Можно ли изменить социальные установки?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

o Почему я поступаю именно так, а не иначе?

o Почему я мыслю именно так, а не иначе?

o Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.
35. Охарактеризуйте механизмы взаимопонимания в процессе общения и приведите примеры.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается партнером по общения – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют очень важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственности самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны – богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны – чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. Представление о себе через представление о другом формируется обязательности при условии, что этот другой дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом:

§ Идентификация – буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

§ Эмпатия - определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

§ Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом:

 

Финальные показы шоу «Безликие» в СПб«Безликие» покидают Санкт-Петербург, успейте на финальный показ масштабного шоу!«Безликие» покидают Санкт-Петербург, успейте на финальный показ масштабного шоу!promo.bezlikie.show3 разных финала16 персонажей50 разных локацийВсего от 3500рПерейтиЯндекс.ДиректСкрыть объявление

 

Содержание и эффекты межличностного восприятия.

1) Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств);

2) Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.

§ Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины поведения или какие-то общие характеристики. Возникает целая система способов приписывания – атрибуция.

§ Атрибуция – приписывание людьми друг другу причин и образцов поведения, а также оценок качеств личности, из-за незнания истинных причин их поведения.

Приписывание осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности илитипичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны и первичности, эффект или явление стереотипизации.

§ Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Данный эффект проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

§ Эффекты «первичности» и «новизны» – касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: предъявленная ранее информация преобладает, или наоборот – более новая информация оказывается более значимой.

В более широком плане эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

§ Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или взаимодействия с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие в частности при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека (например, к профессии) – здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека – данный подход не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, т.к. помогает сокращать процесс познания. Во втором случае приводит к возникновению предубеждения – если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.



Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия до симпатии.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получали название исследования аттракции.

§ Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.н. некоторое качество отношений. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.
36. Раскройте понятие «аттракция». Назовите факторы аттракции.
Под аттракцией понимается тяготение людей друг к другу. Что это такое? Это основывается на умении вызывать интерес к себе у окружающих, а также на способностях окружающих быть интересными человеку. Это вызывает различные эмоции и чувства у людей: привязанность, интерес, любовь, приверженность, дружбу и т. д. На основе аттракции люди включаются в совместную деятельность и стараются на благо друг друга. В психологии аттракцией является дружелюбие и симпатия людей друг к другу. Иные источники говорят о том, что аттракция – это возникновение привлекательности индивида в процессе его восприятия партнером. Она формируется на основе оценочных суждений, которые происходят в голове человека, вызывая конкретные эмоциональные переживания: ненависть, симпатию, любовь и пр. Главными в формировании аттракции становятся факторы: Близость партнеров при общении. Расстояние между собеседниками. Влияние обстоятельств ситуации. Частота встреч и т. д. Аттракция – значит расположить к себе, вызвать положительное отношение. Пытаетесь кому-то понравиться? Может оказаться так, что пока вы стараетесь привлечь внимание одного, на вас обратит внимание совсем другой человек, который соответствует такому же социальному, материальному, поведенческому, психоэмоциональному уровню, как и тот, кто нравится вам. Осознайте эту идею, чтобы не огорчаться в те минуты, когда вы пытаетесь кого-то к себе привлечь, а он не привлекается. Вокруг вас постоянно находится большое количество людей. Но поскольку вы заинтересованы конкретным человеком, можете не замечать того, как некоторые незнакомые люди обращают внимание, интересуются, засматриваются на вас. Это вполне нормально: не замечать никого вокруг себя, когда вам уже кто-то интересен. Но самое интересное заключается в следующем: пока вы пытаетесь себя изменить, чтобы привлечь того, кто вам интересен, вы начинаете интересовать других мужчин/женщин, на которых не обращаете внимания. Причем эти люди часто находятся на том же уровне, на котором находится интересующий партнер. Готовя себя к богатому мужчине, вы можете в итоге привлечь другого богатого кавалера. Стараясь быть романтичным для одной женщины, вы привлекаете внимание другой, которая тоже желает романтики. Пока вы пытаетесь понравиться одним, на вас обращают внимание другие люди. Вы ничего не теряете, пока пытаетесь кому-то понравиться. Вы намеренно себя поднимаете, совершенствуете, делаете лучше, чтобы привлечь к себе того, кто вам интересен. Не огорчайтесь, что порой на вас не обращают внимания те, кто нравится вам, потому что в это время вас замечают другие. Благодаря тому, что вы стараетесь понравиться, вы делаете себя лучше и интереснее, особенно для той категории людей, в которую входит тот, кто вам нравится. Это значит, что из этой же категории людей могут найтись те, кому понравитесь вы. Не один, так другой партнер обратит на вас свое внимание. Причем второй партнер будет находиться на том же уровне жизни, что и интересный вам человек.

Аттракция (другое ее названия – межличностная аттракция) выступает положительным отношением людей друг к другу, где у них формируются определенные чувства. Это их объединяет, заставляя формировать отношения определенного типа. В них люди совершают две функции: общаются и дают друг другу то, что им желанно. Положительное отношение обычно вызывается тем, что люди стараются друг ради друга. Это создает крепкую и стабильную межличностную аттракцию. Любому человеку, который желает достичь успеха в работе, бизнесе, любви, дружбе, нужно задаваться простым вопросом: а чем он полезен другим людям? Когда вы входите в контакт с другими людьми, они тем или иным образом оценивают ваши возможности и выгоды, которые могут от вас получить. Как бы и что люди ни говорили, а мужчины и женщины оценивают друг друга с точки зрения выгоды: что они получат лично для себя, если согласятся вместе строить отношения? Друзья тоже сходятся на выгоде. Вспомните поговорку многих людей, что «друг – это тот, кто всегда готов прийти на помощь». В любых отношениях двух и более людей каждый участник соглашается на сотрудничество лишь тогда, когда видит выгоду для себя. Он сможет получить что-то ценное и полезное, если сойдется с конкретными людьми и начнет с ними строить отношения. Если выгоды от отношений никакой нет, то люди не сходятся. Просто так дружить, любить или общаться никто не будет. На это обижаться не следует, поскольку все действуют с позиции выгоды, что может происходить неосознанно. Каждому человеку стоит задаваться вопросом: какую выгоду он может дать другим людям? Если вы встречаетесь с мужчиной (женщиной), что полезного ему (ей) можете дать? Если вы хотите с кем-то подружиться, что полезного будет для другого человека от вашей дружбы? Деловыми партнерами становятся люди тогда, когда могут пользоваться ресурсами друг друга или получать выгоду от прибыли чужой компании. Вы должны быть полезными окружающим, тогда они захотят иметь с вами те или иные отношения. Это и создает ту привлекательность, о которой идет речь в аттракции. Интересен тот, кто выгоден, даже если человек этого не осознает. Если перенести данную стратегию на государственный уровень, то можно понять, почему та или иная страна бедная или богатая. Бедными становятся те государства, которые не несут никакой ценности другим странам. Богатыми становятся те государства, чьими ресурсами и продуктами пользуются другие. А чем полезна ваша страна другим государствам? Что вы лично можете сделать для своей страны, чтобы сделать ее полезной и выгодной для других государств? Вот, что такое патриотизм – это когда вы делаете свою страну интересной для других. А патриотизм в виде бойкотов и протестантства лишь разрушает привлекательность страны.
Факторами аттракции становятся те аспекты, которые вызывают положительные эмоции у окружающих. Ими являются: Инфантильная внешность. Взрослый человек с детскими чертами лица не вызывает опасения и тревоги. Такие личности кажутся слабыми, честными, доверчивыми, беззащитными, добрыми. К ним проявляется априори доброжелательное отношение. Ко всему этому подключается желание каждого человека доминировать, самоутверждаться. Это становится возможным только рядом со слабыми людьми, которые не дают отпора и являются податливыми. Однако под инфантильной внешностью может скрываться решительный и твердый характер. Сходство партнеров в общении. Физическая привлекательность. Стиль общения. Наличие поддержки. Порой случается так, что физически человек привлекателен, однако при общении с ним возникает дискомфорт. Он собой любуется, перебивает, проявляет агрессию, позволяет унижать других. Привлекательность быстро пропадает, если при общении с человеком не возникает комфортных ощущений. Наоборот складывается ситуация, когда на первый взгляд человек внешне не привлек, однако после общения с ним остались хорошие впечатления. Обаятельная улыбка, доброжелательные поступки, культурные манеры и жесты, ум вызывают желание поближе познакомиться с собеседником. Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает, что внешняя привлекательность имеет большое значение лишь на первых этапах знакомства. В последующем она отходит на второй план, уступая место тому, какой человек в общении, по качествам характера, манерам, образу жизни и т. д.

37. Дайте определение понятиям «каузальная атрибуция», «фундаментальная ошибка каузальной атрибуции». Приведите примеры.
Каузальная атрибуция — виды и ошибки

Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию.





Дата: 2019-07-31, просмотров: 197.