Нарушение запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ведение предвыборной агитации в специализированных СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.

2. Ведение предвыборной агитации муниципальными СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.

3. Ведение предвыборной агитации в государственных и муниципальных СМИ, учрежденных исключительно для публикации официальных материалов, нормативных актов и специальных сообщений.

4. Ведение предвыборной агитации через СМИ органами и лицами, которым такая деятельность вовсе запрещена. Так, запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы органам и учреждениям государственной власти, местного самоуправления, воинским частям и организациям, благотворительным учреждениям и религиозным объединениям, избирательным комиссиям и ее членам, а также лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, но им лишь при исполнении должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного служебного положения. Означает ли последнее условие разрешение им агитационной деятельности в нерабочее время суток или в период отпуска, или при освобождении от работы на период избирательной кампании? В законодательстве о выборах нет однозначного ответа на поставленный вопрос, что, безусловно, способно создать определенные неясности и двусмысленность на практике.[11] В частности, при проведении выборов губернатора Иркутской области были подобные случаи. Так, в судебном заседании рассматривалась жалоба об отмене регистрации кандидата в губернаторы Говорина Б.А. в связи с допущенными нарушениями в ведении предвыборной агитации данного кандидата.

Проверкой доводов жалобы об участии в предвыборной агитации в пользу Говорина Б. А. лиц, замещающих государ­ственные должности категории «А» судом было установлено:

1) 9.07.2001 г. в эфире телекомпании «АИСТ» прозвучало интервью журналистов с заместителем председателя Правитель­ства РФ И. Клебановым, пребывающим в г. Иркутске в связи с чрезвычайным обстоятельством - гибелью пассажирского самолета 2 июля 2001 г. Высказывания Клебанова И., как следует из видеоматериала, исследованного в судебном заседании, представляют собой оценку деятельности администрации области и губернатора Говорина Б.А. в данной чрезвычайной ситуации, в частности: «На мой взгляд, губернатор и его команда сделали все возможное на самом высоком уровне. Я не ожидал, что это можно так организовать». Кроме того, И. Клебанов делится своими впечатлениями об Иркутске. Фрагменты данного интервью транслировались и в информационной программе «Курьер» в эфире ИГТРК 9 июля 2001 г.

Исходя из того, что ст.2 Федерального закона трактует предвыборную агитацию как деятельность, имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них, суд, оценив все высказывания Клебанова И., не усматрел в них элементов предвыборной агитации, а оценил их как отзыв о работе исполнительного органа субъекта РФ и его руководителя в конкретной ситуации и личные впечатления о месте пребывания.

2) Как следует из статьи «Селяне поддержали Б.А.Гово­рина. И это закономерно!» в газете «Родная земля» за 6 августа 2001 г. мэр Иркутского района Зубарев С.Ф. публично высказывает поддержку выбору селян, проголосовавших 29.07.01 за Говорина Б.А. Глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа В.Малеев в телепередаче «Глубина резкости» в эфире ИГТРК 26 июля 2001 г. допустил высказывание о том, что надеется на правильный выбор жителей округа, что они проголосуют за действующего губернатора Говорина Б.А.

Оценивая эти факты суд нашел обоснованной позицию заявителей в той части, что имеет место нарушение ст.45 п.3 Закона Иркутской Области о выборах губернатора (далее Закон И.О.), запрещающего лицам, замещающим государ­ственные и муниципальные должности, государственным и муници­пальным служащим при исполнении ими своих служебных или должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения проводить предвыборную агитацию. Вместе с тем, суд не согласился с доводом о том, что имеет место нарушение со стороны кандидата Говорина Б.А. не оплатившего данные материалы из своего избирательного фонда. Ст.50, ст.51 указанного Закона И.О. устанавливают обязательность оплаты эфирного времени и печатных площадей, используемых кандидатами, либо по их поручению уполномоченными на то участниками избирательного процесса. В данном случае суду не было представлено никаких доказательств, что и Малеев В. и Зубарев С. действовали с ведома либо по поручению кандидата. В соответствии со ст.82 Закона И.О. они являются самостоятель­ными субъектами ответственности за нарушение избирательных прав граждан.[12]

5. Ведение через СМИ предвыборной агитации кандидатами, занимающими высшие государственные и выборные муниципальные должности в период исполнения ими служебных обязанностей. Но не редко в период проведения предвыборной кампании показывают репортаж:

а) о визите действующего губернатора (Президента, мэра, депутата), баллотирующегося на новый срок, в детский дом (варианты: в зверосовхоз, на объекты городского строительства, в больницу и т.д.);

б) о совещании, посвященном общим административным вопросам, проводимом этим губернатором (Президентом, мэром);

Возникает вопрос, можно ли подобные материалы рассматривать как агитационные? Поскольку общая норма закона не отвечает на поставленный вопрос,  существует дополнительное положение закона, в котором говорится, что ограничения на ведение предвыборной агитации не касаются выполнения должностных, служебных обязанностей депутатами, выборными лицами, высшими государственными служащими.[13] В данном случае можно привести следующий пример:

В обоснование довода об отмене регистрации кандидата Говорина Б.А. заявители указали, что 12 и 13 июля 2001 г. на встрече действующего Губернатора Иркутской области Говорина и его обращении по телевидению к физическим и юридическим лицам прозвучала просьба об оказании благотворительной помощи пострадавшим от наводнения, ссылаясь на то, что такое обращение в силу п. 1 ст. 64 ФЗ РФ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ и п.п. ж п. 2, п. 3 ст. 80 Закона И.О. от 5 апреля 2001 г. № 17-ОЗ может повлечь отмену регистрации кандидата.

Оценив объяснения лиц, участвующих в деле и установив обстоятельства, связанные с наводнением в районах области суд пришел к следующему выводу, что в данном случае обращение с просьбой оказать гражданам благотворительную помощь было направлено на защиту прав и свобод пострадавших от наводнения граждан и было осуществлено действующим Губернатором в пределах его полномочий.

Исходя из этого, суд расценил вышеуказанное обращение Губернатора Говорина Б.А. как профессиональную деятельность действующего Губернатора.[14]

6. Участие в освещении избирательной кампании и предвыборной агитации работниками СМИ, которые являются субъектами избирательного процесса (кандидатами, доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений и т.п.). По закону освобождаются от выполнения служебных обязанностей на время участия в выборах с изданием соответствующего приказа только кандидаты и лица, которые являются государственными муниципальными служащими и работниками СМИ. Для других участников избирательного процесса (доверенные лица, уполномоченные представители и пр.) Закон этого не требует. Зато для всех сотрудников СМИ (редакторов, журналистов, творческих работников), если они являются любыми субъектами избирательного процесса (кандидатами, доверенными лицами, уполномоченными представителями) вообще запрещено участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации. Но если этим работникам СМИ полностью запрещена профессиональная деятельность, то для кандидатов из числа высших государственных служащих и занимающих выборные муниципальные должности сделано удобное исключение: они могут заниматься агитационной деятельности, но только в свободное от служебных обязанностей время и не злоупотребляя своим служебным положением.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.