Нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В период становления и развития лизинговой деятельности в Беларуси государственными органами были приняты документы, создавшие основу законодательной базы по лизингу.

Приведённые в настоящей работе документы наиболее значимы с точки зрения их практического применения при осуществлении лизинговых операций и классифицированы по признаку сферы применения.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (глава 34 "Аренда", параграф 1 "Общие положения об аренде", параграф 6 "Финансовая аренда (лизинг)") (в ред. Закона Респ. Беларусь от 26 дек. 2007г).

В соответствии со статьей 596 Гражданского кодекса положения об аренде, изложенные в параграфе 1, применяются к лизингу, если иное не установлено законодательством.

Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997г. №1769, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.1998г. №1042 (отменило лицензирование лизинговой деятельности), от 13.07.2000г. №1038 внесло коррективы в содержание п.9 Положения в связи с введением с 01.01.2000г. нового порядка исчисления налога на добавленную стоимость и изменением налоговой базы и объекта налогообложения при исчислении и уплате данного налога в ходе осуществления лизинговых операций.

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Подписана в г. Оттава (Канада) 28.05.1988г. Свое участие в Конвенции Республика Беларусь оформила в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.1998г. №352 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге".

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге была заключена, как попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде всего, тем, что разные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключаемых в связи с операциями по лизингу, сторонами которых являются коммерческие организации из разных стран, присоединившихся к Конвенции (в соответствии с оговоренной в ней процедурой). К настоящему моменту таких стран девять: Беларусь, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама, Россия, Узбекистан, Франция.

Конвенция не противоречит белорусскому законодательству и не требует внесения изменений в действующие законодательные акты. Это означает, что принципиальный подход к договорам о лизинге, заключаемым во внутреннем экономическом обороте Республики Беларусь, и к договорам о лизинге, заключаемым с иностранными контрагентами, будет унифицированным. На практике такой унифицированный подход должен помочь белорусским предпринимателям при заключении сделок внутреннего и международного лизинга.

Конвенция о межгосударственном лизинге. Подписана 25.11.1998г. и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 09.11.1999г. №309-3 "О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге".

Регулирует юридическую сторону лизинговых отношений между субъектами хозяйствования государств, входящих в СНГ и подписавших данную Конвенцию. В настоящее время таких государств пять: Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. К сожалению, к данной Конвенции не присоединилась Россия, что не может не сказаться на развитии межгосударственного лизинга между нашими странами.

Следует отметить, что нормы двух последних актов могут быть применены только к лизинговым договорам, носящим интернациональный характер, когда стороны договора лизинга являются резидентами различных государств, присоединившихся к соответствующим конвенциям. Учитывая, что таких государств достаточно мало, можно говорить о весьма ограниченном применении обеих Конвенций в практике международного лизинга.

Несмотря на то, что обе Конвенции по большому счету не имеют юридического значения для сделок между резидентами Республики Беларусь, оба документа достаточно интересны в плане детализации отдельных вопросов лизинговой деятельности, не совсем четко оговоренных в национальном законодательстве. В силу статьи 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей, что "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства", присоединение нашей страны к данным документам в какой-то мере опосредованно заполняет имеющийся правовой вакуум, одновременно позволяя белорусским предприятиям работать в сфере лизинга с некоторыми зарубежными партнерами, имея соответствующую нормативную базу. Данные документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь.

Во многих странах финансовый инструмент лизинга используется, прежде всего, благодаря своим налоговым льготам. В целях содействия развитию лизингового сектора в странах с развивающейся экономикой лизинговым операциям должен сопутствовать режим благоприятного налогообложения, особенно, по сравнению с другими финансовыми инструментами. Благоприятный режим налогообложения лизинговых операции содействует созданию в экономике условий для привлечения инвестиций в основные средства.

Планируя осуществление лизинговых сделок в Республике Беларусь, иностранная компания - лизингодатель, должна принять во внимание некоторые проблемы налогообложения лизинговых операций, с которыми она может столкнуться. В Республике Беларусь принят ряд документов, регулирующих данные отношения.

С января 2000 года в Беларуси была введена новая система исчисления налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Закона Республики Беларусь от 19.12.1991г. № 1319-ХП "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 г). В практике ведения международной лизинговой деятельности данная система налогообложения сразу выявила свои противоречия.

Одно из них заключается в том, что существует определенный перечень субъектов хозяйствования, имеющих льготу по налогу на добавленную стоимость в размере от 50 до 100%. Следовательно, они не насчитывают данный налог на стоимость реализуемой продукции, оказанных работ и услуг и не являются плательщиками данного налога. К таким субъектам хозяйствования можно отнести индивидуальных предпринимателей, предприятия, оказывающие медицинские услуги или ориентированные на экспорт, либо сельскохозяйственные (ставка налога на продукцию и услуги - 10%) и т.п. Заключая договор на лизинг с лизинговой компанией или банком, вышеупомянутые субъекты обязаны уплачивать НДС, начисленный на лизинговые платежи в размере 18%. Эта сумма реально увеличивает стоимость лизинговой услуги, так как возврат НДС, уплаченного по договору лизинга является весьма затруднительным. Можно предположить, что большинство таких предприятий будет откладывать сроки инвестирования в свой бизнес, накапливать необходимые средства на покупку основных средств, брать дорогостоящие кредиты (не пользоваться льготами, которые предлагает лизинг) либо обращаться за этими услугами к иностранным лизинговым компаниям, предлагающим лизинговые услуги без НДС, как на экспортную услугу. К последнему прибегают резиденты Беларуси, основным видом деятельности которых являются, например, международные перевозки.

Для нерезидентов Республики Беларусь дешевле заключить договор с лизинговой иностранной компанией, так как с нее не будет взиматься налог на добавленную стоимость, поскольку компании, оказывающие услуги лизинга на экспорт, имеют льготу по налогу в своей стране. Выход из сложившейся ситуации может подсказать российский опыт. У лизингополучателей России также возникают ситуации, когда при реализации ими товаров (работ, услуг) налогообложение производится по ставке 0 или 10%. В таком случае возникшая разница направляется на погашение обязанностей компании-лизингополучателя по уплате других налогов или сборов, которые подлежат зачислению в федеральный бюджет. Если по истечении трех месяцев налогоплательщик все еще не полностью компенсировал уплаченный НДС, то бюджет должен вернуть эту разницу налогоплательщику.

В случае если лизингодатель является резидентом какой-либо страны, а лизингополучатель является нерезидентом данной страны, лизинговые платежи по заключенному договору лизинга облагаются НДС по ставке 0%.

В настоящее время иностранная компания, не имеющая физического присутствия в Республике Беларусь, планирующая осуществление операций международного лизинга с участием белорусского лизингополучателя, должна обратить внимание на некоторые требования валютного контроля Республики Беларусь, которые могут значительно осложнить осуществление сделки.

В соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь "Об утверждении правил проведения валютных операций" № 72 от 30.04.2004г. (в ред. Пост. Правления Национального банка Респ. Беларусь от 17.12.2007г) разрешено осуществление расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), без оформления в Национальном банке Республики Беларусь отдельного разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если срок платежа не превышает 180 дней, но "осуществление расчетов по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на срок более 180 дней, а также в случае получения (предоставления) аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки платежа по указанным объектам на срок более 180 дней", относится к валютным операциям, связанными с движением капитала.

Необходимо отметить, что валютный лизинг в последнее время стал пользоваться большей популярностью по сравнению с лизингом в белорусских рублях, так как при невысоких темпах инфляции и высоких процентных ставках по рублевым кредитам относительно низкие ставки по валютным кредитам делают валютный лизинг более привлекательным. Данное постановление также разрешило юридическим лицам - резидентам использовать иностранную валюту при расчетах по договорам финансовой аренды (лизинга) автомобильной техники, произведенной в Республике Беларусь, а также по договорам финансовой аренды (лизинга) в случае, если объект лизинга был приобретен лизингодателем за иностранную валюту.

Действующее таможенное законодательство предусматривает, что товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь по лизинговым сделкам, могут ввозиться в соответствии с двумя таможенными режимами - режим выпуска товаров для свободного обращения и режим временного ввоза товаров. В случаях, когда товары вывозятся по договорам лизинга с таможенной территории Республики Беларусь, то могут применяться соответственно режимы экспорта или временного вывоза [9, стр.133].

В настоящее время при оформлении имущества, ввозимого по договору финансового лизинга, в соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, а также налог на добавленную стоимость, в полном объеме. Такой подход противоречит сущности лизинга, когда право собственности до окончания действия договора лизинга, независимо от наличия опциона выкупа, остается у лизингодателя.

Порядок и условия выдачи таможенными органами разрешений на использование товаров в таможенном режиме временного ввоза определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь от 04 января 2007г. В данном нормативном правовом акте также перечислены категории товаров, в отношении которых таможенный режим временного ввоза не может быть установлен.

Срок временного ввоза товаров ограничен. Предельные сроки, на которые товары могут быть временно ввезены на территорию Республики Беларусь, установлены этим же нормативным правовым актом и применительно к лизингу составляют два года.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.11 97 г. № 587 "О лизинге" при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет [3, стр.53].

Основная проблема, препятствующая развитию лизинга в Республики Беларусь, заключается в следующем: ввоз или вывоз товаров на основании договоров лизинга не имеет никаких преимуществ по сравнению с обычным ввозом/вывозом товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Описание основных проблем практического применения некоторых форм лизинга показывает, что все они являются результатом недоработки экономическо-правовой базы, регламентирующей общественно-экономические отношения в Республике Беларусь. Поэтому говорить о весомом продвижении в развитии международных лизинговых операций в Республике Беларусь трудно, так как на пути данного развития стоят проблемы валютного, таможенного и налогового регулирования. Руководители лизинговых компаний в качестве основных факторов, сдерживающих развитие лизинга в Республике Беларусь, называют низкую деловую активность и высокие процентные ставки на отечественном финансовом рынке. Решение данных проблем всецело зависит от действий соответствующих законодательных органов. Именно они должны через эффективное, с помощью лизинга, перевооружение производственной сферы способствовать развитию рынка лизинговых услуг, как части инвестиционной политики, что впоследствии должно повлиять на качество и конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках производимой в экономике Республики Беларусь продукции.

Однако, как отмечают эксперты, за время уже более чем десятилетней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из лучших нормативных баз по вопросам лизинговых отношений в странах СНГ [10, стр. 20].

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 264.