ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Микроэкономика

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Микроэкономика для студентов, интерисующихся тем, как работает хозяиственный механизм, - самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане - для понимания механизма функционирования современной экономики. Я написала этот реферат потому, что надеялась заинтересовать студентов теми разделами микроэкономики, которые за последнее время заняли в ней ведущее место, - стратегией конкуренции, ролью неопределенности и информации, а также анализам формирования цен фирмами в условиях рынка. Вы узнаете как использовать микроэкономику в качестве инструмента для принятия решений, как применять выводы микроэкономики в жизни. В этом реферате есть новейшая теория микроэкономики, а также связь этой теории с управленческой практикой и выработкой социальной политики. Этот практический подход подкрепляется конкретными примерами из области анализа спроса, затрат, эффективности рынка, разработки ценовой стратегии, капиталовложений и стратегии производства, а также социальной политики.

 Предмет "Микроэкономика" вобрал в себя все существенные изменения, происшедшие в хозяйственном механизме за последнее время.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

 Экономика подразделяется на две основные области: микроэкономику (Приставка "микро" происходит от греческого слова "маленький". Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике США в целом. Например, ежегодный товаро-оборот фирмы "Дженерал моторс", ИБМ или "Экксон" больше , чем валовой национальный продукт многих стран . ) и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов . К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала , землевладельцы , фирмы - фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект , который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне . Например , она объясняет , как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов ; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

 Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур - рынков в отраслях промышленности . Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности , как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает , как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.

 В отличие от этого макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей - таких, как темпы роста производительности в стране , учетные ставки процента , безработица и инфляция . Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, рабочих , вкладчиков капитала, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономики все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями , а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.

 

РЫНКИ И ЦЕНЫ

 

 Мы можем подразделить отдельные экономические субъекты на две группы согласно их функциям - покупателей и продавцов. К покупателям относятся потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их. Очевидно, что большинство людей и фирм действуют одновременно как покупатели и продавцы, но для нас удобнее считать их покупателями, когда они приобретают что-то, и продавцами, когда они чем-нибудь торгуют.

 Взаимодействуя, покупатели и продавцы образуют рынок. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов , взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена. Следует отметить, что рынок не исчерпывается одной отраслью промышленности. Отрасль промышленности совокупность фирм , торгующих одним и тем же или родственными видами товаров.

 Рынки являются центром экономической деятельности, и многие наиболее важные экономические проблемы связаны с функционированием рынка. Например, почему на некоторых рынках только несколько фирм конкурируют друг с другом, в то время как на других рынках представлено куда больше количество компаний? Обязательно ли обилие фирм - конкурентов означает выгоду для потребителей ? Следует ли правительству вмешиваться, когда на рынке действует всего несколько фирм? Почему на одних рынках цены быстро поднимаются и быстро снижаются, а на других они практически остаются на том же уровне? Какие рынки сулят лучшие возможности предпринимателю, собирающемуся начать свое дело?

 

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

 

 Рассмотрим кратко основную диаграмму"предложение - спрос".

 


На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось абцис показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени.

 Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке . Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени - за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

 Кривая спроса D показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше , если цена ниже . Например , более низкая цена позволит покупателям , приобретающим товар , покупать еще большее количество и даст возможность потребителям , которые ранее не могли позволить себе покупку , начать приобретать товар .

 Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения ( Равновесие означает такое состояние рыночной системы , которое характеризуется равенством спроса и предложения.), т.е. при равновесных цене и количестве товара. при цене Ро его предлагаемое и требуемое количество одинаково (Qо). В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения , а значит , нет давления на изменение цены в дальнейшем . Предложение и спрос не всегда уравновешены на рынке, например тогда, когда неожиданно меняются условия, но у рынков имеется тенденция к равновесию.

 Чтобы понять, почему это происходит , предположим , что первоначально цена была выше равновесного уровня, например была равна Р1. Тогда производители будут пытаться изготовлять и приготовлять больше товара, чем потребители будут готовы его купить . Будет скапливаться излишек, и чтобы распродать этот излишек или по меньшей мере не допустить его роста , производителям следует снижать цену. Тогда цена будет снижаться спрашиваемое количество товара увеличиваться, а предлагаемое количество товара уменьшаться до тех пор, пока не будет достигнута цена равновесия Ро.

 Противоположная ситуация возникнет, если цена первоначально была ниже Ро, положим Р2. Будет развиваться дефицит, потому что при этой цене потребители не смогут купить столько товаров , сколько они хотели бы. Это создает давление на повышение цены , когда потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар, а производители отреагируют на это повышением цен и расширением производства. В конечном итоге цена опять достигнет уровня Ро.

 Строя и используя кривые предложения и спроса , предполагаем, что при определенной цене будет произведено и реалезовано определенное количество продукции. Это имеет смысл в том случае, если рынок хотя бы в первом приближении, является рынком свободной конкуренции, на котором обе стороны

продавцы и покупатели - мало влияют на изменение рыночной цены. Если же предложение контролируется единственным производителем (монополистом), то простого однозначного соотношения между ценой и предлагаемым количеством товара не будет. Причина заключается в том, что поведение монополиста зависит от формы и предложения кривой спроса. Если кривая сместится каким-нибудь образом, монополисту может оказаться выгодным фиксировать объем предложения . Поэтому когда мы строим кривые спроса и предложения, мы невнятно предполагаем, что имеем дело с конкурентными рынками.

 

СПРОС

 

 Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не короткого промежутка времени. Одна из причин заключается в том , что людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки. Например, если даже цена на кофе резко возрастет, требуемое количество его будет снижаться только постепенно , так как потребители будут меньше кофе не сразу. Другая причина заключается в том, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленее . Например , спрос на бензин значительно эластичнее для длительного промежутка времени. Резкое повышение цены на бензин сокращает спрашываемое количество в короткий промежуток времени за счет меньшего числа поездок , но оно оказывает огромное влияние на спрос автомобили , вынуждая потребителей приобретать малолитражные и экономичные автомобили . Но замена старых автомобилей новыми требует длительного времени , количество требуемого бензина снижается тоже медленно.

 С другой стороны, для определенных товаров характерна прямо противоположная картина - спрос более эластичен для кратковременного, а не долговременного периода. Эти товары ( автомобили, холодильники, телевизоры или оборудование в промышленности) являются товарами длительного пользования, и поэтому суммарный запас каждого товара , принадлежащий потребителям , велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок . Предположим, например, что цена на товар поднялась на 10 % и в результате суммарный запас, который хотят иметь потребители, снижается на 5 %. Первоначально это вызовет снижение покупок значительно больше, чем на 5 %. Но постепенно , по мере расходования запаса ( и замены изношенных деталей ), спрос снова вырастет. Поэтому на долговременном отрезке суммарный запас товара, принадлежащий потребителям, будет на 5 % меньше, чем до повышения цены. Эластичность спроса от дохода также различна для кратковременного и долговременного периодов. Для большинства товаров и услуг ( продуктов питания, напитков, топлива, индустрии развлечений и т. д. ) эластичность спроса от дохода больше на долговременном отрезке. Из-за того что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на кратковременные изменения дохода , отрасли, производящие товары длительного пользования , весьма чувствительны к изменению макроэкономических условий . В частности, это касается цикла деловой активности - спадов и бумов. Недаром эти отрасли нередко называют "цикличными" - их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в валовом национальном продукте и национальном доходе.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

 Эластичность предложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены , чем в краткосрочном , потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени , чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работ на новом производстве. Этим мы не хотим сказать, что предложение быстро не возрастет, если цена быстро подскочит. Даже за короткий промежуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров , используя существенные производственные мощности , увеличивая продолжительность рабочей недели , выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смогут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих. По ряду товаров и услуг предложение на коротком отрезке на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в аренду в большинстве городов тому пример . В пределах очень короткого периода из-за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строительства новых, и поэтому размер предложения увеличится. Однако для большинства товаров и услуг фирмы могут найти способы, чтобы увеличить выпуск даже за короткий промежуток времени, если ценовой стимул достаточно силен . Проблема заключается в том, что из - за ограничений, с которыми сталкиваются фирмы, быстрое увеличение выпуска связано со значительными расходами, и поэтому для небольшого увеличения предложения в короткие сроки может потребоваться большее увеличение цен.По ряду товаров предложение более эластично в короткие,а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т.е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов (т.е. предложение металлолома , который который регулярно переплавляется). Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вторичного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная эластичность вторичного предложения будет меньше , чем эластичность кратковременная.

 

ВЫВОДЫ

 

 1. Микроэкономика изучает механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами: потребителями, трудящимися, вкладчиками капитала, владельцами ресурсов и отдельными фирмами. Она также исследует взаимодействия потребителей и фирм, формирующих рынки и отрасли промышленности.

 2. Микроэкономика основывается на применении теории, которая может (упрощенным способом) помочь объяснить действия отдельных экономических субъеков и сделать соответствующий прогноз на будущее. Модели, представляющие собой математическое выражение теории, применяются для иллюстрации данного объяснения и в процессе прогнозирования.

 3. Микроэкономика занимается объяснением и прогнозированием экономических явлений. Но микроэкономика важна также и для нормативного анализа, при котором мы отвечаем на вопрос, какая альтернатива лучше - для фирмы или для общества в целом. Нормативный анализ во многих случаях должен сочетаться с отдельными оценочными суждениями, так как здесь могут рассматриваться проблемы равенства и справедливости, так же как и экономической эффективности.

 4. К понятию рынка относится совокупность покупателей и продавцов, в результате взаимодействия которых возможность сбыта и приобретения товаров и услуг. Микроэкономика занимается изучением как конкурентных рынков, где один отдельно взятый покупатель или продавец не имеет влияния на цену, так и неконкурентных рынков, где отдельные агенты могут воздействовать на цены.

 5. Чтобы элиминировать влияние инфляции, мы используем сопоставимые, а не действующие цены. Сопоставимые цены рассчитывают по агрегированному индексу цен - такому как ИПЦ.

 6. Анализ кривых спроса и предложения является одним из основных инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и спроса указывают, сколько продукции произведено фирмами и каким будет спрос потребителей при определенной цене.

 7. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию (т.е. цена движется к уровню рыночной распродажи), с тем чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.

 8. Эластичность характеризует реакцию предложения спроса на изменение цены, дохода и других переменных. Например, эластичность спроса от цены показывает изменение требуемого количества в процентах в результате увеличения цены на 1 .

 9. Эластичность относится к тем или иным временным рамкам, и для большинства товаров важно различать кратковременный и долговременный коэффициенты эластичности.

 10. Если мы может рассчитать, хотя бы приблизительно, кривые предложения и спроса на определенный товар, мы можем вычислить цену, приравнивая предложение и спрос. Если мы также знаем, насколько предложение и спрос зависят от других экономических переменных величин (таких, как доход или цены на другие товары), мы можем вычислить, как будут меняться равновесные цена и объем продаж при изменении других переменных. Это одно из средств, объясняющих или прогнозирующих поведение на рынке.

 11. Простой численный анализ можно выполнить, сопоставляя данные о ценах и количествах кривыми предложения и спроса и оценивая эластичность. По многим рынкам такие данные существуют, и простейшие расчеты могут помочь нам лучше понять характеристики и поведение рынка.

Микроэкономика

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Микроэкономика для студентов, интерисующихся тем, как работает хозяиственный механизм, - самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане - для понимания механизма функционирования современной экономики. Я написала этот реферат потому, что надеялась заинтересовать студентов теми разделами микроэкономики, которые за последнее время заняли в ней ведущее место, - стратегией конкуренции, ролью неопределенности и информации, а также анализам формирования цен фирмами в условиях рынка. Вы узнаете как использовать микроэкономику в качестве инструмента для принятия решений, как применять выводы микроэкономики в жизни. В этом реферате есть новейшая теория микроэкономики, а также связь этой теории с управленческой практикой и выработкой социальной политики. Этот практический подход подкрепляется конкретными примерами из области анализа спроса, затрат, эффективности рынка, разработки ценовой стратегии, капиталовложений и стратегии производства, а также социальной политики.

 Предмет "Микроэкономика" вобрал в себя все существенные изменения, происшедшие в хозяйственном механизме за последнее время.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

 Экономика подразделяется на две основные области: микроэкономику (Приставка "микро" происходит от греческого слова "маленький". Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике США в целом. Например, ежегодный товаро-оборот фирмы "Дженерал моторс", ИБМ или "Экксон" больше , чем валовой национальный продукт многих стран . ) и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов . К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала , землевладельцы , фирмы - фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект , который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне . Например , она объясняет , как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов ; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

 Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур - рынков в отраслях промышленности . Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности , как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает , как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.

 В отличие от этого макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей - таких, как темпы роста производительности в стране , учетные ставки процента , безработица и инфляция . Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, рабочих , вкладчиков капитала, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономики все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями , а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.

 

ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Как и любая наука, экономика связана с объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений. Почему, например, фирмы стремятся нанимать или увольнять трудящихся, когда меняются цены на сырье, потребляемое в процессе производства? Примерно сколько их должно быть принято на работу или уволено фирмой (отраслью промышленности),если цена на сырье возрастет на 10%?

 В экономике, как и в других науках, обоснование и прогноз основываются на теоретических положениях, которые используются для объяснения наблюдаемых явлений с точки зрения совокупности основных правил и предложений . Теоретический анализ экономической деятельности фирмы, например, начинается с простого предложения, что она будет стремиться максимизировать свою прибыль . Теория использует данное предложение , чтобы обосновать планы фирм по набору рабочей силы, объему капитальных вложений и сырья для производства определенного количества продукции. Она объясняет, как фирмы планируют свое производство в зависимости от величины цен на основные факторы производства - рабочую силу, капитал и сырье, а также и от цен на будущую продукцию.

 Экономическая теория служит также фундаментом прогнозирования. Она объясняет причину изменения объема выпуска продукции в зависимости от увеличения заработной платы или уменьшения цен на материалы. При применении статистических и эконометрических методов исследования возможно построение моделей, используемых для количественных прогнозов. Модель является математическим выражением, основанным на экономической теории, фирмы, рынка или какого-нибудь другого экономического субъекта. Так, мы можем разработать модель отдельной фирмы и использовать ее для прогнозирования изменения уровня выпуска продукции фирмы в результате, скажем, падения цен на сырье на 10 %.

 Ни одна научная теория, в том числе и экономическая, не обладает абсолютной точностью. Полезность и значимость теории зависят от того, насколько успешно она объясняет и прогнозирует изучаемые явления. С этой целью теории постоянно проверяются практикой. В результате подобранной проверки теории нередко модифицируются, усовершенствуются, а иногда от них приходится даже отказываться. Процесс проверки и совершенствования теорий является принципиальным для развития экономики и науки.

 При оценке теории важно понимать, что она не может быть справедливой абсолютно для всех случаев. Это относится к любой отрасли науки. Например, закон Бойля (В отечественной литературе - закон Бойля - Мариотта: произведение объема данной массы идеального газа и его давления постоянно при постоянной температуре; установлен независимо Р. Бойлем (1662) и Э. Мариоттом (1676) . ) . в физике устанавливает взаимосвязь между объемом, температурой и давлением газа . Закон основан на предположении, что отдельные молекулы газа ведут себя подобно крохотным эластичным биллиардным шарам. В настоящее время физики знают, что в действительности молекулы газа не всегда ведут себя таким образом, и отчасти из-за этого закон Бойля не срабатывает при крайних значениях давления и температуры. Тем не менее в большинстве случаев он прекрасно определяет динамику температуры газа при изменении давления и объема, а следовательно, является важным инструментом при проведении научных исследований и инженерных расчетов.

 И в экономике дела обстоят подобным же образом. Например, фирмы не всегда максимизируют свою прибыль. Поэтому, может быть, теория фирмы имела лишь частичный успех в объяснении таких аспектов ее деятельности, как учет фактора времени в оценке эффективности инвестиционных мероприятий. Тем не менее теория объяснила обширный спектр явлений, касающихся хозяйственной деятельности и эволюции как фирм , так и целых отраслей промышленности . Она является важным инструментом в руках менеджеров и специалистов, ответственных за разработку политики фирм.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 341.