При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация использует не менее трех градаций: высокую, среднюю, низкую. Результатом аудита системы внутреннего контроля является определение риска внутреннего контроля.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор выполняет три важных этапа: описание действующей системы внутреннего контроля; оценка целесообразности контрольных механизмов; проверка эффективности системы внутреннего контроля.
Применение вопросных листов - один из наиболее распространенных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы «да», «нет») или открытой (описание ответа) формах.
Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможности уйти от ответа. С другой стороны, давая открытые ответы, клиент может затронуть аспекты, упущенные аудитором.
Для того чтобы использовать преимущества обоих видов ответов, в вопросных листах планируется одновременное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если ваш ответ отрицательный, то обоснуйте его»). Вопросник аудитора (табл.3.3) составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.
Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия - о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.
Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.
При проверке системы СВК аудитор выполняет три важных этапа:
1. описание действующей СВК;
2. оценка целесообразности контрольных механизмов;
3. проверка эффективности СВК.
Как правило, аудиторская оценка эффективности системы внутреннего контроля необходима для оценки и планирования масштаба аудита.
Таблица 3.3 – Вопросник для оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учёта кассовых операций
№ п/п | Вопросы тестирования | Ответы | Примечание | ||
Нет ответа | Да | Нет | |||
1. | Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность денежных средств (наличие сигнализации сейфов, решёток и т.д.)? |
| ┼ |
| |
2 | Проводятся ли ежедневные и внезапные инвентаризации денежных средств в кассе? |
| ┼ |
| |
3. | Имеются ли письменные распоряжения руководителя предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подписи на приходных и расходных кассовых ордерах в отсутствие гл. бухгалтера? | ┼ |
|
| |
4. | Ведётся ли на предприятии журнал регистрации приходных кассовых ордеров? | ┼ |
|
| |
5. | Ведётся ли на предприятии журнал регистрации расходных кассовых ордеров? | ┼ |
|
| |
6. | Сменялись ли кассиры на предприятии в проверяемом периоде? |
| ┼ |
| |
7. | Назначена ли приказом руководителя предприятия комиссия для проведения ревизии кассы? | ┼ |
|
| |
8. | Заключён ли договор с кассиром о полной материальной ответственности? | ┼ |
|
| |
9. | Производит ли предприятие реализацию готовой продукции с населением за наличные? | ┼ |
|
| |
10. | Имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины (ККМ) и зарегистрированы ли они в налоговых органах? | ┼ |
|
| |
11. | Имеет ли предприятие договор с каким-либо центром технического обслуживания и ремонта ККМ? |
| ┼ |
| |
12. | Соблюдается ли установленный лимит кассы | ┼ |
| Не всегда | |
13. | Регулярно ли проверяется целевое использование денежных средств, полученных в банке и соответствие первичных банковских документов учётным регистрам? | ┼ |
|
| |
14. | Полностью ли заполняются необходимые реквизиты в кассовых документах и имеются ли в них подписи руководителя и главного бухгалтера |
| ┼ | Отсутствуют подписи руководителя | |
15. | Как регулярно обрабатываются, отражаются в учёте выписки банка? | ┼ |
|
| |
16. | Проверяется ли соответствие проведённых банковских операций договорам? | ┼ |
|
| |
17. | Ведётся ли на предприятии кассовая книга? | ┼ |
|
| |
18. | Ведётся ли журнал регистрации платёжных (расчётно-платёжных) ведомостей? | ┼ |
|
| |
19. | Составляет ли кассир реестр депонированных сумм? | ┼ |
|
| |
20. | Ведётся ли на предприятии журнал учёта депонентов? | ┼ |
|
|
По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вопроснику можно сделать выводы о том, что в соответствие с:
1. п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассовые ордера подписываются главным бухгалтером и лицами, полномочия которых подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия (в отсутствие гл. бухгалтера – заместитель гл. бухгалтера);
2. п. 21 Порядка ведения кассовых операций в РФ, в бухгалтерии предприятия ведется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
3. п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предприятии не установлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапной ревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;
4. п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, приказом руководителя предприятия назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы;
5. п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ и приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились;
6. п. 32 Порядка ведения кассовых операций в РФ договор о полной материальной ответственности с кассиром заключен;
7. ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие производит расчеты с населением за готовую продукцию, материалы и прочее с использованием контрольно-кассовых машин;
8. ст. 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие зарегистрировало в налоговой службе используемые при расчетах с населением контрольно-кассовые машины;
9. Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г., предприятие не имеет договоров с центром технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;
10. п. 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предприятии ведется кассовая книга.
11. внутренний контроль за правильностью и своевременностью расчетов с персоналом по выплате заработной платы и социальных выплат подтверждается наличием на предприятии журнала регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, передаваемых из отдела труда и заработной платы в кассу предприятия для оплаты;
12. внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя предприятия круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды;
13. п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, при выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается срок, на который они выданы. Такое положение повышает возможность контроля за расходованием средств:
14. п. 18 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассир при закрытии платежных (расчетно-платежных) ведомостей составляет реестр депонированных сумм;
15. внутренний контроль за выплатой депонированных сумм подтверждается наличием на предприятии журнала учета депонентов;
16. внутренний контроль за выдачей депонированных сумм ослаблен тем, что обязанность ведения книги регистрации депонентов (картотеки депонентов) возложена на кассира, а не на счетного работника
3.3 Составление плана и программы проведения проверки
Подготовка общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, оценке системы внутреннего контроля. Аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита и несет полную ответственность за результаты своей работы в общем плане аудита. В общем плане аудита следует предусмотреть следующие вопросы:
1. конкретные участки учета, подлежащие аудиту;
2. состав аудиторской группы, привлекаемой к проведению аудита;
3. распределение аудиторов в соответствии их профессиональными качествами по конкретным участкам учета;
4. стандарты и документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;
5. предполагаемые сроки работы аудиторской группы;
6. бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
7. предполагаемые сроки работы аудиторской группы;
8. контроль руководителя аудиторской группы за выполнением общего плана аудита и качеством работы аудиторов за ведение ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.
Аудиторская организация определяет в общем плане аудита роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов. В процессе проведения аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые в план изменения, а также причины этих изменений следует подобно документировать конкретные требования к содержанию и оформлению общего плана аудита устанавливающиеся внутренними стандартами аудита.
Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).
Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.
Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.
Общий план аудита включает наименование проверяемой организации, период проведения аудита, отражает состав аудиторской группы и их руководителя, конкретно планируемые виды работ (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Общий план аудита
Проверяемая организация | СХПК «Уваровская Нива» | |||
Период, за который проводится аудит | с 01.01.2007 по 01.01.2008г. | |||
Период проведения аудита | с 12.01.2008 по 23.01.2008г. | |||
Количество человеко-часов | 240 | |||
Руководитель аудиторской группы | Михайлова О.А. | |||
Состав аудиторской группы | Колупаева Е.В. Антонова И.М. | |||
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнитель | Примечания |
1. | Предварительное знакомство с экономическим субъектом | 12.01.2008 г. 24 чел. час | Михайлова О.А Колупаева Е.В. Антонова И.М. | |
2. | Оценка системы внутреннего контроля | 13.01.2008 г. 16 чел. час | Колупаева Е.В. Антонова И.М. | |
3. | Составление общего плана и программы аудита | 13.01.2008 г. 8 чел. час | Михайлова О.А | |
4. | Аудит ведения кассовых операций | с 14.01.2008 г. по 22.01.2008 г. 168 чел. час | Михайлова О.А Колупаева Е.В. Антонова И.М. | Сплошным методом |
5. | Консультации по устранению выявленных ошибок | 23.01.2008 г. 8 чел. час | Антонова И.М. | |
6. | Составление аудиторского заключения | 23.01.2008 г. 16 чел. час | Михайлова О.А Колупаева Е.В. |
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских этапов, необходимых для практической реализации плана аудита.
Программа аудита кассовых операций содержит инвентаризацию кассовой наличности, проверку приходных и расходных кассовых документов, соответствия данных первичного учёта журналам-ордерам и ведомостям, а также соответствия данных регистров синтетического и аналитического учёта данным главной книги и баланса (таблица 3.5).
Таблица 3.5 - Программа аудита
Проверяемая организация |
|
| СХПК «Уваровская Нива» | |||||||
Период, за который проводится аудит | с 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г. | |||||||||
|
|
|
|
| ||||||
Период проведения аудита |
|
| с 12.01.2008 г. | |||||||
|
|
|
|
| по 23.01.2008 г. | |||||
Количество человеко-часов |
|
|
| 240 | ||||||
Руководитель аудиторской группы |
|
| Михайлова О.А. | |||||||
Состав аудиторской группы |
|
| Колупаева Е.В Антонова И.М. | |||||||
№ п/п | Этапы аудиторской проверки
| Период проведения
| Исполнитель
| Источники аудиторских доказательств
| Процедуры получения аудиторских доказательств | |||||
| ||||||||||
| ||||||||||
1. | Предварительное знакомство с экономическим субъектом | 12.01.2008 г. 24 чел. час | Михайлова О.А Колупаева Е.В. Антонова И.М. |
|
| |||||
2. | Оценка системы внутреннего контроля | 13.01.2008 г. 16 чел. час | Колупаева Е.В. Антонова И.М. |
|
| |||||
3. | Составление общего плана и программы аудита | 13.01.2008 г. 8 чел. час | Михайлова О.А |
|
| |||||
4.
а. | Аудит кассовых операций: Инвентаризация кассовой наличности; | 14.01.2008 г. 24 чел. час | Михайлова О.А. Антонова И.М. Колупаева Е.В.
| Приходные и расходные кассовые ордера. Кассовая книга. Отчет | Сплошная встречная документальная проверка. | |||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
|
|
| кассира. Документы, подтверждающие законность проведения кассовых операций. Документы банка, устанавливающие лимит хранения денежных средств в кассе. Чековая книжка, выписки банка. Журналы регистрации ПКО и РКО, регистры синтетического и аналитического учета по счету 50. | Прослеживание учетных записей по отражению кассовых операций. | |||||
б. | Проверка приходных кассовых документов; | 15.01.2008 г. 24 чел. час | Михайлова О.А. Колупаева Е.В. Антонова И.М.
| Инвентаризация кассовой наличности, арифметический пересчет, встречная проверка документов. Опрос кассира и главного бухгалтера. Анализ нехарактерного сальдо по счету 50, анализ нетиповых корреспонденций счетов | ||||||
|
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
в. | Проверка расходных кассовых документов и т.д.; | 16.01.2008 г. 24 чел. час
| Михайлова О.А. Колупаева Е.В. Антонова И.М.
|
| ||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
г. | Проверка соответствия данных первичных документов данным ЖО №1-АПК и Ведомости №1АПК; | 19.01.2008 г. по 20.01.2008 г. 48 чел.час
| Михайлова О.А. Колупаева Е.В. Антонова А.М.
|
ЖО№1. Ведомость №1
|
Сопоставление, аналитические процедуры.
| |||||
д | Проверка соответствия данных регистров синтетического и аналитического | 21.01.2008 г. по 22.01.2008 г. 48 чел. час
| Михайлова О.А. Колупаева Е.В. Антонова И.М.
| Главная книга и баланс | Сопоставление, аналитические процедуры | |||||
| данным главной книги и баланса. |
|
|
|
| |||||
5. | Консультации по устранению выявленных ошибок и составление отчета аудитора по результатам проведения аудита | 23.01.2008 г. 8 чел. час | Антонова И.М. |
|
| |||||
6. | Составление аудиторского заключения | 23.01.2008 г. 16 чел. час | Михайлова О.А Колупаева Е.В.
|
|
| |||||
Состав первичных кассовых документов для проверки, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 179.