Введение
Актуальность темы. Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высокорисковых инвестиций: весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же, как значительна доля вновь создаваемых фирм.
Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Как известно, основными финансовыми источниками для предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса. Спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30%. Интересны и другие цифры: спрос на кредиты малому бизнесу специалисты оценивают в 30 млрд долл. При этом общее предложение от банков составляет всего 5 млрд долл. По данным Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитах оценивается в 30 млрд. долл. ежегодно, а удовлетворяется она пока на 10–15%.
Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Понятно, что удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.
Банк – это экономическое учреждение, и он действует с учетом активно развивающегося рынка потребностей. Все большее количество населения получает доступ и возможности пользоваться кредитами. Банки реагируют на такой спрос, создавая предложение.
В настоящее время малый бизнес полностью вошел в сферу интересов банковских структур. Если раньше крупные российские банки только помышляли о работе с предпринимателями, то теперь малый бизнес и его представители стали для них желанными клиентами. Высокая конкуренция между банками в сфере сотрудничества с малым бизнесом делают кредиты для бизнеса более доступными. Необходимо отметить, что в настоящее время в результате конкуренции банки не только предоставляют кредиты на развитие уже существующего бизнеса, но и выдают кредиты на открытие бизнеса, что стало большим толчком для развития предпринимательства в целом.
Финансовый кризис и его возможные последствия для банковского сектора России, особенно в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, – это одна из самых обсуждаемых на сегодня тем в российской банковской и экономической прессе.
Согласно предварительным оценкам ЦБ, темпы роста кредитования в России в ближайшие полгода резко снизятся в связи с сокращением у банков ресурсов на наращивание портфеля кредитов малому бизнесу, как наименее надежному в условиях кризиса.
Последствия кризиса ликвидности, несмотря на поддержку финансовых рынков со стороны монетарных властей, налицо. Многие участники финансового рынка пересмотрели свои кредитные программы, заморозили кредитование, повысили ставки по кредитам и сократили персонал.
Проблемы фондирования российских банков, вероятный рост риска невозвратов по кредитам, а также непонятная ситуация в ряде сегментов экономики, в первую очередь в девелопменте, строительстве и розничной торговле, – все это приводит к тому, что банки вынуждены ограничивать свою деятельность.
Все это свидетельствует о необходимости правильной организации экономической работы банка с малым бизнесом и увеличения количества его клиентов.
Цель работы – исследование практических аспектов, а также проблем и перспектив кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях, на примере АКБ РосЕвроБанк.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
· Рассмотреть кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (по материалам ОАО АКБ РосЕвроБанк);
· Раскрыть виды кредитов ОАО АКБ РосЕвроБанк малому бизнесу и основные условия их предоставления;
· Исследовать особенности кредитования малого бизнеса в АКБ РосЕвроБанк проблемы и рекомендации;
· Выделить проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса;
· Определить направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса
Объект исследования – ОАО АКБ РосЕвроБанк
Предмет исследования – особенности, проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса.
Методологическо – информационной основой работы послужили такие источники, как: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Положения ЦБР, а также работы авторов, Белоглазовой Г.Н., Коробовой Г.Г., Жарковской Е.П., Тавасиева А.М. Лаврушина О.И. и другие источники, статистика ЦБРФ, финансовая и внутренняя отчётность ОАО АКБ РосЕвроБанк.
Документарная проверка
При оплате платежных документов за счет кредитных средств специалистами проводится проверка:
– правильности заполнения реквизитов получателя средств и обслуживающего его учреждения банка (наименование, номер расчетного счета, код банка, соответствие назначения платежа условиям хозяйственных договоров и договоров кредита);
Последующий документальный контроль осуществляется путем:
– контроля за продвижением товара при кредитовании сделки;
– анализа складского и бухгалтерского учета по кредитному объекту и обеспеченности необходимых условий хранения кредитуемых ценностей;
– проверки соответствия данных об объекте кредитования в стоимостном и натуральном выражениях, указанным:
* в грузовых таможенных декларациях, железнодорожных и товарно-транспортных накладных;
* в складских справках с данными по спецификациям и договорам (контрактам);
* в «Справках о стоимости выполненных работ и затрат».
Проверка на месте
Проверка на месте проводится:
– до момента оформления договора залога, по которому кредитуемый объект является закладываемым имуществом и находится на складе;
– не позже 5-ти рабочих дней после поступления прокредитованных ценностей на склад.
При проверке обращается внимание на следующие моменты:
– соответствие фактического объема и номенклатуры прокредитованных ценностей (работ, услуг) – данным складского учета (контрольных обмеров, актам, подтверждающим оказанные услуги);
– правильность и полнота оприходования ТМЦ по первичным бухгалтерским документам, данным складского учета;
– соответствие номенклатуры поставленных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) спецификациям к Договорам поставки (договорам подряда, договорам на оказание услуг), их объема – указанным в договорах поставки;
– условия хранения, охраны ТМЦ.
Заключение
Банковский кредит выражает экономические отношения между банками и субъектами кредитования (заемщиками). Банки осуществляют кредитование за счет собственных источников, привлеченных денежных средств юридических лиц и вкладов граждан (за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов), приобретенных ресурсов у других банков (на рынке кредитных ресурсов).
Благодаря кредиту предприятия и организации имеют возможность располагать в любой момент такой суммой денежных средств, которая необходима для их нормального функционирования.
Малый бизнес является залогом сбалансированного развития экономики и социальной стабильности как в развитых, так и в развивающихся странах мира. В Европе малыми предприятиями создается до 70% ВВП, в США – около 40%. В России же это всего 12% (по данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства). Основной причиной неразвитости малого бизнеса в нашей стране остается банальная нехватка финансирования. Потребность предприятий малого бизнеса во внешнем финансировании, по экспертным оценкам, удовлетворена лишь на 20–30%. Особенно тяжело приходится малым предприятиям на стадии старт-ап – классические финансовые институты просто оказываются не готовы к работе с ними из-за объективных сложностей, связанных с оценкой их рисков, а альтернативные способы финансирования обычно труднодоступны.
Статистика свидетельствует, что малый и средний бизнес – один из самых надежных заемщиков: возвратность кредитов в этом секторе составляет 99%.
Крупный бизнес в большинстве своем уже распределен по банковской системе. Кредитование малого бизнеса сегодня является относительно свободной нишей для дальнейшего развития.
С каждым годом малый и средний бизнес становится все более открыт по отношению к банкам. Компании понимают, что они не просто берут кредит, а привлекают инвестиции в свой бизнес, и все больше предпринимателей начинают выводить свою деятельность из тени, тем самым, повышая привлекательность к инвестированию в свои предприятия. Это помогает банкам постоянно совершенствовать технологии кредитования, снижать предъявляемые требования к компаниям. А такие действия приводят в первую очередь к повышению качества работы с клиентом и ускоряют процедуру рассмотрения заявки на кредит.
Финансовый кризис, спровоцированный проблемами на ипотечном рынке США, продемонстрировал общую взаимозависимость и слабость национальных экономик. На российском малом и среднем бизнесе, прежде всего, сказалась нехватка средств в банковской системе. Банки из-за снижения ликвидности начали повышать процентные ставки по кредитам и вводить скрытые ограничения. В среднем, ставки для малого бизнеса были повышены на 1–4%.
Значительные изменения произошли и в предложениях банков – в связи с принятием антикризисных мер продуктовые линейки сократились до минимума, процентные ставки увеличились в среднем до 24–25% годовых.
Таким образом, начиная с IV квартала текущего года ситуация на рынке значительно изменилась на фоне первой волны финансового кризиса в России. Многие банки перестали кредитовать вообще, часть банков «закрылась» для новых клиентов, осуществляя только кредитование уже действующих заемщиков. Одной из наиболее явных тенденций 2008 года стало сокращение количества банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.
Тенденциями развития сектора кредитования МСБ в последующие годы будут: увеличение предложений со стороны банков, усиление между ними конкурентной борьбы, развитие партнерских программ, так называемых программ «лояльности», внедрение специализированных кредитов на приобретение автотранспорта и спецтехники, производственного и торгового оборудования, коммерческой недвижимости.
В работе был проведен анализ состава и структуры предоставленных краткосрочных кредитов АКБ «РосЕвроБанк» (ОАО). Основываясь на данных анализа, были выделены следующие особенности:
В ходе анализа не было выявлено существенных проблем в деятельности банка. Высокие темпы роста по многим показателям свидетельствуют об активной работе банка в области кредитования.
Данные анализа состава и структуры кредитного портфеля банка в предкризисный период свидетельствуют о его высоком качестве. Это было достигнуто, помимо прочих факторов, благодаря хорошей диверсификации кредитного портфеля по отраслям.
В качестве недостатка можно выделить низкую диверсификацию предоставленных кредитов по географическому признаку. Несмотря на существование на сегодняшний день 19-ти Кредитно-кассовых офисов в разных города РФ, основная часть кредитных ресурсов сосредоточена в московском регионе. Расширение присутствия банка в регионах позволит увеличить количество выдаваемых кредитов, тем самым увеличивая кредитный портфель банка и принося дополнительный доход. Так же в качестве проблем можно выделить: высокую конкуренцию в конкретном регионе, нехватку квалифицированного персонала, недостаточно активную рекламную кампанию.
Основной тенденцией кредитного портфеля АКБ «РосЕвроБанк» (ОАО) малому бизнесу в кризисный период можно назвать наметившуюся переориентацию с рублёвых кредитов на валютные как способ снижения кредитных рисков.
Подводя итоги можно сказать, что при высоком качестве кредитного портфеля АКБ «РосЕвроБанк» (ОАО), достаточной капитализации, высоком уровне ликвидности, соблюдении сбалансированности активов и пассивов банка по срокам, в качестве важных мероприятий, способствующих росту объемов кредитования и улучшению диверсификации кредитных вложений, можно выделить следующее: увеличение количества точек присутствия банка в регионах путем расширения сети ККО; кредитование предприятий, работающих менее одного года; усовершенствование условий кредитования и программного обеспечения; решение проблем дефицита квалифицированного персонала.
На общегосударственном уровне, проблемы кредитования малого бизнеса должны быть решены посредством реализации следующих действий:
· Сокращение срока рассмотрения заявок;
· сокращение видов лицензирования.
· Снижение налогового бремени;
· повышение эффективности использования системы налоговых кредитов;
· разработка программ по кредитованию малого бизнеса с возможностью использования для анализа «управленческой» отчетности;
· Оказание консультационных услуг.
· Развитие микрофинансирования (предоставление определенных минимальных сумм в кратчайшие сроки).
· Муниципальная поддержка путем выдачи гарантий, поручительств.
· Развитие системы предоставления гарантий и поручительств кредитных агентств, развитие кредитных бюро.
· Использование повышенной процентной ставки связано с тем, что при кредитовании малого бизнеса высоки кредитные риски, т. к. отсутствует кредитная история.
· Развитие системы бюро кредитных историй позволит снизить процентную ставку и размеры формируемого резерва.
· Консультационные услуги
· Ужесточение уголовного права;
· Борьба с коррупцией.
Плюсы кредитования малого бизнеса ОАО АКБ РосЕвроБанк:
· используется индивидуальный подход к каждому клиенту
· упрощённая процедура оценки кредитоспособности и выдачи кредитов
· четко отлаженной схеме работы с клиентами-заемщиками,
· постоянному мониторингу уже выданных кредитов
· низкий уровень просроченных кредитов
· отлаженные и отработанные схемы оценки кредитоспособности малых предприятий
· рост объёмов кредитования
Минусы кредитования малого бизнеса ОАО АКБ РосЕвроБанк:
· преобладают именно краткосрочные кредиты
· кредиты выдаются преимущественно торговым предприятиям а не производственным или венчурным
· низкая диверсификацию предоставленных кредитов по географическому признаку
· не предоставление такого вида кредита как овердрафт
· отсутствие льготных программ
Достижения в сфере кредитования малого бизнеса в России:
· За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%.
· Растёт количество банков, предоставляющих кредиты малому бизнесу
· Появление интереса к малому бизнесу со стороны дочерних иностранных банков
· Совершенствуются технологии оценки кредитных рисков
Проблемы:
· непрозрачность российского малого бизнеса.
· отсутствие надежных залогов
· недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками
· высокие риски кредитования
Введение
Актуальность темы. Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высокорисковых инвестиций: весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же, как значительна доля вновь создаваемых фирм.
Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Как известно, основными финансовыми источниками для предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса. Спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30%. Интересны и другие цифры: спрос на кредиты малому бизнесу специалисты оценивают в 30 млрд долл. При этом общее предложение от банков составляет всего 5 млрд долл. По данным Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитах оценивается в 30 млрд. долл. ежегодно, а удовлетворяется она пока на 10–15%.
Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Понятно, что удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.
Банк – это экономическое учреждение, и он действует с учетом активно развивающегося рынка потребностей. Все большее количество населения получает доступ и возможности пользоваться кредитами. Банки реагируют на такой спрос, создавая предложение.
В настоящее время малый бизнес полностью вошел в сферу интересов банковских структур. Если раньше крупные российские банки только помышляли о работе с предпринимателями, то теперь малый бизнес и его представители стали для них желанными клиентами. Высокая конкуренция между банками в сфере сотрудничества с малым бизнесом делают кредиты для бизнеса более доступными. Необходимо отметить, что в настоящее время в результате конкуренции банки не только предоставляют кредиты на развитие уже существующего бизнеса, но и выдают кредиты на открытие бизнеса, что стало большим толчком для развития предпринимательства в целом.
Финансовый кризис и его возможные последствия для банковского сектора России, особенно в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, – это одна из самых обсуждаемых на сегодня тем в российской банковской и экономической прессе.
Согласно предварительным оценкам ЦБ, темпы роста кредитования в России в ближайшие полгода резко снизятся в связи с сокращением у банков ресурсов на наращивание портфеля кредитов малому бизнесу, как наименее надежному в условиях кризиса.
Последствия кризиса ликвидности, несмотря на поддержку финансовых рынков со стороны монетарных властей, налицо. Многие участники финансового рынка пересмотрели свои кредитные программы, заморозили кредитование, повысили ставки по кредитам и сократили персонал.
Проблемы фондирования российских банков, вероятный рост риска невозвратов по кредитам, а также непонятная ситуация в ряде сегментов экономики, в первую очередь в девелопменте, строительстве и розничной торговле, – все это приводит к тому, что банки вынуждены ограничивать свою деятельность.
Все это свидетельствует о необходимости правильной организации экономической работы банка с малым бизнесом и увеличения количества его клиентов.
Цель работы – исследование практических аспектов, а также проблем и перспектив кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях, на примере АКБ РосЕвроБанк.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
· Рассмотреть кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (по материалам ОАО АКБ РосЕвроБанк);
· Раскрыть виды кредитов ОАО АКБ РосЕвроБанк малому бизнесу и основные условия их предоставления;
· Исследовать особенности кредитования малого бизнеса в АКБ РосЕвроБанк проблемы и рекомендации;
· Выделить проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса;
· Определить направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса
Объект исследования – ОАО АКБ РосЕвроБанк
Предмет исследования – особенности, проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса.
Методологическо – информационной основой работы послужили такие источники, как: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Положения ЦБР, а также работы авторов, Белоглазовой Г.Н., Коробовой Г.Г., Жарковской Е.П., Тавасиева А.М. Лаврушина О.И. и другие источники, статистика ЦБРФ, финансовая и внутренняя отчётность ОАО АКБ РосЕвроБанк.
Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (по материалам ОАО АКБ РосЕвроБанк)
Дата: 2019-07-31, просмотров: 221.