Тема «Наше тело» (занятие № 2)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели:

— активизация словаря по теме;
— согласование существительных мужского и женского рода с числительными: один, одна, два, две, много;
— практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: зеркала, портреты-рожицы героев, отображающих грусть, веселье, удивление, злость.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Скажи ласково».

Лицо — личико палец — пальчик ухо — ушки
Рука — ручка живот — животик щека — щечка
Нога — ножка глаза — глазки нос — носик...

2. Введение в тему. На столе у детей зеркала. Логопед дает детям поручения: «Закройте глаза. Чем закрылись ваши глаза? Это веки. Посмотрите внимательно, что растет у вас по краям век? Это ресницы. Сделайте сердитое лицо. Что это задвигалось у вас на лбу? Да, это брови. Проведите по ним пальчиками. Что вы потрогали? Сморщите нос. Потяните носом воздух. Через что воздух проходит в нос? Да, это называется ноздри. Надуйте щеки. Поднимите верхнюю губу, опустите нижнюю. А где у нас на лице подбородок? (У мужчин, которые носят бороду, он под бородой — подбородок)».





Физкультминутка.

Ножками потопали, ручками похлопали.
Глазками помигали, вокруг себя попрыгали.


Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

На доске выставляются 4 портрета. «Какой здесь человечек? — Веселый (грустный, сердитый, удивленный). Как узнали? — Рот улыбается, брови подняты (глаза большие, рот круглый...)».

5. Согласование существительных с числительными. Логопед обращает внимание детей на то, что у нас количество частей тела одинаково, а говорим по-разному, например: один нос, одна шея. Спрашивает, про что на нашем теле можно сказать:

Один? — нос, рот, подбородок, затылок, лоб, живот.
Одна? — шея, переносица, спина, голова, грудь.
Два? — уха, глаза, колена, локтя.
Две? — руки, ноги, брови, щеки, ноздри, пятки, ладони.
Много? — волос, пальцев, зубов, ресниц, ногтей.





Итог занятия.

Тема «Наше тело» (занятие № 3)

Цели:

— активизация словаря по теме;
— практическое употребление существительных в единственном и множественном числе;
— упражнение в употреблении притяжательных местоимений;
— составление предложения по действию.

Оборудование: Буратино, пиктограммы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Назови, не ошибись». Логопед объясняет, что будет подходить к детям, дотрагиваться до разных частей тела, они должны правильно сказать «один» или «одна». Например: один живот (нос, лоб, затылок, подбородок); одна шея (спина, голова, переносица, грудь).

2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один — много». «У меня голова, а у вас — ...головы (спины, руки, ноги, шеи, носы, подбородки)».

3. Игра «Буратино на уроке». Дети просят показать Буратино брови, ладони, щеки и т.д., он все время ошибается. Дети поправляют, учат его.

4. Физкультминутка. У логопеда 4 пиктограммы. Дети бегают по группе, логопед выставляет одну из пиктограмм. Дети замирают в таком положении, какое указано на ней.

5. Употребление притяжательных местоимений. Логопед предлагает детям выбрать все части тела, про которые можно сказать: «моя» — грудь, спина, шея, рука, нога; «мой» — нос, подбородок, затылок, глаз; «мое» — колено, ухо, плечо.

6. Развитие памяти. Выучить загадку.

Они лучшие подружки. Днем и ночью вместе,
Если делают ватрушки, обе будут в тесте (ладоши, руки).

7. Итог занятия: «Какие части тела мы научили показывать Буратино?»





ОВОЩИ

Тема «Овощи» (занятие № 1)

Цели:

— расширение словаря по теме «Овощи»;
— упражнение в употреблении словосочетаний;
— формирование обобщающего понятия «овощи»;
— развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки «овощи», настоящие овощи или муляжи.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кулак — ладонь».

3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки:

Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что потом мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

На грядке длинный, зеленый.
А в банке желтый, соленый? (Огурец)

Все картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут? «Все это овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле или на кустике. Какие еще овощи вы знаете?» Называем, картинки выставляем на доску. На доске два символа. Надо разобраться, какие овощи растут в земле, какие сверху — на грядке.

Свекла, морковь, репа, редька, редис, картофель Огурец, кабачок, помидор, тыква, капуста, горох, бобы, перец.

4. Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки».

Вспоминаем сказку «Вершки и корешки». Силуэт деда и медведя (из настольного театра) ставим в разные концы комнаты. Посредине «огород» — большой обруч, в нем картинки «овощи». Договариваемся, деду собираем вершки, медведю — корешки. Начинается игра: дети гуляют, по сигналу берут с грядки любой овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

5. Образование словосочетаний существительных с глаголами. Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью люди собирают выращенный урожай. Овощи очень разные, поэтому и собирают их по-разному».

  • Какие овощи выдергивают? (Морковь, репу, редис, свеклу...)
  • Какие овощи выкапывают? (Картофель...)
  • Какие овощи срывают? (Огурцы, помидоры, перец...)
  • Какие овощи срезают? (Кабачки, тыкву...)
  • Какие овощи срубают? (Капусту...)

Логопед добивается от детей ответов типа: «морковь выдергивают, картофель выкапывают...».

6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Где растут овощи?»










Тема «Овощи» (занятие № 2)

Цели:

— активизация словаря по теме «Овощи»;
— согласование прилагательного с существительным в роде;
— составление простого предложения;
— развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Оборудование: овощи настоящие, картинки, символы, муляжи овощей.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Если услышишь название, хлопни в ладоши».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь, ритмичное постукивание по столу
Погулять нам не даешь? указательными пальцами

3. Закрепление материала. Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд, есть и репа, и салат.
Есть и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

На доску выставляются картинки овощей, дети называют их, закрепляют понятие «овощи». Далее на доску выставляются полоски красного, зеленого, желтого цвета, а детям предлагают разобрать овощи по цвету.

4. Составление простого предложения. Игра «Путешествие овощей». На стульчики ставят вагоны красного, желтого, зеленого цвета. Овощи (картинки или шапочки) в огороде. По сигналу дети берут картинки (или надевают шапочки), и каждый «овощ садится» в соответствующий ему по цвету вагон. Едут: чу-чу-чу. Приехали, при выходе надо представиться кондуктору. Кондуктор: «Ты кто? — Я — красная морковь. Я — зеленый огурец и т.д.»

5. Согласование прилагательных с существительным в роде. Словесное упражнение «Какой овощ я задумала».

На столе — помидор, свекла, репа. Логопед: «Круглая... Круглый...»
На столе — капуста, огурец, лук. Логопед: «Зеленый... Зеленая...»
На столе — огурец, морковь, кабачок. Логопед: «Длинный... Длинная...»










Игра «Разведчики».

Узнать вкус овощей. На подносе кусочками нарезаны овощи. «Как узнать, какие они на вкус? Лук какой? Сейчас проверим». Двум-трем детям дают попробовать лук, просят сказать какой он по вкусу? (Лук — горький, морковь и репа — сладкие, помидор — кислый.)

7. Закрепление материала. Игра «Загадки». Выходит один ребенок, кладет в корзинку овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике и др.».

8. Итог занятия. «О чем говорили? Какими по вкусу бывают овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 3)

Цели:

— развитие связной речи, составление описательного рассказа по схеме;
— практическое употребление существительных во множественном числе;
— расширение и активизация словаря прилагательных.

Оборудование: схема, символы на цвет и форму.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Один и много». «У меня огурец, а в огороде растут огурцы».

Кабачок — кабачки, боб — бобы, патиссон — патиссоны,
помидор — помидоры, баклажан — баклажаны.

2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто скажет больше слов?»

Выставляем огурец, рядом овал и зеленую полоску бумаги. Дети составляют предложение. «Огурец овальный, зеленый». Логопед предлагает вспомнить, какой огурец по вкусу (сладкий, соленый). Снова повторяют предложение: «Огурец овальный, зеленый, сладкий». «А какой он на ощупь?» (Твердый, холодный.) «Огурец овальный, зеленый, сладкий, твердый». Считают слова, оказалось, что про огурец придумали 4 слова. Логопед предлагает сказать уже самостоятельно, но про репу, морковь... (Репа круглая, сладкая, желтая, твердая, спелая, сырая, вкусная...)




Дата: 2019-07-31, просмотров: 169.