Процедура – последовательность действий (записанных на Паскале), названная каким-либо именем. Для того чтобы выполнить эту последовательность, нужно в соответствующем месте программы указать её имя (так, например, для очистки экрана при работе с графикой мы указываем ClearDevice;). Кроме того, что программа становится при использовании процедур короче и понятнее, процедуры можно вызывать из разных мест программы (в противном случае пришлось бы повторять в тексте программы одинаковые последовательности действий несколько раз).
Те действия, которые входят в процедуру, записываются до начала основной программы в следующем виде:
program ...
const ...
type ...
var ...
procedure MyProc;
Begin
{ действия}
end;
Begin
{ основная программа}
end.
Рассмотрим пример нахождения максимума из трёх чисел:
program Max1;
var a,b,c,m: integer;
Begin
write('Введите a: '); readln(a);
write('Введите b: '); readln(b);
write('Введите c: '); readln(c);
if a>b then m:=a else m:=b;
if c>m then m:=c;
writeln('Максимум = ',m);
readln;
end.
Перепишем его с использованием процедуры:
program Max2;
var a,b,c,m: integer;
procedure FindMax;
Begin
if a>b then m:=a else m:=b;
if c>m then m:=c;
end;
Begin
write('Введите a: '); readln(a);
write('Введите b: '); readln(b);
write('Введите c: '); readln(c);
FindMax;
writeln('Максимум = ',m);
readln;
end.
Этот вариант можно улучшить. Пока наша процедура может искать минимум только среди значений конкретных переменных a, b и c. Заставим её искать минимум среди любых трёх целых чисел и помещать результат в нужную нам переменную, а не всегда в m.
Чтобы была видна польза от такой процедуры, рассмотрим пример программы для поиска максимума среди чисел a+b, b+c è a+c:
program Max3;
var a,b,c,m: integer;
procedure FindMax(n1,n2,n3: integer; var max: integer);
Begin
if n1>n2 then max:=n1 else max:=n2;
if n3>max then max:=n3;
end;
Begin
write('Введите a: '); readln(a);
write('Введите b: '); readln(b);
write('Введите c: '); readln(c);
FindMax(a+b,b+c,a+c,m);
writeln('Максимум из сумм = ',m);
readln;
end.
В скобках после имени процедуры (в её описании) записаны так называемые параметры. Эта запись обозначает, что внутри процедуры можно использовать целые числа, обозначенные n1, n2 и n3, а также заносить значения в переменную типа integer, которая внутри процедуры называется max (а реально во время работы программы все действия производятся над переменной m). Параметры, в которых хранятся числа (n1,n2,n3) называются параметрами-значениями; а те, которые обозначают переменные (max) – параметрами-переменными, перед ними в описании ставится слово var. Параметры, на которые имеются ссылки внутри процедуры (n1, n2, n3, max), называются формальными, а те, которые реально используются при вызове (a+b, b+c, a+c, m) — фактическими.
Процедуры последнего вида оказываются достаточно удобными. Можно один раз написать такую процедуру, убедиться в её работоспособности и использовать в других программах. Примерами таких процедур являются процедуры для работы со строками, встроенные в Турбо-Паскаль.
В нашем примере можно переписать программу и по-другому. Максимум из трёх чисел определяется по ним однозначно, или, говоря математическим языком, является функцией этих трёх чисел. Понятие функции есть также и в Паскале. Рассмотрим такую программу:
program Max4;
var a,b,c,m: integer;
function Max(n1,n2,n3: integer) : integer;
var m: integer;
Begin
if n1>n2 then m:=n1 else m:=n2;
if n3>m then m:=n3;
Max:=m;
end;
Begin
write('Введите a: '); readln(a);
write('Введите b: '); readln(b);
write('Введите c: '); readln(c);
writeln('Максимум = ',Max(a+b,b+c,a+c));
readln;
end.
Нам уже известно как вызывать функцию из программы (например sqrt, sin и т. п.). Рассмотрим описание функции. Оно очень похоже на описание процедур, но есть два отличия:
После имени функции и списка параметров (если есть) через двоеточие записывается тип значения функции (возможны не только числовые типы, но и логические, строковые, символьные);
Среди операторов в теле функции наиболее важными являются операторы присваивания значения функции (в нашем случае это строчка Max:=m;).
В записанной выше функции используется так называемая локальная переменная m, то есть переменная, которая «видна» только нашей функции, а другие процедуры и функции, а также главная программа её «не видят». Кроме локальных переменных в Турбо-Паскале можно определять локальные константы и типы.
Приведём другие примеры процедур и функций.
Напишем на Паскале функцию .
function Cube(x: real): real;
Begin
Cube:=x*x*x;
end;
Вычисление площади треугольника через длины сторон. Здесь будет использована формула Герона: , где p – полупериметр треугольника, a, b, c – длины сторон.
function Square(a,b,c: real): real;
var p: real;
Begin
p:=(a+b+c)/2;
Square:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
end;
Процедура для решения квадратного уравнения. Будем передавать этой процедуре коэффициенты уравнения, а результаты своей работы она будет выдавать в трёх параметрах-переменных. Через первую, логического типа, процедура сообщит, есть ли вещественные корни, а еще в двух она выдаст сами эти корни (если корней нет, то на эти две переменные пользователь нашей процедуры может не обращать внимания).
procedure SqEquation(a,b,c: real; var RootsExist: boolean;
var x1,x2: real);
var d: real;
Begin
d:=sqr(b)-4*a*c;
if d>=0 then begin
RootsExist:=true;
x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);
End
else RootsExist:=false;
end;
Можно вместо процедуры написать и функцию, по логическому значению которой мы определяем, есть ли корни, а сами корни передаются также как и в процедуре:
function EqHasRoots(a,b,c: real; var x1,x2: real) : boolean;
var d: real;
Begin
d:=sqr(b)-4*a*c;
if d>=0 then begin
EqHasRoots:=true;
x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);
End
else EqHasRoots:=false;
end;
Использовать такую функцию даже проще чем последнюю процедуру:
if EqHasRoots(1,2,1,r1,r2) then writeln(r1,' ',r2) else writeln('Нет корней');
Ëåêöèÿ 10. Модуль CRT
Модуль CRT - набор средств для работы с экраном в текстовом режиме, клавиатурой и для управления звуком. Для того чтобы использовать эти средства требуется после заголовка программы записать: uses CRT;.
Управление экраном
В текстовом режиме экран представляется разбитым на маленькие прямоугольники одинакового размера, в каждом из которых может находиться какой-либо символ из набора ASCII. Для символов можно задавать цвет самого символа и цвет прямоугольника, в котором он рисуется (цвет фона). Строки экрана нумеруются сверху вниз, а столбцы слева направо, нумерация и строк, и столбцов начинается с единицы.
Наиболее распространённым в настоящее время является текстовый режим 80x25 при 16 возможных цветах текста и фона. Многие графические адаптеры позволяют использовать другие режимы, например: 40x25, 80x43, 80x50 и т. д.
В управлении текстовым экраном важную роль играет курсор. Вывод символов на экран (т.е. write и writeln) осуществляется начиная с позиции курсора, когда все символы выведены, курсор останавливается в следующей позиции после последнего символа. Ввод также будет производиться начиная с позиции курсора.
Ниже приведены основные процедуры и функции для управления экраном в текстовом режиме.
Название | Назначение |
InsLine | Вставить строку в том месте где находится курсор, все строки ниже курсора сдвигаются вниз на одну позицию. Курсор остаётся на том же месте. |
DelLine | Удалить строку в позиции курсора. Курсор остаётся на том же месте. |
GotoXY(x,y: byte) | Переместить курсор в позицию (x,y); x — номер строки, y — номер столбца. |
ClrEOL | Очистить строку от курсора и до правого края экрана. Курсор остаётся на прежнем месте |
HighVideo | Устанавливает повышенную яркость для вывода текста |
LowVideo | Пониженная яркость |
NormVideo | Нормальная яркость |
TextColor(color: byte) | Устанавливает цвет для вывода текста. Значения цветов — обычно числа от 0 до 15. Вместо этих чисел можно указывать и существующие константы (black, white, red, green, blue, magenta, cyan, brown, lightgray и т. п.). При необходимости можно заставить текст мерцать прибавляя к номеру цвета число 128 или константу Blink. |
TextBackGround(color: byte) | Устанавливает цвет для фона. |
ClrScr | Очистить экран и поместить курсор в левый верхний угол, т.е. в позицию (1,1) — 1-я строка, 1-й столбец. При очистке экран заполняется цветом фона (см. TextBackground) |
WhereX: byte | Эта функция возвращает номер строки, в которой находится курсор. |
WhereY: byte | Номер столбца, в котором находится курсор |
Работа с клавиатурой
При работе с клавиатурой компьютер помещает всю информацию о нажатии клавиш в очередь до тех пор, пока эта информация не потребуется программе (например, для вывода на экран, для движения объектов в играх и т.п.). Для работы с клавиатурой важны 2 функции:
KeyPressed: boolean — возвращает true, если очередь клавиатуры не пуста (то есть была нажата). Простейший пример использования — повторять какие либо действия, пока не нажата клавиша: repeat ... until KeyPressed;.
ReadKey: char — возвращает символ, соответствующий нажатой клавише (из очереди клавиатуры). Если пользователь нажал клавишу, для которой имеется код ASCII, то в очередь будет положен один соответствующий символ, а если это специальная клавиша (F1, F2, ... F12, клавиши управления курсором, Ins, Del, Home, End, PgUp, PgDn), то сначала в очередь будет положен символ с кодом 0, а затем дополнительный символ. Если очередь клавиатуры пуста, то Readkey будет ждать, пока пользователь не нажмёт какую-либо клавишу.
Для демонстрации работы ReadKey можно написать такую программу:
uses Crt;
var c: char;
Begin
Repeat
c:=ReadKey;
writeln(ord(c));
until c=#27 { клавиша Escape};
end.
При нажатии вышеперечисленных специальных клавиш эта программа будет выводить по два кода сразу.
Другие возможности
При необходимости организации задержек в программе можно использовать процедуру Delay(time: word). Параметр time — время в миллисекундах, на которое нужно приостановить программу.
Ещё одна возможность модуля CRT — работа с системным динамиком. Для включения звука нужна процедура Sound(f: word) (f — частота в герцах). После включения требуется задержка (Delay) на необходимое время звучания, затем — выключение с помощью NoSound. Если не воспользоваться NoSound, то звук будет слышен даже после выхода из программы на Паскале.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 209.