Отчет о прохождении педагогической практики
Аспирантки
Семененко Анны Вадимовны
___________________________________________
___________________________________________
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
Период прохождения: |
Кол-во часов/з.е.: 3 зет, 108 ак. ч. |
Виды деятельности: |
— проведение семинарских занятий |
— проведение лекций по курсу «Русские имена на карте Мирового океана» |
— проведение установочных лекций для студентов-практикантов ИЛИ РАН |
Этапы прохождения: |
1. Подготовительный этап. А.Теоретическая подготовка к практике. Лекции по курсу: Педагогика и методика преподавания в высшей школе (зачет: Подготовка РУПД). (См. Приложение 1 к отчету). Б. 1.1.Подготовка индивидуального плана выполнения программы практики. 1.2. Знакомство с информационно–методической базой практики. 1.3. Посещение и анализ занятий по различным учебным дисциплинам основного учебного плана (не менее трех посещений). (См. Приложение к отчету № 2: Отчет-анализ по 3 посещенным занятиям.) 1.4. Посещение и анализ лекций аспирантов в рамках педагогической практики (См. Приложение к отчету № 3: Рецензия-анализ на каждую лекцию аспиранта текущей педпрактики курса, за исключение собственных лекций). 1.5. Определение дисциплины, по которой будут проведены учебные занятия, подготовка дидактических материалов. |
2. Основной этап 2.1. Подготовка информации, необходимой для разработки методического обеспечения учебного курса (анализ рабочей программы курса). 2.2. Подготовка плана занятия/занятий и материалов, необходимых для реализации занятий. 2.4. Проведение занятий. (См. Приложение №4: Планы лекций, дидактические материалы и т.п.). |
3. Заключительный этап. 3.1. Анализ занятия с руководителем практики. 3.2. Подготовка отчёта по практике. |
Полученные результаты: |
— получен опыт педагогической и преподавательской работы, приобретены соответствующие знания, умения и навыки, которые смогут послужить основой дальнейшей исследовательской работы и практической деятельности, в том числе и после окончания аспирантуры. — освоены организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности отдела; — изучены современные образовательные технологии высшей школы; — получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе в виде подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, — изучена учебно-методическая литература, получены навыки организации и проведения занятий с использованием новых технологий обучения; — принято активное и непосредственное участие в учебном процессе института. Запланированная нагрузка выполнена в полном объеме. |
Основные компетенции, сформированные в процессе прохождения педагогической практики: |
В процессе прохождения педагогической практики сформированы следующие — универсальные компетенции: УК-2 — способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; УК-5— способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. — общепрофессиональные компетенции: ОПК-1 — способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; ОПК-2— готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. |
Приложение 1.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
РУПД
(РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ)
(зачет по курсу «Педагогика и методика преподавания в высшей школе»)
«РЕФОРМЫ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ 1864-1914 (на примере Ясногорского Ченстоховского монастыря)»
Разработчик программы
Семененко Анна Вадимовна
Санкт-Петербург
2018
1. Общие положения. Дисциплина «Реформы в католической церкви в Царстве Польском 1864-1914 (на примере Ясногорского Ченстоховского монастыря)» раскрывает особенности развития российского революционного движения в период второй половины XIX века и дает представления о новых подходах в изучении данной темы.
Программа рассчитана на магистрантов, закончивших обучение по программе бакалавриата и прослушавших курсы по истории России XIX – начала XX века и истории Европы Нового времени. Для освоения курса магистрант должен знать основные события российской и европейской истории указанного периода, разбираться в историографических проблемах истории России XIX века.
2. Цель освоения дисциплины:
- дать представления об истории революционных движений в Российской империи в период, предшествующий реформам Александра II и в первые пореформенные десятилетия; продемонстрировать динамику развития революционных движений в России в указанный период; познакомить с идеологий наиболее известных революционных кружков
- познакомить с существующими междисциплинарными подходами в рамках исследования революционных движений
3. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «История революционного народничества 1870-х годов» является дисциплиной по выбору
4. Результаты освоения дисциплины. В результате прослушанного курса обучающийся должен знать:
Знать основные факты из истории революционных движений в России в 1840 – 1880 годы
Уметь разбираться в основных идеологических течениях в истории революционных движения
Владеть навыками анализа различных источников, касающихся истории революционных движений; понимать влияния различных контекстов на формирования революционных движений
В результате изучения дисциплины студент овладевает следующими компетенциями:
— универсальные компетенции:
УК-2 — способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
УК-5— способность планировать и решать задачи собственного профессионального развития.
— общепрофессиональные компетенции:
ОПК-1 — способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-2— готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
5. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «История революционного народничества 1870-х годов» является дисциплиной по выбору. Дисциплина читается на II курсе магистратуры (форма аттестации – зачет).
6. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу. На ее изучение отводится 36 часов (36 часов аудиторной работы, из них 18 часов – лекционных и 18 – на практические занятия).
6.1. Объем дисциплины и количество учебных часов:
Вид учебной работы | Трудоемкость (в часах) |
Аудиторные занятия | 36 |
Лекции | 18 |
Семинары | 18 |
Лабораторные (практические) занятия | — |
Другие виды учебной работы | — |
Внеаудиторные занятия | |
Самостоятельная работа аспиранта | 18 |
ИТОГО | 54 |
Вид итогового контроля | зачет |
6.2. Структура дисциплины
№ |
П/п
Тема
Виды учебной работы
7. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Традиции и новации. Историография проблемы революционных движений в Российской империи.
Революционные движения всегда связанны с определенной традицией протеста той страны, в которой они возникают. В России тоже были свои давние традиции политического протеста, повлиявшие на образ и форму действий революционных движений. В то же время процесс модернизации общества, нараставший ко второй половине XIX века, вносил множество новшеств, изменявших революционные движения.
Процесс развития революционных движений получил цельную трактовку еще в работах В.И. Ленина. Затем в историографии происходило несколько серьезных поворотов в оценке этого явления. Особенно значимым оказалась коллективная работа И.К.Пантина, Е.Г.Плимака, В.Г.Хороса, появившаяся в годы перестройки в 1986 году.
Тема 2. Общественно-политическая ситуация в России после восстания декабристов. Рецепция утопического социализма в России. Философские кружки.
Обычно в историографии принято считать, что после восстания декабристов наступил реакционный период николаевского царствования. Однако в это время в российском обществе активно происходила рецепция как философских идей немецких идеалистов, так и французских утопистов, что сформировало особую общественно-политическую идеологию интеллигенции времен царствования Николая I.
Тема 3. Власть и петрашевцы. Суд на участниками кружка Петрашевского.
Кружок Петрашевского оказался значительным явлением в истории российского революционного движения. Этот кружок объединил совершенно различных по своему положению людей. Появление этого кружка стало проявлением того, что радикальные политические идеи стали усваиваться людьми из разных социальных групп. Это оказалось серьезным вызовом для власти, именно процесс по делу петрашевцев отражает опасения власти относительно наметившихся изменений в развитии протестных движений и попытки властей объяснить себе и обществу сущность этих перемен.
Тема 4. Появление разночинца. Подъем общественного движения накануне Великих реформ. Деятельность революционных демократов. Литературная критика и политика.
Время после Крымской войны ознаменовалось значительным подъемом общественного движения. На сцене политической жизни окончательно утверждается новый тип оппозиционера – разночинец – явление крайне сложное и противоречивое. Интеллигент и разночинец в работах западных и отечественных историков. Особенно заметным появления «нового типа» оказалось в сфере литературной критике, которая под их влиянием стала активно политизироваться.
Тема 5. Русский левый радикализм. Первый террористический акт. Суд над ишутинцами.
В 1860-е годы политический протест активно радикализируется. Появляются кружки крайней революционной направленности. Прокламация «Молодая Россия» Петра Заичневского – европейский революционный экстремизм на российской почве. В 1866 году Дмитрий Каракозов совершает неудачное покушение на Александра II. Суд на Каракозовым и участниками кружка, к которому он принадлежал, «ишутинцами», стал резонансным событием для русского общества. Это стало важным рубежом в политической истории Российской империи.
Тема 6. Студенческий «бунт» конца 1860-х. Нечаевщина.
В конце 1860-е в политическую борьбу активно включается студенчество. В это время формируется особенная протестная субкультура. Контркультура нигилизма в работах французского историка М. Конфино. В это же время начинает свою деятельность Геннадий Нечаев. В начале 1870-х годоы он организуют революционную группу «Народная расправа». Убийство студента Иванова в Москве и суд над «нечаевцами». Реакция общества и участников революционного движения.
Тема 7. Революционные кружки начала 1870-х годов.
В 1870-е формируется большое количество революционных кружков. Под впечатлением от деятельности Г. Нечаева они встают на анархические позиции и осваивают новые типы организации своей деятельности. Эти кружки стали новым явлением в политической жизни, привнеся новые формы коммуникации и политического действия. Программа Петра Кропоткина. Чайковцы. Долгушинцы.
Тема 8. «Хождение в народ» в 1873 – 74 гг. Процессы 50-ти и 193-х
1874 – 75 годах сотни молодых людей, вдохновленных идеей принести пользу народу, отправились в массовый поход в деревню. Власти не оценили стремление молодежи и усмотрели в нем противоправительственные намерения. В итоге кратковременное пребывание в народе для некоторых из участников закончилось годами тюремного заключения. Тем не менее, несмотря на кажущийся провал движения, «хождение» оказалось одним из самых значимых эпизодов в истории революционного движения. В лекции будет рассказано, как появилось идея «хождения в народ», какие цели ставили перед собой «хожденцы» и чего в итоге смогли добиться.
Тема 9. Политические демонстрации в Российской империи в 1870-е годы. Массовые протестные выступления как вызов концепции общественной безопасности
В Российской империи до 1905 года существовали жесткие ограничения на проведения публичных собраний. Любые политические «сходбища», как они могли именоваться в официальных документах, были запрещены и их проведение должно было пресекаться полицейскими властями. Несмотря на существенные административные препятствия общественно-политический подъем в пореформенной России 1870-х годов сопровождался ростом различного рода массовых собраний и демонстраций. Такие политические условия вынуждали участников политических манифестаций искать способы легитимации своего выхода на улицу. В лекции пойдет речь о том, в какие формы облекали свой протест демонстранты, каким образом власти пытались противодействовать появлению протестующих на улицах
Тема 10. Политический терроризм. Рост террористического движения и появление «Народной воли». Последователи народовольцев в 1880-е гг.
В Российской империи в конце 1870-х годов происходит рост террористических актов. Будут обсуждены причины этого явления. В результате сложной трансформации революционного народничества в конце 1870-х годов появляется партия «Народная воля». После удачного покушения на Александра II партия постепенно приходит в упадок. Однако еще долгое время в российском обществе оставались последователи идей и стремлений «Народной воля».
Приложение 2
Приложение 3
Рецензия на лекцию
____________________________________________________________________
(ФИО аспиранта, читающего лекцию)
Тема лекции_________________________________________________________
____________________________________________________________________
Отчет о прохождении педагогической практики
Аспирантки
Семененко Анны Вадимовны
___________________________________________
___________________________________________
Дата: 2019-07-31, просмотров: 199.