Оглавление
Введение........................................................................................................................................................................................... 2
Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине...................... 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА...................................................................................................... 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ....................... 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ.................................................... 3
§1. Основные начала конституционного строительства в Украине...................................... 4
§ 2. Конституционно-правовой статус личности в Украине.......................................................... 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ......................................................................... 12
§ 4. Основы организации деятельности высших органов государственной власти в Украине................................................................................................................................................................................................. 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ........................................................................................................................................... 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА........................................................................ 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА................................................................................................................... 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ........................................ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ............................................................................................. 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ........................................................................................................................................................ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА................................................................................... 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ........................................................................................................ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ............................................. 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.................................................................................................................................. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.............................................................................................................................................................................................................. 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ................................................................................... 23
4.4. Судебная власть Украины........................................................................................................................................ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ........................................................................... 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ............................................................................. 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ................................................ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ..................................................................................................... 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА........................................................................................................................................................ 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ.............................................................. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................................................. 29
Введение
Политическая функция.
Конституция — это правовая основа политической системы. Все политические силы действуют на основе единообразных правил, определенных в Конституции.
Идеологическая функция.
Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к общепризнанным ценностям (права человека, собственность, семья, демократия, законность, патриотизм и др.) и убеждает, воспитывает человека в духе уважения этих ценностей, направляет на необходимость их сохранения и соблюдения.[1]
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА
Первая в мире неписаная конституция появилась в Англии. Это были два документа — Великая Хартия Вольностей 1215 года и Билль о правах 1689 года. Они действуют и поныне, единого Основного Закона Великобритания не имеет.
Первой официальной конституцией считается Конституция США, принятая в 1787 году. Она действует сегодня с незначительным количеством изменений, дополнений и поправок.
В Европе первая официальная конституция появилась во Франции в 1791 году. Затем были приняты конституции Польши, Испании.
В XIX столетии конституции были в преобладающем большинстве стран Европы. Тут сохранялась власть монархов, правда, с определенными ограничениями.
Начало XX столетия ознаменовалось принятием первых конституций в азиатских странах (Иран, 1906 год, Китай, 1912 год).
Царская Россия не имела своей конституции. В 1918 году была принята первая советская Конституция России. Это была конституция «диктатуры пролетариата», в которой игнорировался принцип разделения власти.
ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
Статус в переводе с латинского (status) — состояние, положение. Статус депутата — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм.
Народным депутатом может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг 21 года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение последних 5 лет. Таким образом, закон устанавливает кроме возрастного ценза, еще определенный ценз оседлости (5 лет). Другие ограничения предусмотрены ч. 3 ст. 76 Конституции.
Работав парламенте требует значительного времени, опыта, знаний, независимости от ведомственных, правительственных или других интересов, а потому народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе (ст. 78). Депутат не может занимать какие-либо производственные, служебные должности, за исключением преподавательской, научной и иной творческой работы.
Полномочия народного депутата предусмотрены Законом Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17 ноября 1992 года с последующими изменениями и дополнениями. Следует обратить внимание на такие вопросы:
— права и обязанности народного депутата в избирательном округе и за его пределами;
— гарантии депутатской деятельности.
ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.
Судебная власть Украины
ПРОКУРАТУРА
Раздел VIII Конституции посвящен прокуратуре. Прокуратура не принадлежит ни к одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Она функционирует как независимый государственный орган и составляет единую систему (ст. 121).
Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура, прокуратура Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуроры, а также военные прокуроры. Единство системы обеспечивается тем, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору Украины.
Генеральный прокурор назначается на должность с согласия Верховной Рады Президентом Украины и освобождается от должности Президентом Украины, причем при освобождении от должности согласия Верховной Рады не требуется. Здесь заложен механизм сдерживания противовесов между законодательной и исполнительной властью.
Срок полномочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.
Основные функции прокуратуры изложены в ст. 5 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями и Конституции Украины (ст. 121).
При анализе положений ст. 5 Закона и ст. 121 Конституции обращает на себя внимание то, что в Конституции не закреплены такие функции прокуратуры, как надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, а также отсутствует функция расследования деяний, содержащих признаки преступления.
Конституция Украины (ст. 121) определила новые направления деятельности прокуратуры:
1. Поддержание государственного обвинения в суде. Недавно эта функция считалась второстепенной. Чтобы обеспечить 100%-ный уровень государственного обвинения в суде, требуется кадровое и финансовое обеспечение. Необходимо не менее 2-х тысяч государственных обвинителей.
2. Представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Основанием для такого представительства в суде могут быть обращения к прокурору граждан, представителей государственных органов, юридических лиц и др. При нарушении законных интересов граждан или государства прокурор может осуществлять представительство их интересов в суде и по собственной инициативе.
Эта функция будет раскрыта в новом законе «О прокуратуре».
3. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.
Оперативно-розыскную деятельность могут выполнять субъекты, указанные в Законе Украины от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся оперативные подразделения органов внутренних дел, органов Службы безопасности, приграничных войск, управления государственной охраны.
Органами дознания являются: милиция, органы безопасности, командиры воинских частей, соединений, таможенные органы и др., указанные в ст. 101 Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Досудебное следствие является новым институтом. Необходимо сформировать систему соответствующих органов и принять закон, регламентирующий их функции.
В настоящее время эту функцию выполняют органы предварительного следствия — следователи прокуратуры, органов внутренних дел и службы безопасности. Деятельность органов предварительного следствия урегулирована уголовно-процессуальным законодательством и находится под постоянным надзором прокурора.
4. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Отсюда вытекает, что прокуратура должна осуществлять надзор за соблюдением законов в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительно - трудовых и воспитательно-трудовых колониях, а также психиатрических больницах со строгим и усиленным надзором.
Условия содержания осужденных не отвечают требованиям сегодняшнего дня, отсутствует материальная база для улучшения условий содержания осужденных.
Наша пенитенциарная система входит в состав Министерства внутренних дел. Чрезвычайно важным является решение вопроса о возможности создания на базе органов исполнения наказаний самостоятельной государственной структуры или выведения ее из состава органов внутренних дел и передачи Министерству юстиции.
Cогласно ст. 9 «Переходных положений» Конституции Украины до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функцинирование, она должна продолжать выполнять функцию надзора за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами и функцию расследования деяний, содержащих признаки преступления.[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие Основного Закона — это значительное событие в жизни народа. Он закрепил основы государственной политики, направленной на обеспечение прав и свобод человека и достойных условий жизни. Через содержание Конституции проводится гуманная идея о том, что государство функционирует для человека. Поэтому именно сегодня государство с его аппаратом должно поступать так, как пелось в популярной песне: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».
На конституционном уровне закреплено положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную.
Конституционной основой внешней политики является обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания взаимовыгодного сотрудничества с членами международного содружества по общим принципам и нормам международного права. Вступление в Совет Европы, активное сотрудничество с ОБСЕ, Европейским Союзом и другими международными организациями требуют приведения законодательства Украины в соответствие с нормами международного права.
Кроме политического значения, новая Конституция Украины имеет чрезвычайную юридическую ценность как правовой акт. Прежде всего это Основной Закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу. Все другие законы и нормативно-правовые акты должны приниматься на ее основе и соответствовать ей. А это значит, что Конституция является основным источником нашего законодательства и рассчитана на длительное время.
Таким образом. Конституция — это основа дальнейшего развития законодательства. Уже первый анализ ее содержания дает возможность сделать вывод о необходимости принятия новых законов, потому что иначе ряд статей Конституции будут носить чисто декларативный характер. Кроме того, действующее законодательство следует привести в соответствие с Основным Законом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Конституция Украины.
2) Коментар до Коституції України. К., Інститут законодавства Верховної Ради України. 1996 р.
3) Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г.
4) Скакун О. Ф., Подберезский М. К. «Теория государства и права». Харьков, 1996 г.
5) В. В. Копейчиков. Основи конституційного права України. К.:Юрінком Інтер, 1997 р.
6) Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. :А. С. Васильева, М.Ф. Орзих, В.А. Михалев./. Одесса, 1997 г.
7) М. Ф. Орзих. Конституционное право Украины (учебно-методическое пособие). Одесса. 1998 г.
8) И. Я. Тодоров, Э. А. Чередниченко. Основы государства и права. Донецк, 1997 г. стр. 37-38.
[1] И. Я. Тодоров, Э. А. Чередниченко. Основы государства и права. Донецк, 1997 г. стр. 37-38.
[2] Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г. стр. 4-8.
[3] М. Ф. Орзих. Конституционное право Украины (учебно-методическое пособие). Одесса. 1998 г. стр. 11.
[4] И. Я.Тодоров, Э. А. Чередниченко, стр. 39.
[5] Комментарий к Конституции Украины. К.: 1996 г. Стр. 11-13.
[6] Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. :А. С. Васильева, М.Ф. Орзих, В.А. Михалев./. Одесса, 1997 г. стр. 5 6-91.
[7] Л. А. Касынюк. Стр. 16-18.
[8] И.Я. Тодоров, Э.А. Чередниченко. Стр. 57-58.
[9]Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г.
[10] Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО «Одиссей», 1998 г.
Оглавление
Введение........................................................................................................................................................................................... 2
Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине...................... 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА...................................................................................................... 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ....................... 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ.................................................... 3
§1. Основные начала конституционного строительства в Украине...................................... 4
§ 2. Конституционно-правовой статус личности в Украине.......................................................... 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ......................................................................... 12
§ 4. Основы организации деятельности высших органов государственной власти в Украине................................................................................................................................................................................................. 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ........................................................................................................................................... 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА........................................................................ 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА................................................................................................................... 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ........................................ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ............................................................................................. 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ........................................................................................................................................................ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА................................................................................... 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ........................................................................................................ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ............................................. 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.................................................................................................................................. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.............................................................................................................................................................................................................. 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ................................................................................... 23
4.4. Судебная власть Украины........................................................................................................................................ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ........................................................................... 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ............................................................................. 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ................................................ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ..................................................................................................... 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА........................................................................................................................................................ 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ.............................................................. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................................................. 29
Введение
Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине.
Термин «Конституция» происходит от латинского «consntutio», что обозначает «устройство», «установление», «сложение».
Конституция — это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой, а также основы организации и построения самого государства. Конституция закрепляет государственное и общественное устройство, права, свободы человека и гражданина, формы прямого народовластия, организацию государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и другие составляющие государства и общества.
Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.
Конституция нашей страны, как и любой другой закон, наряду с юридической имеет и социально-политическую сущность. Эта сущность состоит в том, что Конституция является своеобразным общественным договором (бесспорно, не в юридическом значении понятия договор), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть — общественный класс, социальный слой, политическая партия, национальная или территориальная общность имеет свои социально-политические интересы. Степень согласования этих интересов нашла свое отражение в Конституции Украины от 28 июня 1996 года. Эта Конституция стала результатом компромисса между законодательной и исполнительной властью, между парламентом и главой государства. В то же время, новая Конституция нашей страны четко и однозначно стоит на защите государственной независимости Украины и закрепляет правовые основы продвижения в сторону создания демократического правового государства, основанного на рыночных отношениях, утверждает ценности гражданского общества.
Конституция Украины имеет следующие социальные функции.
1. Юридическая функция.
Конституция — это основной закон, закон законов. Она — главный источник права нашей страны, основа всей системы правового регулирования общественных отношений в Украине.
Политическая функция.
Конституция — это правовая основа политической системы. Все политические силы действуют на основе единообразных правил, определенных в Конституции.
Идеологическая функция.
Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к общепризнанным ценностям (права человека, собственность, семья, демократия, законность, патриотизм и др.) и убеждает, воспитывает человека в духе уважения этих ценностей, направляет на необходимость их сохранения и соблюдения.[1]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.