Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение........................................................................................................................................................................................... 2

Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине...................... 2

ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА...................................................................................................... 2

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ....................... 2

РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ.................................................... 3

§1. Основные начала конституционного строительства в Украине...................................... 4

§ 2. Конституционно-правовой статус личности в Украине.......................................................... 8

§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ......................................................................... 12

§ 4. Основы организации деятельности высших органов государственной власти в Украине................................................................................................................................................................................................. 18

4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ........................................................................................................................................... 19

4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА........................................................................ 19

4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА................................................................................................................... 20

4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ........................................ 20

4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ............................................................................................. 21

4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ........................................................................................................................................................ 21

4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА................................................................................... 21

4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21

4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ........................................................................................................ 22

4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ............................................. 22

4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.................................................................................................................................. 23

4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.............................................................................................................................................................................................................. 23

4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ................................................................................... 23

4.4. Судебная власть Украины........................................................................................................................................ 23

4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23

4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ........................................................................... 24

4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ............................................................................. 24

4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ................................................ 24

4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ..................................................................................................... 25

4.4.6. ПРОКУРАТУРА........................................................................................................................................................ 26

§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ.............................................................. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................................................. 29

 

 

Введение

Политическая функция.

Конституция это правовая основа политической системы. Все политические силы действуют на основе единообразных правил, определенных в Конституции.

Идеологическая функция.

Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к общепризнанным ценностям (права человека, собственность, семья, демократия, законность, патриотизм и др.) и убеждает, воспитывает человека в духе уважения этих ценностей, направляет на необходимость их сохранения и соблюдения.[1]

 

ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА

 

Первая в мире неписаная конституция появилась в Англии. Это были два документа — Великая Хартия Вольностей 1215 года и Билль о правах 1689 года. Они действуют и поныне, единого Основного Закона Великобритания не имеет.

Первой официальной конституцией считается Конституция США, принятая в 1787 году. Она действует сегодня с незначительным количеством изменений, дополнений и поправок.

В Европе первая официальная конституция появилась во Франции в 1791 году. Затем были приняты конституции Польши, Испании.

В XIX столетии конституции были в преобладающем большинстве стран Европы. Тут сохранялась власть монархов, правда, с определенными ограничениями.

Начало XX столетия ознаменовалось принятием первых конституций в азиатских странах (Иран, 1906 год, Китай, 1912 год).

Царская Россия не имела своей конституции. В 1918 году была принята первая советская Конституция России. Это была конституция «диктатуры пролетариата», в которой игнорировался принцип разделения власти.

 

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА

 

Статус в переводе с латинского (status) — состояние, положение. Статус депутата — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм.

Народным депутатом может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг 21 года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение последних 5 лет. Таким образом, закон устанавливает кроме возрастного ценза, еще определенный ценз оседлости (5 лет). Другие ограничения предусмотрены ч. 3 ст. 76 Конституции.

Работав парламенте требует значительного времени, опыта, знаний, независимости от ведомственных, правительственных или других интересов, а потому народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе (ст. 78). Депутат не может занимать какие-либо производственные, служебные должности, за исключением преподавательской, научной и иной творческой работы.

Полномочия народного депутата предусмотрены Законом Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17 ноября 1992 года с последующими изменениями и дополнениями. Следует обратить внимание на такие вопросы:

— права и обязанности народного депутата в избирательном округе и за его пределами;

— гарантии депутатской деятельности.

 

ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.

Судебная власть Украины

ПРОКУРАТУРА

 

Раздел VIII Конституции посвящен прокуратуре. Прокуратура не принадлежит ни к одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Она функционирует как независимый государственный орган и составляет единую систему (ст. 121).

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура, прокуратура Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуроры, а также военные прокуроры. Единство системы обеспечивается тем, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору Украины.

Генеральный прокурор назначается на должность с согласия Верховной Рады Президентом Украины и освобождается от должности Президентом Украины, причем при освобождении от должности согласия Верховной Рады не требуется. Здесь заложен механизм сдерживания противовесов между законодательной и исполнительной властью.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.

Основные функции прокуратуры изложены в ст. 5 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями и Конституции Украины (ст. 121).

При анализе положений ст. 5 Закона и ст. 121 Конституции обращает на себя внимание то, что в Конституции не закреплены такие функции прокуратуры, как надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, а также отсутствует функция расследования деяний, содержащих признаки преступления.

Конституция Украины (ст. 121) определила новые направления деятельности прокуратуры:

1. Поддержание государственного обвинения в суде. Недавно эта функция считалась второстепенной. Чтобы обеспечить 100%-ный уровень государственного обвинения в суде, требуется кадровое и финансовое обеспечение. Необходимо не менее 2-х тысяч государственных обвинителей.

2. Представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Основанием для такого представительства в суде могут быть обращения к прокурору граждан, представителей государственных органов, юридических лиц и др. При нарушении законных интересов граждан или государства прокурор может осуществлять представительство их интересов в суде и по собственной инициативе.

Эта функция будет раскрыта в новом законе «О прокуратуре».

3. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.

Оперативно-розыскную деятельность могут выполнять субъекты, указанные в Законе Украины от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся оперативные подразделения органов внутренних дел, органов Службы безопасности, приграничных войск, управления государственной охраны.

Органами дознания являются: милиция, органы безопасности, командиры воинских частей, соединений, таможенные органы и др., указанные в ст. 101 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Досудебное следствие является новым институтом. Необходимо сформировать систему соответствующих органов и принять закон, регламентирующий их функции.

В настоящее время эту функцию выполняют органы предварительного следствия — следователи прокуратуры, органов внутренних дел и службы безопасности. Деятельность органов предварительного следствия урегулирована уголовно-процессуальным законодательством и находится под постоянным надзором прокурора.

4. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Отсюда вытекает, что прокуратура должна осуществлять надзор за соблюдением законов в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительно - трудовых и воспитательно-трудовых колониях, а также психиатрических больницах со строгим и усиленным надзором.

Условия содержания осужденных не отвечают требованиям сегодняшнего дня, отсутствует материальная база для улучшения условий содержания осужденных.

Наша пенитенциарная система входит в состав Министерства внутренних дел. Чрезвычайно важным является решение вопроса о возможности создания на базе органов исполнения наказаний самостоятельной государственной структуры или выведения ее из состава органов внутренних дел и передачи Министерству юстиции.

Cогласно ст. 9 «Переходных положений» Конституции Украины до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функцинирование, она должна продолжать выполнять функцию надзора за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами и функцию расследования деяний, содержащих признаки преступления.[9]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие Основного Закона — это значительное событие в жизни народа. Он закрепил основы государственной поли­тики, направленной на обеспечение прав и свобод человека и достойных условий жизни. Через содержание Конституции проводится гуманная идея о том, что государство функциони­рует для человека. Поэтому именно сегодня государство с его аппаратом должно поступать так, как пелось в популярной пес­не: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

На конституционном уровне закреплено положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется на прин­ципах ее разделения на законодательную, исполнительную, су­дебную.

Конституционной основой внешней политики является обеспечение ее национальных интересов и безопасности пу­тем поддержания взаимовыгодного сотрудничества с члена­ми международного содружества по общим принципам и нор­мам международного права. Вступление в Совет Европы, ак­тивное сотрудничество с ОБСЕ, Европейским Союзом и дру­гими международными организациями требуют приведения законодательства Украины в соответствие с нормами между­народного права.

Кроме политического значения, новая Конституция Украи­ны имеет чрезвычайную юридическую ценность как право­вой акт. Прежде всего это Основной Закон нашего государст­ва, который имеет высшую юридическую силу. Все другие за­коны и нормативно-правовые акты должны приниматься на ее основе и соответствовать ей. А это значит, что Конститу­ция является основным источником нашего законодатель­ства и рассчитана на длительное время.

Таким образом. Конституция — это основа дальнейшего развития законодательства. Уже первый анализ ее содержа­ния дает возможность сделать вывод о необходимости при­нятия новых законов, потому что иначе ряд статей Конститу­ции будут носить чисто декларативный характер. Кроме того, действующее законодательство следует привести в соответст­вие с Основным Законом.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Конституция Украины.

2) Коментар до Коституції України. К., Інститут законодавства Верховної Ради України. 1996 р.

3) Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г.

4) Скакун О. Ф., Подберезский М. К. «Теория государства и права». Харьков, 1996 г.

5) В. В. Копейчиков. Основи конституційного права України. К.:Юрінком Інтер, 1997 р.

6) Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. :А. С. Васильева, М.Ф. Орзих, В.А. Михалев./. Одесса, 1997 г.

7) М. Ф. Орзих. Конституционное право Украины (учебно-методическое пособие). Одесса. 1998 г.

8) И. Я. Тодоров, Э. А. Чередниченко. Основы государства и права. Донецк, 1997 г. стр. 37-38.

 

 


[1] И. Я. Тодоров, Э. А. Чередниченко. Основы государства и права. Донецк, 1997 г. стр. 37-38.

[2] Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г. стр. 4-8.

 

[3] М. Ф. Орзих. Конституционное право Украины (учебно-методическое пособие). Одесса. 1998 г. стр. 11.

[4] И. Я.Тодоров, Э. А. Чередниченко, стр. 39.

[5] Комментарий к Конституции Украины. К.: 1996 г. Стр. 11-13.

[6] Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. :А. С. Васильева, М.Ф. Орзих, В.А. Михалев./. Одесса, 1997 г. стр. 5 6-91.

 

[7] Л. А. Касынюк. Стр. 16-18.

[8] И.Я. Тодоров, Э.А. Чередниченко. Стр. 57-58.

[9]Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г.

 

 

[10] Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г.


Оглавление

 

Введение........................................................................................................................................................................................... 2

Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине...................... 2

ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА...................................................................................................... 2

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ....................... 2

РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ.................................................... 3

§1. Основные начала конституционного строительства в Украине...................................... 4

§ 2. Конституционно-правовой статус личности в Украине.......................................................... 8

§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ......................................................................... 12

§ 4. Основы организации деятельности высших органов государственной власти в Украине................................................................................................................................................................................................. 18

4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ........................................................................................................................................... 19

4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА........................................................................ 19

4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА................................................................................................................... 20

4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ........................................ 20

4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ............................................................................................. 21

4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ........................................................................................................................................................ 21

4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА................................................................................... 21

4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21

4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ........................................................................................................ 22

4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ............................................. 22

4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.................................................................................................................................. 23

4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.............................................................................................................................................................................................................. 23

4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ................................................................................... 23

4.4. Судебная власть Украины........................................................................................................................................ 23

4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23

4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ........................................................................... 24

4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ............................................................................. 24

4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ................................................ 24

4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ..................................................................................................... 25

4.4.6. ПРОКУРАТУРА........................................................................................................................................................ 26

§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ.............................................................. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................................................. 29

 

 

Введение

Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине.

 

Термин «Конституция» происходит от латинского «consntutio», что обозначает «устройство», «установление», «сложение».

Конституция это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой, а также основы организации и построения самого государства. Конституция закрепляет государственное и общественное устройство, права, свободы человека и гражданина, формы прямого народовластия, организацию государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и другие составляющие государства и общества.

 Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.

Конституция нашей страны, как и любой другой закон, наряду с юридической имеет и социально-политическую сущность. Эта сущность состоит в том, что Конституция является своеобразным общественным договором (бесспорно, не в юридическом значении понятия договор), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть — общественный класс, социальный слой, политическая партия, национальная или территориальная общность имеет свои социально-политические интересы. Степень согласования этих интересов нашла свое отражение в Конституции Украины от 28 июня 1996 года. Эта Конституция стала результатом компромисса между законодательной и исполнительной властью, между парламентом и главой государства. В то же время, новая Конституция нашей страны четко и однозначно стоит на защите государственной независимости Украины и закрепляет правовые основы продвижения в сторону создания демократического правового государства, основанного на рыночных отношениях, утверждает ценности гражданского общества.

Конституция Украины имеет следующие социальные функции.

1. Юридическая функция.

Конституция это основной закон, закон законов. Она — главный источник права нашей страны, основа всей системы правового регулирования общественных отношений в Украине.

Политическая функция.

Конституция это правовая основа политической системы. Все политические силы действуют на основе единообразных правил, определенных в Конституции.

Идеологическая функция.

Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к общепризнанным ценностям (права человека, собственность, семья, демократия, законность, патриотизм и др.) и убеждает, воспитывает человека в духе уважения этих ценностей, направляет на необходимость их сохранения и соблюдения.[1]

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 155.