Методы и инструменты контроллинга.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для изучения предмета контроллинга используются как общенаучные, так и специфические приёмы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, де­дукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конк­ретизация и т. д.

К числу специфических методов, применяемых в контрол­линге относятся:

1. АВС-анализ — используется для определения главных мо­ментов в работе предприятия. При АВС-анализе задачи, кото­рые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

а) А-задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способ­ствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вы­зывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми поку­пателями проводит сам предприниматель или руководитель пред­приятия). На выполнение А-задач требуется = 5% времени. Значимость А-задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.

б) В-задачи — это также важные задачи, но их можно деле­гировать компетентным сотрудникам. В-задачи — это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.

в) С-задачи — это задачи ежедневные, рутинные. Их необхо­димо делегировать, чтобы больше времени уделять выполне­нию самых важных задач (например, административно-хозяй­ственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.). С-задачи занимают = 75% времени и вносят вклад в получе­ние доходов предприятия в размере 5%.

 2. Анализ величины в точке безубыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от про­даж, затратами и прибылью.

Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и прода­жи продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема произ­водства и продажи продукции.

Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно вы­разить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополни­тельная единица проданной продукции будет приносить при­быль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — Иго зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Расчёт безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприя­тия основывается на следующем взаимо­действии: затраты — объем продаж — прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический методы.

На графике по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности пред­приятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции); по вертикали — себестои­мость проданной продукции и прибыль, которые вместе состав­ляют выручку от реализации (рис. 2).

По графику можно установить, при каком объеме реализа­ции продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет, а также точку, в которой затраты будут равны выруч­ке от реализации продукции. Она получила название точки бе­зубыточного объема реализации продукции, или порога рента­бельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой про­изводство будет убыточным.

Рис. 2. Анализ величины в точке безубыточности.

Разность между фактическим и безубыточным объемом про­даж — это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.

Аналитический способ расчёта безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно каждый раз чертить график, что довольно трудоёмко. Выведен ряд формул, с помощью которых можно рассчитать данные показатели. Для удобства используются следующие обозначения:

Т – точка безубыточного объёма реализации продукции;

Дм – маржинальный доход (общая сумма);

Н – непропорциональные (постоянные) затраты;

Рп – пропорциональные (переменные) затраты;

В – выручка от реализации продукции;

К – количество проданной продукции в натуральном выражении;

ЗБ – зона безопасности;

Маржинальный доход – сумма прибыли и постоянных затрат; может быть определён как разность между выручкой от реализации и переменными затратами:

Дм = В - Рп  

Точка безубыточного объема продаж в денежном измерении:

Т = В • Н/Дм.

Безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

Т = К • Н/Дм.

 Для определения зоны безопасности по стоимостным пока­зателям аналитическим методом используется следующая фор­мула:

ЗБ = (В-Т) / В.

 Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗБ = (К-Т)/К.

 Анализ величины в точке безубыточности используется для:

· определения целевой прибыли;

· устранения уровня загрузки производственных мощнос­тей;

· выбора номенклатурных групп, которые приносят наиболь­шую прибыль предприятию;

· для принятия решений об объемах выпуска отдельных ви­дов продукции;

· для устранения и контроля ценовой политики;

· для принятия инвестиционных решений;

· для определения критической выручки;

· для определения финансовой устойчивости предприятия.

3.Метод расчета сумм покрытия — при этом методе контроллинга с выручки от продаж вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает только тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат

4. Метод расчета инвестиций:

1. Цели инвестиционных расчетов:

· определение выгодности отдельных инвестиционных проектов;

· выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;

· формирование инвестиционных программ;

2. Данные, необходимые для инвестиционных расчетов:

· внутренние (переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, наличие «узких» мест на предприятии, производительность, рыночная доля и т.д.)

· внешние (конъюнктура рынка, технологический прогресс, законодательство, поведение конкурентов, динамика цен, со­стояние рынка труда и т.д.);

3. Методы инвестиционных расчетов.

Оценка отдельных инвестиционных объектов осуществляет­ся статическими и динамическими методами.

Статистические методы:

а) метод сравнения по издержкам;

б) метод сравнения по прибыли;

в) метод расчета рентабельности;

г) метод расчета амортизации (срока окупаемости).

Динамические методы:

а) метод расчета ценности капитала (метод аннуитетов);

б) метод расчета внутренней рентабельности.

Обоснование инвестиционных программ возможно с помо­щью классических методов и имитационных моделей.

К классическим методам относятся статические и динамические.

К имитационным моделям относятся инвестиционно-финан­совые, инвестиционно-производственные и производственно-финансово-инвестиционные модели.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 223.