Как понятно 1998–2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки ее проведения, и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, ее преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сейчас. На финансовом рынке возник новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сравнимы с активами банковского сектора.
Одним из основных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как сейчас каждый работающий сам заботится о собственной будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных скоплений, т.е. От того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, – в итоге получали приблизительно одинаковую пенсию. Следующий аспект – ранее было время, когда в стране катастрофически не хватало средств. Сейчас в системе более 1 млрд. долларов. У нас сделаны крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать средства в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику и приносят инвестиционный доход вкладчику.
Пенсионные скопления дозволили выполнить массу государственных программ, воплотить уйму инвестиционных проектов. Все эти средства инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации огромнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост размера производства, а это постоянно связанно с занятостью населения. Работники необходимы, когда расширяется основное создание, и возникают дополнительные. Новейшие рабочие места появляются при транспортировке и реализации продукта, при разработке и развитии инфраструктуры. Ещё одним важным фактом является то, что благодаря пенсионным скоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций существенно сократилась. Все эти достоинства служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.
Но наряду с положительными моментами есть и отрицательные стороны. По вине исполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионного страхования наемных работником, только более 3,7 млн. человек, т.е. около 80% от трудозанятых лиц заключили пенсионные договоры.
В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает какой размер пенсии либо процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины скопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно не гарантируется годовой малый прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК либо начисляемый процент не может быть ниже 3, 5, 7% и т.д.
К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны правительство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 правительство выполняет только функцию контроля и надзора. Из текущих заморочек самая досадная – неполное поступление пенсионных взносов. Они обязаны производиться у истоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, но перечисляются в пенсионные фонды некоторыми не сходу и не постоянно. Это мешает фондам отменно делать свои обязательства перед вкладчиками, отбирает дополнительные силы и время на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков значимой части инвестиционного дохода.
Таким образом, можно сделать следующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тем больший приток средств они обеспечат в русскую экономику. Одно провоцирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близком экономическом расцвете Казахстана.
Рассмотрим далее текущее состояние накопительной пенсионной системы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 162.