Обучение грамоте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели предмета: формирование элементарных навыков чтения и письма; ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Задачи: научить детей чтению и письму; подготовить базу для успешного овладения правописанием; способствовать развитию речи; создать основу для овладения правильным звукопроизношением.
Данный предмет играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников. Обучение грамоте - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих детей (в первую очередь детей с глубоким речевым недоразвитием) обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, использование в речи математической терминологии);
3) максимально расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения;
4) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;
5) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности;
6) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, их природных задатков и способностей;
7) обеспечение сенсорной базы учебного процесса как фактора, определяющего не только успешное формирование речи - главного звена учебного процесса, но и развитие, совершенствование деятельности всех анализаторов;
8)органическое единство в решении двух групп задач учебно–воспитательного процесса:
- задач пропедевтического характера, решение которых способствует развитию детей, готовит их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков;
- общих задач учебного процесса;
9) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий и требующих использования словесных способов обозначения.
В структуре обучения чтению и письму - три этапа:
1. Подготовительный (добукварный), который делится на две ступени: безбуквенную и изучение 5 букв, обозначающих гласные звуки;
2. Основной (букварный): изучение согласных звуков и обозначающих их букв, букв Е, Ё, Ю, Я, имеющих двойную функцию, а также букв Ъ и Ь;
3. Повторительно - обобщающий (послебукварный) – закрепляющий полученные лингвистические сведения и навыки чтения и письма.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета в 1 классе отводится 147 часов (33 учебные недели): добукварный период (подготовительный) – 16ч; букварный период (основной) – 103 ч.; послебукварный период (заключительный) – 23 ч.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
· Овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Обучение чтению слов и коротких предложений с печатного или рукописного шрифта.
Чтение с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений , коротких текстов и стихотворений.
Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) - соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношения.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме, выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш, авторучку при рисовании и письме. Подготовительные упражнения для развития глазомера кисти руки и мышц пальцев.
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Уточнение и обогащение словаря. Слова, выражающие поручения, приказания. Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира. Слова, обозначающие детенышей животных. Многозначные и обобщающие слова. Слова, близкие или противоположные по значению (синонимы, антонимы).
Развитие связной речи и внеклассное чтение. Понимание и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением. Распространение предложений за счет уточнения места, времени и обстоятельств действия, признаков предмета и др. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но.
Краткие и полные ответы на вопросы. Составление вопросов устно и письменно.
Диалоги в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря.
Составление и запись рассказов повествовательного характера о труде, играх, учебе, увлечениях детей и др. (по сюжетным картинкам, с помощью вопросов и опорным конструкциям).
Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя.
Слушание и самостоятельное чтение доступных по содержанию, небольших по объему (с повторами) рассказов и сказок.
Развитие умения ответить на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Знание названия читаемого текста.
Знакомство с основными правилами гигиены чтения и правильного обращения с книгой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть – 54 часа
№ ур | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Письмо | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | «Азбука» — первая учебная книга. | Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать её элементы. Называть условные знаки и объяснять их значение. Рассказывать правила обращения с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать их. Оценивать результаты своей работы на уроке. | Пропись — первая учебная тетрадь. | Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. |
3 | Речь устная и письменная. Предложение. | Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя. Выделять из речи предложения. Определять на слух кол-во предложений в высказывании. | Повторение. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Обводить предметы по контуру. |
4 5 | Слово и предложение. | Делить предложения на слова. Определять на слух количество слов в предложении. Составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составлять и «читать» предложения по схемам. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. | Письмо овалов и полуовалов. | Находить овалы и полуовалы в изображении предметов. Обводить изображённые предметы по контуру, штриховать. Называть героев сказки, составлять предложения о каждом из героев с опорой на заданную схему. Называть предметы, изображённые на странице прописи (яблоко, помидор, огурец, репа), классифицировать их по группам. Составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи. |
6 7 | Слог. | Воспринимать слово как объект изучения. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять кол-во слогов. Моделировать слова при помощи схем. Устанавливать слоговой состав слов, называющих изображенные предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова. Отвечать на вопросы по опорной иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему. | Рисование бордюров. | Рисовать бордюры и чередующихся узоров. Применять гигиенические правила письма при выполнении задания. Дорисовывать, обводить овалы, круги и предметы. |
8 9 | Ударение. | Выделять ударный слог при произнесении слова. Определять на слух ударный слог в словах. Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком. Называть способы выделения ударного слога («позвать» слово, «спросить» слово). Соотносить слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью. Составлять небольшие рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений. | Письмо длинных прямых наклонных линий. | Обводить предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Писать прямые длинные наклонные линии, ориентируясь на образец и дополнительную линию. Соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по иллюстрациям, данным в прописях. |
10 11 | Звуки в окружающем мире и в речи. | Произносить и слышать изолированные звуки. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Составлять устные рассказы об играх детей с опорой на иллюстрации. Рассказывать о своих взаимоотношениях с товарищами. | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | Писать короткую наклонную линию с закруглением вверху (влево). Писать длинную наклонную линию с закруглением внизу (вправо). Чередовать короткую и длинную наклонные линии с закруглением внизу (вправо), соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. |
12 | Звуки в словах. | Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать слово с опорой на его модель: определять кол-во слогов, называть ударный слог, определять кол-во и последовательность звуков в слове, кол-во звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Составлять короткие устные рассказы по сюжетным картинкам. | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу. Рисовать бордюры. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по иллюстрациям, данным в прописях. |
13 14 | Слог-слияние. | Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Наблюдать как образуется слог-слияние (в процессе слого-звукового анализа). Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Различать графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, использовать их при моделировании слов. | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | Писать короткие и длинные линии, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервал между ними. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Сравнивать элементы письменных и печатных букв. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. Находить знакомые графические элементы букв в изображении предметов. |
15 16 | Повторение и обобщение пройденного материала. | Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Вычленять из речи предложения, делить их на слова. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Выделять ударный слог, слог-слияние и звуки за пределами слияния в словах. Устанавливать количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и в слове в целом. Моделировать с помощью схем слова, слоги. Объяснять графические обозначения в схемах-моделях (ударение, слоговые границы, согласные вне слияния, слияния). Анализировать серии сюжетных картинок. | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | Писать длинную наклонную линию с закруглением внизу (влево). Писать короткую наклонную линию с закруглением внизу (вправо). Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по иллюстрациям, данным в прописях. |
17 18 | Гласный звук [ а ] , буквы А, а. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры). Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Определять место новой буквы на «ленте букв». Составлять предложения и связные небольшие рассказы по сюжетным картинкам. | Строчная и заглавная буквы А, а. | Писать буквы А, а в соответствии с образцом. Сравнивать печатную и письменную букву. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по иллюстрациям, данным в прописях. |
19 | Гласный звук [ о ] , буквы О, о. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни). Выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [о] гласный. Распознавать на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по сюжетным картинкам. | Строчная буква о. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных буквах. Называть правильно элементы буквы о. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву о в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы о с образцом. |
20 | Гласный звук [ о ] , буквы О, о. | Выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [о] гласный. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о. Соотносить звук [о] и букву о. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по сюжетным картинкам. | Заглавная буква О. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в заглавных буквах. Называть правильно элементы буквы О. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву О в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы О с образцом. |
21 22 | Гласный звук [ и ] , буквы И, и. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [и] гласный. Определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы И, и. Соотносить звук [и] и букву, его обозначающую. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по сюжетным картинкам. | Строчная и заглавная буква И,и. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчной букве и. Называть правильно элементы буквы и. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву и в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву и с образцом. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы И. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву И в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву И с образцом. |
23 24 | Гласный звук [ ы ] , буква ы. | Наблюдать за изменением формы слова (шар — шары). Устанавливать сходство и различие слов. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары). Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [ы] гласный. Определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делать вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнавать новую букву, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы. Характеризовать особенности буквы ы (бывает только строчная, состоит из двух частей). Соотносить звук [ы] и букву, его обозначающую. Воспроизводить диалог героев сказки. | Строчная буква ы. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы ы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву ы в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву ы с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. |
25 | Гласный звук [ у ] , буквы У, у. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка). Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [у] гласный. Определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова. | Строчная буква у. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных буквах. Называть правильно элементы буквы, у. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы у в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы у с образцом. |
26 | Гласный звук [ у ] , буквы У, у. | Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [у] гласный. Определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы У, у. Соотносить звук [у] и букву, его обозначающую. Составлять рассказ по сюжетной картинке. | Заглавная буква У. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в заглавных буквах. Называть правильно элементы букву У. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы У в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы У с образцом. |
27 28 | Согласные звуки [ н ] , [ н’ ] , буквы Н, н | Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделять звуки [н], [н’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Различать звуки [н], [н’] в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слова с новыми звуками. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы Н, н. Соотносить новые звуки и буквы Н, н их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки [н], [н’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). | Строчная и заглавная буквы Н, н. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы Н, н. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Писать буквы Н, н в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Н, н с образцом. |
29 30 | Согласные звуки [ с ] , [ с’ ] , буквы С, с. | Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось). Выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Слышать и различать новые звуки в словах. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы С, с. Приводить примеры слов с новыми звуками. Составлять устные высказывания. | Строчная и заглавная буквы С, с. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы буквы С, с. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Писать буквы С, с в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы С, с с образцом. |
31 | Согласные звуки [ к ] , [ к’ ] , буквы К, к. | Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Приводить примеры слов с новыми звуками. Составлять слова из букв и слогов. Читать текст, отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации. | Строчная буква к. | Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Называть правильно элементы буквы к. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы к в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы к с образцом. |
32 | Согласные звуки [ к ] , [ к’ ] , буквы К, к. | Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Приводить примеры слов с новыми звуками. Составлять слова из букв и слогов. Составлять рассказ на основе сюжетных рисунков. | Заглавная буква К | Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Называть правильно элементы буквы К. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы К в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы К с образцом. Правильно записывать имена собственные. |
33 34 35 | Согласные звуки [ т ] , [ т ¢ ] , буквы Т, т. | Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах. Приводить примеры слов с новыми звуками. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Характеризовать новые звуки. Читать текст, соотносить текст с картинками, отвечать на вопросы. | Строчная и заглавная буквы Т, т. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы буквы Т, т. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Т, т в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Т, т с образцом. Составлять текст из 2-3 предложений. Записывать под руководством учителя. |
36 37 38 39 | Согласные звуки [ л ] , [ л ¢ ] , буквы Л, л. | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Составлять слоги-слияния. Читать слоги-слияния и слова с ранее изученными буквами. Анализировать место изученных букв на «ленте букв». Читать текст, соотносить текст с картинками, отвечать на вопросы. | Строчная буква л. Заглавная буква Л . | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных гласных буквах. Называть правильно элементы буквы л,Л. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву л,Л в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные букву л , Л с образцом. Составлять текст из 2-3 предложений. Записывать под руководством учителя. |
40 | Повторение и закрепление изученного материала. | Характеризовать изученные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать данные звуки в словах. Приводить примеры слов с новыми звуками. Соотносить звуки и буквы, их обозначающие. Читать слоги-слияния и слова с изученными буквами. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Уметь самостоятельно придумывать слова с данными звуками. Составлять небольшие рассказы, разыгрывать диалоги. | Повторение и закрепление изученного. | Обводить по контуру изученные буквы. Анализировать предложения, данные в прописи, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы (начало предложения, правописание имён собственных). Списывать без ошибок предложения, данные в прописи, грамотно обозначать границы предложения. Выполнять слого-звуковой анализ слов с опорой на схему-модель. Выполнять правила работы в группе. Осваивать правила оценивания своей работы |
41 42 | Согласные звуки [ р ] , [ р’ ] , буквы Р, р. | Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст вслух, соотносить текст с иллюстрацией. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | Называть правильно элементы букв. Сравнивать элементы. Находить элементы в написании строчных и прописных гласных букв. Воспроизводить форму буквы и её соединения по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву с образцом. Списывать с рукописного и печатного текста. |
43 44 45 | Согласные звуки [ в ] , [ в’ ] , буквы В, в. | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке. Читать рассказ. Отвечать на вопросы по содержанию. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. | Строчная буква в. Заглавная буква В. | Анализировать образец изучаемой буквы, Называть правильно элементы буквы в, В. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву в, В в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы в, В с образцом. Списывать с рукописного и печатного текста. |
46 47 48 49 | Гласные буквы Е, е. | Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [j’э] буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы Е. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст, находить в тексте ответы на вопросы. | Строчная и заглавная буквы Е, е. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы буквы Е, е. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Е, е в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Е, е с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывать без ошибок с письменного шрифта, правильно записывать имена собственные. |
50 51 52 | Согласные звуки [ п ] , [ п’ ] , буквы П, п. | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Объяснять роль гласных и, е. Читать текст, находить в тексте ответы на вопросы. Составлять рассказ о профессиях . | Строчная буква п. Заглавная буква П. | Анализировать образец изучаемой буквы, Называть правильно элементы буквы п, П. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву п, П в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы п, П с образцом. Списывать без ошибок с письменного шрифта, правильно записывать имена собственные. |
53 54 | Согласные звуки [ м ] , [ м’ ] , буквы М, м. | Выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. | Строчная и заглавная буквы М, м. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы буквы М, м. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить элементы буквы М безотрывно, не выходя за пределы широкой строки. Писать буквы М, м в соответствии с образцом. Списывать без ошибок с письменного шрифта, правильно записывать имена собственные. |
II четверть - 42 часа
№ ур | Тема урока | Характеристика деятельности учащегося | Письмо | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Согласные звуки [ м ] , [ м’ ] , буквы М, м. | Выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на вопросы по иллюстрации. | Строчная и заглавная буквы М, м. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы буквы М, м. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить элементы буквы М безотрывно, не выходя за пределы широкой строки. Писать буквы М, м в соответствии с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта. |
2 | Согласные звуки [ м ] , [ м’ ] , буквы М, м. | Выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». | Строчная и заглавная буквы М, м. Закрепление. | Писать буквы М, м в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы М, м с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта. |
3 | Согласные звуки [ з ] , [ з’ ] , буквы З, з. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки [з], [з’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. | Строчная буква з. | Называть правильно элементы буквы з. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать буквы з в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Списывать без ошибок с печатного шрифта. |
4 5 | Согласные звуки [ з ] , [ з’ ] , буквы З, з. | Сопоставлять попарно слоги с буквами с и з (са — за, со — зо, си — зи и т.д.). Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [з], [з’] и глухих согласных [с], [с’] в парах. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [з] — [с] и [з’] — [с’]. Наблюдать над словами с буквами з и с на конце (ползут — полз, леса — лес). Делать вывод: в конце слова на месте букв з и с произносится один и тот же звук — [с]. Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Заглавная буква З. | Называть правильно элементы буквы З. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать буквы З в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы З с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта. |
6 7 8 9 | Согласные звуки [ б ] , [ б’ ] , буквы Б, б. | Выделять звуки [б] и [б’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [б], [б’] и глухих согласных [п], [п’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [б] и [п], [б’] и [п’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [б] — [п] и [б’] — [п’] в словах. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [п] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Определять место новой буквы на «ленте букв». Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы Б, б. | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы буквы Б, б. Сравнивать печатную и письменную буквы. . Обводить элементы буквы Б безотрывно, не выходя за пределы широкой строки. Писать буквы Б, б в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Б, б с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта. |
10 11 12 | Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] , буквы Д, д. | Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Определять место новой буквы на «ленте букв». Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы д , Д. | Называть правильно элементы буквы д, Д. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать букву д, Д в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву д, Д с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. |
13 14 15 | Гласные буквы Я, я. | Производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [j’а] буквой я. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы я (обозначать целый слог-слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Выявлять способ чтения буквы я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой я в начале слова и после гласных. Производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [а] после мягкого согласного (с опорой на схему-модель). Читать слоги-слияния с буквой я. Сопоставлять слоги с гласными а и я. Обозначать буквой я гласный звук [’а] после мягких согласных. Определять место буквы я на «ленте букв». Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы Я, я. | Называть правильно элементы буквы Я, я. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать буквы Я, я в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Я, я с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать одной буквой я звуки [j’а] в начале слова и после гласной. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. |
16 | Гласные буквы Я, я. | Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы Я, я. Закрепление. | Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Я, я с образцом. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами я — а. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. |
17 18 19 20 | Согласные звуки [ г ] , [ г’ ] , буквы Г, г. | Выделять звуки [г] и [к’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, выявлять отсутствие слияний с гласными буквами ы и я. Сопоставлять попарно слоги с буквами г и к. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’] в парах. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] — [к] и [г’] — [к’] в словах. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы Г, г. | Называть правильно элементы буквы Г, г. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать буквы Г, г в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Г, г с образцом. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. |
21 | Согласный звук [ ч’ ] , буквы Ч, ч. | Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Определять место новой буквы на «ленте букв». Читать текст, определять главную мысль текста, задавать вопросы по его содержанию. | Строчная буква ч. | Называть правильно элементы буквы ч. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать букву ч в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву ч с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. |
22 23 24 | Согласный звук [ ч’ ] , буквы Ч, ч. | Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?» Читать текст. Задавать вопросы по содержанию прочитанного текста. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы Ч. | Называть правильно элементы буквы Ч,ч. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать букву Ч, ч в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву Ч, ч с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. |
25 26 27 | Буква ь . | Производить слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Составлять слово гуси из букв. Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука [с’]. Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливать количество звуков в слове. Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова гусь?». Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов. Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ь. Читать текст, задавать вопросы по его содержанию. | Буква ь. | Называть правильно элементы буквы ь. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать букву ь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву ь с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с мягким знаком на конце слова. Соотносить количество букв и звуков в слове. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. Правильно писать имена собственные. |
28 | Согласный звук [ ш ] , буквы Ш, ш. | Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Определять место новой буквы на «ленте букв». Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная буква ш. | Называть правильно элементы буквы ш. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать букву ш в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. |
29 30 31 | Согласный звук [ ш ] , буквы Ш, ш. | Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше — е. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?», «Какая буква пишется в сочетании ше?». Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия.) Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | Называть правильно элементы буквы Ш, ш. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать буквы Ш, ш в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву Ш с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Писать правильно имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. |
32 33 | Согласный звук [ ж ] , буквы Ж, ж. | Выделять звук [ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. | Строчная и заглавная буква ж, Ж. | Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. |
34 35 | Согласный звук [ ж ] , буквы Ж, ж. | Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?», «Какая буква пишется в сочетании же?». Читать текст. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Сопоставлять попарно слоги с буквами ж и ш. Наблюдать за артикуляцией звонкого согласного [ж] и глухого согласного [ш],в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [ж] и [ш]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [ш] — [ж] в словах. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ж], слов с сочетанием жи. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку. Писать грамотно слова с сочетанием жи, же. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. |
36 37 38 | Гласные буквы Ё, ё. | Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние [j’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ё, ё . Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Читать слова с буквой ё в начале слова и после гласных. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Читать слоги-слияния с буквой ё. Сопоставлять слоги с гласными о и ё. Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. Определять место буквы ё на «ленте букв». | Строчная и заглавная буквы Ё,ё. | Называть правильно элементы букв Ё,ё. Писать буквы Ё,ё в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву с образцом. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. |
39 | Звук [ j ’ ] , буквы Й, й. | Выделять звук [j’] в процессе слого-звукового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука [j’] в словах. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует. Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. | Строчная буква й. | Называть правильно элементы букв й. Обводить бордюрные узоры по образцу. Писать буквы й в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Списывать без ошибок с печатного шрифта, отвечать письменно на вопрос текста. |
40 41 42 | Звук [ j ’ ] , буквы Й, й. | Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста | Заглавная буква Й. | Называть правильно элементы буквы Й. Обводить бордюрные узоры по образцу. Писать букву Й в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Й с образцом. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. |
III четверть – 27 часов
№ ур | Тема урока | Характеристика деятельности учащегося | Письмо | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Звук [ j ’ ] , буквы Й, й. | Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста. Пересказывать текст. | Заглавная буква Й. | Называть правильно элементы буквы Й. Обводить бордюрные узоры по образцу. Писать букву Й в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Й с образцом. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. |
2 3 4 5 | Согласные звуки [ х ] , [ х’ ] , буквы Х, х. | Выделять звуки [х] и [х’] из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы с опорой на «ленту букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять звуки [г] — [г’], [к] — [к’], [х] — [х’], выявлять сходство и различие в их произнесении. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. | Строчная и заглавная буквы Х, х. | Называть правильно элементы букв Х, х. Обводить по контуру бордюрные узоры безотрывно, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом, заданным в прописи. Писать буквы Х, х в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Х, х с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Составлять предложения из слов, содержащих новые буквы Х, х. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. |
6 7 8 | Гласные буквы Ю, ю. | Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние [j’у] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных. Производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [’у] после мягкого согласного. Читать слоги-слияния с буквой ю. Сопоставлять слоги с гласными у и ю. Находить в текстах слова с буквой ю и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, задавать вопросы, пересказывать текст. | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Называть правильно элементы букв Ю, ю. Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом, заданным в прописи. Писать буквы Ю, ю в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Ю, ю с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Составлять ответ на вопрос, записывать его. |
9 10 11 12 | Согласный звук [ ц ] , буквы Ц, ц. | Выделять звук [ц] из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой. Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц). Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, задавать вопросы, пересказывать текст. | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | Называть правильно элементы букв Ц, ц. Обводить по контуру отдельные элементы буквы ц в широкой строке. Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы Ц, ц с образцом. Изменять форму числа имени существительного в соответствии с образцом прописи. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Списывать без ошибок предложение с тире по образцу, данному в прописи. Записывать слова в предложении с маленькой буквы после двоеточия. Обозначать правильно границы предложения. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки Использовать слова-опоры при составлении рассказа на заданную тему. Записывать текст из 4—6 предложений по опорным словами. Выполнять правила работы в паре. |
13 | Гласный звук [ э ] , буквы Э, э. | Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук [э] — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Выделять звук [э] в начале слов и после гласных. Обозначать буквой э данный звук в начале слов и после гласных. Читать слова с новой буквой. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, задавать вопросы, пересказывать текст. |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 3361.