1.1 Сущность и содержание инновационного проекта
Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:
1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1).
Таблица 1
Содержание фаз жизненного цикла проекта.
Предынвестиционная фаза проекта | Инвестиционная фаза проекта | |||
Предынвестицион-ные исследования и планирование проекта | Разработка документации и подготовка к реализации | Проведение торгов и заключение контрактов | Реализация проекта | Завершение проекта |
1. Изучение прогнозов | 1. Разработка плана проектно-изыскательских работ | 1. Заключение контрактов | 1. Разработка плана реализации проекта | 1. Пусконаладоч- ные работы |
2. Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта. | 2. Задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО. | 2. Договор на поставку оборудования. | 2. Разработка графиков. | 2. Пуск объекта. |
3. Предпроектное обоснование инвестиций. | 3. Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО. | 3. Договор на подрядные работы. | 3. Выполнение работ. | 3. Демобилизация ресурсов, анализ результатов. |
4. Выбор и согласование места размещения. | 4. Выдача задания на проектирование. | 4. Разработка планов. | 4. Мониторинг и контроль. | 4. Эксплуатация. |
Таблица 1. Продолжение
Предынвестиционная фаза проекта | Инвестиционная фаза проекта | |||
Предынвестицион-ные исследования и планирование проекта | Разработка документации и подготовка к реализации | Проведение торгов и заключение контрактов | Реализация проекта | Завершение проекта |
5. Экологическое обоснование. | 5. Разработка, согласование и утверждение. | 5. Корректировка плана проекта. | 5. Ремонт и развитие производства. | |
6. Экспертиза. | 6. Принятие окончательного решения об инвестировании. | 6. Оплата выполненных работ. | 6. Закрытие проекта, демонтаж оборудования. | |
7. Предваритель- ное инвестицион-ное решение. |
Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем получения грантов (Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по экономике Министерства общего и профессионального образования; Российская программа экономических исследований и др.).
Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа.
В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указывается полностью Ф.И.О., дата рождения, ученая степень, год присуждения ученой степени; ученое звание; год присуждения ученого звания; полное и сокращенное название организации; должность; область научных интересов (ключевые слова, но не более 15); общее число публикаций; адресные данные и др.
В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).
Далее следует содержание проекта в соответствии с пунктами, изложенными выше.
Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая заявка. Условия конкурсов публикуются в печати (главным образом, газете "Поиск").
Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта:
Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
¨ заработная плата (не более 50% общего объема);
¨ начисления на заработную плату;
¨ приобретение оборудования и материалов;
¨ услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);
¨ командировочные расходы;
¨ экспедиционные расходы;
¨ накладные расходы (не более 20% общего объема).
В общем виде смета расходов может быть оформлена с выделением прямых и накладных расходов по схеме 1:
Схема 1.
Утверждаю
Руководитель организации
Дата: 2019-07-31, просмотров: 204.