Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, органов власти и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или "вернуть их в общество".

Органы власти г.Ульяновска ищут новые методы и подходы в решении проблем безнадзорности. За последние годы, в связи с увеличением статистики правонарушений среди несовершеннолетних, были приняты свои законы направленные на работу по улучшению положения в области.

На территории Ульяновской области действуют следующие законодательные акты, регулирующие работу с молодежью:

А) региональный Закон о молодежи

-Закон Ульяновской области от 14.11.2002 N 055-30 "Об основах молодежной политики в Ульяновской области" (принят ЗС области 31.10.2002)

-Закон Ульяновской области от 29.12.2004 N 105-30 "Об областной целевой программе "Молодежь" 2005 - 2010 ГОДЫ" (принят ЗС области 23.12.2004)

Б) Закон о государственной поддержке молодежных объединений

-Закон Ульяновской области от 30.11.99 N 039-30 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (принят ЗС области 25.11.99)

Ульяновской области 2006 год был объявлен Годом Молодежи. Такое решение, принятое Губернатором Ульяновской области Сергеем Ивановичем Морозовым, способствовало активизации многих позитивных изменений в молодежной среде.

Важная роль в профилактической работе принадлежит молодёжным организациям и формированиям. Среди самых известных можно отметить: УОО "Ленинский коммунистический "Союз молодежи", УМОО "Клуб авторской песни", УОО УММОД "Ассоциация учащейся молодежи", УМОД "Культурная инициатива", ДМКСК "Кентавр", УРОМЭОД "Живая планета", Местная Детская общ.организация туризма, УРАМОО "АсМО", УДОО "Зеленый остров", УДОО "Юный эколог" ("ЮнЭко"), УООООО "Российский Союз Молодежи", МУРОО "Центр развития национальных единоборств", УОДЮОО "Ассоциация скаутов", УОДЮОО "Ассоциация скаутов" г.Ульяновска, Молодежное движение "Наши", ЦРМСДИ "Помоги советом", Ульяновская областная организация "Ассоциация студенческих объединений", АНЖ УО Ульяновской области "Informat", УМОО "Гарантия", Бадминтонный клуб "Чайник", УРО Ульяновский союз скаутов "Белояр", УМОО "Спортивный студенческий союз "Буревестник", УРО Российского союза ветеранов Афганистана, УМОО "Держава", МУ "Симбирцит", НКО "Региональный информационно-ресурсный фонд", УРОО "Социальный информационный центр "Здоровое поколение". Эти объединения вносят существенный вклад в решение проблемы профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.

Также надо отметить, что разрабатываются и новые концепции по социально–педагогической работе с девиантными подростками. Представляет интерес разработанная региональная комплексная программа "Подросток Поволжья", новая парадигма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками и технология конструктивного изменения поведения позволяют решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией и развитием личности, а также строить инновационные программы и проекты, направленные на разрешение проблем адаптации, социализации, ресоциализации и воспитания, с одной стороны, и разработки авторских программ и педагогической технологии подготовки психологов и социальных работников, с другой.

Практическое внедрение данной модели потребовало основательного демонтажа сложившейся педоцентрической системы подготовки кадров в университетах и колледжах и ориентацию ее на психолого-технологическую. В этом преобразовании был сформирован новый дидактический и функциональный статус учебных специализаций и курсов, формирующих специалистов социальной сферы: педагог-девиантолог (подготовка осуществляется в Тверском педагогическом колледже), детский психолог (подготовка осуществляется в Тверском педагогическом колледже), психолог- консультант сферы образования, социальный работник (подготовка осуществляется в Тверском и Ульяновском государственных университетах) и др.

Кандидат педагогических наук, ректор УлГУ Клейберг Ю.А. в качестве коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками предлагает создание учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) "Институт подростка".

Главной целью УНИК "Институт подростка" является создание оптимальных условий для подготовки несовершеннолетних к сложным жизненным ситуациям, подготовку их к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде.

Основными задачами являются:

- создание новых моделей специализированных учреждений (служб), призванных объединить усилия разноведомственных органов, решающих превентивно-профилактические, социально-психологические, коррекционно-реабилитационные, медико-правовые задачи разнообразными средствами; локализация и минимизация катастрофического роста криминогенности несовершеннолетних в регионе;

- создание условий по предупреждению социального сиротства, бродяжничества и формирование системы дифференцированной помощи семье и детям, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке, включающей создание социально-реабилитационных и адаптационных центров, сети приютов, подростковых клубов и других специализированных учреждений;

- совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети рациональных психолого-медико-педагогических консультаций, создание подростковой "Биржи труда";

- совершенствование системы подбора кадров в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в этих учреждениях;

- расширение правовых гарантий дезадаптированных несовершеннолетних;

- создание Центра постинтернатной адаптации воспитанников детских домов.

Коррекционно-воспитательная деятельность здесь направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения, и сознания новых с целью; достижения самореализации личности в социуме. Посредством; коррекционно-воспитательной работы (КВР) разрешается для обеих сторон возникший конфликт: "личность – общество", "личность – социальная среда", "личность – группа", "личность – личность", "личность – собственное Я". Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, установок и т.п., осуществляемое психологическими и педагогическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении, сознании личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, в обществе в целом нормами.

Стратегическими направлениями деятельности УНИК "Институт подростка" являются: научно-исследовательское; превентивное; профилактическое; психодиагностическое; коррекционно-воспитательное; консультативное; просветительское и др. Основными задачами деятельности Института подростка в рамках единой концепции являются: а) изучение социально-психологических условий и механизмов формирования девиантного поведения подростков; б) научное обоснование новых моделей специализированных учреждений и служб; в) создание программ и технологий, предупреждающих различные формы социальных отклонений и девиантного поведения подростков; г) совершенствование системы социализации и ресоциализации подростков; д) создание постоянно действующего семинара-лаборатории по актуальным проблемам детской психологии, педагогики и психологии девиантного поведения, конфликтологии и подростковой валеологии; е) оптимизация системы подготовки и подбора специалистов в учреждения для детей и подростков с девиантным поведением за счет инновационных и авторских программ, а также строгого профессионального ассессмента и аттестации; ж) мониторинговые исследования состояния и динамики социальных отклонений и конфликтов в подростково-юношеской среде, а также школе и семье и др.

Это важные, но не единственные задачи и направления деятельности УНИК "Институт подростка". Помимо названных направлений, данный комплекс призван осуществлять:

- доступность и своевременность квалифицированной социально-психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы социальной и психологической дезадаптации;

- диагностирование детей, направленное на установление источников и причин, форм и степени их дезадаптации;

- оказание экстренной психолого-педагогической и медико-юридической помощи в кризисной ситуации;

- разработку индивидуальных программ коррекции, реабилитации, адаптации и социализации и др.

Рассматривая социальное и психологическое развитие подростка как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках "Я" и творческое "Я". На этой стадии формируется жизненная философия человека, тем самым подросток не только достигает самоосознания себя и своих возможностей, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, досуговой и др.). Здесь же происходит включение подростка в различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как осознанный выбор оптимального поведенческого решения. Для этого используется разработанная нами психологическая технология конструктивного изменения поведения. Эта технология предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счете, - поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю. Данная технология предполагает выделение 4-х стадий изменения поведения девиантного подростка: подготовка, осознание, переоценка, действие (поступок). Здесь объединяются основные процессы изменения поведения: мотивационные (1-ая стадия), когнитивные (2-ая стадия), аффективные (3-я стадия), поведенческие (4-ая стадия).

К достижениям деятельности УНИК "Институт подростка" можно отнести следующее:

- проведение межрегиональных и областных научно-практических конференций: "Девиантное поведение современных подростков: проблемы и пути их решения". - Ульяновск, 2003; "Сохранение психологического здоровья школьников в условиях образовательного учреждения". - Ульяновск, 2003; "Девиантное поведение современных подростков: исследовательский опыт, трудности, поиск альтернатив". – Ульяновск, 2004; "Социальные и психолого-педагогические проблемы девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних". – Ульяновск, 2005);

- осуществление в рамках гранта Ульяновского областного Департамента образования ПИЭР "Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса" (2002-2004) и издание учебно-методического пособия с таким же названием (8,75 п.л., 2004);

- работа постоянно действующего областного семинара-лаборатории по актуальным проблемам ювенальной психологии, девиантного поведения и конфликтов в подростково-молодежной среде для специалистов, родителей и подростков. И многое другое.

УНИК "Институт подростка" обеспечивает осуществление инновационной целевой комплексной программы "Подросток Поволжья", состоящей из ряда подпрограмм.

Важным в деятельности УНИКа "Институт подростка" является доступность и своевременная квалифицированная социально-психолого-медико-педагогическая помощь несовершеннолетним и их семьям; разработка индивидуальных и семейно-групповых коррекционных, реабилитационных, адаптивных, воспитательных технологий, методик и программ.

Основополагающим является Федеральный закон РФ от 24 июня 1999г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений"

В соответствии со ст.2 указанного закона основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий .

Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:

1)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в п. 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим общеобразовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

Центральная роль координатора действий всей системы в центре и на местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением Правительства РФ от 5.06.94г. № 546 утверждено Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве РФ. В 74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию, функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти. Объектами их внимания являются семьи группы риска, неблагополучные семьи, учащиеся различных учебных заведений с девиантным поведением, не обучающиеся и неработающие подростки.

В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и социально реабилитационных центров: КДН и сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; КДН анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких социальных акций (операция "Подросток"); КДН помогают центрам привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции центров в работе с ассоциальными семьями.

В Железнодорожном районе г.Ульяновска в 2007 году количество подростков, состоящих на учете с наркологическими расстройствами составило 48 человек, из которых 39 человек злоупотребляли алкоголем, 4 –токсическими веществами. 8 человек были доставлены в лечебно–профилактические учреждения в статусе безнадзорных несовершеннолетних.

Общее количество детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, до 18лет, находящихся на учете в муниципальном образовании в 2007 году составило 145 человек. Под опеку было определено 21 человек, а проживающих в приемных семьях не оказалось. Однако, 17 человек за отчетный период находились в детских домах и школах–интернатах.

На учете в Комиссии по делам несовершеннолетних состояло 305 подростков, из них 21 – условно осужденных. Следует также отметить, что 22 подростка состояли на учете за общественно–опасные деяния, а 10 – за бродяжничество. Кроме этого, 81 подросток был поставлен на учет в ПДН за употребление спиртных напитков. По данным информационной справки большинство подростков, состоящих на учете в ПДН – этот учащиеся средних специальных учебных заведений (79 человек). Среди тех, кто был поставлен на учет, есть и те, кто нигде не учится и не работает. Таких подростков насчитывается 12 человек.

Основными итогами работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска по этому направлению стали:

– восстановление трудовых прав несовершеннолетних;

– оказание помощи несовершеннолетним, освободившимся из учреждений уголовно–исполнительной системы или вернувшимся из специальных учебно–воспитательных учреждений;

– возвращение жилья.

Ведётся работа по основным направлениям:

- трудоустройство несовершеннолетних.

Всего в 2007 году было трудоустроено 486 несовершеннолетних, из них 4 – постоянно. Особое внимание уделяется вопросу занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в правоохранительных органах. В отчетный период было трудоустроено 209 таких подростков, из которых 4 удалось устроить на постоянное место работы.

- оказание мер воздействия на подростков, обсуждаемых на комиссии по делам несовершеннолетних: извинения, предупреждения, выговоры и строгие выговоры, штрафы, подготовка материалов в суд, направление в специальные учебно–воспитательные учреждения закрытого типа, помещение в ЦВСНП, помещение под надзор родителей, под надзор КПДН.

-оказание мер воздействия на родителей (законных представителей): лишение родительских прав, ограничения в родительских правах, штрафы, общественные порицания, предупреждения, восстановление в родительских правах, трудоустройство родителей по ходатайству, курс лечения (от алкоголизма, наркомании) по инициативе комиссии, материальная помощь.

-проведение комплексных проверок.

-проведение организационно–методических мероприятий: совещаний, семинаров, обобщение опыта.

-работа со средствами массовой информации: статьи в газетах, выступлений по радио и телевидении.

Как правило, данные органы и учреждения рассматривают большинство дел в срок до двух недель, хотя бывают сложные случаи, решение по которым принимаются в течение месяца, а некоторые дела прекращаются по истечению срока.

Каждый год в КПДН Железнодорожного района г. Ульяновска составляется более 1000 протоков. Большая их часть составляется на родителей несовершеннолетних – 83%, остальные 17% –на подростков. Реже всего протоколы составляются на иных лиц. Например, в 2007 году из 1089 поступивших протоков только 18 (1.6%) были составлены на иных граждан. По результатам рассмотрения дел выносятся следующие решения

– привлечение к административной ответственности (85% всех решений);

– предупреждения (68% всех случаев);

– наложение и взыскание штрафов (24%).(см. Приложение 4):

А с состоящими на учете подростками проводится следующие виды работы:

1. Индивидуальная работа с несовершеннолетними.

2. Рейды по неблагополучным семьям, безнадзорным.

3. Работа с безнадзорными подростками.

4. Направление на консультацию к психологу в ППЦ "Семья".

5. Направление на консультацию и постановка на учет к наркологу.

6. Направление в Центр занятости и постановка на учет для дальнейшего трудоустройства.

7. Направление в отдел по оказанию социальной помощи (например, выдача путевок в летний оздоровительный лагерь).

8. Контроль и оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий для подростков.

9. Работа по трудоустройству или дальнейшему обучению несовершеннолетних.

10. Приглашение на заседания КпДН.

11. Проведение профилактических бесед, постоянный контроль.

КпДН строит свою работу в соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986г.). Организационной формой взаимодействия являются заседания, на которых вырабатываются на основе комплексного подхода различные программы по профилактике девиантного поведения у детей и подростков. Составляются планы мероприятий с учётом мнений всех специалистов. Заслушиваются отчёты о профилактической работе каждого ведомства, С учётом полученных результатов намечаются направления дальнейшего его действия. Обсудив разностороннюю информацию, специалисты всех уровней договариваются о роли и действиях каждого в работе по профилактике отклоняющего поведения у несовершеннолетних.

В рамках областного плана по профилактике безнадзорности и правонарушений на 2007 год в Железнодорожном районе г. Ульяновска органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений проводятся следующие мероприятия (см. Приложение 2):

– "Месячник по борьбе с пьянством несовершеннолетних";

– Операция "Беспризорник";

– Операция "Подросток–игла";

– Операция "Занятость";

– Организационные мероприятия: совещания с директорами учебных заведений района, председателями родительских комитетов, участие в общешкольном родительском собрании в МОУ СОШ № 46, собрание при главе администрации, семинары–совещания, семинары–учебы.

В целом, можно выделить следующие общие мероприятия, направленные на профилактику и решение проблем детей и подростков девиантного поведения:

1. Контроль и оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий для подростков.

2. Работа по трудоустройству или дальнейшему обучению несовершеннолетних.

3. Индивидуальная работа с несовершеннолетними.

4. Рейды по неблагополучным семьям.

5. Работа с безнадзорными подростками.

6. Координация деятельности учреждений системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в соответствии с Законом РФ № 120 от 09.07.1999 г.

7. Совместно с РОВД выполнение мероприятий по разобщению молодежных группировок.

8. Организация занятости и отдыха детей и подростков в летний период времени.

9. Выполнение мероприятий по укреплению кадрового состава КПДН и материально технического обеспечения.

10. Профилактическая работа с несовершеннолетними, употребляющими алкогольные напитки и токсические вещества.

11. Профилактическая работа с условно осужденными несовершеннолетними.

Анализ деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска позволил сделать несколько выводов. Во–первых, в основном в районе преобладают правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков и уклонением от учебы в образовательных заведениях района. Причем, больше всего это характерно для учащихся средних учебных заведений. В рамках борьбы с употреблением спиртного среди несовершеннолетних, комиссией, совместно с ПДН, отделом по делам молодежи, органами здравоохранения, проводится профилактическая работа, которая включает в себя разъяснительную работу, проведение специальных операций, вовлечение подростков в клубы по интересам и ряд других. Во–вторых, можно отметить не очень активное использование такого вида устройства детей на воспитание как приемная семья. В основном для этой цели прибегают к оформлению опекунства. В–третьих, несмотря на определенные недостатки в работе данного рода учреждений, их деятельность можно охарактеризовать как позитивную, а результаты их деятельности считать удовлетворительными. Главная причина этого – совместная деятельность различных органов и направление совместных усилий на достижение одной цели: решение проблем детей и подростков, улучшение их положения в обществе.

Разносторонние связи складываются у центров с таким субъектом государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей.

Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов внутренних дел, действующие сегодня как центры временной изоляции. Из них дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально- реабилитационные центры.

Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более важно, что сегодня подобная информация приобретает новое качество, так как в бывших приемниках начался процесс гуманизации содержания детей: вводятся ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.

Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе " О социальном обслуживании населения в Российской Федерации ", распоряжении Правительства РФ от 3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092, утвердившем Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Создание специализированных учреждений реабилитации дезадаптированных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей признавалось, однако не было определено, какие службы, какие органы управления должны заниматься их судьбой.

Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.

Наличие социально-реабилитационных учреждений в большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок.

В учреждениях представляют четкую картину семейного неблагополучия. Заведены необходимые документы, опросники, анкеты, карты социальной реабилитации, ведется анализ результатов оказанной специалистами юридической, социальной, медико-психолого-педагогической и другой помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Значительное внимание уделяется профилактике социального сиротства.

На предотвращение беспризорности, безнадзорности и ассоциального поведения детей и подростков направлена работа каждого из дейстующих социально-реабилитационных центров, но особое значение имеет тот факт, что большинство из них помимо медико-психологической коррекции ребенка восстанавливают его связи с семьей или находят замещающую семью, стараются создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни.

Значительная часть поступающих в учреждения детей - это подобранные на вокзалах и улицах, не имеющие никаких документов дети с неустановленной личностью.

Поэтому основной задачей на первом этапе реабилитации становится восстановление социального статуса несовершеннолетнего, выявление причин его дезадаптации, так как без достаточно полного социального портрета ребенка невозможна его реабилитация, а в дальнейшем и полное решение его судьбы. Медико-психолого-педагогические консилиумы, создаваемые в учреждениях, поэтапно следят за ходом реабилитации, добиваясь, чтобы за время пребывания в Центре ребенок был максимально адаптирован к жизни.

Социально- реабилитационные центры, в структуру которых входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей -игры, познания, труда, общения.

Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338, а впоследствии Федеральным законом " Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних" от июля 1999года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.

Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семей и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем.

Бедственное положение детей в современном российском обществе очевидно, и оно усугубляется тем, что в стране отсутствует комплексная ювенальная правовая политика, насущной задачей которой, на мой взгляд является создание ювенальной юстиции. "Ювенальная юстиция"- термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Данная политика включает в себя в качестве структурных элементов профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечения гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы; осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребёнка лишь в качестве крайней меры и течение как можно более короткого периода времени; отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного заключения. Один из важнейших показателей качества ювенального законодательства-соответствие его принципам и нормам международного ювенального права. К числу фундаментальных источников данной отрасли относятся Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятые на 96 пленарном заседании ООН 29 ноября 1985г. Конвенция о правах ребёнка от 5 декабря 1989г., Резолюция VIII конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в ЭрРиярде) от 14 декабря 1990г., Правила Оон, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы, от 14 декабря 1990г. и ряд других источников. Свод данных норм международного права фактически сформировал политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения. Были приняты ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" (1998г.), устанавливающий гарантии прав несовершеннолетних во всех сферах социальной жизни, в то м числе в отношении правосудия; ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними" (1999г.), регламентирующий некоторые процедуры, направленные на исправление подростков, дела в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям. К числу системообразующих актов в области ювенальной политики государства следует отнести также ФЗ №98-ФЗ от 28 июня 1995г. "О государственной поддержке молодёжи и детских общественных объединений", ФЗ №159-ФЗ от 21 декабря 1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указ Президента РФ №712 от 14 мая 1996г. "Об основных направлениях государственной семейной политики". Постановление Правительства РФ №829 от 17 июля 1996г. №О приёмной семье", Постановлением Правительства РФ №906 от 27 июля 1996г. "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ", Постановление Правительства РФ №1092 от 13 сентября 1996г. "Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", утверждённая постановлением Правительства РФ 31207 от 19 сентября 1997г., Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000г.(национальный план действий в интересах детей), Федеральная программа "Дети России". 15 февраля 2002г. в первом чтении Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" в части введения ювенальных судов. Однако вплоть до настоящего момента, последующих чтений так и не состоялось, закон не был принят.

Проблема детей и подростков с девиантным поведением заставляет органы власти г.Ульяновска искать новые методы и подходы: принятие новых законов, привлечение молодёжных и общественных организаций, разработка новых концепций по социально-педагонической работе.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 191.