Принятый 5 ноября 1999 г. Государственной Думой ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» (далее — Закон) призван в известной степени оживить российское избирательное законодательство и сориентирован, в частности, на укрепление порядка организации и проведения предвыборной агитации и агитации при проведении референдума. Закон состоит из 25 статей, половина из них отведена на регулирование процессуальных вопросов привлечения к административной ответственности. Конкретные составы административных правонарушений сформулированы в ст. 2–11 Закона, правовой режим СМИ непосредственно затрагивается в ст. 3–5, 11. Закон выступает частью законодательства об административных правонарушениях, однако имеет в этом массиве правового регулирования самостоятельное значение.
Из существующих видов юридической ответственности на юридические лица может распространяться лишь гражданская и административная ответственность. Поэтому основаниями этой инициативы законодателей можно считать нынешнюю не всегда удачную практику гражданско-правового разрешения предвыборных конфликтов, а также необходимость усиления прямого государственного контроля за этим принципиально важным моментом жизни общества.[22]
Составы административных правонарушений юридических лиц, предложенные в Законе, являются логическим продолжением норм КоАП РСФСР, содержащихся в ст. ст. 40.1–40.13, введенных в действие Федеральным законом № 66 от 28 апреля 1995г. Нормы рассматриваемого Закона, непосредственно касающиеся деятельности СМИ, исходят из положений ст.40.8 КоАП: «Нарушение средством массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством (законодательством о референдуме), — влечет наложение на главного редактора, иное ответственное лицо, либо журналиста штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда». Все составы административной ответственности в Законе базируются на нормах законов, указанных в ст.1.
Положения ст.3 Закона, как следует из ее содержания, в части опубликования информации касаются официальных сообщений, распространяемых, как правило, в печатных СМИ, причем предпочтение в статье именно печатных СМИ объяснить трудно. Так, например, нарушение правил публикации результатов опросов общественного мнения (которые относятся к неофициальной информации) в газете может подпадать под действие этой статьи, а обнародование этой же информации в телепрограмме — нет, что неоправданно ставит разные виды СМИ в неравное положение.[23] Таким образом возможно толкование, что статья распространяется на деятельность, в первую очередь, официальных изданий и на деятельность прочих печатных СМИ, публикующих официальную информацию,— однако, положения ст.3 не распространяются на порядок публикации неофициальных сообщений. Возможен и другой вариант толкования обозначенной статьи, с нашей точки зрения, некорректный, а именно: правила ст.3 распространяются на публикацию любыми печатными СМИ любых сообщений, связанных с подготовкой и проведением выборов. Некорректность последнего толкования заключается в том, что электронным СМИ дается своеобразное разрешение на нарушение норм опубликования соответствующей информации.[24] И хотя, например, норма п.5 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» должна применяться в отношении к любым видам СМИ, ответственность в ст.3 Закона установлена только для печатных СМИ.
Нарушение условий рекламирования коммерческой деятельности — следующий состав административного правонарушения, установленный в ст.5 Закона. Реклама коммерческой деятельности кандидатов и иных перечисленных в статье лиц приравнивается к агитационным сообщениям, распространяемым при помощи СМИ за плату. СМИ несут ответственность по ст.5 за несоблюдение норм законов о выборах в части нарушения порядка обеспечения требований по участию (неучастию) таких СМИ в проведении предвыборной агитации, по обеспечению равенства кандидатов при заключении договоров на предоставление эфирного времени (печатной площади).
Закон в ст.11 устанавливает ответственность за непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации — в случаях, когда это обязательно. Данная норма ст. 11 непосредственно связана с положениями п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Однако по тексту последнего положения также возможны различные толкования. Для их сравнения приведем п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: «Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации».
Во-первых, можно охарактеризовать положение о том, что «непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации… может явиться основанием привлечения… к ответственности» как возложение на соответствующие организации обязанности, поскольку на основании первой части п.6 ст.45 предоставление такой возможности является обязательной, при условии технологической возможности) обнародовать опровержение.
Во-вторых, возможно другое толкование, по которому ст.11 также непосредственно касается второй смысловой части п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», однако эта часть не увязывается с первой частью п.6 ст.45, поскольку в ней говорится о принципиально иной обязанности «государственных» СМИ не допускать обнародование информации, наносящей ущерб чести и достоинству, при отсутствии технической (либо организационной) возможности обнародовать опровержение.[25] Таким образом, непредоставление возможности обнародовать опровержение влечет санкцию без указания на обязанных субъектов, какой является и ст.11 Закона. Иными словами, ст.11 опирающаяся на вторую смысловую часть п.6 ст.45, установлена «на вырост», до тех пор, пока не появится непосредственно и четко прописанная обязанность предоставлять возможность кандидату обнародовать до окончания срока предвыборной агитации свое опровержение. В данном случае важны подходы логического толкования рассматриваемых норм.[26] Действительно, конкретная обязанность не установлена в первой части п.6, однако, она, как представляется, вытекает из смысла этого положения. Закон «Об административной ответственности юридического лица за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» имел целью решить вполне конкретные проблемы, возникающие во время текущего и предстоящего избирательного процесса. Поэтому ст.11 найдет свое применение в контексте п.6 ст.45.
В целом же рассматриваемый закон предполагает основным признаком субъектов ответственности статус юридического лица. В российской практике утвердилась модель, по которой редакция периодического издания и организация-вещатель регистрируются в качестве юридического лица. Однако из закона «О средствах массовой информации» не следует, что каждое СМИ обязано иметь именно такой правовой статус (ст.19). К такому же выводу мы пришли в предыдущее главе. Вполне допустима ситуация, когда функции редакции СМИ осуществляет общественное объединение, не зарегистрировавшееся как юридическое лицо; редакцией может быть и обычный трудовой коллектив журналистов со своим уставом; также это может быть отдел юридического лица (например, крупного промышленного предприятия), который сам юридическим лицом не является; функции редакции может формально выполнять и физическое лицо. Вещатель также не обязан иметь статус юридического лица. При изложенных обстоятельствах Закон не может применяться к подобным субъектам. Но ради справедливости надо отметить, что это нисколько не избавляет таких субъектов от необходимости соблюдать законодательство о выборах, поскольку есть и другие виды юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах, поскольку есть и КоАП, устанавливающий административную ответственность физических лиц.
Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» подходит к перечню составов ответственности весьма выборочно.[27] Четкую систему ответственности в этом законе зафиксировать сложно: различные субъекты ответственности, различные этапы избирательного процесса (хотя большинство составов предусмотрено за деяния, которые относятся к порядку проведения предвыборной агитации), кроме того, есть много других положений законодательства о выборах, оставшихся без подкрепления механизмами ответственности.
В период выборов, естественно, продолжают действовать законодательные акты, регулирующие деятельность и ответственность СМИ в обычных условиях. Уместно напомнить о них.
Проведение в регионах выборов ознаменовалось ростом других способов сведения счетов обиженных кандидатов с прессой: посредством судебных исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, опороченных опубликованными материалами. Действительные или мнимые нарушения такого рода стали подлинным бедствием для СМИ, угрожая потерей репутации в результате принудительных по решению суда опровержений и финансовыми потерями в результате возмещения пострадавшим убытков и компенсации морального вреда, как это предусматривают ст. 150-152 ГК РФ. В прошедших региональных выборах имели место случаи возбуждения уголовного преследования и даже осуждения работников СМИ в связи с публикациями, порочащими кандидатов на выборную должность. Нужно особенно остерегаться совершения таких уголовно наказуемых деяний, как оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства кандидата в неприличной форме (ст. 130 ч. 2 УК РФ), и клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата (ст. 129, ч. 2 УК РФ). В этих случаях штрафом можно и не отделаться: нарушителю грозят также исправительные работы и даже арест и лишение свободы.
В целом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствие единого законодательного акта, в котором бы содержались нормы по ответственности СМИ, весьма затрудняет решение возникающих на практике вопросов. Мало того, что не все нарушения могут быть выявлены и квалифицированы, но многие из них остаются безнаказанными, поскольку элементарно отсутствуют нормы, способные их разрешить. Все это требует дополнительных законодательных разработок и уточнений. Поскольку принятый КоАП РФ еще не вступил в законную силу, можно пока говорить об отсутствии хорошо регламентированной правовой базы по вопросам ответственности в области выборов.
Заключение
Рассмотрев все поставленные в начале данной работы вопросы и проделав анализ действующего законодательства, мы можем сделать следующие выводы:
1. СМИ играют весьма существенную роль в проведении предвыборной агитации, т.к. оказывают влияние на формирование общественного мнения и, зачастую, являются единственным источником (по крайней мере, основным) информации по выборам.
2. Несмотря на то, что законодателем, казалось бы, предусмотрен достаточно обширный перечень форм предвыборной агитации в СМИ, существует ряд недостатков, например, весьма поверхностно, если не сказать большего, регулируется роль Интернета, хотя его значение при проведении предвыборной агитации велико.
3. Из-за большого количества неточностей и двусмысленностей, содержащихся в действующем законодательстве, на практике возникает много спорных ситуаций, решение которых очень затруднительно. Поэтому имеют место нарушения ведения предвыборной агитации при отсутствии у субъектов вины или умысла.
4. Очень скудно в законе регламентируется ответственность СМИ за нарушения, допускаемые ими в ходе осуществления предвыборной агитации.
Все перечисленное говорит о том, что в настоящий момент деятельность СМИ в предвыборной агитации определена законодателем весьма поверхностно, имеет много недостатков и требует дополнительного регулирования. 5
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №25. Ст.2954.
3. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР//Ведомости ВС РСФСР .1984. №27. Ст.909.
4. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995г. №108-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №30. Ст.2864.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997г. №124-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38. Ст.4339.
6. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999г. №121-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №26. Ст.3178.
7. Федеральный закон «Об административной ответственности юридического лица за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» от 06 декабря 1999г. №210-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №49. Ст.5906.
8. Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №7. Ст.300.
9. Закон Иркутской области «О выборах Губернатора Иркутской области» от 5 апреля 2001г.// Восточно-Сибирская правда. 2001. 7 апреля.
10. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием утв. Постановлением Центризбиркома РФ от 20 сентября 1995г. № 18/149-II, п. 1.4.
1. Архив Областного суда Иркутской области за 2001г.
2. Глисков А. А., Прокопорский Г. М. Об опасностях, подстерегающих СМИ в период выборов, или инструкция по ликвидации политического инакомыслия//см.: www.gbf/library/SMI.
3. Гобешия Н. Д., Шишкин Д. Г. Некоторые случаи нарушения законодательства, допускаемые СМИ в ходе проведения предвыборной агитации//см.: www.gbf/library/SMI.
4. Гудкова В. Новый закон: новые гарантии кандидату//Законодательство и практика СМИ. 1999. № 57 (май).
5. Демьянова К. Интернет – средство массовой информации?// Законодательство. 2000. №9.
6. Еремин И. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания// Законодательство и практика СМИ. 1999. № 7-8 (59-60).
7. Игнатенко В.В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции. Учебное пособие.- Иркутск.,1998.- 48 с.
8. Иванов И. Предвыборная агитация в эфире: новый закон, новые проблемы// Законодательство и практика СМИ. 1998. № 7-8 (июль-август).
9. Иванов И. Комментарии к ст. 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»// Законодательство и практика СМИ. 1999. №57 (май).
10. Кудрявцев М. Особенности нового закона о выборах депутатов Государственной Думы и агитация в СМИ// Законодательство и практика СМИ. 1998. № 61 (сентябрь).
11. Кудрявцев М. Референдум, выборы и СМИ. Модификация правового поля// Законодательство и практика СМИ. 1998. №61 (сентябрь).
12. Мостовщиков В. Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации// Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. №4.
13. Пресса в избирательном процессе, или как могут СМИ нарушать законодательство о выборах депутатов Государственной Думы РФ// см.: www.gbf/library/SMI.
14. Черотайкин Б.Е. СМИ и выборы (юридические рекомендации)// см.: www.gbf/library/SMI.
15. Шевердяев С. Усиление ответственности СМИ за нарушение правил проведения предвыборной агитации// Законодательство и практика СМИ. 1999. №12(64).
16. Якушев М. В. Как отрегулировать Интернет?// Законодательство. 2000. №9.
1 См.: Черотайкин Б.Е. СМИ и выборы (юридические рекомендации)// www.gbf/library/SMI.
2 См.: там же.
[1] См.: Мостовщиков В. Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации// Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. №4. С. 13.
[2] См.: Еремин И. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания// Законодательство и практика СМИ. 1999. № 7-8 (59-60). С. 24-26.
[3] См.: Глисков А. А., Прокопорский Г. М. Об опасностях, подстерегающих СМИ в период выборов, или инструкция по ликвидации политического инакомыслия// www.gbf/library/SMI.
[4] См.: Глисков А. А., Прокопорский Г. М. Об опасностях, подстерегающих СМИ в период выборов, или инструкция по ликвидации политического инакомыслия// www.gbf/library/SMI.
[5] См.: Глисков А. А., Прокопорский Г. М. Об опасностях, подстерегающих СМИ в период выборов, или инструкция по ликвидации политического инакомыслия// www.gbf/library/SMI.
[6] См.: Иванов И. Предвыборная агитация в эфире: новый закон, новые проблемы// Законодательство и практика СМИ. 1998. № 7-8 (июль-август). С. 17.
[7] См.: Глисков А. А., Прокопорский Г. М. Об опасностях, подстерегающих СМИ в период выборов, или инструкция по ликвидации политического инакомыслия// www.gbf/library/SMI.
[8] См.: Кудрявцев М. Референдум, выборы и СМИ. Модификация правового поля// Законодательство и практика СМИ. 1998. №61 (сентябрь). С. 31.
[9] См.: Иванов И. Предвыборная агитация в эфире: новый закон, новые проблемы// Законодательство и практика СМИ. 1998. № 7-8 (июль-август). С. 19.
[10] См.: Пресса в избирательном процессе, или как могут СМИ нарушать законодательство о выборах депутатов Государственной Думы РФ// www.gbf/library/SMI.
[11] См.: Гобешия Н. Д., Шишкин Д. Г. Некоторые случаи нарушения законодательства, допускаемые СМИ в ходе проведения предвыборной агитации//см.: www.gbf/library/SMI.
[12] См.: Архив областного суда Иркутской области за 2001г.
[13] См.: Гобешия Н. Д., Шишкин Д. Г. Некоторые случаи нарушения законодательства, допускаемые СМИ в ходе проведения предвыборной агитации// www.gbf/library/SMI.
[14] См.: Архив Областного суда Иркутской области за 2001г.
[15] См.: Пресса в избирательном процессе, или как могут СМИ нарушать законодательство о выборах депутатов Государственной Думы РФ// www.gbf/library/SMI.
[16] См.: Демьянова К. Интернет – средство массовой информации?// Законодательство. 2000. №9. С. 43.
[17] См.: там же. С. 43-44.
[18] См.: Якушев М. В. Как отрегулировать Интернет?// Законодательство. 2000. №9. С. 47.
[19] См.: Демьянова К. Интернет – средство массовой информации?// Законодательство. 2000. №9. С. 44.
[20] См.: там же. С. 45.
[21] См.: Якушев М. В. Как отрегулировать Интернет?// Законодательство. 2000. №9. С. 48.
[22] См.: Шевердяев С. Усиление ответственности СМИ за нарушение правил проведения предвыборной агитации// Законодательство и практика СМИ. 1999. №12(64). С. 41.
[23] См.: Шевердяев С. Усиление ответственности СМИ за нарушение правил проведения предвыборной агитации// Законодательство и практика СМИ. 1999. №12(64). С. 42.
[24] См.: там же. С.42-43.
[25] См.: Черотайкин Б.Е. СМИ и выборы (юридические рекомендации)// www.gbf/library/SMI.
[26] См.: там же.
[27] См.: Шевердяев С. Усиление ответственности СМИ за нарушение правил проведения предвыборной агитации// Законодательство и практика СМИ. 1999. №12(64). С. 45.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.