МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ЛОГИСТИКИ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
ТЕМА: Управление запасами на промышленных
предприятиях
ИРКУТСК
2002
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ динамики формирования национального материального запаса в до- и пореформенной России.
2. Логистика запасов в логистической системе промышленного
предприятия.
2.1 Место логистики запасов в логистической системе организа-
ции.
2.2 Причины для создания товарно-материальных запасов.
2.3 Категории товарно-материальных запасов.
2.4 Виды товарно-материальных запасов.
2.4.1 Классификация по месту нахождения.
2.4.2 Классификация по исполняемой функции.
2.4.3 Классификация по времени.
3. Характеристика систем управления запасами.
3.1 Логистические системы управления запасами.
3.2 Основные системы управления запасами.
3.2.1. Система с фиксированным размером заказа. Расчет
«EOQ».
3.2.2. Система с фиксированным интервалом времени между
заказами.
3.3 Прочие системы управления запасами.
3.3.1. Система с установленной периодичностью пополнения
запасов до постоянного уровня.
3.3.2. Система «минимум-максимум».
4. Определение оборотных заделов при межоперационном проле-
живании.
5. Выявление и определение страхового запаса.
6. Заключение. Возможности решения проблемы управления запасами.
7. Используемая литература.
Логистика запасов логистической системе промышленного предприятия
Характеристика систем управления запасами
Определение « EOQ»
Существуют определенные ограничения на размер товарно-материальных запасов. В виде ограничителя выступают издержки их хранения. Отсюда, следовательно. Возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой - хранения товаров. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа - «economic order quantity» (EOQ), который вычисляется по формуле:
EOQ = 2 AD/vr ,
где A - затраты на производство,
D - средний уровень спроса,
v - удельные затраты на производство,
r - затраты на хранение.
Система с фиксированным интервалом времени между заказами
В данной системе заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые относят друг от друга на равные интервалы, например, один раз в месяц, один раз в неделю, один раз в 14 дней и т.п.
Определить интервал времени между заказами можно с учетом оптимального размера заказа. Расчет интервала времени между заказами можно производить следующим образом:
I = N : S/ ОРЗ,
где N - количество рабочих дней в году, дни,
S - потребность в заказываемом продукте, шт.,
ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.
Полученный интервал времени между заказами не может рассматриваться как обязательный к применению. Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок.
Сравнение рассмотренных систем управления запасами приводит к выводу о наличии у них взаимных недостатков и преимуществ. Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. В системе с фиксированным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ЛОГИСТИКИ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
ТЕМА: Управление запасами на промышленных
предприятиях
ИРКУТСК
2002
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ динамики формирования национального материального запаса в до- и пореформенной России.
2. Логистика запасов в логистической системе промышленного
предприятия.
2.1 Место логистики запасов в логистической системе организа-
ции.
2.2 Причины для создания товарно-материальных запасов.
2.3 Категории товарно-материальных запасов.
2.4 Виды товарно-материальных запасов.
2.4.1 Классификация по месту нахождения.
2.4.2 Классификация по исполняемой функции.
2.4.3 Классификация по времени.
3. Характеристика систем управления запасами.
3.1 Логистические системы управления запасами.
3.2 Основные системы управления запасами.
3.2.1. Система с фиксированным размером заказа. Расчет
«EOQ».
3.2.2. Система с фиксированным интервалом времени между
заказами.
3.3 Прочие системы управления запасами.
3.3.1. Система с установленной периодичностью пополнения
запасов до постоянного уровня.
3.3.2. Система «минимум-максимум».
4. Определение оборотных заделов при межоперационном проле-
живании.
5. Выявление и определение страхового запаса.
6. Заключение. Возможности решения проблемы управления запасами.
7. Используемая литература.
Анализ динамики формирования национального материального запаса в до- и пореформенной России.
Одним из основных показателен, характеризующих экономический потенциал страны, является национальное богатство. Среди специалистов нет единой точки зрения относительно его состава. Если придерживаться позиции Госкомстата РФ, то национальное богатство - это совокупность ресурсов страны, включающих нефинансовые производственные активы (основные и оборотные фонды, ценности); непроизводственные активы - материальные (земля, объекты авторского права и т.п.), а также финансовые (монетарное золото, валюта, акции, займы и проч.). Стоимостная величина природных богатств, вовлеченных в хозяйственный оборот, российской статистикой не определялось и не определяется. О стоимости богатства обычно судят по сумме основных фондов, материальных оборотных средств и запасов домашнего имущества.
Наиболее реальной (с точки зрения количественной оценки) частью национального богатства являются материальные запасы. Продукция в их составе в минимальной степени утрачивает в процессе хранения свою стоимость и потребительские свойства, поскольку обновление запасов происходит в течение относительно коротких периодов, не выходящих, как правило, за пределы хозяйственного года, а стоимость выражается в текущих ценах.
Если рассматривать структуру стоимости национального богатства с этих позиций, то она будет отличаться от официально публикуемых показателей:
Всего в том числе
основ- материаль- домаш-
ные ные оборот- нее иму-
фонды ные ср-ва и щество
запасы
По официальным данным 100 94 4 2
По расчетам специалистов 100 88 10 2
Таблица 1. Структура стоимости национального богатства России, %
Значимость запасов в составе национального богатства существенно выше той, о которой можно судить по публикуемым статистическим данным. Вместе с тем надо отметить, что приведенные данные отражают место в национальном богатстве не собственно материальных запасов, а всех материальных оборотных средств (т.е. включая незавершенное производство, расходы будущих периодов и проч.). С другой стороны, в настоящее время статистическим учетом материальных оборотных средств не охватываются запасы в неорганизованной торговле, в процессе транспортировки, неустановленное оборудование и материальные ресурсы на балансах застройщиков, а также ряд других составляющих.
В любом случае движение материальных запасов как части национального богатства нуждается в систематическом отслеживании не только на уровне каждого хозяйствующего субъекта (где они во многом определяют эффективность конечных результатов деятельности), но и в общеэкономическом масштабе.
Не менее важно и то, что в условиях новых экономических отношений хозяйствующие субъекты получили реальную возможность управлять своими запасами, то есть активно использовать этот фактор повышения конкурентоспособности. И сегодня уже можно судить, насколько эффективно он «работает» в хозяйственной практике и каковы неиспользованные резервы.
Анализ состояния экономики России подтверждает ранее сформулированные основные выводы относительно динамики национального материального запаса за последнее десятилетие:
· высокий уровень материальных запасов в дореформенной России был обусловлен функционированием командно-административной системы хозяйствования и соответствующей этой системе структурой национальной экономики;
· переход к рыночным отношениям стимулировал ускорение движения материальных потоков, послужил первопричиной резкого снижения уровня национального запаса и качественного изменения его состава. В частности, функциональная структура запасов приблизилась к параметрам, свойственным экономике рыночного типа;
· в силу неупорядоченности процесса преобразований в экономических отношениях падение национального материального запаса в России происходило настолько интенсивно, что его уровень в ряде отраслей перешагнул границу надежного обеспечения процесса воспроизводства даже в суженном виде.
Многочисленные и неоднократно предпринимаемые меры по снижению уровня материальных запасов и ускорению оборота вкладываемых в них
финансовых ресурсов в период прямого государственного управления экономикой в конечном счете не давали желаемого результата. Уровень национального материального запаса был чрезвычайно высоким, достигая величины эквивалентной половине производимого валового внутреннего продукта? Расточительное отношение к материальным ресурсам было неизбежным следствием отсутствия реальных мотиваций у предприятий и организаций к их рациональному использованию и системы экономических отношений, препятствующей даже благим субъективным попыткам снижения запасоемкости общественного производства.
Ликвидация системы государственного распределения материальных ресурсов как органической части административно-командного механизма управления экономикой послужила мощным толчком проявления инициативы хозяйствующих субъектов в области формирования и использования запасов.
В дореформенные период снижение относительной величины запасов хотя бы на 10-15 процентов было равносильно полному срыву материального беспечения процессов производства и обращения. Но стоило производителям и потребителям получить свободу в приобретении и распоряжении материальными ресурсами, как положение с запасами и оценкой их достаточности коренным образом изменилось? Уже в 1992 году национальное хозяйство функционировало при уровне запасов вдвое меньшем, чем в 1990 году.
Но может последовать возражение: снижение уровня запасов произошло не в результате нового поведения хозяйствующих субъектов, а в связи с обесценением имеющихся у них оборотных средств; хозяйствующие субъекты при таких ничтожных запасах работают, перебиваясь, как говорится, с хлеба на воду. Эти возражения не следует оставлять без внимания.
В 1992 году произошло резкое обесценение оборотных средств, а последующая инфляция сильно ограничила возможности предприятий по возобновлению запасов. Очень весомым фактором снижения запасов был спад производства и подавление спроса. И то, и другое должно было привести к изменению абсолютной величины запасов пропорционально сокращению объемов производства и потребления валового внутреннего продукта, то есть без существенных изменений относительной величины запасов. Между тем в 1992 году валовой внутренний продукт по сравнению с 1990 годом уменьшился на 19%, а физический объем совокупного (национального) материального запаса России сократился на 48%, то есть в 2,5 раза больше. Очевидно, такую разницу в темпах никак нельзя свести только к кризисным явлениям.
В дореформенный период (1991 год) отношение запасов товаров в торговле к валовому внутреннему продукту было равно 0,037. При этом постоянным «спутником» торговли был дефицит, серьезные перебои в удовлетворении спроса населения. В 1992 году уровень товарно-материальных запасов в торговле снизился до 0,023, затем в 1993 - до 0,017, но перебоев в торговле не наблюдалось.
Именно новые экономические отношения позволяют национальной экономике функционировать при значительно меньшем отвлечении ресурсов в запасы. Вместе с тем деформации в процессе перехода России к экономике рыночного типа не могли не привнести негативные моменты в формирование материальных запасов.
Ряд негативных явлений, характерных для современного состояния экономики России, дают основание считать, что в видимой перспективе изменение запасов вряд ли будет линейным. Неразвитость конкуренции среди производителей, неустойчивые соотношения цен, низкая платежеспособность хозяйствующих субъектов, неопределенность экономической стратегии государства, способов ее осуществления и т.п. являются почвой для маятникой динамики запасов даже в условиях "генеральной линии" движения к развитию рыночных отношений.
Все будет зависеть от общей стратегии экономического развития, осуществляемой государством, и особенно - от мотиваций и поведения в ее рамках хозяйствующих субъектов.
Один из признаков инициативной экономики - активное управление материальными запасами. Однако это не означает, что главным действующим лицом в управлении запасами являются государственные органы федерального и регионального уровней. Национальный материальный запас есть сумма запасов, которыми располагают хозяйствующие субъекты, и именно их мотивация и действия оказывают реальное влияние на динамику абсолютной величины и уровня как их собственных, так и материального запаса и целом. Роль государственных структур в управлении национальным запасом ограничивается рамками некоторых его частей, прямо формируемых в общественных, социальных и политических целях (государственные материальные резервы и региональные страховые фонды, запасы в вооруженных силах), и главным образом, разработкой и осуществлением стратегии хозяйственного развития, направленной на структурные и институционные преобразования в общенациональном масштабе. Как показала практика, попытки прямого централизованного управления материальными запасами в конкретных хозяйствах и национальным запасом в целом являются антипродуктивными. Решающим фактором эффективного формирования
и регулирования запасов служит заинтересованность конкретных субъектов хозяйствования и возможности ее реализации в процессе своего функционирования.
Открытый доступ к материальным ресурсам и свободное обращение товаров одновременно предполагают встречное движение со стороны всех типов хозяйств к эффективному использованию этих ресурсов, включая и ту часть, которая образует запасы. Каким бы благополучным не был общий экономический и социальный фон, как бы прогрессивно не преобразовывалась отраслевая структура национального хозяйства и развивался инфраструктурный комплекс, позитивные изменения величины и уровня национального материального запаса, временных характеристик движения совокупного материального потока становятся реальностью лишь в результате прямой заинтересованности именно конкретных хозяйств в экономном использовании средств, направленных на формирование и содержание своих запасов.
Более продвинувшимися в отношении использования современных подходов к управлению запасами оказались торговые структуры, для которых это является важнейшим инструментом сохранения и расширения своей ниши на рынке.
С этой точки зрения весьма показательны расходы на рекламу. Характерно, что у оптовых структур наблюдается тесная зависимость между долей расходов на рекламу и уровнем запасов: чем выше последний, тем больше затраты на рекламу (2,6% от торгового оборота при низких запасах и 5,7% - при высоких).
У промышленных предприятии зависимость между расходами на рекламу и уровнем запасов пока вообще не прослеживается. Они еще не включили управление запасами в состав основных направлений вполне осмысленной и активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и явно недостаточно используют данный фактор повышения конкурентоспособности, ограничиваясь лишь не подкрепленной экономическими расчетами констатацией нехватки или излишка запасов.
Сейчас отрицательные последствия зачастую перекрываются влиянием негативных факторов более высокого порядка. Однако по мере выхода экономики России из глубокого кризиса потребность в оптимизации (рационализации) материальных запасов, целевом управлении ими будет усиливаться, и она будет играть все большую роль в повышении эффективности деятельности каждого хозяйствующего субъекта.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.