ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Как уже указывалось ранее , спрос на товар зависит от его цены , дохода потребителя и цен на другие товары. Аналогичным образом предложение зависит от цены на этот товар и издержек на его производство. Например, если цена на кофе возрастет, то снизится спрос на него и изменяется объем предложения . Однако зачастую мы хотим знать величину роста или снижения предложения и спроса. Насколько чувствителен спрос на кофе к изменению цен? Если цена поднимется на 10 % , как изменится спрос ? как изменится спрос , если доход возрастет на 5 % ? Чтобы ответить на подобные вопросы , воспользуемся понятием эластичности. Эластичность - мера реагирования одной переменной величины на изменение другой ; точнее это число , которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Важнейшим примером служит эластичность спроса от цены , которая отражает изменение требуемого количества товара по отношению к изменению цены. Эластичность указывает нам , какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного увеличения цены товара.

 Эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину . Когда цена товара повышается , его требуемое количество, как правило, снижается.

 Эластичность спроса от цены должна изменяться в отдельной точке кривой спроса и будет в целом меняться по мере нашего движения по кривой.

 

СРАВНЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО И ДОЛГОВРЕМЕННОГО КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭЛАСТИЧНОСТИ

 

 При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени . Другими словами , если мы спрашиваем , на сколько меняется спрос или предложение в результате изменения цен , мы должны конкретно установить, через какой промежуток времени мы будем определять изменения требуемого или предлагаемого количества . Если мы рассматриваем короткий промежуток времени ( один год или менее ) , то речь идет о кратковременных спросе и предложении. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

СПРОС

 

 Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не короткого промежутка времени. Одна из причин заключается в том , что людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки. Например, если даже цена на кофе резко возрастет, требуемое количество его будет снижаться только постепенно , так как потребители будут меньше кофе не сразу. Другая причина заключается в том, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленее . Например , спрос на бензин значительно эластичнее для длительного промежутка времени. Резкое повышение цены на бензин сокращает спрашываемое количество в короткий промежуток времени за счет меньшего числа поездок , но оно оказывает огромное влияние на спрос автомобили , вынуждая потребителей приобретать малолитражные и экономичные автомобили . Но замена старых автомобилей новыми требует длительного времени , количество требуемого бензина снижается тоже медленно.

 С другой стороны, для определенных товаров характерна прямо противоположная картина - спрос более эластичен для кратковременного, а не долговременного периода. Эти товары ( автомобили, холодильники, телевизоры или оборудование в промышленности) являются товарами длительного пользования, и поэтому суммарный запас каждого товара , принадлежащий потребителям , велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок . Предположим, например, что цена на товар поднялась на 10 % и в результате суммарный запас, который хотят иметь потребители, снижается на 5 %. Первоначально это вызовет снижение покупок значительно больше, чем на 5 %. Но постепенно , по мере расходования запаса ( и замены изношенных деталей ), спрос снова вырастет. Поэтому на долговременном отрезке суммарный запас товара, принадлежащий потребителям, будет на 5 % меньше, чем до повышения цены. Эластичность спроса от дохода также различна для кратковременного и долговременного периодов. Для большинства товаров и услуг ( продуктов питания, напитков, топлива, индустрии развлечений и т. д. ) эластичность спроса от дохода больше на долговременном отрезке. Из-за того что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на кратковременные изменения дохода , отрасли, производящие товары длительного пользования , весьма чувствительны к изменению макроэкономических условий . В частности, это касается цикла деловой активности - спадов и бумов. Недаром эти отрасли нередко называют "цикличными" - их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в валовом национальном продукте и национальном доходе.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

 Эластичность предложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены , чем в краткосрочном , потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени , чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работ на новом производстве. Этим мы не хотим сказать, что предложение быстро не возрастет, если цена быстро подскочит. Даже за короткий промежуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров , используя существенные производственные мощности , увеличивая продолжительность рабочей недели , выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смогут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих. По ряду товаров и услуг предложение на коротком отрезке на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в аренду в большинстве городов тому пример . В пределах очень короткого периода из-за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строительства новых, и поэтому размер предложения увеличится. Однако для большинства товаров и услуг фирмы могут найти способы, чтобы увеличить выпуск даже за короткий промежуток времени, если ценовой стимул достаточно силен . Проблема заключается в том, что из - за ограничений, с которыми сталкиваются фирмы, быстрое увеличение выпуска связано со значительными расходами, и поэтому для небольшого увеличения предложения в короткие сроки может потребоваться большее увеличение цен.По ряду товаров предложение более эластично в короткие,а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т.е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов (т.е. предложение металлолома , который который регулярно переплавляется). Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вторичного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная эластичность вторичного предложения будет меньше , чем эластичность кратковременная.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 172.