изготовление браслетов или перстней. Производство стекла надо считать исключительно городским ремеслом, и которое могло быть далеко не в каждом городе. В малые городки и в деревни стеклянные вещи(браслеты и бусы) попадали с теми же коробейниками, которые несли туда пряслица, дешевые бронзовые крестики с одноцветной простенькой эмалью и тонко пропиленные костяные гребни.

Быт народа

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в которых группировалось по два-три двора.

Жилище: изба

Сам термин "изба" связывается с различным по конструкции жильем - как срубным, так и полуземляночным; этот термин обозначает вообще жилье с печью, теплое жилье.

- отопление

Отопление рядовых жилищ - изб, истобок - происходило по-черному. Печь не имела дымохода, в ее верхнем своде было отверстие, через которое дым выходил в помещение, а из него через окна и дверь наружу. В целях скорейшего выхода дыма из помещения печь ставилась ближе к двери, выходившей в сени. Топка по-черному была одной из главных причин частых пожаров в селениях. В богатых жилищах отопление было, вероятно, более усовершенствовано. В богатых домах были большие окна, возможно, даже стеклянные. Слюда в письменных источниках не упоминается, но ее куски довольно часты в древнерусских городищах. Оконное стекло, изобретение римлян I века, стало в Европе предметом роскоши, но никогда не исчезало. Поэтому не приходится удивляться, что оконные стекла круглой формы были встречены в развалинах дворцов X-XI веках в Киеве, в Белгороде и в других центрах древней Руси.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 185.