Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

· Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

· Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

· Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Виды общения:

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
Психологический коммуникационный барьер – индивидуально-психологические характеристики партнеров.Д) Особенности поведения в акте общения – утаивание некоторой информации от партнера, то есть ее дозирование.

· Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

· Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

· Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Коммуникативная сторона общения – это непосредственный Выделяется три стороны общения:

обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации: - околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее; - зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения; - кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.; - место и время общения. запахи: индивидуальные или окружающей среды; - почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.
9. Дайте характеристику средствам общения. Перечислите вербальные и невербальные знаковые системы общения.
Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.
Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).
Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Структуру речевого (вербального) общения составляют:
1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.
3. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.


Невербальные средства общения изучают различные науки:
1. Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся: мимика (изучает движение мышц лица); жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела); пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);
2. Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.);
3. Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.

В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции:
1. Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр.
В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой;
2. Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы;
3. Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо;
4. Публичная зона (свыше 400 см) — должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.

Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:
1. Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) — указывание, изображение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
2. Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-эмблемы (заменители слов, или фраз в общении), например сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди означают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой — «до свидания».
4. Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками человека) — почесывания, подергивания, касания, поглаживания, переби-рание предметов, находящихся под рукой.
5. Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мышц лица) — сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.

Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.

Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:
а) жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);
б) жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);
в) жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);
г) жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);
д) жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
е) жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);
ж) жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.)..

Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.
Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час1.

Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

Невербальная коммуникация– это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система1.

Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Следует отметить, что невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.

10. Раскройте формы общения и приведите примеры.

Формы общения классифицируются по различным признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный аспект взаимодействия. В соответствии с ней к формам общения относятся индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др.

Беседа является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и др.

Согласно цели общения различают беседы:

1. Ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и прочего. Люди, общаясь, придерживаются определенного речевого этикета)

2. Личностные (общение между близкими людьми — родными, друзьями, детьми и т.д. Считается, что именно в таких беседах проявляются этико-психологические основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности)

3. Деловые (их предметом является , как правило, конкретное дело)

В зависимости от количества собеседников беседы делятся на индивидуальные и групповые. Поскольку каждая беседа — это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно о деловой беседе речь пойдет далее.

Деловая беседа может выполнять следующие функции: обмен деловой информацией, контроль и координация начатых действий, формирования перспективных мероприятий, стимулирование активности партнера по общению, его умственных способностей, поиск и разработка стратегий и межличностных отношений поведения и т.д.

Индивидуальная беседа характеризуется наличием диалога между двумя собеседниками. Целью проведения деловых индивидуальных бесед с уточнения позиции каждого участника взаимодействия, получение дополнительной информации о них, нахождение объяснения тем или иным их действиям.

Обычно деловые и индивидуальные беседы делятся на две группы:

1. беседы «свободные» с двусторонним обменом информацией, происходит без специальной подготовки;

2. беседы, специально подготовленные и строго регламентированы.
































Деловая беседа

Одновременно деловая беседа может быть официальной и неофициальной, кратковременной или долгосрочной, полезной или бескорыстной, добровольной или вынужденной.

Каждую деловую беседу целесообразно рассматривать с таких позиций:

1. достижение положительного результата для участников взаимодействия;

2. презентация своих профессиональных характеристик, их проверка в процессе делового общения;

3. утверждения своего имиджа средством эффекта «личной привлекательности», чтобы привлечь к себе симпатий присутствующих во время беседы;

4. сбор данных о противоположной стороне как делового, так и личного характера;

5. актуализация делового интереса и человеческого взаимопонимания.

Мастерское воплощение в жизнь названных аспектов — гарант высокой результативности деловой беседы.

При этом «золотым правилом» проведения деловых бесед является известная фраза — «не сжигать мосты», то есть как бы ни складывалась деловая беседа, никогда не следует забывать, что мир «тесен», возможны эффекты «бумеранга» и «недоброй славы». Поэтому сохранение доброжелательных отношений (деловых и личных) всегда желаннее, чем обретение недоброжелательного отношения к себе.

Планирование деловой беседы

В научной литературе описано немало рекомендаций, которые способствуют эффективности деловой беседы.Прежде всего пожелания касаются предварительной подготовки к деловой беседе.

Основные задачи которые необходимо ставить , при планировании деловой беседы:

1. тщательно продумать цель данной акции;

2. отработать логику ее осуществления;

3. подобрать специальные приемы (средства) для стимулирования коммуникативной активности и нейтрализации негативного поведения оппонента.

Как видим, подготовка к деловой беседе начинается с разработки плана действий, установки его цели и задачи. Далее определяется стратегия и тактика поведения в ней. При этом особое внимание обращают на содержательный аспект выступления, постановку вопросов, ответы на возможные вопросы.

Человеку, который планирует беседу, необходимо проанализировать свою занятость, продолжительность предполагаемой беседы, продумать, удобно ли выбрано время для собеседника.

Искусству устанавливать деловые контакты с людьми можно научиться, но наряду с этим необходимо иметь еще и доброжелательный интерес к собеседнику, т.е. тон беседы с участниками взаимодействия должен быть доброжелательно-деловым, это быстро создает атмосферу взаимного доверия.

Известно, что человек, прождавший больше получаса встречи, вряд ли будет настроен доброжелательно на беседу. Поэтому пунктуальность укрепляет атмосферу, причем пунктуальность обоих собеседников, и если время беседы просрочено, нужно предупредить партнера о непредсказуемой задержке и попросить его подождать, указав время с небольшим запасом.

Проведение деловой беседы

Важными являются рекомендации по воплощению в жизнь логики проведения деловой беседы, творческой интерпретации ситуаций, возникающих в их ходе (во время разговора), внутренней «мозговой атаки» с целью решения неожиданных проблем. Речь идет о своего рода русле ее прохождения, составными компонентами которого являются вступительная, основная и завершающая части.

Относительно вступительной части, то она охватывает такие фазы, как начало беседы и передачи информации. То, с чего и как начать беседу, имеет важное значение для успешного ее осуществления и достижения конечной цели. В практике делового разговора нередко много бесед «заканчиваются», так и не начавшись.

Возникает вопрос «Почему?» :

· Во-первых, не было обеспечено психологического контакта, то есть духовной связи между собеседниками (его установка является важным элементом в начале беседы, который может быть вербальный — через «эффект первых фраз», невербальный — через «встреча взглядов », улыбку и т. п.

· Во-вторых, не установлено эмоционального контакта с собеседником (если, скажем, собеседник возбужден, ему нужно помочь успокоиться, т.е. речь идет об ориентации в ситуации на человека);

· В-третьих, не выдержано правил коммуникативной адаптации обеих сторон к визуальному имиджу участников беседы, в манере говорить и слушать;

· В-четвертых, не соблюдение специфических и риторических приемов вступительной части (вот некоторые из них: визуальная презентация своего доверия и симпатий противоположной стороне, понятное и яркое освещение сути проблемы , жесткое соблюдение временного режима обмена информацией и т.п.).

Основная часть включает непосредственную деловой разговор по существу проблемы, то есть речь идет о таких фазах беседы, как аргументирование или опровержение доказательств собеседника.

Строя основную часть беседы, следует помнить, что в каждой деловой индивидуальной беседе ситуацию, которая сложилась, рассматривают с разных точек зрения два человека, причем каждая из них считает, что ее мнение самое правильное.

Именно поэтому необходимо представить полную картину событий или обстановки, ориентируясь на слова собеседника.

При этом чрезвычайно важным является умение слушать и правильно ставить уточняющие вопросы, которые помогают раскрыть мысли собеседника, и как вывод — правильно определить его взгляды. Поэтому первое слово за собеседником.

Если деловая беседа строится на заранее подготовленных вопросах (имеет «сценарий»), первым из них следует сформулировать просто и интересно, но не дискуссионно. Именно поэтому, чем больше вы хотите убедить, тем меньше вы должны утверждать.

И только после этого можно убедительно и подробно высказать свою точку зрения, причем так, чтобы оппонент увидел событие или проблему как бы с другой стороны и критически пересмотрел свои взгляды, исходя из более полного знания ситуации.

Очень неблагоприятной и неэффективной становится для беседы несдержанная категоричность суждений. Речь идет о таких фразах, как «здесь каждому понятно», «здесь не может быть двух мнений», которые не только не убеждают, но и уничтожают доброжелательность собеседника.

Практика организации деловых бесед показывает, что, обладая одинаковыми знаниями, люди часто не могут договориться.

Такое случается потому, что у каждого из них свой взгляд, сквозь который они «пропускают» окружающий мир.

Именно поэтому в процессе беседы всегда необходимо последовательно проводить основную мысль, что помогает выявить важные факторы и прийти к определенным выводам и решениям.

11. Охарактеризуйте коммуникативный феномен слухов.
Слухи — это специфический вид неформальной массовой коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов. С помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе. Слухи являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).

Слухи как вид массовой коммуникации обладает следующими свойствами:неофициальность, устность, анонимность, самотрансляция(Природа самотранслируемого сообщения такова, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а, передав, испытывает психологическое облегчение),контекстуальная конкретность и актуальность (терминальность), коллективная значимость и субъективная неоднозначность содержания.

Ориентация слухов на массового коммуникатора определяет специфику структурного и содержательного аспектов информации слухов. В качестве структурных элементов слухов всегда выступают значимые (для той или иной социальной группы, в зависимости от уровня и масштаба сферы, в которой слухи циркулируют) герои и экстраординарные события.

Слухи удовлетворяют социально значимые потребности коллективного коммуникатора: утилитарные потребности, потребности в престиже, в познании, эмотивные потребности. Утилитарные потребности связаны с достижением людьми (социальными группами) определенных целей. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда владение информацией повышает престиж человека. Эмотивные потребности удовлетворяются за счет того, что слухи, как правило, порождают сильные эмоции позитивной или негативной модальности. Познавательные потребности и интересы удовлетворяются слухами тогда, когда информация об интересующих человека событиях отсутствует или некачественна.

Слухи возникают в определенных социально-психологических условиях и способствуют формированию поведенческой активности масс. Условием возникновения и бытования слухов являются неопределённость, социальная нестабильность, необходимость объяснения неодназначных явлений и выработки отношений к ним на основании существующей картины мира, коллективных представлений. Следствие слухов - определённое действие масс, как реакция на полученную информацию, а это значит, что: 1) с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе; 2) они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).

Основные законы функционирования и распространения слухов. Скорость распространения слухов чрезвычайно высока, поэтому они обычно достигают эффекта «первичности» в доведении информации до аудиторий. «Быстродействию» слуха способствует эффект «коммуникативной близости незнакомых людей». Слухи быстрее распространяются в социально однородной среде, где проявляются общие интенсивные переживания многих людей, имеющих одинаковое отношение к событиям, объектам. Циркулируя в массах, слухи зачастую подвергаются весьма серьезным изменениям, вплоть до того, что приобретают смысл, противоположный тому, который предусматривался их создателями. Время живучести слухов различно.

В качестве основных каналов распространения слухов выделяют:

- слухи, распространяемые через центральные, местные каналы ТВ, кабельное ТВ или просто распространение видеокассет;

- слухи, распространяемые через радиоэфир;

- слухи, распространяемые через печатные издания;

- устные слухи.

Виды слухов. Пока не существует исчерпывающей классификации слухов. Некоторые исследователи дифференцируют слухи сообразно тому, какие потребности они реализуют:

- слухи, уменьшающие неопределенность;

- слухи, ориентированные на действие, связанные с попыткой изменить текущую ситуацию;

- деструктивные слухи, возбуждающие враждебность;

- позитивные слухи, возбуждающие симпатии;

- слухи, актуализирующие страх;

- слухи, возбуждающие желания;

- порочащие слухи;

- прославляющие слухи;

- защищающие слухи;

- соболезнующие слухи.

Существует классификация на основании выделения информационной, экспрессивной и результативной характеристик слухов. По информационному основанию — это слухи достоверные и недостоверные, стихийные и фабрикуемые, а по экспрессивному — слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные и разобщающие слухи. По степени достоверности слухи бывают абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные с элементами неправдоподобия.

По происхождению слухи могут быть спонтанно, стихийно возникающими либо умышленно фабрикуемыми, целенаправленно распространяемыми. Возможны и промежуточные разновидности.

По результатам влияния на сознание и поведение людей выделяют слухи: 1) будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения; 2) вызывающие антиобщественное поведение известной части населения; 3) разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки.

Борьба со слухами включает мероприятия профилактического и контрдейственного характера:

1. Прогнозирование потенциальных и изучение процессуальных и эмоциональных составляющих распространения слухов.

2. Индоктринация («прививка от слухов») наиболее вероятных объектов-мишеней воздействия предполагает первоначальное представление аудитории малой порции информации о событии, «переваривание» ее людьми, выработку ими определенной позиции принятия или непринятия с последующим предъявлением основного массива информации.

3. Завоевание доверия аудитории официальными источниками информации за счет использования психологических механизмов: «первичность сообщения», «авторитетный коммуникатор», «голос пророка» и др.

4. Обеспечение доступности информации. В некоторых учреждениях организуются специальные «линии слухов»-внутренние телефонные номера, по которым сотрудники могут позвонить и получить ответ по интересующей теме.

5. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях, повышение авторитета руководителей и доверия к ним. Опыт показывает, что слух легче предупредить, чем пресечь.

12. Дайте характеристику связи общения и индивидуальных особенностей человека.
На поведение человека в процессе общения влияет его харак­тер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чека­нит, отливает характер человека, а с другой — характер наклады­вает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь ха­рактер — пожнешь судьбу». Говоря о характере, мы подразумева­ем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях про­явления индивидуальных свойств человека, привычные формы его

поведения. Трусливый человек не может совершить решительный поступок, а вежливый — нагрубить. Для них это не свойственно и не соответствует их характеру.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в ча­стности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в ки­пучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам тем­перамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с коллективом и желание работать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей свя­зан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать ду­хом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую назы­вают структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особен­ности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (ус­тойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и пред­ставляющие собой индивидуально-своеобразные способы осущест­вления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллекту­альные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобаль­ные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бо­дунов, У. Норман и др.):

самоуверенность — неуверенность;

1) согласие, дружелюбие — враждебность;

2) сознательность — импульсивность;

3) эмоциональная стабильность — тревожность;

4) интеллектуальная гибкость — ригидность.

Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставля­ются с более глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность в себе; так, общительность, экстравертирован-ность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общи­тельность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчи­ненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность — «толстокожесть», доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от груп­пы), самоконтроль — импульсивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбивость — агрессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость— ригидность, демонстратив­ность — скромность, честолюбие — непритязательность, ориги­нальность — стереотипность.

В системе отношений выделяют четыре группы черт харак­тера, свидетельствующих об отношении человека к:

1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);

2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициа­тивность, халатность и др.);

3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);

4) вещам (аккуратность, бережливость).

В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоцио­нальные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т д ), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).
Доминантный собеседник. Он настроен непременно на то, чтобы повлиять: если силен физически — вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, но не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разго­вор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность. Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избе­гать высмеивать его «силовые приемы», иначе может быть ссора.

Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании — лучше не словами, а взглядом. Склонен пере­кладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.




Дата: 2019-07-31, просмотров: 5.