Аттестация (от лат. attestatio – свидетельство) – определение, проверка, оценка профессиональных, деловых и личностных качеств служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе, занимаемой должности*.
Аттестация, как средство и способ проверки соответствия профессионального уровня занимаемой должности в системе всех видов государственной службы, была проведена в середине 80-х годов нынешнего столетия. Правовым началом аттестации следует считать совместное постановление ЦК КПСС, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 5 марта 1987 г., которое утвердило примерное положение о порядке проведения аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов**. На основе этой директивы были приняты и современные нормативные акты, регулирующие аттестацию федеральных и муниципальных государственных служащих РФ. К этим актам принято относить ст. 24 ФЗ "Об основах государственной службы РФ" от 31 июля 1995 г. и Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. №353 "Об Утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего".
Целью аттестации является: определение уровня профессиональной подготовки, соответствие государственного служащего занимаемой должности, совершенствование деятельности государственного органа [4, с.110].
Законодатели выделяют две основные задачи аттестации:
– установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки);
– присвоение квалификационного разряда.
Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи:
– соблюдение на практике принципов государственной службы; обеспечение законности в системе функционирования государственной службы;
– формирование профессионального кадрового персонала государственных органов;
– применение к государственным служащим мер ответственности и стимулирования; повышение дисциплины и ответственности;
– обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих по служебной лестнице;
– поддержание стабильности государственной службы;
– предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе государственной службы;
– выявление перспективы применения потенциальных способностей и возможностей государственных служащих;
– определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки государственного служащего;
– регулирование и материальное стимулирование государственного служащего.
В соответствии с законодательством РФ, аттестации подлежат государственные служащие, замещающие в государственных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности государственной службы.
Аттестация проводится не чаще одного раза в 2 года, не реже одного раза в 4 года, хотя руководителям рекомендуется проведение неформальных собеседований и обсуждение результатов труда как минимум еще раз в промежутке между формальными оценками*. Данное мероприятие не является аттестацией, но может использоваться в ходе ее проведения и дать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и подразделений в целом.
Аттестации не подлежат служащие:
– замещающие должность соответствующей группы менее одного года;
– достижение предельного возраста, установленного для замещения в должности;
– беременные женщины;
– находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
– в течении года с момента присвоения квалификационного разряда, назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки.
Аттестация государственных служащих имеет свой механизм функционирования. Она имеет свои этапы, которым соответствуют различные методы и процедуры:
1. подготовка аттестации
2. проведение оценки и осуществление контроля над работой служащих
3. принятие решений соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации
4. разрешение возникших споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами
5. подведение итогов аттестации
6. распространение передового аттестационного опыта
1. Подготовительная работа включает следующие мероприятия: разработка принципов и методик проведения аттестации, необходимо руководствоваться основными целями в области работы с персоналом. Если организация ориентирована на выделение и поощрение людей, способных точно выполнять заданную деятельность, то в рамках аттестации важно проанализировать на сколько полно и в соответствии с правилами выполнялась работа, если ориентация идет на людей способных к профессиональному и должностному росту, то необходимо разработать процедуры оценки деловых и личностных качеств потенциального роста, предоставления сотрудников о своих профессиональных целях.
· организация разъяснительной работы среди государственных служащих о задачах аттестации и порядке ее проведения;
· ознакомление каждого государственного служащего, подлежащего аттестации с "Положением";
· утверждение количественного и персонального состава аттестационной комиссии.*
Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя секретаря и членов комиссии, независимые эксперты. В состав аттестационной комиссии также включаются представители соответствующего органа, представители кадровой и юридических служб государственного органа. Количественный и качественный состав, аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем органа, принимающего решения о назначении служащего на должность или об освобождении от должности. при проведении аттестации лиц, замещающих высшие и главные государственные должности, в состав аттестационной комиссии утверждается по согласованию с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ. В зависимости от специфики должностных обязанностей служащих может быть создано несколько аттестационных комиссий
Утверждение графика проведения аттестации утверждается руководителем органа и доводится до сведения каждого аттестованного не менее, чем за месяц до начала аттестации. В графике указывается: наименование государственного органа; подразделения, в котором проводится аттестация; дата и время проведения аттестации; дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за это руководителей подразделений государственных органов.**
Подготовка необходимых документов на государственных служащих подлежащих аттестации.
Все аттестуемые знакомятся с образцами документов и порядком их заполнения. При этом можно подчеркнуть и необходимость заполнения всех без исключения граф документов, ответственность в самооценке своих качеств. Каждому аттестуемому вручается "Анкета", "Бланк самооценки" и рекомендуется строго индивидуальное их заполнение. Практика показывает, что для этого достаточно, при самой вдумчивой работе, не более 2-х часов. Не позднее, чем за 2 недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим органом; отзыв составляется по установленной "Положением" форме. В нем отражаются: замещаемая им должность на момент проведения аттестации и дата назначения на нее; перечень основных вопросов, в решении которых он принимает участие; мотивированная оценка его профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности. Аттестационные документы сдаются согласно графику в сектор кадров и помещаются в "Личное дело" работника. С ними знакомится только член аттестационной комиссии, которому поручено провести с аттестуемым работником собеседование. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв о служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
2. "Положением" определен порядок проведения аттестации. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае его неявки на заседание, аттестационная комиссия может провести аттестацию в его отсутствие, если не указана определенная уважительная причина.*
Аттестация государственных служащих может проводиться на основе применения совокупности методов, позволяющих оценить личностные и деловые качества государственных служащих. К таким методам можно отнести собеседования, тестирования, оценку по проектам, рефератам и программам, анкетирования, экспертный опрос, матричный метод, деловые игры, письменные контрольные работы, доклады.
Аттестационная комиссия, в целях объективности, после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о его служебной деятельности и его заявлении о несогласии с отзывом в праве перенести аттестацию на очередное заседание комиссии. Обсуждение профессиональных и личностных качеств аттестуемого должны быть объективными и доброжелательными.
Оценка служебной деятельности служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности, определение его участия в решении поставленных перед соответствующими подразделениями (государственными органами) задач, сложности выполняемой им работы, повышение квалификации и переподготовка, а также (в отношении некоторых групп должностей) организаторские способности.
Параллельно с аттестационной оценкой служащего происходит оценка персонала, которая включает:
– диагностику уровня развития профессионально важных качеств;
– сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы;
– выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
– оценку перспектив, эффективной деятельности, роста, ротации, как отдельных служащих, так и коллектива в целом.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов. Решение об оценке профессиональных и личностных качеств государственного служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствии аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов государственный служащий признается соответствующим замещаемой должности. Аттестуемый, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации в праве внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированные рекомендации: о повышении служащего в должности, присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на вышестоящую должность.
В результате аттестации государственному служащему дается одна из следующих оценок:
– соответствует замещаемой государственной должности;
– соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
– не соответствует занимаемой государственной должности.
Результаты аттестационной комиссии заносят в аттестационный лист, оформленный по установленной "Положением" форме.*
3. Результаты аттестации представляются руководителю органа не позднее чем через 7 дней после ее проведения, и он может принять одно из следующих решений:
1. о повышении государственного служащего в должности;
2. о присвоении ему в установленном порядке очередного квалификационного разряда;
3. об изменении служебной надбавки за особые условия службы;
4. о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность.
4. Государственный служащий в случае признания его не соответствующим занимаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку, либо, с его согласия, переводится на другую государственную должность. При его отказе от повышения квалификации или переводе на другую государственную должность руководитель органа в праве принять решение об увольнении государственного служащего в соответствии с трудовым законодательством по ч.2 ст.33 КЗОТ – несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.*
5. Соответствующие решения принимаются не позднее, чем через 2 месяца со дня аттестации. По истечению этого срока изменения служебной надбавки за особые условия службы, перевод его на другую государственную должность или увольнение по результатам данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска служащего в двухмесячный срок не засчитываются.
Вопросы, связанные с проведением аттестации, могут рассматриваться вышестоящим государственным органом, а по инициативе несогласных с ее результатами в суде.
После проведения аттестации издается приказ (распоряжение или иной акт) государственного органа или его руководителя, в котором анализируются результаты проведения аттестации и улучшению работы с кадрами.
С организационной точки зрения результаты аттестации вводятся в формы хранения, разрабатываются схемы работы с информацией. Необходимо отметить, что аттестация государственных служащих, как правовой институт, содержит нормы, которые регулируют отношения в системе прохождения государственной службы. Таким образом, аттестация государственных служащих выполняет следующие функции:
– оценки;
– контроля;
– улучшения работы с персоналом;
– экономическую;
– организационную;
– коммуникативную;
– информационную;
– функцию стимулирования.**
Распространение аттестационного опыта является еще одним этапом аттестации. Сущность данного этапа заключается в сопоставлении новых методик проведения данного мероприятия, составлении сравнительных таблиц аттестации, с целью прослеживания динамики результатов, выявления негативных и позитивных моментов, обмене опытом между различными подразделениями, организациями, структурами, в более широком смысле – странами, для того, чтобы усовершенствовать процедуру аттестации, как одного из ключевых моментов прохождения государственной службы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.