Телесное изображение и диалог в воображаемой ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении двух-трех дней дети занимались рисованием, показывая, как семья ласточек летит над морем на южный остров. Это представлялось телесным изображением, имитирующим путешествие. Дети изображали волны, которые неожиданно вырастали и пытались настигнуть путешественников. Вначале семья ласточек летела как бы сквозь волны, но по мере роста волн они начинали пытаться лететь вверх (изменялся характер движений).

Основная задача состояла не в передаче фактической картины "преследования", а того эмоционального состояния, которое испытывали при этом ласточки. В условной ситуации должно проявиться именно творческое воображение, а не простое воспоминание об увиденном. Это не означает отрыв воображения от реальности. Изображение эмоций и их переживание самими детьми делают воспроизведение реальности более полным и адекватным.

Но самое главное – здесь возникает своеобразный и разнообразный по своим формам диалог. Диалог между "детьми-волнами" и "детьми-ласточками" одновременно вызывает диалог между детьми играющими и наблюдающими. Особое место занимает диалог воспитателя с детьми. Первый и второй диалоги носят практически неязыковый, телесный характер. При этом с точки зрения эмоциональной экспрессии телесный диалог в дошкольном возрасте может быть более богатым и содержательно насыщенным, чем языковой. К тому же речь не может изобразить все (писатель В.Набоков говорил о "прелести недоназванного мира").

Во-первых, телесный диалог возможен только в воображаемой ситуации. Дети реально не наблюдали ласточек над морем, не вникали в их "взаимоотношения" с волнами. Однако на эмоциональном уровне именно это было необходимо вообразить.

Замечательный российский психолог В.В.Давыдов, основоположник теории развивающего образования, говорил, что деятельность ребенка-дошкольника должна быть желанной и радостной (см. сноску). Важно подчеркнуть: это не внешние или "фоновые" атрибуты ("аккомпанемент"), а ключевые, существенные особенности детской деятельности. Известные положения о единстве аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский), роли "умных" эмоций и эмоционального предвосхищения (А.В.Запорожец) в деятельности дошкольников, служат конкретизацией этого общего понимания. Так, лишь пристрастное содействие, перерастающее в сопереживание, лежит в основе приобщения ребенка к азам человеческого и человечного. Это блестяще продемонстрировано в классических работах А.В.Запорожца. Например, на просмотре спектакля в детском саду младшие дошкольники вскакивают с мест, выбегают на сцену, начинают "содействовать" и "сопереживать" героям. Аналогичным образом современные малыши смотрят телевизор.

Действенно-экспрессивная форма переживания – исходная форма человеческой эмоции. Она, как и последующие развитые формы эмоциональности, внутренне связана с воображением.

Во-вторых, телесный диалог необходимо сопровождается попыткой встать в позицию другого "человека". Как показано в работах В.В.Давыдова, В.Т.Кудрявцева, это важнейшая, фундаментальная характеристика человеческого воображения. Становясь другим "человеком", выражая его воображаемые мысли и эмоции, ребенок одновременно выражает свои мысли и эмоции. При этом дети телесно изображают внутренний смысл ситуации богаче, чем словесно.

В-третьих, телесный диалог между играющими детьми тесно связан с другими диалогами. Как отмечалось, особый диалог завязывается не только между играющими, но и между играющими детьми и зрителями-детьми (и взрослыми). Если телесные движения детей реально изображают мысли и эмоции другого "человека" в воображаемой ситуации, зрители не только внимательно наблюдают за происходящим, но и сочувствуют персонажам и самим играющим, не отделяя первых от вторых, проникают в переживаемые ими состояния, заражаются их эмоциональной энергетикой. Когда у зрителей возникает такое "сочувствование", играющие, в свою очередь, получают эмоциональную поддержку со стороны детей-зрителей. Только воспитатель занимает своё специфическое место в этой ситуации. Он в вербальной форме включается в воображаемую ситуацию. Роль воспитателя – словесное воссоздание картины, фиксация сказочных образов, выражение в слове эмоционального состояния персонажей, активизация совместного воображения детей. Таким образом, телесный диалог между играющими создает базу для других диалогов, точнее, полилогов, что обогащает возможности как совместного, так и их индивидуального воображения.

Дети легко поддаются своим эмоциям, а нередко их даже побуждают к этому. В то время как для взрослых один из главных компонентов существования – труд, дети выражают себя в игре. В результате ребенок гораздо свободнее, чем взрослые люди, проявляет свои чувства и эмоции. Воображение определяет характер воздействия этих чувств и эмоций на их мысли и поведение, оно обогащает жизнь ребенка. Наделяя вещи и предметы волшебными и фантастическими свойствами, он настолько заинтересовывается ими, что узнает много полезного об окружающем мире.

Одним словом, с помощью воображения малыш с интересом развивает свои способности, учится и приобретает ощущение собственной значимости. Фантазии доставляют ему радостную возможность проявить себя творчески. Воображение безвредно, а нередко и благотворно для ребенка. Если у ребенка бурное, веселое, свободное воображение – это признак здоровья.



Практическая часть

Дата: 2019-07-31, просмотров: 214.