СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
Глава 1. Показатели рентабельности предприятия.. 4
1.1. Определение рентабельности. 4
1.2. Показатели рентабельности. 5
1.3. Группы показателей рентабельности. 5
1.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности. 9
Эффект операционного рычага. 10
Порог рентабельности. 10
Запас финансовой прочности. 10
Глава 2. Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО «Трансгазпоставка» за 2003 год.. 12
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Трансгазпоставка». 12
2.2. Расчет показателей рентабельности предприятия. 12
2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 17
Используемая литература.. 18
Приложение 1 Бухгалтерский баланс.. 19
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках за 2003г. 22
Приложение 3 Анализ финансовых результатов ЗАО «Трансгазпоставка» за 2002, 2003 годы... 23
Введение
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей.
Глава 1. Показатели рентабельности предприятия
Определение рентабельности
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.
Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Планирование показателей рентабельности
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.
Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
Эффект операционного рычага
Эффектом производственного операционного рычага называется более быстрое изменение прибыли при изменении выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.
Сила воздействия операционного рычага означает, насколько процентов изменится прибыль при изменении и выручки от реализации на 1%.
Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот.
Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:
СВОР=(ВР – Зпер)/П,
где СВОР – сила воздействия операционного рычага,
ВР – выручка от реализации,
Зпер – затраты переменные,
П – прибыль.
Порог рентабельности
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:
ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР),
где ПР – порог рентабельности,
Зпост – затраты постоянные,
Зпер – затраты переменные,
ВР – выручка от реализации.
Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».
Запас финансовой прочности
Запас финансовой прочности предприятия – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:
ЗФП=ВР-ПР,
где ЗФП – запас финансовой прочности,
ВР – выручка от реализации,
ПР – порог рентабельности.
Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.
Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.
Глава 2. Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО «Трансгазпоставка» за 2003 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу в управлении предприятием.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут без необходимого контроля, а стиль управления в новых условиях не меняется, то финансовая устойчивость предприятия будет вызывать опасения.
Все показатели рентабельности анализируемого предприятия ЗАО «Трансгазпоставка», рассчитанные на конец 2003 года, не только не достигли нормативного значения, но и имеют тенденцию к понижению. На понижение рентабельности сказалось увеличение затрат предприятия как в целом так и в части операционных и внереализационных расходов.
Для исправления сложившейся ситуаций и в дальнейшем руководству компании необходимо в 2004 году принять меры для повышения эффективности финансово-экономической деятельности предприятия.
Используемая литература
1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И. Финансы предприятий, — СПб: Питер, 2002.
6. В.Ф. Палий, Л.П. Суздальцева. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Машиностроение, 2002.
7. А. К. Шишкин, С.С. Вартанян , В.А. Микрюков. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М.: Инфра–м, 2000.
8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1998.
9. Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д. и др. Финансы: Под редакцией А. М. Ковалевой. – М. «Финансы и кредит», 2000.
10. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Г.Н. Бухгалтерский учет – 2-е изд.– М.: Финансы и статистика, 1998.
11. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Приложение 1
Бухгалтерский баланс
| Коды | |||||||
Форма № 1 по ОКУД | 0710001 | |||||||
Дата (год, месяц, число) |
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
Вид деятельности_____________________________________________по ОКДП |
| |||||||
Организационно-правовая форма / форма собственности _______ЗАО________ |
|
| ||||||
|
|
| ||||||
Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ | 384/385 | |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
Дата утверждения |
| |||||||
Дата отправки (принятия) |
| |||||||
Актив | Код строки | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
1 | 2 | 3 | 4 |
I . ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы (04, 05) | 110 | ||
в том числе: патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы | 111 | ||
организационные расходы | 112 | ||
деловая репутация организации | 113 | ||
Основные средства (01, 02, 03) | 120 | 2986 | 9283 |
в том числе: земельные участки и объекты природопользования | 121 | ||
здания, машины и оборудование | 122 | ||
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) | 130 | ||
Доходные вложения в материальные ценности (03) | 135 | ||
в том числе: имущество для передачи в лизинг | 136 | ||
имущество, предоставляемое по договору проката | 137 | ||
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) | 140 | ||
в том числе: инвестиции в дочерние общества | 141 | ||
инвестиции в зависимые общества | 142 | ||
инвестиции в другие организации | 143 | ||
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев | 144 | ||
прочие долгосрочные финансовые вложения | 145 | ||
Прочие внеоборотные активы | 150 | ||
ИТОГО по разделу I | 190 | 2986 | 9283 |
Актив | Код строки | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы | 210 | 6122 | 6466 |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13,16) | 211 | 6004 | 6079 |
животные на выращивании и откорме (11) | 212 | ||
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) | 213 | 118 | 387 |
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) | 214 | ||
товары отгруженные (45) | 215 | ||
расходы будущих периодов (31) | 216 | ||
прочие запасы и затраты | 217 | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) | 220 | 217 | 86 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 230 | ||
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76, 82) | 231 | ||
векселя к получению (62) | 232 | ||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) | 233 | ||
авансы выданные (61) | 234 | ||
прочие дебиторы | 235 | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 240 | 1097 | 1739 |
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76, 82) | 241 | 217 | 340 |
векселя к получению (62) | 242 | ||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) | 243 | ||
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал(75) | 244 | ||
авансы выданные (61) | 245 | 880 | 1399 |
прочие дебиторы | 246 | ||
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) | 250 | ||
в том числе: займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев | 251 | ||
собственные акции, выкупленные у акционеров | 252 | ||
прочие краткосрочные финансовые вложения | 253 | ||
Денежные средства | 260 | 260 | 211 |
в том числе: касса (50) | 261 | 32 | 11 |
расчетные счета (51) | 262 | 198 | 178 |
валютные счета (52) | 263 | 30 | 22 |
прочие денежные средства (55, 56, 57) | 264 | ||
Прочие оборотные активы | 270 | ||
ИТОГО по разделу II | 290 | 7696 | 8502 |
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) | 300 | 10682 | 17785 |
Пассив | Код строки | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
1 | 2 | 3 | 4 |
III . КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (85) | 410 | 10 | 10 |
Добавочный капитал (87) | 420 | 60 | 60 |
Резервный капитал (86) | 430 | ||
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством | 431 | ||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | 432 | ||
Фонд социальной сферы (88) | 440 | ||
Целевые финансирование и поступления (96) | 450 | ||
Нераспределенная прибыль прошлых лет (88) | 460 | 2295 | 2295 |
Непокрытый убыток прошлых лет (88) | 465 | ||
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) | 470 | х | 365 |
Непокрытый убыток отчетного года (88) | 475 | ||
ИТОГО по разделу III | 490 | 2365 | 2730 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (92, 95) | 510 | ||
в том числе: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты | 511 | ||
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты | 512 | ||
Прочие долгосрочные обязательства | 520 | ||
ИТОГО по разделу IV | 590 | ||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (90, 94) | 610 | 626 | 4374 |
в том числе: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты | 611 | ||
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты | 612 | ||
Кредиторская задолженность | 620 | 7691 | 10681 |
в том числе: поставщики и подрядчики (60, 76) | 621 | 3690 | 5124 |
векселя к уплате (60) | 622 | ||
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78) | 623 | ||
задолженность перед персоналом организации (70) | 624 | 32 | 55 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) | 625 | 11 | - |
задолженность перед бюджетом (68) | 626 | 245 | |
авансы полученные (64) | 627 | 3958 | 5257 |
прочие кредиторы | 628 | ||
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) | 630 | ||
Доходы будущих периодов (83) | 640 | ||
Резервы предстоящих расходов (89) | 650 | ||
Прочие краткосрочные обязательства | 660 | ||
ИТОГО по разделу V | 690 | 8317 | 15055 |
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) | 700 | 10682 | 17785 |
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках за 2003г.
Приложение 3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
Глава 1. Показатели рентабельности предприятия.. 4
1.1. Определение рентабельности. 4
1.2. Показатели рентабельности. 5
1.3. Группы показателей рентабельности. 5
1.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности. 9
Эффект операционного рычага. 10
Порог рентабельности. 10
Запас финансовой прочности. 10
Глава 2. Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО «Трансгазпоставка» за 2003 год.. 12
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Трансгазпоставка». 12
2.2. Расчет показателей рентабельности предприятия. 12
2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 17
Используемая литература.. 18
Приложение 1 Бухгалтерский баланс.. 19
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках за 2003г. 22
Приложение 3 Анализ финансовых результатов ЗАО «Трансгазпоставка» за 2002, 2003 годы... 23
Введение
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей.
Глава 1. Показатели рентабельности предприятия
Определение рентабельности
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.
Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Планирование показателей рентабельности
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.
Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 225.