Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.
Виды каузальной атрибуции
Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:
Ошибки каузальной атрибуции
Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:
Каузальная атрибуция и межличностная аттракция
Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным.
Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее.
Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.
Каузальная атрибуция в общении
Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает.
Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию.
Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.
Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями.
Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи.
Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.
Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества?
Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.
Социальный контроль — виды и основные функцииСоциальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации.Ментальность — что это такое и как ее изменить?У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях.
Если вы опаздываете на работу, то обычно вините в этом пробки, очереди в метро и плохую погоду; если опаздывает ваш коллега, то он, по вашему мнению, просто безответственный растяпа, который мало того что не смог лечь спать вовремя, так еще и будильник не завел. Считать, что все неприятности, случившиеся с нами, объясняются внешними факторами, а те, что случаются с другими, происходят исключительно по их собственной вине, — абсолютно нормально для человека. Это когнитивное искажение называется «фундаментальной ошибкой атрибуции» — о нем пойдет речь в нашем новом блоге.
В социальной психологии под термином «атрибуция» обычно понимают оценку поведения других людей и поиск причин, которые могли бы его объяснить. Причины, как правило, подразделяют на два основных типа: внешние и внутренние. В число внешних причин, повлиявших на те или иные поступки человека, входят не зависящие от него факторы, вынудившие его что-либо сделать. Скажем, человек, стащивший батон из супермаркета, был вынужден это сделать, потому что у него не было денег на еду. К внутренним причинам обычно относят индивидуальные характеристики человека: скажем, тот, кто приютил у себя бездомную собаку, отличается состраданием.
Впервые так называемую «фундаментальную ошибку» в суждениях о мотивациях другого человека и причинах происходящего с ним описали в конце 1960-х годов Эдвард Джонс (Edward Jones) и Виктор Харрис (Victor Harris) из Университета Дьюка. Они провели эксперимент, в ходе которого просили участников прочитать и оценить написанные в свободной форме эссе о политике Фиделя Кастро, которая на тот момент считалась одной из причин разрыва американо-кубинских дипломатических отношений.
При этом половина всех эссе, участвовавших в эксперименте, была написана в поддержку Кастро, а другая половина — против. Кроме того, часть эссе была написана на основе реальных взглядов их авторов, а в другой части авторская оценка режима Кастро определялась броском монетки, то есть могла как соответствовать реальным взглядам пишущего, так и нет.
Разумеется, по мнению участников эксперимента, авторы, поддержавшие политику Кастро, отличались более позитивными взглядами на его деятельность. На участников эксперимента не повлияло даже то, что, по словам исследователей, ряд эссе в поддержку кубинского лидера были написаны по заданию и могли не отражать реальных взглядов своих авторов (с вероятностью 50 процентов). Участники эксперимента все равно полагали, что написанное в каждом тексте — никакая не предварительно заданная экспериментатором оценка, а отражение реальных взглядов автора.
Другими словами, участникам трудно было представить себе, что поступки окружающих могут объясняться влиянием внешних факторов (в данном случае — заданием, данным экспериментатором). Получается, что мы склонны ставить деятельность других людей в строгое соответствие с их мнением и характером.
Это резко контрастирует с тем, как люди воспринимают собственную деятельность. Если вспомнить пример, который мы привели в начале текста, то можно предположить (и мы не ошибемся), что исключительно внутренними факторами мы объясняем деятельность других людей, а вот когда дело доходит до оценки наших собственных поступков, то оказывается, что они — почти всегда результат воздействия определенных обстоятельств.
При этом справедлив такой «перекос» не для всякой деятельности, а лишь для той, что приводит к отрицательным последствиям. Если с другим человеком случилось что-то хорошее, то мы скорее припишем это везению, то есть воздействию внешних обстоятельств. Равным образом все хорошее, что случилось с нами, мы склонны объяснять присущими нам положительными качествами, то есть внутренними факторами.
Другими словами, предвзятое отношение к ситуации зависит не только от того, кто в нее попал, но и от того, какова она: в плохие ситуации мы сами попадаем по вине обстоятельств, а другие — по своей собственной вине, в то время как успехи других объясняются внешними факторами, а наши — внутренними.
При этом предрасположенность к влиянию «фундаментальной ошибки атрибуции» не доминирует во всех частях современного мира. Во многом она объясняется культурными традициями. Например, в середине 1980-х годов американский психолог Джоан Миллер (Joan Miller) попросила представителей двух разных культур (американцев и индусов) объяснить поведение других людей. Оказалось, что представители более индивидуалистичной западной культуры более же склонны и к «фундаментальной ошибке атрибуции», чем представители коллективистской восточной культуры.
Помимо этого, возникновение «фундаментальной ошибки атрибуции» объясняют тем, что люди по-возможности стремятся не отягощать себя неоднозначными ситуациями, в которых приходится делать непростой выбор. Взвесить все «за» и «против», четко продумать все причины и составить список возможных внешних факторов, которые могли бы повлиять на поведение другого человека, сложнее, чем просто решить, что во всем виноват он сам.
Немногие когнитивные искажения могут быть по-настоящему опасны для общества, но «фундаментальная ошибка атрибуции» определенно претендует на место в этом списке.
Этой ошибкой, к примеру, частично объясняется феномен «обвинения жертвы» (или «виктимблейминга»), которому, к сожалению, очень часто подвергаются жертвы сексуальных преступлений. Из-за позитивистского подхода, заставляющего людей думать, будто мир — место достаточно справедливое (что, разумеется, не так), даже при доказанной вине преступника объяснение ситуации все равно ищут в поведении жертвы, которая якобы так или иначе спровоцировала насильника.
Подобные обвинения могут не только нанести дополнительный урон психике жертвы, но также — в худших случаях — помешать суду вынести справедливый приговор преступнику. Поэтому каждый раз, анализируя какую-то ситуацию и пытаясь понять причины случившегося, следует помнить: не все, что случается с посторонними нам людьми, они навлекают на себя сами.
38. Проанализируйте влияние имиджа на восприятие человека. Охарактеризуйте аспекты имиджа делового человека.
Как имидж влияет на восприятие человека
У каждого человека есть свой имидж, созданный осознанно или неосознаваемый. Как он влияет на отношения с другими людьми? Для начала вспомним, что такое имидж. Имидж - это образ или отражение, именно так переводится это английское слово. Другими словами, это впечатление, которое человек производит на окружающих. Есть определённое представление о том, каким должен быть учитель, врач, руководитель, рокер, артист или политик. Большинство людей ожидают, что человек, имеющий определённое занятие или должность должен соответствовать сложившемуся в обществе представлению о них или имиджу.
Для того, чтобы понравиться интересующей вас группе людей, нужно быть максимально похожими на них. В этом случае вас примут как своего и вы сможете вызвать доверие. Не случайно различные неформальные объединения имеют свои атрибуты в одежде, манере поведения и свой сленг. По этим же признакам вас отнесут к той или иной социальной группе или профессии. Реклама также использует эти стереотипы. Например, лекарства всегда рекламируют “специалисты” в белых халатах.
Своё представление о вас окружающие составляют ещё до того, как вы начнёте говорить - по вашей внешности и манере одеваться. Правильно подобранный имидж поможет при устройстве на работу, знакомстве, создании своего бизнеса и ведении переговоров. Поэтому внешний образ, то впечатление, которое вы производите на других - важная составляющая успешности.
Чтобы правильно сформировать необходимый имидж, надо знать из чего он состоит:
Все составляющие имиджа должны гармонично сочетаться. В этом случае можно говорить, что у человека есть свой стиль. Для того, чтобы выглядеть естественно, внешний облик и манера поведения должны соответствовать друг другу. Их несозвучность всегда бросается в глаза и вызывает ощущение лживости и лицемерия. Только единство внешнего и внутреннего мира вызывают расположение людей и их доверие. Невозможно производить впечатление уверенного в себе человека, будучи робким и несмелым. Работа над созданием своего имиджа начинается с работы над собой. Создание правильного образа поможет в любых аспектах вашей жизни.
Структура имиджа и его составляющие.
Понятие имиджа
Имидж в переводе с английского языка (image - образ) образ, облик человека. Иногда от того, как мы себя преподносим, может зависеть будущая жизнь. Главное при создании своего имиджа - это признание личной ответственности за самого себя, за свои действия и обстоятельства, в которых вы оказываетесь. Человек, создавший имидж одаренного, авторитетного, знающего человека и являющийся на самом деле таким, во все времена обладал силой влияния на окружающих.
Имидж делового человека
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека: внешний облик (манера одеваться), тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.), деловой этикет и протокол, этика делового общения.
Составляющие имиджа делового человека — это его внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи. У человека есть всего четыре секунды, чтобы произвести первое впечатление на партнера, и поэтому он должен показать себя так, чтобы сформировать у партнера свой положительный образ, иначе уже не придется рассчитывать на успех.
Скрыть объявление
В деловом общении часто «по одежке встречают, а по уму провожают»: именное одежды начинается восприятие другого человека, после чего рождается эмоциональное отношение к нему, влияющее на общее впечатление о человеке, складывающееся в ходе дальнейшего общения.
1.2 Габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный имидж.
Габитарный имидж - внешний вид (телосложение, макияж, одежда украшения и т. д.).
Внешний облик включает в себя, прежде всего, природные внешние данные плюс их умелое использование с целью произвести благородное впечатление с помощью одежды, прически, косметики. Некоторые специалисты по имиджу считают, что 55% впечатления зависит от такого, как человек выглядит.
Представление об одежде прямосоотносится с представлениями о моде. Мода выступает как один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции. Одежда проявляет или демонстрирует принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей.
Классификация стилей одежды:
¾ традиционности (форменная или национальная одежда) – выбор этого стиля свидетельствует о ригидности, стремлению к сохранению единообразия, культурной замкнутости высокой степени этноцентризма;
¾ однообразный стиль – его носитель не способен на духовные затраты;
¾ консервативный стиль – расчетливость, рассудочность;
¾ классический стиль – классически одевается тот, кто хочет укрепить свой авторитет и претендует на престижные позиции;
¾ модный стиль – свидетельство благоприятного отношения к переменам;
¾ разнообразный- свидетельствует о беспокойстве и недостаточной готовности к душевной самоотдаче;
¾ оригинальный стиль – раскрывает предприимчивую личность;
¾ экстравагантный стиль – подчеркивает свое отличие от других самоутверждение.
Помимо одежды на первое впечатление большое влияние оказывает прическа, макияж, наличие или отсутствие украшений, деловые различные аксессуары типа портфеля, записных книжек, авторучек и т.д. Но самое главное: за одеждой, за самим собой и за всеми, даже небольшими дополнениями, необходимо постоянно ухаживать – если человек не сияет чистотой, то он уже не красив.
Принцип же формирования позитивного габитарного имиджа через одежду, заключается в следующем:
1. Ваша одежда должна в подсознании воспринимающих вас, как минимум, не ассоциироваться с той группой, к которой они относятся негативно;
Дата: 2019-07-31, просмотров: 308.