Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

1.1 Общие условия возникновения обязательств из причиненного вреда

1.2 Специальные условия возникновения обязательств из причиненного вреда

2. Ответственность за вред, причиненный актами власти

2.1Ответственность за вред, причиненный актами управления

2.2 Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда

Заключение

Список литературы

Приложение1

Приложение 2



Введение

 

Для выпускной квалификационной работы мы выбрали тему «Ответственность за вред, причиненный действиями государственных органов и органов местного самоуправления», так как по нашему мнению, на сегодняшний день это одна из актуальных тем гражданского права Российской Федерации. Это связано с тем, что в действующем законодательстве, регулирующим данный вопрос, имеется множество противоречий, несоответствий. Многие нормы, регулирующие отдельные положения в данной сфере, основаны на явно устаревшем законодательстве. В юридической литературе также высказываются различные, порой противоречивые мнения по этой теме, которые заслуживают особого внимания.

Рассматриваемый в работе деликт – вред, причиненный актами власти – в теории гражданского права выделяют в специальный деликт. Основание для выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат как особенности применения к нему общих условий деликтной ответственности, так и наличие ряда специальных условий, дополнительно установленных законом.

В связи с тем, что гражданское законодательство предусматривает некоторые особенности ответственности за вред, причиненный актами власти, они подразделяются на две группы: акты управления и акты правоохранительных органов и суда.

Таким образом, актуальность сформулированной темы квалификационной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории компенсации морального вреда как способа защиты гражданских прав, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие компенсации морального вреда широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.

Объектом научного анализа настоящей работы является компенсация морального вреда как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Методологической основой исследования является диалектический метод, а также частичные и специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводились исследования, использовался метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволяют наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты проблем правового регулирования компенсации морального вреда в рамках цели и задачи исследования.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике по отдельным гражданским делам.

Нормативную основу составляют: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования компенсации морального вреда, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Целью данной работы является комплексный анализ проблем в сфере компенсации морального вреда.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа компенсации морального вреда как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

1. Всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования компенсации морального вреда. Изучить и проанализировать судебную практику по данному вопросу.

2. Обобщить мнения ученых, высказываемые в юридической литературе по этой теме.

3. Выявить имеющиеся противоречия и несоответствия в нормативных актах, регулирующих данный специальный деликт.

4.  Рассмотрение проблем применения и выявить тенденции развития правовых норм, регулирующих компенсацию морального вреда.

5. На основе выводов, содержащихся в работе, выработать рекомендации по их практическому использованию.

6. Определить содержание и признаки компенсации морального вреда, основания возникновения права на компенсацию морального вреда, и нематериальные права и блага, защищаемые путем компенсации морального вреда, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.

 



Заключение

 

Оценивая в целом положения, касающиеся компенсации морального вреда, можно сделать следующие выводы, что в современном гражданском праве обязательства делятся на две группы: договорные и внедоговорные.

Одним из видов внедоговорных обязательств являются обязательства вследствие причинения вреда. Это внедоговорные обязательства, возникающие вследствие нарушения имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего, носящих абсолютный характер, призванные обеспечить полное восстановление этих прав за счет причинителя вреда либо за счет иных лиц, на которых законом возложена обязанность возмещения вреда.

Основанием наступления ответственности по ст.1069 ГК РФ является причинение вреда вследствие незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц. Под действие ст. 1069 Гражданского кодекса РФ (далее ГК) подпадают различные акты управления. Это разнообразные властные предписания, принимаемые в сфере административного управления. Причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме. Также ст. 1069 ГК РФ особо выделяет такой вид актов управления, как издание не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Наряду с действием, т.е. активным поведением государственных или муниципальных органов, а также их должностных лиц, вред может быть причинен и путем бездействия.

В законодательстве Российской Федерации гражданину предоставлено два способа обжалования незаконных актов власти:

1. Подача жалобы в вышестоящие в порядке подчинения государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам;

2. Обращение с жалобой в суд.

Если вышестоящие в порядке подчиненности органом гражданину отказано в удовлетворении жалобы либо он не получил ответа в течение 1 месяца со дня ее подачи, он вправе обратится с жалобой в суд, так как данное право закреплено в Конституции РФ.

В настоящее время в РФ действует ГПК РФ и Закон РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» которые также закрепляют провозглашаемое конституционное право на обращение гражданина с жалобой в суд. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет возможность обжалования действий всех государственных служащих; закрепляет право обжалования не только действий, но и бездействий; устанавливает сроки обращения в суд с жалобой; регулирует порядок обжалования и исполнения решений суда, а также другие вопросы, которые возникают при разрешении жалобы в судебном порядке.

Однако говорить сегодня о полной реализации конституционного права на судебную защиту в этой сфере было бы преждевременным. До настоящего времени не устранены ряд неточностей в Законе от 27.04.93 г., противоречия в практике его применения, что вызывает сложности при принятии жалоб к судебному рассмотрению, определение сторон участников процесса, разрешении жалоб по существу.

Так, например, согласно ст. 2, 124 ГК РФ в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, от имени которых в суде выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, однако в Законе от 27.04.93 г. и ГПК РФ как субъекты обжалования они не указаны.

Также в Законе от 27.04.93 г. внесено дополнение, касающиеся сферы обжалования. К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для свершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы граждан. В части 1 статьи 2 Закона регламентируется право обжалования «предоставления информации», в ч. 4 ст. 2 Закона – самой информации, а в ч. 5 ст. 7 Закона есть указание на «предоставление искаженной информации», в связи, с чем возникает право на возмещение убытков и морального вреда. Нечеткость формулировок в указанных нормах, приводит к трудностям в их применении при разрешении жалоб по существу.

С учетом внесенных изменений и дополнений в Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 14.12.95 г. появился новый субъект обжалования – государственный служащий. Однако на сегодняшний день нет еще нормативного федерального законодательства, регулирующего административную ответственность должностных лиц, государственных служащих за принятие незаконных актов, нарушающих права и свободы граждан, а также устанавливающих процессуальный порядок ее применения судом.

Субъектами оспаривания нормативного акта в суде могут выступать и прокуроры, которые руководствуются при этом Законом РФ от 17.01.92 г. «О прокуратуре РФ» в редакции Закона от 17.11.95 г. и постановление Пленума Верховного Суда РФ. Кроме прокуроров и граждан субъектами могут быть и организации, однако, здесь возникают определенные трудности. Так, например, в настоящее время нет федерального закона, который бы содержал прямое указание о праве организации обжаловать в суд нормативные акты органов государственной власти автономных округов и республик в составе РФ. Однако, согласно Конституции РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Исключение из юрисдикции федеральных судов дел о признании нормативных актов государственных органов отдельных субъектов РФ недействительными по заявлениям организаций нарушало бы данное конституционное положение.

Особым случаем ответственности за вред, причиненный государственными органами, выступает ответственность органов дознания, предварительного следствия и суда, т.е. ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда.

На сегодняшний день законодательство, регулирующее данную сферу гражданский правоотношений является явно устаревшим, раздробленным, фрагментарным и несовершенным.

Законодатель должен был бы отказаться от попытки дать какой-либо перечень незаконных актов правоохранительных органов и суда, т.к. многие действия этих органов вообще не попали в этот перечень. Проще было бы указать в ГК РФ, что ответственность по ст. 1070 ГК наступает за любые незаконные действия этих органов. Одно из уязвимых мест действующих правовых норм – недостаточно четкая регламентация видов ущерба, подлежащего компенсации. Полное восстановление имущественного статуса гражданина предполагает отказ от ограничительного толкования принятого перечня видов ущерба, приведенного в Положении от 18.05.81 г. Судебная практика до сих пор передерживается узкой интерпретации, ибо Указ, Положение, Инструкция не содержат категоричного требования о том, что перечень следует толковать расширительно. Таким образом, притязания граждан на полную компенсацию нанесенного материального ущерба остаются неудовлетворенным. Необходимо, чтобы любые виды понесенного ущерба возмещались таким образом, чтобы лицо было восстановлено в положении, которое имело место до осуществления неправомерного решения (деяния), настолько полно, насколько это возможно.

Существующее законодательство о возмещении ущерба, нанесенного в сфере правосудия, не касается проблемы информации. Между тем стоимостное обеспечение материального ущерба следует изменить на день выплаты денежной компенсации по системе индексирования или начисления процентов на суммы по банковским денежным вкладам населения.

На основе сделанных выводов на наш взгляд, можно сделать следующие предложение:

- Дополнить Уголовно-процессуальный кодекс РФ главами об общих условиях возмещения ущерба и о порядке возмещения ущерба гражданину при его реабилитации. Это облегчило бы реабилитируемым гражданам реализацию своих прав, способствовало бы сокращению сроков рассмотрения дел категории, и что немаловажно, решило бы еще одну проблему – проблему определения надлежащего ответчика, так как данная в законе формулировка «вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъектов РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие органы либо другой орган, юридическое лицо, если эта обязанность возложена на него» недостаточно ясна.

- Законодательно предусмотреть специальный, максимально упрощенный порядок компенсации причиненного вреда, в целях скорейшей и эффективной защиты интересов реабилитируемых граждан. В этом случае не совсем уместно брать за основу механизм возмещения ущерба, предусмотренный Инструкцией по применению положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, так как процедура носит достаточно многоступенчатый характер и к тому же не урегулирована общедоступным законодательным актом.



Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ (1993 г.) М., 2008.

2. Гражданский кодекс РФ часть I (1994 г.) и часть II (1995 г.) М., 2008.

3. Уголовный кодекс РФ (1996 г.) М., 2008.

4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ (2002г.) М., 2008.

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001г.) М., 2007.

6. Налоговый кодекс РФ часть 2 (2000г.) М., 2008.

7. Федеральный закон от 30.11.94 № 52 – ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // (в ред. от 01.12.2007 г.), Российская газета 05.12.2007.

8. Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 22.12.95 г. // СЗ РФ, 1996, № 5 (в ред. Федерального закона № 147-ФЗ от 26.11.2001г.)

9. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г. // СЗ РФ, 1995, № 22 (в ред. Федерального закона № 135 - ФЗ от 26.07.2006 г.)

10.  Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.93 г. // СЗ РФ 18.12.95, Российская газета,- 26.12.95 (в ред. Федерального закона № 197-ФЗ от 14.12.1995 г.)

11.  Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 г. // СЗ РФ, 1995, № 47 (в ред. от 17.11.95 г.)

12.  Закон РФ «О правительстве РФ» от 17.12.97 г. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.97 г.) // СЗ РФ, 1998, №1 (в ред. от 02.03.2007г.).

13.  Закон РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 г. // СЗ РФ, (в ред. от 05.02.2007 г.)

14.  Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1// Российская газета, -06.10.07. (в ред. 02.10.2007 г.)

15.  Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г., № 103 – ФЗ (в ред. от 30.10.2007г.) // СЗ РФ, 05.11.07., Российская газета, 07.11.07.

16.  Указ Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а так же должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» от 18.05.81 г. // Ведомости СССР, 1981, № 21. СПС Консультант Плюс.

17.  Инструкция по применению Положения о порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда от 02.03.82 г. // (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.04.2004 г. № ГКПИ 03-1383)

18.  Положение о службе в Органах Внутренних дел РФ от 23.12.1992 г., утвержденное постановлением Верховного Совета РФ № 4202-1(в ред. от 01.12.2007г.) // Российская газета, 2007.

19. Закон РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 05.03.92г. (утратил силу)

Акты судебных органов

20.  Постановление пленума Верховного Суда СССР № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышением власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30.03.90 г. // (ред. 10.02.2000 г.) // Российская газета, 2000.

21.  Постановление пленума Верховного Суда РФ №5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащих закону» от 27.04.93 г. (в ред. 24.04.2004г.) // Российская газета, 2004.

22.  Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» от 1.06.96 г. // Российская газета, 1996.

23.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.94 г. // Российская газета, 08.02.95, № 29, СПС Консультант Плюс.

24.  Постановление пленума Верховного Суда РФ №10 «О распространении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» от 21.12.93 г. // (утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г., № 2)

Научная и учебная литература

25.  Гражданское право. Учебник. Часть II. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстова. М., 1997, с. 713.

26.  Гражданское право. Учебник. Часть II. Обязательственное право. /Под ред. В.В. Залесного. М., 1998, с. 607.

27.  Гражданское право. Часть II. Обязательственное право: Курс лекций. Отв. Ред. О.М. Садыков. М., 1997, с. 629.

28.  Гражданское право: Практикум. В 2 ч. Ч. 1/ Н.М. Коршунов, Ю.Л. Мареев; под ред. Н.М. Коршунова.- М. : Эксмо, 2008. – 624с.

29.  Грудцына Л.Ю., Спектор А.А.. Гражданское право России : Учебник для вузов. – М. : ЗАО Юстицин – форм, 2008. – 560с.

30.  Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. /Под ред. Член-корр. РАН, проф. В.С. Нерисница. М., 1996, с. 548.

31.  Жуйков В.М. Права человека и власть закона. М., 1995, с. 11.

32.  Зенин И.А.. Гражданское право : Учебник для вузов. – Высшее образование, 2007. – 567с.

33.  Коршунов Н.М. Гражданский процесс : Учебник / Н.М. Коршунов, Ю.Л. Мареев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксма, 2007. – 768с.

34.  Комментарий к Гражданско- процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) под ред. Г.А. Жилина. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 880с.

35.  Медведев М.Ф. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 1998.

36.  Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998, с. 236.

37.  Римское частное право: Учебник. /Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского М., 1996, с. 521.

Периодические издания

38. Андреев Ю.Н. Возмещение морального вреда в уголовном судопроизводстве. // Российская юстиция, 2005, № 10, с.45.

39.  Бойцова Л. Возмещение ущерба «жертвам правосудия» в России. /Российская юстиция, 1994, №6, с. 45.

40.  Левинова Т. Порядок возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными привлечениями к уголовной ответственности, нуждаются в уточнении. /Российская юстиция, 1998, №7, с. 38.

41.  Кириллова Н.А. Правовые последствия отказа от обвинения. // Российская юстиция, 2006, № 7, с. 54.

42.  Горшенков Г.Г. Превентивный эффект компенсации морального вреда. // Российская юстиция, 2006, № 5, с. 19.

43. Наритний С. Компенсация морального вреда пострадавшим от судебно-следственных ошибок. /Российская юстиция, 1997, №10, с. 40.

44.  Журавлева О. Обжалование в суд незаконных действий и решений: как повысить его эффективность /Российская юстиция, 1998, №1, с. 25.

45.  Жилин Г. Признание нормативных актов недействительными. /Российская юстиция, 1998, №7, с. 40.


[1] Конституция Российской Федерации (1993 г.) М., 2008.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1-1994г., часть 2-1995г.) М.,2008.

[3] БВС РФ 1996, № 9; Вестник ВАС РФ, 1996 № 9

[4] БВС РФ 1995, №3 с.9

[5] Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликатных обязательствах в советском гражданском праве, Л., 1983 г.

[6] Уголовный Кодекс РФ примечание ст. 285, изд. ОМЕГА-Л, Москва 2007 г.

[7] Гражданское право. Учебник. Часть II. /под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого, М.,1997, с. 718

[8]  БВС РФ, 1995, №4, с. 3

[9] Федеральный закон № 62 ст. ст. 39, 40 - ФЗ от 01.07.2002 г. «О гражданстве РФ» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом РФ № 151 - ФЗ от 11.11.2003 г.

[10] БВС РФ,1998, №9 с.9

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации М., 2008. 

[12] Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации ( 2002 г.) М., 2008.

[13] УК РФ, ст. 315, изд-ва ОМЕГА – Л, М., 2008.

[14] Российская конституция, 1996, № 3

[15] Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.93г. // Российская газета, 26.12.95г. (в ред. Федерального закона № 197-ФЗ от 14.12.1995.)

[16] О.Журавлева, Обжалование в суд незаконных действий и решений: как повысить его эффективность./ Российская юстиция; 1998, №1, с. 27.

[17]  Закона РФ «О средствах массовой информации» ст. 35.

[18] Конституция РФ 1993г. (с изменениями на 01.01.2008г.), М., 2008.

[19] Л.Бойцова, Возмещение ущерба «жертвам правосудия» в России. //Рос. юст, 1994, №6, с.45

[20] См. Приложение 2

[21] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Части второй (постановлений) / Отв. Ред. О.Н. Садиков. М., 1996, С. 664.

[22] Ст. 134 Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Изд-ва ОМЕГА-Л, Москва, 2007г.

[23]УПК РФ п.п. 1-5 ч. 1 ст. 135 изд. ОМЕГА-Л, Москва 2007 г.

[24] См. Приложение 3


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

1.1 Общие условия возникновения обязательств из причиненного вреда

1.2 Специальные условия возникновения обязательств из причиненного вреда

2. Ответственность за вред, причиненный актами власти

2.1Ответственность за вред, причиненный актами управления

2.2 Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда

Заключение

Список литературы

Приложение1

Приложение 2



Введение

 

Для выпускной квалификационной работы мы выбрали тему «Ответственность за вред, причиненный действиями государственных органов и органов местного самоуправления», так как по нашему мнению, на сегодняшний день это одна из актуальных тем гражданского права Российской Федерации. Это связано с тем, что в действующем законодательстве, регулирующим данный вопрос, имеется множество противоречий, несоответствий. Многие нормы, регулирующие отдельные положения в данной сфере, основаны на явно устаревшем законодательстве. В юридической литературе также высказываются различные, порой противоречивые мнения по этой теме, которые заслуживают особого внимания.

Рассматриваемый в работе деликт – вред, причиненный актами власти – в теории гражданского права выделяют в специальный деликт. Основание для выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат как особенности применения к нему общих условий деликтной ответственности, так и наличие ряда специальных условий, дополнительно установленных законом.

В связи с тем, что гражданское законодательство предусматривает некоторые особенности ответственности за вред, причиненный актами власти, они подразделяются на две группы: акты управления и акты правоохранительных органов и суда.

Таким образом, актуальность сформулированной темы квалификационной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории компенсации морального вреда как способа защиты гражданских прав, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие компенсации морального вреда широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.

Объектом научного анализа настоящей работы является компенсация морального вреда как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Методологической основой исследования является диалектический метод, а также частичные и специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводились исследования, использовался метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволяют наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты проблем правового регулирования компенсации морального вреда в рамках цели и задачи исследования.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике по отдельным гражданским делам.

Нормативную основу составляют: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования компенсации морального вреда, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Целью данной работы является комплексный анализ проблем в сфере компенсации морального вреда.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа компенсации морального вреда как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

1. Всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования компенсации морального вреда. Изучить и проанализировать судебную практику по данному вопросу.

2. Обобщить мнения ученых, высказываемые в юридической литературе по этой теме.

3. Выявить имеющиеся противоречия и несоответствия в нормативных актах, регулирующих данный специальный деликт.

4.  Рассмотрение проблем применения и выявить тенденции развития правовых норм, регулирующих компенсацию морального вреда.

5. На основе выводов, содержащихся в работе, выработать рекомендации по их практическому использованию.

6. Определить содержание и признаки компенсации морального вреда, основания возникновения права на компенсацию морального вреда, и нематериальные права и блага, защищаемые путем компенсации морального вреда, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.

 



Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

Дата: 2019-07-31, просмотров: 190.