Взяв слово, Тесси пытается выразить одобрение Питеру.
Питер (слушатель): Похоже, ты довольна, что я проявил к ребенку внимание?
Тесси (выступаюгцая): Да. Но принять решение нам будет нелегко. Если мы все-таки захотим отдать его в этом году, то в хорошую школу.
Питер (слушатель): Ты сказала: если уж отдавать, то в хоро шую школу.
Тесси (выступающая): Совершенно верно. Ради хорошей школы стоит рискнуть.
Тесси рада, что муж внимательно ее слушает, и говорит об этом Питеру.
Питер (слушатель): Значит, ты не против отдать ребенка в
хорошую школу. Тесси (выступающая): Можно попробовать. Я не говорю, что
обязательно его отдам... Питер (слушатель): То есть ты не ручаешься, что отдашь его
в этом году, даже если это будет самая лучшая школа? Тесси (выступающая): Да. Теперь слово опять тебе.
Два фундаментальных принципа счастливой семейной жизни пронизывают подобный диалог: внимание к партнеру и отношение к нему как к человеку уникальному, незаменимому. Не скупитесь на внимание для тех, кого любите!
Предложенные мною приемы помогут вам уделять друг другу больше внимания. Восхищение достоинствами супруга — хоро ший способ проявить к нему живой интерес. При этом важно не только «качество» уделяемого внимания, но и его количество. Мы хотим, чтобы наши любимые не только слушали нас внима тельно, но и делали это почаще. Мы огорчаемся, если какие-то дела и заботы не позволяют им урвать для нас лишнюю минутку. И тут на помощь приходит идея «незаменимости».
Глава 11. Любовь 269
Недавно я объяснял Ники, что такое клонирование. Ей уже десять лет. О клонировании услышала от мамы. Я попробовал так: «Никки, клонирование — это научный рецепт бессмертия. Представь, что ты взяла частичку своего тела и сделала из нее еще одну Никки. И вот эта Никки-клон жила у тебя в чулане, пока не выросла. Еще представь себе, что нейрология достигла потрясаю щих высот и мы смогли скопировать твой мозг, весь до последней клеточки. И когда ты доживешь до ста лет и станешь очень старой, ты сможешь передать содержимое своего мозга Никки-клону, и клон проживет с ним еще сто лет. Представляешь, если раз в сто лет создавать такого клона, то можно жить вечно!»
К моему удивлению, Никки помрачнела. Опустив глаза и чуть не плача, она выдавила: «Это буду уже не я. Я могу быть только одна».
Наши любимые отвечают нам взаимностью только при одном условии: если мы для них —единственные и незаменимые. Если же нас готовы променять на щенка или клона, значит, любовь слишком слаба и мелка. А незаменимыми для окружающих мы становимся благодаря своим достоинствам. Основное достоин ство некоторых весьма счастливых людей — способность любить и быть любимыми. Кажется, будто они источают любовь, питая ею все вокруг. Однако далеко не каждый из нас может похва статься тем, что эта замечательная способность числится в спи ске его индивидуальных достоинств. Некоторым людям нужно хорошенько потрудиться, чтобы научиться любить.
Будущему писателю повезло, если от рождения он наделен и умом, и талантом. А если нет? Упорство, мудрые наставники и хорошие книги помогут, в определенной степени, развить литературные способности. Так же обстоит дело и с семейной жизнью. Слава богу, существует масса достоинств — доброта, благодарность, способность прощать, умение общаться с людьми, видеть перспективу, цельность, чувство юмора, энтузиазм, спра ведливость, самоконтроль, благоразумие, смирение, — которые помогают супругам отточить взаимную любовь.
Глава 12
Воспитание детей
— Археологи работают без перерывов, — пропыхтел
Даррил — он тащил из ямы кусок лавы размером с баскетболь
ный мяч. Более четырех часов под раскаленным мексиканским
солнцем — для шестилетнего мальчика это немалая нагрузка.
Манди зовет сына посидеть в теньке. Дело в том, что за завтра
ком молодая преподавательница археологии рассказала нам о
раскопках в Уильямсбурге. Буквально через несколько минут
намазанный кремом от загара, одетый в рубашку с длинным
рукавом, длинные брюки и шляпу, Даррил с лопатой отпра
вился в одиночку раскапывать древности.
Явившись к ланчу, я с ужасом обнаружил, что еще недавно аккуратный, ровненький пляж отеля сплошь усеян камнями, добытыми Даррилом из трех ям.
— Даррил, тебе будет трудно собрать эти камни, — строго
заметил я.
— Папа, какой ты пессимист! —смеется Даррил. — Разве не
ты написал книгу The Optimistic Child («Ребенок-оптимист»).
Похоже, это плохая книга.
Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ
Даррил — наш третий ребенок, всего их у нас четверо. Ларе сейчас двенадцать, Никки — десять, Даррилу — восемь, а Карли всего годик. Поскольку данные о серьезных исследованиях поло жительных эмоций у маленьких детей практически отсутствуют, я писал эту главу, основываясь главным образом на собственном родительском опыте. Воспитывая детей, мы с женой руководству емся принципами позитивной психологии. Эта глава состоит из двух частей: в первой речь идет о позитивных эмоциях у детей (поскольку все начинается именно с них), а во второй — о досто инствах и добродетелях, эти эмоции порождающих.
Позитивные эмоции у маленьких детей
Уставая от детских обид, капризов и рева, мы перестаем заме чать, как много положительных эмоций у наших малышей. Они игривы и веселы, как молодые щенки. И только подрастая, бывает, становятся неразговорчивыми и замкнутыми. Принято считать, что щенки и дети нравятся взрослым, поскольку вызывают желание проявить заботу и покровительство, и это, с точки зрения эволюции, помогает малышам выжить. Меня же больше интересует, зачем и почему малыши так веселы, игривы и трогательны?
Как мы уже узнали (см. главу 3), положительные эмоции ока зывают на нас разностороннее и продолжительное благотворное воздействие. В отличие от эмоций негативных, заставляющих сосредоточиться на непосредственной опасности, положи тельные способствуют духовному росту. Хорошее настроение ребенка — верный знак того, что все идет хорошо и у него, и у родителей. Важнейшая заповедь родительского кодекса гласит: позитивные эмоции увеличивают и развивают интеллекту альный, социальный и физический потенциал ребенка, необхо димый во взрослой жизни. Следовательно, именно они играют решающую роль в эволюции личности и общества.
Глава 12. Воспитание детей 273
Испытывая отрицательные эмоции, детеныш (ребенок, коте нок или щенок) бежит в укрытие, а если такового поблизости нет — застывает на месте. Зато, чувствуя себя в безопасности, юное создание смело вступает в контакт с миром. Эволюция позаботилась о том, чтобы молодняк расширял жизненный опыт, играя и исследуя все вокруг. Если десятимесячного младенца положить на одеяло и разбросать рядом яркие игрушки, пона чалу он будет очень осторожен и не двинется с места, то и дело оглядываясь: рядом ли мать? И только удостоверившись, что все в порядке, кроха подползет к игрушкам и займется ими.
В этой ситуации спокойная привязанность, о которой мы говорили в предыдущей главе, играет важную роль. Ребенок, чувствующий себя в безопасности, под крылом у матери, быстрее учится постигать мир, чем малыш, поставленный в другие усло вия. Инстинкт самосохранения слишком силен, и стоит матери исчезнуть, как ребенка охватывают отрицательные эмоции, тормозящие процесс познания. Малыш не захочет рисковать, поэтому отвернется от неизведанного, начнет кричать и пла кать. И только вновь увидев мать, он успокоится и возобновит прерванное занятие.
Думаю, дети больше нашего склонны к положительным эмо циям именно потому, что в первые годы человеческой жизни про исходит активное развитие и накопление ресурсов. Позитивные переживания подталкивают малыша исследовать мир, вырабаты вая разнообразные навыки. Это в свою очередь вызывает поло жительные эмоции, повышает настроение, и процесс развивается по нарастающей. В результате младенец растет не по дням, а по часам, стремительно реализуя и увеличивая свой природный запас физических и умственных способностей. Под влиянием негативных эмоций малыш, наоборот, ищет защиты, опираясь на уже известное и жертвуя обретением чего-то нового.
Тридцать пять лет назад когнитивные психотерапевты, заня тые успешным лечением депрессивных больных, обнаружили, что суть их методов заключается в борьбе с «нисходящей спи ралью» отрицательных эмоций каждого пациента.
10. 3-790
274 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ
Джойс проснулась в четыре утра и стала обдумывать до сих пор не законченный отчет. Его следовало сдать еще вчера. Джойс лежала без сна, думая о том, что начальник не любит, когда работу не выполняют в срок, и на душе становилось все беспокойнее. «Даже если я справлюсь с отчетом, — говорила себе Джойс, — шеф все равно будет зол, потому что я опоздаю на день». Она представила, с какой презрительной усмешкой босс заберет готовые данные, и совсем пала духом. «А ведь я могу и потерять работу», — подумала Джойс. От этой мысли ей стало совсем скверно. Джойс вообразила, как признается сыновьям-близняшкам, что осталась без работы, а значит, летом они не смогут никуда поехать, и едва не расплакалась. В полном отчаянии она решила покончить со всеми пробле мами разом: «Таблетки должны быть в ванной...»
Депрессия нередко развивается столь стремительно [234], поскольку угнетенное состояние духа способствует появлению новых, еще более негативных мыслей и чувств. Они подавляют нас еще больше, вызывая очередной наплыв отрицательных эмоций, и так далее... Тем, кому знакомы подобные «падения», обязательно нужно научиться прерывать это скольжение вниз по «нисходящей спирали».
Но существует ли аналогичная «восходящая спираль» для положительных эмоций? Исследователи утверждают, что, испытывая положительные эмоции, люди начинают думать и действовать по-другому: мысль работает раскованно и творче ски, а поступки становятся более решительными и смелыми. Все это помогает справляться с повседневными проблемами и, таким образом, приносит новые положительные эмоции... Если такой процесс действительно имеет место и человек способен им управлять, это может кардинально изменить его жизнь к лучшему.
Психологи Барбара Фредриксон и Томас Джойнер задались целью экспериментально подтвердить благотворное воздействие положительных эмоций. По их просьбе 138 студентов описали
Глава 12. Воспитание детей 275
свое настроение и указали, как они решают свои насущные задачи. Каждый студент, определив самую важную для него проблему за последний год, описал свои действия: отчаяние или поиск разумного совета, позитивный пересмотр и обсуждение, попытки уклонения или когнитивный анализ (форма широкого подхода к проблеме, включающая анализ разных вариантов ее решения и взгляд на ситуацию с разных точек зрения для большей объективности).
Через пять недель тестирование студентов было повторено. Этот двойной эксперимент позволил ученым зафиксировать перемены, происшедшие за пять недель как в эмоциональном состоянии, так и в подходе к решению задач. Студенты, изна чально настроенные счастливо и жизнерадостно, пять недель спустя продемонстрировали более широкий подход к решению проблемы, а студенты, изначально отличавшиеся широтой и рассудительностью взглядов на свою проблему, к концу экспери мента стали счасливее [235]. Таким образом, вторая родительская заповедь гласит: расширяйте и пополняйте позитивные эмоции своего ребенка, запуская «восходящую спираль» позитивных эмоций.
Третья заповедь учит нас к положительным эмоциям ребенка относиться не менее серьезно, чем к отрицатель ным, и воспринимать его достоинства не менее серьезно, чем недостатки. Догматики твердят, что негативная мотивация — фундаментальное свойство человеческой природы, а позитив ная — явление вторичное. Однако я, например, не видел тому ни малейших доказательств. Наоборот, я уверен, что не даром в процессе эволюции у человека развились и те и другие качества, и благородство, взаимопомощь, альтруизм и доброта влияли на ход истории не меньше, чем склонность к воровству, насилию, эгоизму и т. п. То, что человеческой личности в равной мере свойственны и положительные, и отрицательные черты, — один из основополагающих принципов позитивной психологии.
Понятно, что поглощенные порой обидами, слезами и ссо рами наших малышей, мы, родители, не всегда следуем реко-
Дата: 2019-07-31, просмотров: 223.