Система обеспечения безопасности профессиональной деятельности должна быть органично встроена в систему управления производством.
Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Управление охраной труда является частью общей системы управления предприятием. Объектом управления охраной труда является деятельность подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках и на предприятии в целом.
Служба охраны труда отвечает за организацию работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Необходимая численность сотрудников службы охраны труда устанавливается в соответствии в зависимости от среднесписочной численности работников на предприятии и численности рабочих, занятых на тяжелых, горячих и связанных с вредными условиями труда работах, а также от количества самостоятельных структурных производственных подразделений. Однако на малых предприятиях эта служба может функционировать и в виде одного специалиста, в том числе и по совместительству (обычно в лице руководителя).
В работе по созданию безопасных условий труда на предприятии были использованы следующие принципы:
- комплекс мер и средств безопасности должен быть адекватен возможным угрозам и рискам и достаточен с точки зрения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности личности;
- организационные и технические меры безопасности не должны мешать персоналу, выполнять свое производственное задание. В полной мере этот принцип реализовать невозможно, т. к. любые методы и средства обеспечения безопасности вызывают определённые неудобства;
- применяемые методы и средства сами не должны представлять опасности для работающих. Для реализации этого принципа должны быть предусмотрены дополнительные организационные (а по возможности и технические) меры и жёсткий контроль за их выполнением;
- меры безопасности не должны противоречить действующему законодательству.
Стратегическим направлением в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Для успешной реализации этой стратегии использовались следующие принципы организации работы по охране труда на предприятии:
- обязательность учета проблем безопасности труда при решении всех вопросов производства и на всех уровнях управления. Это значит, что на всех стадиях, начиная от проектирования, строительства и эксплуатации вплоть до выпуска продукции, должны соблюдаться и выполняться правила и нормы охраны труда;
- ответственность каждого из руководителей за безопасность труда на предприятии. Функциональные обязанности по вопросам охраны труда, права и ответственность каждого руководителя (должностного лица) должны быть четко зафиксированы в должностных обязанностях либо иных документах (положениях, приказах и т.д.);
- вовлечение в решение проблем охраны труда всех сотрудников предприятия;
- координация действий по обеспечению безопасности и гигиены труда на производстве в рамках общей программы рационализации труда;
- проведение глубоких исследований риска и опасностей на рабочих местах. Такие исследования не должны ограничиваться только анализом несчастных случаев, имевших место в прошлом;
- компетентность организаторов и участников работы по охране труда. Обучение безопасности труда всех работников, включая руководителей и специалистов, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации.
Общая ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. Руководители производственных подразделений имеют следующие функциональные обязанности по охране труда:
- определение перечней профессий и работ, для выполнения которых необходим предварительный и периодический медосмотр;
- ознакомление работника с условиями и охраной труда на рабочем месте, с возможным риском повреждения здоровья, с должностными обязанностями, включающими в себя требования по охране труда, с льготами и компенсациями по условиям труда;
- определение перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;
- проведение инструктажей по безопасности труда;
- ознакомление руководителей и специалистов с состоянием условий труда на объекте, средств защиты, травматизмом, нормативными актами и должностными обязанностями по охране труда;
- разработка и обеспечение работников инструкциями по охране труда и производственными инструкциями;
- организация первой помощи пострадавшему и доставка его в медучреждение;
- сообщение о несчастном случае в установленные адреса;
- разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев, улучшению и оздоровлению условий труда, приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил труда;
- проведение сертификации рабочих мест;
- оснащение производственных помещений, оборудования и рабочих мест средствами коллективной защиты и организация их эффективной эксплуатации;
- организация контроля за уровнем вредных и опасных производственных факторов.
Распределение функциональных обязанностей по охране труда подкреплено изданием приказа по предприятию.
![]() |
Рис. 4.1. Структурная схема организации работ по охране труда
Как видно из приведенной схемы на предприятии службу охраны труда составляет непосредственно руководитель. Он подчиняется требованиям и рекомендациям внешних для предприятия, государственных служб, а именно: государственной службы пожарной охраны, которая проводит ежегодные проверки средств пожаротушения; с другой стороны выполняются требования государственных стандартов в части, касающейся обеспечения охраны труда работников. Руководитель предприятия несет ответственность за обеспечения охраны труда работников и организует соответствующие мероприятия.
Промышленная санитария
Прежде всего, следует отметить тот факт, что предприятие располагает помещением, используемым под офис, где был произведен ремонт и частичная реконструкция, после этого помещение было обследовано представителями центра стандартизации и метрологии Украины, представителями пожарной охраны и СЭС г. Севастополя на соответствие нормативным актам. В офисе находятся рабочие места с использованием ПЭВМ.
Микроклиматические условия соответствуют допустимым нормам и стандартам для офисных помещений. Отклонений от норм в ходе обследования выявлено не было. Основные характеристики микроклиматических условий в офисном помещении сведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Фактические значения параметров микроклиматических условий в офисе
Период года | Температура воздуха, С° | Относительная влажность воздуха, % | Движение воздуха |
Зима | 18-24 | 40-60 | Естественное |
Весна, осень | 18-24 | 40-60 | Естественное |
Лето | 18-24 | 40-60 | Принудительное |
Для обеспечения соответствующего нормам микроклимата в помещениях используются различные средства в зависимости от времени года:
- зимой помещения отапливаются посредством центральной отопительной системы, услуги по отоплению предоставляются ГКП «СевТеплоЭнерго». Обеспечение всех требований по установке и эксплуатации отопительной системы по договору возложено на вышеуказанное предприятие. Использование системы отопления приводит к понижению влажности воздуха;
- летом вместо отопительных систем используются системы охлаждения и принудительной вентиляции. Наиболее эффективными показывают себя так называемые «сплит-системы». В общем случае их использование приводит к повышению влажности воздуха в помещениях.
Вне зависимости от сезонности используется естественная система постоянной вытяжной вентиляции в помещениях предназначенных для санитарно-гигиенических целей, а также местах отведенных для приготовления пищи.
Помещение офиса состоит из нескольких отдельных комнат с естественным боковым освещением (из окон). Общая площадь помещений, используемых для хозяйственной деятельности, составляет 125 м2. В офисе для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Общая совокупная мощность осветительных приборов верхнего света 1,9 кВт. Дополнительно на каждом рабочем месте установлен светильник мощностью 60 Вт.
Источником шума в офисе является проезжая часть улицы в сторону, которой выходит большая часть окон офиса. Наибольшая интенсивность движения автотранспорта приходится на дневное время. Для снижения шума внутри помещений были использованы шумопоглощающие панели, а также шумо- и теплоизоляционные окна. Кроме того, применение систем охлаждения в летний период избавляет от необходимости открывать окна для проветривания, что также снижает уровень шума в помещении.
Подачу воды в офис и отвод канализации осуществляет ГКП «СевГорВодоКанал». Офис оборудован необходимыми средствами санитарно-технического оборудования, которые подключены к соответствующим развязкам городского водопровода и канализации.
Установленные в офисе ПЭВМ имеют в своем составе цветные видеомониторы Samsung 55E, которые выполнены в соответствии с международными стандартами радиационной защиты MRP II (Standard) и TCO’92 (Option). Кроме того, используются защитные экраны, которые снижают от 25% до 30% рентгеновское излучение, отводят статическое намагничивание экрана и отсекают ультрафиолетовый спектр излучения. Для поддержания допустимых значений концентрации позитивных и негативных ионов используются электроионизаторы.
Пожарная безопасность
Помещение офиса имеет категорию по взрыво-пожароопасности аналогичную жилому фонду. Причинами, которые могут вызвать пожар в помещении офиса предприятия могут быть:
- внутренние (неисправность электропроводки и электроприборов, короткое замыкание электрической цепи, перегрев электроаппаратуры);
- внешние источники (молния, поджог, прочие).
Организация пожарной безопасности предприятия проведена в соответствии с ГОСТом 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования безопасности и обеспечена системами предотвращения пожарной защиты, организационно-техническими мероприятиями. Для предотвращения пожара проводятся следующие мероприятия, определяемы в первую очередь наличием различного электрооборудования, как потенциального источника возгорания:
- проводится регулярный контроль и профилактика изоляции в сети электропроводки;
- предусмотрено наличие плавких вставок и предохранителей в электронном оборудовании, а также автоматических выключателей в электросети офиса;
- вся система электропроводки обеспечена заземлением.
Система пожарной защиты состоит из следующих основных составляющих:
- средств аварийного отключения и переключения аппаратуры;
- наличие первичных средств пожарной безопасности (помещения оборудованы огнетушителями ОУ-5 и планом эвакуации при пожаре);
- все помещения оборудованы системой пожарной сигнализации, а помещение кассы – дополнительно дымовой сигнализации.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 237.