Из наблюдений К. и В. Штернов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Удалось подслушать мальчика, пока он рисовал на доске. Сначала он хотел нарисовать верблюда; нарисовал, вероятно, голову, выдающуюся из туловища. Но верблюд уже был забыт; боковой выступ напомнил ему крыло бабочки. Он сказал: "Нарисовать бабочку?", стер выдававшиеся вверху и внизу части вертикальной линии и нарисовал второе крыло. Затем последовало: "Еще бабочка.… Теперь нарисую еще птицу. Все, что может летать. Бабочки, птицы, а затем пойдет муха". Птицу изображает. "Теперь луна! Мухи, однако, умеют кусать", - и он поставил две точки (два укола) на доске. Вертикальная черта между ними тоже входит в изображение мухи, но, проведя ее, он воскликнул: "Ах, муха! Нарисую-ка я солнце!" - и нарисовал.

Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один мальчик заявил однажды: "Вот послушайте, как я сочинил: "Ласточка с весною в сени к нам летит". Ему пытаются объяснить, что не он это сочинил. Но через некоторое время мальчик заявляет снова: "Я сочинил: "Ласточка с весною в сени к нам летит". Другой ребенок также был уверен, что он автор следующих строк: "Не боюсь я никого, кроме мамы одного"… Нравится, как я сочинил?" Его пытаются вывести из заблуждения: "Это не ты сочинил, а Пушкин: не боишься никого, кроме бога одного". Ребенок разочарован "А я думал, что это я сочинил".

В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания.

Из дневника Э.И.Станчинской

Юра сочинил сказку: "Жили-были два чертика. У них был маленький домик, были маленькие чертенята. Жили они далеко, далеко, за морем, за лесом, за жаркими странами, в большом темном лесу. Вот ехал один старик на златокрылом коне, ехал и не знает, где его вороной конь. Волк сказал: "Поезжай в темный лес, и там есть ступенька вниз, там три дверцы: одна, вторая, третья".

Волк пошел с ним, открыл дверцы, взял вороного коня, привязал златогривого коня, сел на вороного, и помчались два коня. И т.д.

Нетрудно проследить происхождение всех элементов, вошедших в сказку. Это образы знакомых сказок, но новое их объединение создает фантастическую картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребенком или рассказанные ему.

Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают или преуменьшают предметы. Один хочет земной крошечный шар, чтобы на нем все было "взаправду": реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает, какой он построил "домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до звезд!"

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Трехлетний мальчик, рисуя угол, прибавил к нему маленький крючок и, пораженный сходством этой закорючки с сидящей человеческой фигурой, вдруг воскликнул: "Ах, он сидит!" другой ребенок, в том же возрасте, однажды играя в салочки и не догнав детей, осалил землю. Через мгновение он уселся на лавочку и заплакал: "Теперь она меня всегда салить будет!" - "Кто?" - спрашивают. – "Сальная земля". Еще один мальчик искренне верил, что камни могут думать и чувствовать. Он считал очень несчастными булыжники, так как они вынуждены изо дня в день видеть одно и то же. Из жалости ребенок переносил их с одного конца дороги на другой.

Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок.

Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.

Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 278.