Предприятие: характеристика, основные признаки, формы, виды предприятий.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производственная мощность: понятие, факторы, определяющие ее, показатели, основы расчета. Показатели использования мощности.

 

ПМ – это максимально возможный выпуск продукции при полном использовании рабочего времени, работы оборудования с учетом НТП и лучших методов организации труда.

Основные элементы, определяющие ПМ: количество оборудования, машин, автоматических линий и их производительность; - режим работы предприятия, Т.е. число часов работы в год. – трудоемкость изготовления продукции по плану производства на данном оборудовании; - нормы выработки продукции в предыдущем периоде.

1. Определение ПМ начинается с закрепления обработки конкретных деталей за имеющимся оборудованием.

2. Эффективный фонд работы оборудования рассчитывается по группам взаимозаменяемого оборудования.

3. Норма выработки в расчет ПМ, включается на уровне, достигнутом большинством рабочих в предыдущем периоде.

4. Нормы трудоемкости включают мероприятия по их снижению. Расчет ПМ ведется от простого к сложному; от групп оборудования к участкам; от участка к цехам; от цехов к заводу.

Расчет ПМ:

- по эффективному фонду времени;

- по производительности оборудования:

1. ПМ=Ф*П*к/т, где Ф – эффективный фонд рабочего времени; П – количество станков, к – коэффициент выполнения норм выработки, т- трудоемкость.

2. ПМ=П*n*к, где П – производительность поточной линии, n – количество станков, к – количество смен в году.



Управление риском. Методы измерения риска. Способы снижения финансового риска.

 

Этапы управления риском:

1) Выявление потенциальных рисков и анализа возможных потерь. Выявляют факторы влияющие на уровень риска: внешние – стабильность государства т.е. риски макроуровня. Внутренние – это управляемые факторы и затрагивают величины риска.

2) оценка и ранжирование потенциальных рисков.

3) выбор методов и определение путей снижения риска.

4) применение выбранных методов.

5) оценка резервов и применения корректирующих воздействий.

Методы управления рисками (их снижение).

1. принятие риска допуск. в случаях если уровень потерь min. Предприятие принимает на себя решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.

2. избежать риск можно если проект в стадии разработки.

3. попытка снижения риска: страхование; самострахование (фонд риска); диверсификация; передача риска.

Страхование – это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий, защита осуществляется за счет фонда страхования.

Самострахование – создание фонда риска.

Диверсификация – это процесс распределения инвестиционных средств между различными объектами, вложения которых не связаны между собой.

Передача риска:

1) потери могут быть большим для стороны передающей риск, может быть незначительной для стороны принимающей риск на себя;

2) сторона, принимающая риск может знать лучшие способы для сокращения возможных потерь;

3) принимаемая сторона может находится в лучшем положении для сокращения потерь или контроля за рисками.

Передача рисков осуществляется путем заключения контрактов:

- строительные контракты;

- контракты на хранение и перевозку грузов;

- контракты продажи, обслуживания и снабжения;

- договора факторинга.

Выбор методов управления риском, или уровень незначительности потерь, в качестве методов выступает принятие риска, либо создание запаса:

- от 30 – до 40 % допустимый риск;

- методы создания резервов запаса;

- внешнее страхование, либо разделение риска, либо избежание риска;

- на 60 % вероятность потерь. Методы: страхование и разделение риска и избежание риска.

- 60 - 80 % - большой риск. Методы: страхование и избежание риска.

- 100 % - катастрофический риск. Методы: страхование и избежание.



Стратегия принятия инвестиционного решения. Экономическая эффективность инвестиций. Народо-хозяйственная экономическая эффективность, дисконтирование, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности.

 

Для принятия инвестиционного решения предприниматель должен сравнить предельные издержки на ресурс с предельным продуктом произведенным дополнительно приобретенной автоматической линии или сравнить цену спроса и цену предложения.

Цена спроса (ЦС) – на основной капитал является самой высокой, которую мог бы заплатить предприниматель. Она ровна дисконтированной стоимости ожидаемого чистого дохода от использованной и приобретенной автоматической линии. ЦС=ДС (ожидаемого чистого дохода). Предприниматель не будет расходовать на покупку автоматической линии больше (цены спроса), так как ему выгоднее деньги вложить в банк. При принятии инвестиционного решения на предприятии необходимо исходить из соотношения цены спроса и предложения на основной капитал. Цена предложения (ЦП) – это сумма издержек производства и затрат на его реализацию. Если ЦС на основной капитал больше ДС, то предприятию целесообразно покупать его дополнительные единицы. Если ЦС меньше ЦП, то предприятию нельзя покупать ни одной дополнительной единицы основного капитала. При равенстве ЦС и ЦП для предприятия будет правильным инвестиционным решением покупать или не покупать дополнительные основной капитал. Следовательно принятие инвестиционного решения зависит от соотношения ЦС и ЦП. Первоначальная сумма, которую необходимо вложить в строительство завода сегодня, чтобы через определенный период его эксплуатации иметь доход называется дисконтированной или текущей стоимостью, следовательно дисконтированная стоимость (ДС) любой суммы «А» через определенный период времени. Процентная ставка (Ст.) будет ровна ДС=А/(1+Ст.)t, из формулы следует, что ДС какой-то суммы будет тем ниже, чем больше период, через который вкладчик намерен получить сумму А и чем выше процентная ставка. Если процентная ставка ровна Ст, то дисконтированная стоимость (первоначальный вклад) можно определить по формуле: ДС=А/Ст. Для расчета прибыли от долгосрочных инвестиций предприятие определяет полезный период службы основного капитала и добавку к доходам, получившуюся от его использования по каждому году. Чистая ДС определяется:

где Ст – норматив приведенных затрат к единому моменту времени. Предприятию целесообразно вкладывать капиталовложения при условии если ЧДС>Ил, т.е. можно инвестировать если ожидаемые доходы больше, чем издержки на инвестиции. Следов., Ст можно рассматривать как явные издержки на основной капитал, т.е. Ст. является нормат. Прибыли, которую предприятие могло бы получить от альтернативного капиталовложения. Любые капиталовложения связаны с риском. Чем больше рискованное капиталовложение , тем больше ожидаемая прибыль.

Внутренняя норма рентабельности, определяется по формуле: ВНР=ч1-(ЧДС1(ч2-ч1))/(ЧДС2-ЧДС1), где ч1 и ч2 – две ближайшие ставки %, в котор. ЧДС меняет свой знак с «-« на «+».

ДС=Р/(1+r)t; ДС=Р(1+r)tн-tr, где tр – конечный (расчетный) период инвестирования.

ЧДС=-К+ДС; ЧДС=-К+SРt*dt; dt=(1+r) tн-tr – коэффициент приведения.



Полная себестоимость.

Группировка затрат по калькуляционным статьям расхода позволяет определить уровень себестоимости и цены изделия, а также норматив чистой продукции по нему. Этот вид классификации затрат характеризует место их возникновения и целевое назначение.



Сущность прибыли и ее виды.

 

Главной целью предприятия является максимизация прибыли производственно хозяйственной деятельности, она представляет собой чистый доход предприятия. В условиях рыночной экономики прибыль является?

1) Одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственных и местных бюджетов.

2) Источником самофинансирования развития предприятия.

3) Основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия.4) Источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.

Прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общими издержками.

Пр=ВД-Иобщ.

Различают: бухгалтерскую прибыль – разность между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками

БПр=ВД-Ибух.

Чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек представляет собой экономическую прибыль.

ЭПр=ВД-Ибух-Инеяв.,

 т.е предприятие получит экономическую прибыль, когда его валовой доход превышает сумму явных бухгалтерских и неявных издержек, т.е.

ВД>(Ибух.+Инеяв)

В случае когда валовой доход равен экономическим издержкам ВД=Иэк., т.е. экономическая прибыль =0, предприятие получает нормальную прибыль. Это неявные издержки, обусловленные использованием собственных ресурсов предприятия, т.е. прибыль, которую владелец мог бы получить вложив свои ресурсы в лучшие из всех прочих худших альтернативных предприятий.

Общая сумма получаемой прибыли называется балансовой прибылью и включает в себя:

1) Прибыль от реализации готовой продукции, работ (выручка от реализации без налогов минус полная себестоимость этой продукции).

2) Прибыль от реализации основных средств.

3) Прибыль от реализации прочих активов.

4) Внереализационная прибыль – доходы от внереализационных операций уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

С 1.02.2001г. изменен порядок распределения балансовой прибыли. Размер отчислений в республиканский бюджет равен 3 % от прибыли, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей в республиканский, местный бюджет и формирования фонда накопления.
25. Рентабельность: сущность, виды и методика расчета.

 

Предприятие осуществляющее производственно-хозяйственную деятельность заинтересовано не только в наибольшей массе прибыли но эффективности использования вложенных в производство средств. Эффективность характеризуется размером прибыли, получаемой предприятием на 1 рубль капитала, на 1 рубль оборота, на 1 рубль инвестиций. Эти показатели получают показатели рентабельности и могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных величинах. Рентабельность рассчитывается по следующим формулам:

Ра = Пр/Аi; Ро=Пр/Аi, где Ра – рентабельность выраженная в абсолютных значениях, кап./рубль; Ро – рентабельность выраженная в относительных значениях, %. Пр – прибыль предприятия, Аi – количество средств i-го вида.

Рентабельность капитала характеризуется величиной прибыли, полученной предприятием на 1 рубль вложенного капитала. Ра=Пр/(Кф+ОС); Ро=Пр/(Кф+ОС)*100, где Кф – среднегодовая стоимость основного капитала фондов, руб., ОС – средний остаток оборотных средств, руб;

Виды рентабельности капитала:

1. Рентабельность производства – отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости фондов и нормируемых оборотных средств. Ра=Пр/(Кф+ОСн); Ро=Пр/(Кф+ОСн)*100, где Осн – средний остаток нормированных оборотных средств, руб.

2. Рентабельность номинального собственного капитала. Характеризуется размером уставного фонда предприятия. Ра=Пр/Уф; Ро=Пр/Уф*100, Уф – номинальный собственный капитал (уставный фонд), руб.

3. Рентабельность собственного капитала по балансу. Собственный капитал по балансу представляет сумму номинального собственного капитала резервных фондов и переноса прибыли за вычетом переноса убытков. Под переносом прибыли и убытков понимается отнесение отдельных видов затрат и расходов текущего периода на результаты производственно-хозяйственной деятельности предыдущего и последующего периода. Ра = Пр/Ск, Ро = Пр/Ск*100, Ск – собственный капитал по балансу.

4. Рентабельность суммарной величины капитала по балансу:

Ра=Пр/(Ск+Зк); Ро=Пр/(ск+Зк)*100, где Зк – заемный капитал, руб.

5. Показатель рентабельности текущих затрат – рентабельность продукции. Ра=Пр/Тз; Ро=Пр/Тз*100, где Тз – полная себестоимость продукции (текущие затраты), руб.

6. Рентабельность оборота – характеризует удельный вес прибыли в доходе предприятия от реализации продукции на товарном рынке Ра=Пр/О, Ро=Пр/О*100, О – общая сумма оборота, руб.

Между рентабельностью капитала и рентабельностью оборота существует количественная взаимосвязь. Рентабельность капитала представляет собой произведенное число оборотов кап. (Ко) на рентабельность оборота Р=Ко*Ро.




Внутренней среды.

Пред-тие предст.собой сложный и в достат.

степени самоорганизующийся механизм

(внутр.среда),работающий во внешнем мире

(внешняя среда).К инф-ции о внутр.среде относят данные о пред-тии,являющиеся

рез-том действия факторов, кот-ые для этого

пред-тия явл-ся управляемыми.

К инф-ции о внешней среде относят данные

хар-щие действие неконтролируемых факторов для пред-тия,, к кот-рым следует

приспособить свою деят-ть.

 

 

Контролир-мые                            Неконтр-ые

Факторы            степень             факторы

--------------------- успеха      ____________

Стратегия раз-   или неуда-   потребители                           

Вития фирмы      чи фирмы ____________

--------------------  вдостиж.    конкуренция

проблемы стр-ры своих       ____________

и пр-ва                 целей             правит-во

______________                               ____________

ресурсы                                         экономика

______________ -адаптация _ ____________

прибыльн-ть                        |__ технология

товара                                            независ.ср-ва

______________                            инф-ции

произ.мощности                           ____________

______________ __обратные __ демография

НИОКР                связи       ____________

______________                           общ-ные

Конкурентность                           орг-ции

______________                           ____________

Факторы,контролируемые маркетингом

Выбор цлевого                              контроль:

Рынка:                  маркетинг        повседн-ый,

ёмкость,хар-ка                               периодич-ий

______________                        ____________

цели марк-га:                                 страт.марк-г

образ (имидж);    орг-ия           товар;това-                           

сбыт;прибыль;      типы             родвижения                        

отличительные                               сбыт;цена

преимущ-ва                              ____________

______________                            

Многие компании успешно работают не за счёт реализации своих товаров или ориентации

на исследования, а благодаря тому, что они были ориентированы на потребителей и свои техни-

ческие знания при разработке новой продукции

применили для удовлетворения нужд покупа-

телей.

Метод СВОТ (SWOT – сила ,слабости,возмож-

ности,угрозы) – метод оценки среды пред-тия.

Исп-ся в стратег-ком анализе и определении

конкр-ных перспектив пред-ия.

В рамках метода СВОТ пред-е,выявляет и оценивает собств-ые сильные и слабые стороны,опр-ет возможности и угрозы содер-

жащиеся во внешней среде.

При СВОТ анализ зам-ся матрица:

     Сила                   слабость

 

     Возможность    угроза



Содержание и задачи произ-ной инфраструктуры.

Инфраструктура пред-тия – это комплекс подразделений и служб,гл.задача которых сводится к обеспечению нормального функционирования (без перерывов и остановок) осн.пр-ва и всех сфер деят-ти пред-тия.

К инфраструктуре относятся инструментальное,энергетическое,транспортное,складское,тарное и другие хоз-ва,а также службы МТС ,внешней кооперации,маркетинга,ОТК,метрологии,патентоведения,подготовки пр-во новой прод-ции,лабораторных испытаний,планирования и учёта,кадровой и финансовой деятельности,сбыта и др.

Состав и масштабы инфрастр-ры зависят от типа пр-ва ,номенклатуры и объёма выпуска прод-ции,уровня специализации и кооперирования,орг-ции произв-ых процессов,размеров пред-тия и его произ-ых связей.Гл.задача – комплексная механизация и автоматизация основных и вспом. Работ.


12.Понятие стр-ра оборотных средств. Классиф-ия.

К об.произв. фондам относится часть средств пр-ва,вещественные элементы кот. в процессе труда в отличие от ОФ расходуются в каждом произв. цикле,и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу.Вещественные элементы об.ф. в процессе труда претерпевают изменения своей натур-ой формы и физико-хим.средств.Они теряют свою потребительскую стоимость по мере их произв-го потребления.Новая стоимость возникает в виде выработанной из них прод-ции.

Об.фонды состоят из 3-х частей:

-произв.запасы (предметы труда,подготовленные для запуска в произв-ый процесс-сырьё,осн. и вспом. материалы,топливо,горючее,покупные полуфабрикаты,запасные части,МБП)

-незавершённое пр-во и полуфабрикаты собств.изготовления;предметы труда,вступившие в произв.процесс:материалы,детали,узлы,изделия,находящиеся в процессе обработки или сборки,полуфабрикаты собств.изгот-ия,незаконченные полностью пр-вом в одних цехах пред-тия и подлежащие обработке в др.цехах того же пред-тия;

-расходы будущих периодов-это невещественные элементы об. Ф., включающие затраты на подготовку и освоение новой прод-ции,кот.произв-ся в данном периоде, но относится на прод-цию будущего периода.

Об.ф. в своём движении связаны с фондами обращения, обслуживающие сферу обращения. Они включают гот. прод-цию на складах, товары в пути, ден. ср-ва и ср-ва в расчётах с потребителями прод-ции (дебит.задолж-ть)

Совокупность ден.ср-в пред-тия, предназн-ых для образования об.ф. и ф.обращения, составляют об.ср-ва пред-тия.

По источникам формирования об.ф. делятся на собств. и заёмные.

 Собств.об.ф. – это ср-ва постоянно находящиеся в распоряжении пред-тия и формируемые за счёт собств.ресурсов (прибыль и др.) В процессе движения собств.об.ср-ва могут замещаться ср-вами, являющимися по сути частью собственных ,авансировочными на оплату труда, но временно свободными, эти ср-ва наз-ся приравненными к собст-ым или устойчивыми пассивами.

 Заёмные – кредиты банка, кредит-ая задолженность (коммерческий кредит) и прочие пассивы.

Эфф-ная работа пред-тия – это достижение максим. рез-тов при минимальных затратах.

Минимизация затрат – это в первую очередь


Нормирование оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, загрузка оборотных средств, относительное высвобождение оборотных средств.

                   ОС – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении, постоянно находящихся в движении и предназанченных для обеспечения бесперебойного процесса производства продукции и ее реализации. По своей сущности оборотные средства – это денежное обеспечение необходимое для приобретение предметов труда, оплаты топлива, необходимых для производства товаров, оказания услуг и их реализации.

                   ОС находятся в постоянном движении на протяжении одного производственного цикла они совершают кругооборот, состоящий из трех стадий:

4. Предприятие затрачивает денежные средства на оплату счетов за предметы труда. Здесь оборотные средства из денежной формы переходят в товарную, а денежные средства из сферы обращения в сферу производства.

5. Оборотные фонды переходят непосредственно в процесс производства и превращаются вначале в производственные запасы и полуфабрикат а после завершения производственного процесса в готовую продукцию.

6. Готовая продукция реализуется в результате чего оборотные фонды из сферы производства переходят в сферу обращения и снова принимают денежную форму. Эти денежные средства направляются на приобретение новых предметов труда и вступают в новый кругооборот.

Время нахождения ОС зависит от потребительских и технологических свойств продукции, особенности производства и реализации, оптимальный размер ОС так устанавливается на основе нормирования расхода ОФ по каждому виду продукции и определения объема текущего складского и страхового запаса.

Эффективное использование ОС предприятий характеризуют следующие показатели:

4. коэффициент оборачиваемости определяется как отношение объема реализованной продукции к среднему остатку ОС. Этот коэффициент характеризует число кругооборотов, совершаемых ОС предприятия за определенный период.

5. Коэффициент загрузки ОС – показатель обратный коэффициенту оборачиваемости.

6. Продолжительность одного оборота в днях рассчитывается делением числа календарных дней в плановом периоде на число оборотов ОС в том же периоде. Чем больше оборотов совершают ОС на предприятии за определенный период по сравнению с прошлым периодом или по сравнению с другим предприятием, тем эффективнее их использование.

Чем меньше продолжительность одного оборота, тем больше оборотов совершают оборотные средства, тем больше продукции можно произвести и реализовать при той же сумме средств или высвободить их для выполнения других задач.

Средний остаток ОС определяется за месяц как среднеарифметическая величина их на начало и конец месяца за квартал делением на три суммы трех среднемесячных остатков ОС, за год делением на четыре суммы всех среднеквартальных остатков.

Определение относительного высвобождения ОС в результате ускорения оборачиваемости осуществляется по формуле:

Ос = Рф Одп / Д * Соф

Где, Рф – фактический объем реализации в оптовых ценах предприятия, млн.руб.

Одп – длительность одного оборота по плану, дни

Д – количество дней в периоде

Соф – фактический средний остаток ОС, тыс.руб.

                   Абсолютное высвобождение оборотных средств отражает прямое уменьшение потребности в них. Одной из важнейших задач предприятия является ускорение оборачиваемости ОС.

 



Предприятие: характеристика, основные признаки, формы, виды предприятий.

 

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правом юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Целью предприятия является получение максимальной прибыли.

Признаки:

1. На предприятии изготавливается продукция, выполняются работы, услуги, которые составляют материальную основу жизнедеятельности как человека, так и общества в целом. Предприятие – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

2. Единство целей.

3. Совместный труд.

Формы и виды предприятий: государственные предприятия – является такое предприятие, имущество которого принадлежит государству. Оно может создаваться за счет бюджетных ассигнований, вкладов других предприятий или иных средств. Коммерческие предприятия – являются собственностью местных советов депутатов. Частные предприятия – являются предприятия, принадлежащие гражданину или членам его земли на праве собственника. Частные предприятия создаются в результате приватизации гос.предприятий частными лицами. Хозяйственные товарищества – это форма предпринимательской деятельности, при которой имущество предприятия формируется за счет вкладов нескольких граждан или юридических лиц, которые объединяются для совместного ведения деятельности на основе договора между ними. Полным называется товарищество, где все участники несут полную солидарную ответственность по его обязательствам. Коммандитным – один из участников имеет полную ответственность, и хотя бы один – ограниченную ответственность перед кредитором. Акционерно-командное товарищество – характеризуется тем, что члены вносят свою долю путем приобретения акций. Общество с ограниченной ответственностью – каждый участник несет ограниченную ответственность по обязательствам общества только в пределах своего вклада. Общество с дополнительной ответственностью – участники несут дополнительную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих их долю в имуществе. Размер дополнительной ответственности оговаривается в учредительных документах. Акционерным – уставной фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости и формируется за счет их продажи. Коллективные – путем выкупа государственного или арендного предприятия его трудовым коллективом. Арендные предприятия – основанное на договоре возмездное владение и пользование имуществом другого собственника в течении определенного времени с целью получения дохода. Совместные предприятия – предприятия основанные на вложении капитала отечественных и зарубежных партнеров для совместной деятельности.


4. Производственная программа: содержание, методы изменения, показатели.

 

Показатели производственной программы: темп роста производства программной продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатель качества продукции. Основой служит план производства промышленной продукции в натуральном выражении.

Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Частью плана производства продукции является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделия, их заменяющие.

Стоимостные показатели: объем реализации, товарная валовая продукция.

Объем реализации продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий: полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначенных к реализации на сторону, а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Рп=Тп+Онп-Онпг; где Рп – объем реализуемой продукции, Онп, Онпг – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Объем товарной продукции в плане включает стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и промышленным хозяйствам и продукций вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону, стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия. Вп=Тп+Нп+Нк.




Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.