Работа с простейшими ручными инструментами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой). Правила разметки деталей сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.

Информационно-познавательные умения, развитие поз­навательной самостоятельности и умения работать под руко­водством учителя

Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учеб­ником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки, схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.

Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весен­ний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравнение различных способов обработки материалов.

Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.

 

Основные требования к обучающимся

1 класс (33 часа)

Обучающиеся должны знать:

  • основные требования культуры и безопасности труда:

– о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

– правила безопасной работы с ножницами и иглой;

– приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

материала при разметке);

– правила аккуратной работы с клеем; названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

  • наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
  • наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности(разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
  • названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
  • назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней

Обучающиеся должны уметь:

  • подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;
  • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
  • выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
  • использовать правила и приемы рациональной разметки;
  • аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
  • аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
  • аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
  • аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
  • аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
  • изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
  • пришивать пуговицы;
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
  • выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Обучающиеся могут знать:

  • свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
  • происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
  • разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Обучающиеся могут уметь:

  • самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
  • создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
  • пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
  • устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

· положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

· осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

· способность к самооценке;

· уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

· понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

· представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

· понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

· чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

Могут быть сформированы:

· устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

· привычка к организованности, порядку, аккуратности;

· адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

· чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

· правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,

· осуществлять целесообразный выбор инструментов;

· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

· выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;

· работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

· изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

· решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

· понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

· творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

· понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

· понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

· самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

· планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

· следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

· руководствоваться правилами при выполнении работы;

· устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

· осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

· прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

· находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

· анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

· анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

· использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

· выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий пр.);

· самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

· создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;

· воплощать этот образ в материале;

· понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

· организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

· формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

· выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

· в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

· проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.

 

Проекты:

1. «Праздничный салют» (техника аппликация);

2. «Новогодняя ёлка»

2 класс (34 часа)

 

Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях  (8 часов).

Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.

Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.

Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).

 

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов)

Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

 

Изделия по мотивам народных образцов (4 часа)

Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.

Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)

Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).

 

Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов)

Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).

Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.

Проекты.

«О чём рассказывают наши вещи». Проектирование вещей с ярко выраженным характером:

1. Чайная чашка для сказочного героя (лепка).

2. Украшение для определённого персонажа (комбинированная техника).

3. Дом для сказочного героя (комбинированная техника).

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Класс

В сфере личностных универсальных действий у второклассников будут сформированы:   

· положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

· осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

· уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

· понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

· чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

· привычка к организованности, порядку, аккуратности;

· адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

Предметные результаты:

· использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);

· правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля, осуществлять целесообразный выбор инструментов;

· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

· отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

· работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

· изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

· решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

· определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

Регулятивные:

· самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

· планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

· следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

· руководствоваться правилами при выполнении работы;

· устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

· осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий;

· прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные:

· находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

· анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

· анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

· использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

· самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

· понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные:

· организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

· формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;

· выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

· в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

· проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

· самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

· простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

· способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;

· способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

· что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;

· условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

· способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);

· что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

· что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

· как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

· что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

· как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

· швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

· о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;

· о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

· что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);

· что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;

· что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

· что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

· о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

· что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;

· что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Обучающиеся должны уметь:

· правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

· с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

· читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

· выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

· чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

· выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

· выполнять разметку по предмету;

· выполнять изображения в технике барельефа;

· лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

· изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

· создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

· выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

· выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

· выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

· выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

· выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

· анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

· придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

· планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

· выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;

· вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

· создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

· расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

· выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

Обучающиеся должны иметь представление:

· о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;

· о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

·  о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

· о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

· о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;

·  о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.

· творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач.

 

 

ИКТ

1. Компьютер, его роль в жизни человека. Компьютерные программы.(повторение и расширение)

2. Основные устройства (системный блок, мышь, клавиатура) и их назначение. Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка.

3.  Игра «Раскраска» в графическом редакторе Pain

4.    Рисование. Упражнение «Нарисуй так же»

 

3 класс (34 часа)

Формы и образы природы – образец для мастера (9часов)

Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

 

Характер и настроение вещи (7 часов)

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.

Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

 

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 часов)

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.

Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

 

От мира природы – к миру вещей (5часов)

Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

Проекты:

1. Мини- проект: проектирование бытовых (декоративно-прикладных) изделий на основе стилизации природных форм.

2. Мини- проект: проектирование упаковки для определённого предмета.

3. Мини – проект: проектирование комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник)

4. Мини – проект: творческое конструирование (дизайн - проект сооружений с подвижным и неподвижным соединением деталей)

5. Итоговая работа. Проекты.

1вариант. Детская площадка «Здоровье и красота» (разные материалы). Коллективная работа.

2 вариант. Дизайнерский сервиз (лепка). Групповая или индивидуальная работа.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Класс

Обучающиеся должны знать:

· о предметном мире как основной среде обитания современного человека;

· о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);

· общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;

· наиболее распространенные виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;

· правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;

· о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;

· о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;

· о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач1;

· об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги;

Обучающиеся должны уметь:

· оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

· решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;

· выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

· выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;

· соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;

· соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;

· выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;

· изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

· изготавливать изделия из различных пластических материалов;

· использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Обучающиеся могут знать:

· о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;

· о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

· об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);

· о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приемах стилизации1 природных форм в вещах;

· о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Обучающиеся могут уметь:

· осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;

· придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

· выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;

· конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

 

ИКТ

1. Основные устройства ( системный блок, мышь, клавиатура) и их назначение.

2. Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка.

 

3. Движущиеся графические объекты. Тренажер «Ловим пузырьки»

4. . Анимация «Огромные картинки»

5.  Тренажер «Охота за жемчугом»

 

4 класс (34 часа)

Из глубины веков – до наших дней (8 часов)

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец. Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

 

Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов)

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

 

В каждом деле – свои секреты (7 часов)

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

1. Для разнообразия материалы могут пополняться за счет ненужной полиграфической продукции (открыток, красочных журналов, оберточной бумаги и пр.). Количество необходимых материалов, порядок их подготовки и хранения указаны в учебниках.

2. В данной программе отражены все содержательные блоки, определенные ФГОС. Наименования разделов и тем отражают суть основного содержания учебного предмета «Технология», но не повторяют буквально формулировки образовательного Стандарта.

3. Данный материал в общем виде рассматривается на вводном уроке, а в дальнейшем учитель и учащиеся обращаются к нему в течение учебного года по мере необходимости.

Названия разделов в данной программе и в учебнике могут не совпадать; отдельные заголовки в учебнике адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся.Здесь и далее имеется в виду, что ученик может объяснить и своими словами раскрыть смысл понятия; заучивание определений не требуется.

Проекты:

1. Мини – проект. «Украшение»

2. Мини – проект « Праздничный пряник»

3. Проект «Традиции мастеров из глубины веков - до наших дней. Изготовление изделий на основе традиционных ремесел народной культуры (индивидуальная, парная или групповая работа)»

 

ИКТ

1. Технология и безопасность работы. Рабочее пространство . Осанка.

2. Повторение.  Перетаскивание. Игра «Узоры из колечек»

3. Повторение . Рисование. Создание эскиза украшения в культуре народов мира.

4. Создание «продукта»

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дата: 2019-07-31, просмотров: 170.