Глава 1. Понятие контроллинга.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Предмет и содержание контроллинга.

 

Предметом изучения контроллинга является процесс управления предприятием, включающий в себя установление целей, формирования стратегий, разработку стратегических и оперативных планов и бюджетов, мониторинг текущих событий, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Изначально под контроллингом понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контроллером вы­ступал главный бухгалтер,

В дальнейшем это понятие стало трактоваться шире. К функ­циям контроллинга стали относить финансовый контроль и оп­тимизацию использования финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия (в экономическом смысле контроллинг — это си­стема управления прибылью предприятия).

В немецком издании «Экономический словарь предприятия» понятие контроллинга определено как «концепция информа­ции и управления». Наиболее полно система контроллинга была впервые описана и применена в США, поэтому термин конт­роллер-руководитель службы контроллинга происходит от анг­лийского «controlling».

В общем смысле слова, контроллинг — это система управле­ния учетно-аналитическими специалистами. А также это концепция, направленная на ликвидацию уз­ких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставлен­ными целями и задачами получения определенных результатов.

Слово «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие.

Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени оши­бок и просчетов, а контроллинг — это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.

Система контроллинга стремится так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в бу­дущем. Отсюда назначение контроллинга — предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анали­зе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей сре­ды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особен­но важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском.

В деятельности фирмы контроллинг — это целостная кон­цепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

Особенности контроллинга:

1) увязка оперативных финансово-экономических расчетов и стратегических решений;

2) ориентация финансово-экономических расчётов на при­нятие экономически обоснованных решений;

3) содержание таких традиционных функций управле­ния, как планирование, контроль, информационное обеспече­ние, которые составляют ядро контроллинга;

4) новое психологическое содержание роли планово-эконо­мических служб (служб контроллинга на предприятии).

Контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менедж­менте для принятия оперативных и стратегических управлен­ческих решений.

Исходя из вышеизложенного основными задачами контроллинга являются:

1. выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Решение этой задачи связано с:

· определением фактического состояния организации и его струк­турных единиц;

· прогнозированием состояния и поведения экономики организа­ции на заданный будущий момент времени;

· заблаговременным определением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих деятельность как орга­низации в целом, так и его структурных единиц;

· обеспечением устойчивого производственно-финансового состо­яния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей;

· поиском слабых и узких мест в деятельности предприятия,

Результативность решения выявленной проблемы во многом опре­деляется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.

2. задача контроля и регулирования. Своевременная адаптация организации к быстро меняющимся из­менениям внешней среды обусловила необходимость такого управле­ния организацией, при котором основой стратегических решений ста­новится выбор поведения предприятия в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Без соот­ветствующей координации, контроля и регулирования обеспечить воз­можность успешной реакции предприятия на изменения, которые про­изойдут в середе, не представляется реальным.

3. информационное сопро­вождение процесса планирования. Решение этой задачи связано с:

· разработкой методик планирования;

· представлением информации для составления планов;

· установлением допустимых границ отклонений;

· анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений;

· учетом и контролем затрат и результатов;

· разработкой инструментария для планирования, контроля и при­нятия управленческих решений;

· стимулированием планирования.

Реализация всех трех задач  помогает эффективно функционировать предприятию и его структурным единицам.

Реализация де­ятельности контроллинга основывается на четырех принципах: 

1. Принцип движения и торможения. Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, разви­тие и, как следствие, стабильное получение прибыли. При этом цель «рост» означает увеличение производства и прода­жи изделий или расширение номенклатуры предоставляемых услуг, ко­торые уже определены в плане организации. Цель «развитие» означа­ет новые изделия, новые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новые ме­тоды производства, новые организационные структуры и процедуры управления, т. е. для успешной деятельности предприятия и его дви­жения вперед необходимы «инновации». Как известно, инновационные решения обычно встречают сопро­тивление тех, кто привык работать старыми методами. Поэтому контроллер обязан активно воздействовать на работников, тормозящих прогресс, добиваться постоянного обновления всей деятельности фирмы. Принцип движения и торможения в контроллинге создает объек­тивные условия для постоянного выявления и внедрения нового, про­грессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.

2. Принцип своевременности. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно об­новляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обя­зан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их воз­можное влияние на прибыль. Способность организации к своевременному реагированию на ры­ночные изменения зависит от временного интервала между возникно­вением нового шанса или риска и конкретным действием руководства, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Чем продолжительнее этот интервал и велики затраты времени, тем ве­роятнее потери прибыли.

3. Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от ра­ботников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обес­печивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают так­тические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратеги­ческим задачам предприятия. Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, ког­да любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.

4. Принцип документирования. Целью этого принципа является созда­ние условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи финансового контроллинга в действительности. В финансовом контроллин­ге информация представляется в виде письменных сообщений с пред­варительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению по­ложения дел. Документирование позволяет в любой момент установить посыла­ющего и принимающего информацию, ее содержание и дату переда­чи. Необходимо также оценивать достоверность и полноту информа­ции. Благодаря принципу документирования решения по оперативным вопросам принимаются с учетом стратегической позиции фирмы, сти­мулируя тем самым первоочередную реализацию стратегических целей. Принцип документирования является также инструментом для конт­роля за соблюдением других принципов контроллинга: движение и торможение, стратегическое сознание и своевременность.

Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Достижению этих целей способствует служба контроллинга, основ­ное назначение которой — предупредить возникновение кризисных ситуаций в ближайшем и отдаленном будущем.

Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

· мониторинг состояния экономики организации;

· сервисная функция (обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений);

· управляющая функция;

· контроль и анализ экономичности работы подразделений;

· подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.

Мониторинг состояния экономики предприятия — контроль равнове­сия показателей прибыль — затраты. Равновесие достигается тем, что через определенные промежутки времени заданные величины сравни­вают с фактическим состоянием и определяют, не нужно ли вмешатель­ство для достижения необходимого или желаемого состояния, и в случае необходимости осуществляют его. Таким образом, можно дать еще такое определение контроллингу — это система регулирования затрат и результатов деятельности, помо­гающая в достижении целей предприятия и позволяющая избежать неожиданностей и своевременно принять меры, когда экономике орга­низации угрожает опасность.

Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации руководству для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контрол­линга обеспечивается при помощи систем планирования, нормиро­вания, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, ко­нечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по под­разделениями.

Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, коррек­тировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покры­тия, общих результатов деятельности для принятия решений по управ­лению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления орга­низацией, и весьма важной задачей контроллинга является координа­ция целей различных уровней, средств и методов их реализации с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.

 Функция контроль и анализ экономичности работы подразделений и органи­зации в целом  сводится к внутреннему контролю как подразделений, так и организации в целом. Контроллинг в отличие от ревизии ориентирован на текущие результаты деятельности фирмы и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяй­ственных операций.

Функцию правильного применения методики, способствующей достижению предприяти­ем прибыли (предотвращению убытка) должен выполнять контроллёр и так, чтобы каждый сотрудник сохранял с помощью соответ­ствующих инструментов способность к самоконтролю.

Контроль и контроллинг.

 

Контроль — важная функция менеджмента. По своему содержанию контроль является управленческой деятельностью, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов ра­боты не только всей организации, но и ее отдельных структурных еди­ниц. Главные инструменты выполнения этой деятельности — наблю­дение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы. Эффективно поставленный контроль призван быть стратегически направленным, своевременным и достаточно несложным.

Деятельность любой фирмы всегда направлена на достижение кон­кретных целей. Чтобы не сбиться с намеченного курса, необходим по­стоянный контроль за тем, как реализуются разработанные програм­мы. Решению этой задачи способствовало использование схемы управ­ления, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Управление на основе сравнения с прошлым.

Эта схема, отражающая систему управления процессом формирования прибыли на основе контроля, сформировалась еще в конце XIX в.

Эта простая система явилась в свое время важным этапом в разви­тии формализованного аспекта управления. Введено объективное изме­рение эффективности работы, дан инструмент для определения харак­тера и места имеющихся слабостей, а также метод сравнения эффектив­ности работы различных подразделений фирмы. Сегодня традиционная система контроля является одним из существенных (хотя и устаревших) инструментом управления.

В нашей стране зна­чительные изменения происходят в содержании, формах и методах контроля по мере углубления и расширения эконо­мических реформ, перехода к рыночной экономике, упразд­нения запретов на негосударственные формы собственности, изменения порядка владения производимыми материальны­ми благами и услугами, их потребления, распределения и ис­пользования. Ключевое значение здесь имеет организация многопланового, последовательного и тщательного внутрен­него контроля, без которого трудно выстоять на рынке в борь­бе с конкурентами.

В той или иной мере в каждой российской компании про­водится внутренний контроль, выступающий как система мер, обеспечивающих ее нормальную работу прежде всего в фи­нансовой области, в частности сохранность активов, дости­жение плановых показателей, в том числе по прибыли и т.д. Такого рода контроль осуществляется обычно администра­цией предприятия. Кроме того, имеет место внутренний бух­галтерский контроль и внешний контроль за результатами деятельности фирмы со стороны аудиторских организаций.

Для текущего внутреннего контроля, проводимого руко­водящими органами фирмы, используются данные анализа, в том числе статистического, материалы оценки качества вы­полнения планов и т.д. Бухгалтерия, оценивает строгое соблю­дение сотрудниками решений руководства, правил отчетнос­ти, в частности точное отражение в ней хозяйственных операций. Проверка же итогов работы компании аудиторс­кой фирмой нацелена на определение уровня достоверности показателей, содержащихся в бухгалтерских документах и отчетах. Задача контроля состоит в квалифицированном оп­ределении предела допустимых отклонений, все остальные отклонения требуется зафиксировать и принять меры к уст­ранению недостатков.

 Контроль выступает как неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности фирмы. В его задачу входят предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также в слу­чае их совершения обеспечение неотвратимости воздействия и пресечения соразмерно выявленному характеру отклонения. В рыночной экономике проблема рационализации контроля решается прежде всего в интересах бизнеса. Основное внима­ние уделяется ликвидации дублирующих функций, сокраще­нию накладных расходов, рационализации документации и учета, внедрению технических средств и повышению профес­сионализма работников.

Контроль как способ обратной связи может быть эффек­тивным только в случае получения и использования достовер­ной и своевременной информации о состоянии всей управляе­мой системы, определения того, все ли в этой системе осуществляется в соответствии с намеченными целями и прин­ципами, полученными распоряжениями и указаниями руковод­ства, действующими законами. Контроль дает возможность не только выявить отклонения от принятых и утвержденных пра­вил, процедур, законоположений, но и дать оценку причин этих отклонений, конкретизировать их по степени участия, в них дол­жностных лиц, деятельность которых подвержена проверке.

 Приоритетное значение имеет организация постоянного кон­троля со стороны руководства за качеством достижения наме­ченных в плане показателей (прежде всего по прибыли), за обес­печением запланированного уровня рентабельности в целом по компании и по работе ее отдельных подразделений. Разверну­тый анализ рентабельности фирмы, выявление резервов и неис­пользуемых возможностей производятся на основе анализа рен­табельности отдельных сегментов рынка, различных товаров и услуг, конкретных деловых акций предприятия.

 Для того чтобы предприятие имело возможность добить­ся крупных успехов и признания на рынке, необходимо вне­дрять в практику наиболее передовые, прогрессивные мето­ды работы. К числу таких инноваций относится практика внедрения контроллинга, В настоящее время система контро­ля все чаще дополняется системой контроллинга, обеспечи­вающего более эффективное управление фирмой в целях дол­говременного существования ее на рынке, представляющего инструмент управления достижением высоких конечных ре­зультатов деятельности предприятия.

В основе кон­троллинга лежит финансовый контроль, что позволяет ему либо произвести корректировку действий, либо, если оценка результа­тов показывает, что ранее определенные цели нереальны, изменить их.

Таким образом, смысл контроля, проводимого контроллингом, зак­лючается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эф­фективности управленческого процесса.

В функции контроллинга включается  финансовый контроль. Фи­нансовый контроль включает три основных направления своей дея­тельности:

•оценку планов на реализуемость;

•корректировку планов;

•повышение качества планов.

В результате можно дать такое определение контроллинга: «Кон­троллинг — управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц».

Контроль, проводимый контроллингом, в отличие от традиционно­го контроля не является основной задачей администрации. Он заклю­чается в сопоставлении оценок «план — факт», в объяснении причин, обусловивших появление отклонений, в определении их влияния на перспективные цели, а также в разработке корректирующих меропри­ятий по устранению отклонений.

Отсюда главные задачи контроллера — разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству. Он должен также консультировать администрацию по всем вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий и тем самым ока­зывать влияние на использование всех возможностей достижения предприятием запланированных показателей.

Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю. Как изве­стно, основными целями любого предприятия являются ус­пешное развитие и высокая прибыль. Поэтому одна из ключевых задач контроллинга заблаговременная подготовка соответствующей основы для процветания в будущем. Контроллинг силен тем, что позволяет установить конт­роль за достижением как стратегических, так и тактических целей деятельности фирмы.

Важнейшие виды деятельности и сферы компетенции служ­бы контроллинга заключаются обычно в следующем:

1. построении системы планирования:

· содействие разработчикам при определении общего пла­на развития фирмы и ее целей;

· руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета;

· согласование промежуточных целей и планов и их сведе­ние в единый общий план;

2. составлении отчетности:

· введение современной системы информационного обеспе­чения и отчетности;

· учет специфических потребностей менеджеров в информа­ции и отчетности;

· своевременное представление периодической информации об отклонениях между фактическими и плановыми значения­ми показателей, характеризующих оборот, затраты, прибыль, состояние финансовых средств и инвестиций;

· информация руководства фирмы о своих соображениях, связанных с выявленным превышением сметы по определен­ным, уже введенным в план позициям, контрольным точкам, ориентирам;

· анализ отклонений и обсуждение его результатов с ответ­ственными руководителями подразделений фирмы, а также разработка альтернативных решений и рекомендаций по вы­ходу из сложившейся ситуации в качестве контруправления;

· координация исчисления ожидаемых результатов деятель­ности фирмы и составление отчетов для руководства в раз­личные сроки их представления;

· расчет эффективности новых проектов;

· реакция в виде согласия по определенным в плане позици­ям и контрольным точкам при осуществлении так называе­мого менеджмента по отклонениям.

Очевидно, что прежде чем контролировать достижение ка­кой-либо цели, необходимо проверять обоснованность ее вы­бора и реальность достижения. В зависимости от результатов проверки переходят либо к разработке системы контроля за выполнением данных планов, либо к разработке альтернативных стратегий.

Выбранные подконтрольные показатели и системы пока­зателей должны соответствовать определенным требованиям: ограниченный объем показателей; многофункциональное из­ложение; динамизация и перспективность; характер раннего предупреждения; сравнимый характер по отраслям и предпри­ятиям.

Система управления подконтрольными показателями включает в себя два блока: сравнение плановых (норматив­ных) и фактических значений показателей с целью выявления причин и виновников отклонений, а также определение взаи­мосвязи между отклонениями по подконтрольным показате­лям и конечными результатами деятельности фирмы на осно­ве системного анализа. Последнее является одной из самых сложных задач контроллинга, при решении которой чаще все­го возникают ошибки.

По фирме в целом на основании прогнозируемых оборо­тов, расходов и доходов планируются следующие экономи­ческие показатели: объем и структура оборота; структура и величина расходов; отношение прибыли к капиталу; отноше­ние прибыли к нетто-активам; дивиденды; структура и объем программы инвестиций (вложений) и финансирования; объем и структура активов; объем и структура заемных средств, обес­печивающих ликвидность; отношение собственных средств к чистым активам; соотношение сроков активов и пассивов; платежеспособность; налоговые отчисления; отчисления в резервные фонды.

Планируемые величины данных показателей очень часто взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому их планирование необходимо с целью превентивной корректировки политики фирмы, ее целей и задач в целом и отдельных подразделений в частности. После такого предварительного контроля в рамках системы контроллинга наряду с текущим контролем вы­полнения целей и задач по намеченным показателям также осуществляется непрерывная корректировка целей и самой деятельности фирмы, направленной на их достижение.

В российских условиях контроллинг все чаще выступает как система обеспечения выживаемости фирмы в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей сре­дой. Появление контроллинга было связано с усложнением ориентации предприятия на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета многих социальных и экономических факторов. Уже стало очевидным, что контроллинг имеет огромный потенциал как совокупность методов оперативного, стратегического и финансового менеджментов, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, как единая система, направленная на достижение стратегических целей компании. Для внедрения и обеспечения надежного фун­кционирования системы контроллинга, руководству компании особенно нужна постоянная оперативная информация о реаль­ных затратах на производство и реализацию продукции, каж­дого конкретного ее вида, точные калькуляции товаров, в ко­торые внесены все непосредственные затраты на их производство. Отметим, что традиционное ценообразование, опирающееся на калькуляцию полной фактической себестои­мости продукта, сейчас все более отходит на второй план, а преобладает оценка того, сколько клиент может и хочет зап­латить за него.

Глубокое изучение и внедрение контроллинга сегодня не­обходимо в России по следующим соображениям:

1) анализ возникающих в других странах проблем управ­ления, их тенденций важен, чтобы исключить ошибки при использовании контроллинга в России, вовремя оценить воз­никающие трудности и найти пути их устранения;

2) главное в контроллинге - сегодня внедрять то, о чем другие будут думать только завтра, - позволяет применить самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов;

3) использование контроллинга - исключительно эффек­тивный метод рыночного хозяйствования, если его применять с учетом конкретных российских условий;

4) при практической реализации основ контроллинга оди­наково важны все его составляющие (учет, анализ, планирова­ние, контроль, маркетинг, информация) и их глубокое знание, чтобы в совокупности, во взаимосвязи получить самый высо­кий эффект;

5) современному российскому менеджеру, которому для успеха в бизнесе, как воздух, нужны инновации, контроллинг в этом деле всемерно способствует;

6) контроллинг представляет образец мышления менедже­ра, нацеленного в будущее. Поэтому он выступает одной из основ стратегического менеджмента и позволяет соизмерять любые действия компании сегодня с точки зрения того, к чему это приведет завтра. Контроллинг активно содействует по­стоянному повышению квалификации менеджеров и всех со­трудников компании.

Поскольку контроллинг основывается на данных бухгал­терского и финансового учета, обычно именно сотрудники бухгалтерских служб или служб внутреннего аудита становят­ся сотрудниками служб контроллинга. Взаимосвязи между различными составными частями бухгалтерского учета весь­ма многогранны и управление ими нередко имеет важное зна­чение для качества принимаемых решений, для успешного функционирования контроллинга.

Человеческий фактор играет немаловажную роль в контрол­линге. Вследствие этого важная часть контроллинга, как и все­го менеджмента, распространяется на управление персоналом. Можно утверждать, что в области управления персоналом кон­троллинг - это управление через согласование целей.

Каждый работник предприятия выполняет определенный круг задач (то, чем он занимается) и достигает поставленной цели, т.е. того, к чему он стремится. Фирма в целом также име­ет свои задачи (описание функций должностей по штатному расписанию), установленные виды деятельности (сформирован­ные в единую картину) и цели (финансовые результаты, размер собственного капитала и т.п.). Все это разбивается на состав­ляющие и отражается при описании функций отдельных ме­неджеров в сферах производства, оказания услуг привлечения и размещения капитала, технического и материально-техничес­кого обеспечения, центрального регулирования. Каждый со­трудник призван знать свои обязанности и сознавать цель ра­боты. Контрольная функция руководства наиболее результативно осуществляется менеджером путем совместного с сотрудником анализа результатов его работы. Тем самым требования контроллинга реализуются каждым работником самостоятельно и дополняются коллективным контроллингом.

В данном разрезе контроллинг может быть представлен и как обучающая система, направленная на выявление внутреннего потенциала, на использование резервов и способнос­тей персонала.

 В связи с этим следует различать понятия «контроллинг» и «контроллер».

Контроллинг — это предмет деятельности соответствующего менед­жера независимо от занимаемой им должности или иерархической сту­пени в управлении предприятием.

Контроллер — специалист, выполняющий функции и задачи контрол­линга. В зависимости от размеров предприятия и принятого варианта организации службы контроллинга в качестве контроллера может быть и руководитель предприятия, и руководитель отдела (группы), и отдель­ный работник. При этом каждый из них выполняет определенный круг задач (то, чем он занимается) и достигает поставленную цель (то, к чему он стремится). Поскольку предприятие в целом также имеет свои зада­чи (описание функций должностей по штатному расписанию), установ­ленные виды деятельности и цели (финансовые результаты, размер соб­ственного капитала и т. д.), то и перед каждым отдельным работником ставятся определенные задачи. Тем самым контроллинг выполняется каждым работником самостоятельно. Ответственность за организацию и эффективное функционирование системы контроллинга возлагается на контроллера.

Служба контроллинга предоставляет инструментарий для такой работы и обеспечивает консультации по его примене­нию, регулирует процесс управления, следит за ходом менед­жмента. Подобный контроль позволяет систематически уточ­нять, корректировать функции и должностные обязанности каждого работника.

Можно сделать вывод, что в настоящий момент основная часть современных методов контроллинга, элементов систе­мы контроллинга присутствуют в практике многих российс­ких предприятий, особенно коммерческих банков, т.е. систе­му контроллинга не надо создавать с нуля - она в явном или неявном виде уже существует.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 231.